Отпуск с детьми на пользу

Отпуск с детьми на пользу thumbnail

Детский психолог Катерина Мурашова рассказывает, как сделать семейную поездку насыщенной, образовательной и тем не менее нескучной для детей

На лекциях, которые я иногда читаю, родители часто спрашивают, как сильно за четверть века изменились проблемы, с которыми ко мне приходят семьи?

Ответ: многое осталось прежним, но кое-что изменилось.

Скоро майские праздники, лето. Многие поедут отдыхать и возьмут с собой детей. 25 лет назад мне никто не жаловался: мы его везем туда и сюда, показываем то и это, а ему как будто ничего не интересно. Сегодня жалуются. Не то чтобы каждый день, но регулярно.

Вот об этом и поговорим. Дети и путешествия.

Для начала надо определиться: вы хотите, чтобы в этой поездке было интересно вам или ребенку? Скорее всего, всем.

Если речь идет не о пляжном, а о познавательном отдыхе, то это, как правило, невозможно. Просто потому что вы разные по возрасту и у вас с ребенком разные познавательные задачи. Можно попытаться — и у некоторых родителей получается — увидеть мир глазами ребенка и обрадоваться, восхититься его новизной. Обратное не срабатывает: увидеть мир (краеведческий музей, архитектуру Рима и т. д.) вашими глазами маленький ребенок не в состоянии. Это можно попытаться сделать с подростком, но тоже получается далеко не всегда, а исключительно в том случае, если он «настроен на вашу волну».

Зато ребенка в путешествии почти всегда можно обучать — и многим родителям это нравится.

Несколько путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ

Давайте смотреть и рассуждать конкретно. Ребенок от полутора до двух с половиной лет. Что такое для него познавательное путешествие?

Он еще очень маленький и близко от земли. Вдаль — ему не интересно. Там нельзя ни рассмотреть толком, ни потрогать. Наглядно-действенное мышление. Здесь и сейчас.

Пример: путешествие «жизнь под камнями». Открытие: под камнями (кирпичами, обрезками старых досок и т. д.) есть жизнь. Она странная и удивительная. Ее можно открыть, посмотреть, а потом опять закрыть. Это тайна, и она, как ни странно, может запомниться на всю жизнь.

Находите камень, объясняете ребенку, куда смотреть, и переворачиваете его. Всякие червячки прячутся в землю, жучки и многоножки разбегаются. Смотрите вместе с ребенком, если можете, кого-то называете, что-то про них рассказываете. Потом обязательно осторожно ставите камень на место. Окно в другой мир приоткрылось и снова закрылось. Несколько таких путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ. Есть скрытый от нас, от нашего взгляда мир. Как интересно будет увидеть и узнать его.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б

Кроме маленького, бесшумного, близкого к земле мира таинственных подкаменных букашек есть еще шумный мир больших преображений, и он тоже интересный и завораживающий для маленького ребенка. Поэтому путешествие второе — на ближайшую стройку, где работают большие машины. Экскаватор роет котлован. Копёр забивает сваи. Бетономешалка заливает бетон. Некоторые дети могут смотреть на все это часами. Расскажите о том, что собственно происходит (разные этапы строительства дома). Потом хорошо бы научить ребенка воспроизводить все это дома в игре — и вот он, полный цикл «развивания». От захватывающего познавательного путешествия к усвоению алгоритма.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б. Он сажает зверей в грузовик и говорит: они поехали к бабушке на дачу.

Тут у вас, как родителя, открывается огромный простор для импровизаций. Во-первых, «инвентаризация» средств передвижения, то есть поездки в аэропорт, на вокзал, в троллейбусный парк, в порт, на стоянку уборочных машин или отстойник дальнобойщиков. Если весной вам удастся показать ребенку работающий в поле комбайн и идущих и летящих за ним грачей и чаек — замечательно, тут вы и сами, поверьте, получите удовольствие. Портовый кран, загружающий контейнерами большой пароход, или дальнобойщик, согласившийся подсадить малыша в высоченную кабину и разрешивший потрогать большой руль и подергать огромные рычаги, — это опять же может запомниться на всю жизнь, в отличие, допустим, от поездки в Лувр и продемонстрированной Джоконды.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе)

Далее понятие начала и конца путешествия. Мы отправляемся из дома на озеро, реку или море. «Вот, приехали!» — кричит ребенок, увидев упомянутый водоем. Мы выходим сразу после завтрака и идем по двум улицам в дальний парк. Что нам нужно взять в наше путешествие? Правильно, лопатку, мешочек для желудей, кусок сахара для тамошней лошади и кусок булки для уток в пруду. Мы едем на поезде к бабушке в Тамбов. Выезжаем из дома на такси, будем ехать на поезде, и в путешествии нам понадобятся… (помните вечный запах жареной курицы и соленых огурцов в плацкартном вагоне?)

Читайте также:  Если от курения польза для

Ребенку постарше становятся доступны понятия сезонности. Он уже знает, что раз в год у него день рождения. В детском саду он и его одногруппники проходят признаки осени (кстати, даже шестилетние дети у меня на тестировании часто затрудняются их назвать). Помните князя Андрея и его дуб из романа Толстого? Вполне можно найти соответствующий вашим эстетическим представлениям пейзаж и запланировать сезонные путешествия с ребенком к «вашему дубу». Приехали весной. Потом летом. Потом осенью. Потом зимой. Что изменилось? Поверьте, после этих четырех путешествий ваш ребенок с «признаками осени» никогда не затруднится.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе). Вы можете изойти на интереснейшие экскурсии по Испании, но он все равно потом будет помнить не кто, что, когда и по какому поводу построил, а как вы однажды заблудились в маленьком городке и чуть не опоздали на автобус.

Ребенку уже надо, чтобы рядом был сверстник, с которым можно вместе «убежать», «залезть», «посмотреть и попробовать», а потом обсудить пережитое.

Ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д

Средства передвижения теряют свою самоценность. Зато становится важным, «где мы в путешествии живем» (совсем маленький ребенок этого практически не замечает). Жизнь в палатке, ночевка в шалаше, в хижине на воде, в ледяном доме, на крыше, на дереве и т. д. — это классно, здорово, это важный и интересный опыт. Что намертво убивает интерес к путешествиям в этом возрасте? Регулярные семейные поездки типа: автобусная экскурсия, аттракцион, еда в кафе, ночевка в стандартном отеле. Зато немного авантюрное путешествие с ночевкой на берегу пустынного озера, чтобы встретить закат, восход, посмотреть лунное или солнечное затмение, запомнится опять же на всю жизнь.

Если школьник среднего возраста путешествует мало, то у него, как правило, есть познавательные интересы. Раз в жизни из небольшого городка он приехал на экскурсию в Москву. Конечно, он на все отвлекается, но будет стараться хоть чуть-чуть слушать экскурсовода. Если путешествий много и они регулярно-неопределенные: сейчас мы едем туда, а через три месяца сюда, просто потому что путевки выгодные подвернулись, — то на познавательные аспекты этих путешествий в отношении ребенка можно сразу «забить». Если вы сами получаете удовольствие от рассказов экскурсовода, наслаждайтесь и по возможности не обращайте на ребенка внимания, или даже оставьте его дома с бабушкой. Впрочем, ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д.

Подросткам интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи

Есть ли возможность сделать эти путешествия познавательными для ребенка? Да. Это происходит в случае, если они нечастые и целевые, то есть либо родители разделяют увлечения ребенка, либо ребенок разделил их увлечения, либо они счастливо совпали. О чем речь?

— У семьи есть цель: пройти на байдарке все маршруты четвертой категории, которые есть в Карелии. Весь год обсуждают, готовятся. Ребенок так же азартен и физически активен, как родители. Его роль в путешествии — фотограф и летописец.

— Девочка занимается в археологическом кружке, увлекается античностью. Мать и отец пошли «под нее», планируют семейные путешествия в соответствующие страны, прокладывают маршруты под интересные дочери  «развалюшечки».

— Отец-геолог и спелеолог сумел увлечь сына: каждое лето они вместе ездят по России, смотрят самые интересные выходы пород, ходят в пещеры, собирают коллекции.

— Оба ребенка в семье любят животных. Куда бы ни приехала семья, первым делом идут в зоопарк или заранее планируют посещение национального парка. Старший мальчик фотографирует птиц. Младшая девочка собирает экзотический гербарий. Родители помогают обоим. За все это дети безропотно, по договору, посещают местные экскурсии, интересные родителям.

Подростки. У них — реакция группирования. Им обычно интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи. Родителям это следует помнить. Если везем подростка с собой, думаем о том, где и как он будет «тусоваться». Но зато у подростка, особенно у старшего, уже вполне могут быть и общие с родителем интересы в плане экскурсий, посещения этнических концертов и т. д. Только все это стоит обсуждать заранее.

Есть ли что-то общее для всех «детских» возрастов? Да, уже упомянутые необычность ощущений, возможность увидеть «изнанку», найти нечто скрытое от беглого взгляда, тайна, даже опасность. Именно для этого дети и подростки отправляются в путешествие. Если этого нет, то можно и дома посидеть, телевизор посмотреть и что-нибудь в интернете почитать.

Источник

Дальняя поездка с малышами может быть весьма даже приятной, если подготовитесь заранее.

Вот лайфхаки от опытной мамы.

Детей у меня двое (5 и 9 лет). И еще пару лет назад к каждой поездке с ними я готовилась как к войне. Нервы, крики, истерики, заложенные уши в самолете – скорее бы это все пережить! Но чем больше мы путешествовали, тем проще становилось. Не только потому, что малышня подрастала – мы в семье выработали свой алгоритм действий для поездок.

Читайте также:  Беременность для женщины вред и польза

С удовольствием ими делюсь!

1. Обговариваем план действий

Примерно за пару дней до отъезда дети меня начинают пытать: «А когда поедем – утром или вечером? А сколько часов лететь? А какая там погода?»

Обязательно заранее проговорить с ними весь алгоритм поездки. Во сколько ляжем спать накануне, когда именно поедем в аэропорт. Что там будем делать – поэтапно. Зайдем ли перекусить. Можно ли будет посмотреть на самолетики (конечно, можно!). Детям постарше можно подсунуть книжку, фильм или просто поговорить о том месте, куда собственно отправляетесь. Кто вас там ждет, где вы будете жить. И главное, какие ребенка там ждут открытия и удовольствия. Все это поможет избежать раздражающих вопросов собственно во время путешествия. Знание – сила.

2. Обязательно выспаться!

Есть такие родители, которые стараются детей перед перелетом как следует замучить. Чтобы в самолете отрубились. Если со взрослыми этот номер работает, с детьми, увы, вас ждет провал. Капризы и скандал по каждому пустяку.

Опыт подсказывает – постарайтесь выбирать комфортные по времени утренние рейсы. Дети вообще себя лучше чувствуют в первой половине дня, меньше капризничают. Постарайтесь, чтобы ребенок выспался дома. Да и сами постарайтесь.

Если вылет в ночь, опять-таки стоит обговорить это с ребенком – если, конечно, у вас не младенец. И попробовать его настроить: «Будет трудно, но ты держись! А мы тебе с папой какой-нибудь за терпение придумаем сюрприз».

У нас – срабатывает.

3. Время – с запасом

Дети все делают медленнее. И очень хорошо чувствуют настроение взрослых. Если вы начнете нервничать, подгонять их: ешь быстрее, иди быстрее, мы опаздываем – все, весь комфорт насмарку. Будете ругаться и бегать с выпученными глазами. Так что в аэропорт приезжаем с запасом: тогда на все хватит времени.

4. Перекус и воды побольше

В мире мало детей, которым приходится по вкусу самолетная еда. Да и давно подмечено: самый сильный аппетит у ребенка просыпается в очереди на регистрацию. Берем все самое любимое (заводского производства, конечно) и воды побольше. Если летите с детьми, запрет на пронос жидкости на борт, как правило, не работает. Разрешают взять бутылку. Дети тяжелее переносят сухой самолетный воздух и посадку – тут без воды никак.

5. Слава гаджетам, конфетам, фастфуду

Запомните – электронных игрушек много не бывает. И мультиков тоже. Обязательно зарядите под завязку все планшеты и телефоны. Кстати, в современных самолетах есть розетки, где можно подзарядить гаджеты. Так что возьмите зарядку в ручную кладь.

Если ребенку что-то нельзя, например, вы его ограничиваете в сладком или запрещаете фастфуд, перелет – самое время сделать послабления. Загляните в ресторан быстрого обслуживания (чтобы хватило времени – см. пункт 3). Выдайте в самолете чупа-чупс – от заложенности ушей как раз помогает и не подавится, конфета-то на палочке.

Конечно, все это вредно. Но мы же говорим о сэкономленных нервах, а не о пользе для здоровья!

6. Даже школьнику лучше взять сменную одежду

Ручная кладь превратится в баул – но полный комплект сменки взять надо. И мама почувствует полное удовлетворение, когда ребенок случайно выльет на себя, скажем, томатный сок. Предупреждая рыдания, достаем из сумки новую футболку и с улыбкой – «Я как предчувствовала!» – переодеваемся. Главное, еще пакет для грязного взять. Идиллия – и никаких скандалов.

7. Включите чувство юмора и расслабьтесь

На самом деле дети очень любят путешествовать. Несмотря на толпы вокруг, утомительное стояние в очередях и отсутствие возможности как следует побегать. Если ребенок точно знает, что в дороге его не будут ругать, а если надо – обнимут, прижмут, утешат и по голове погладят, каждую новую поездку будет ждать с нетерпением.

Как и его родители.

ВАЖНО!

По мнению детских врачей, совершать длительные и дальние поездки лучше все-таки после 2 лет. К этому возрасту иммунитет ребенка достаточно окреп, вам проще разобраться с питанием, а на акклиматизацию уходит гораздо меньше времени, чем у грудничка.

В любом случае, принимая решение о поездке, посетите своего педиатра. Уточните, все ли нужные прививки сделаны, нет ли противопоказаний к смене климата. Или других особенностей здоровья, которые нужно учитывать при выборе места отдыха или подборе транспорта.

Источник

Отпуск летом для родителей с детьми до 14 лет по Трудовому кодексу предоставляется только в 3 случаях: если они воспитывают ребенка-инвалида, если это многодетная семья или если они усыновили грудного малыша.

Естественно, что родители стараются взять каникулы летом, пока школьники свободны от занятий. Но не всегда работодатели разрешают подчиненным уйти, объясняя отказ производственной необходимостью или иными причинами. Тем не менее, некоторым начальник — не указ. Им разрешает уходить в отпуск в удобное время Трудовой кодекс РФ.

Длительность отдыха для родителей с детьми до 14 лет

По общему правилу, работающие матери и отцы в течение года вправе рассчитывать на 28 оплачиваемых календарных дней. Наличие детей, их количество и их возраст в вопросах длительности ежегодного оплачиваемого отдыха значения не имеет: для всех работников единая гарантия.

Читайте также:  Аспирин кардио вред или польза

Некоторым работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые дни. Основания для увеличения отдыха разные, среди них:

работа во вредных условиях (ст. 117 ТК РФ);

особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);

ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ);

работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

наличие инвалидности;

участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, определенные прерогативы есть у спортсменов и тренеров (им положены не менее 4 дополнительный дней), учителей и врачей (дополнительно дают до 35 дней), судей, чиновников и служащих органов внутренних дел (им положено отдыхать на 1-15 дней дольше).

Но нас с вами интересует, как регулирует Трудовой кодекс РФ отпуска работников с детьми в летний период, есть ли у них шанс отстоять свое право на отдых в школьные летние каникулы?

Влияет ли количество детей

Для работодателя не важно, сколько отпрысков воспитывает его подчиненный и какого они возраста. Если человек отработал 11 месяцев, он вправе получить стандартные 28 календарных дней, а в особенных случаях — дополнительные. Но если в семье работника воспитывают 3 и более детей до 12 лет, то он вправе выбирать время своего отдыха.

Главное, что должны понимать работники, — отпуск разрешается делить на части, но таким образом, чтобы одна из них была не менее 14 дней.

Особенности для опекунов

В российском законодательстве родители и опекуны приравнены в правах. При наличии на воспитании 3 и более детей младше 12 лет или в случае заботы о ребенке-инвалиде работнику предоставляется отдых в удобное для него время (вне графика). Но продолжительность его стандартна — 28 календарных дней.

Подведем итоги: летний отпуск для женщин с детьми до 14 лет в РФ предоставляется:

Родителю (одному из двоих) детей-инвалидов.

Родителям 3 и более чад в возрасте до 12 лет.

Тем, кто усыновил малыша в возрасте до 3 месяцев.

Особенности для родителей детей-инвалидов

Такие родители имеют те же права, что и остальные работники. Плюс им разрешено по закону получать отпуск в летнее время при наличии ребенка до 14 лет или в зимнее — как им удобно.

Помимо этого, закон дает таким сотрудникам гарантию в виде 4 дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их разрешено взять все сразу или по 1 дню в неделю. Но накапливать такие дни не получится, по истечении месяца они «сгорают». Еще одно ограничение — эти дополнительные 4 дня в месяц предоставляют на обоих родителей. Но строгого распределения нет: будет ли мать использовать их сама или поделит с отцом в выгодной для семьи пропорции.

Есть ли у работников с детьми право на отдых в удобное время

Для некоторых работающих отцов и матерей предусмотрена возможность выбрать время, когда отдыхать. Это правило распространяется на (даны не все категории):

работников, которые имеют трех и более детей в возрасте до 12 лет (ст. 262.2 ТК РФ);

работников, усыновивших ребенка в возрасте до трех месяцев (ст. 122 ТК РФ);

одного из родителей (опекуна, попечителя, приемного), воспитывающего инвалида до 18 лет (ст. 262.1 ТК РФ).

ВАЖНО! Отпуск женщинам с детьми до 14 лет летом Трудовой кодекс не предусматривает. Но он может быть предоставлен по договоренности с работодателем.

Когда по закону берут отпуск

Закон требует, чтобы в каждой организации за 2 недели до нового года утверждали график отпусков. Этот документ и определяет последовательность предоставления отпусков сотрудникам в течение следующего года.

Поскольку график учитывает пожелания сотрудников, в некоторых компаниях работники участвуют в его формировании. Но такое взаимодействие не всегда получается, особенно если в организации много сотрудников и учесть желание каждого не удается или если человек еще не определился, когда ему пойти отдыхать. Кроме того, работодатели предоставляют отпуска пропорционально отработанному времени, а не авансом, и это тоже влияет на то, в каком месяце получится пойти отдыхать.

Несмотря на наличие графика, и у бездетных сотрудников, и у семейных есть возможность выбрать подходящий период для отдыха. Но для этого надо договориться с начальством. В принципе работодатель не обязан соглашаться, но многие идут на уступки.

Как оформить отпуск

Если работник уходит по графику, то никакие заявления писать не надо. Если родитель идет отдыхать по договоренности с работодателем в удобное для себя время, он пишет заявление на имя руководителя организации. В нем надо указать дату начала и продолжительность отдыха и расписаться.

Относительно даты окончания есть одна особенность: период болезни и официальные праздники продлевают время отдыха. Иногда дата окончания отпуска позже, чем посчитает сам работник. Но если дату не написать, то кадровик сам высчитает, когда на работу. Кстати, если вы заболеете, сообщите об этом, чтобы работодатель знал, что отдых надо перенести (на другое время по вашему выбору) или продлить.

Иногда, помимо заявления, требуются документы, свидетельствующие о наличии права на дополнительные оплачиваемые дни или выбор времени отдыха. Обычно работодателям достаточно:

свидетельств о рождении;

справки, подтверждающей инвалидность;

справки от другого родителя, что он не использовал (использовал) дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.

Некоторые организации требуют, чтобы заявления на отдых подавались заранее — минимум за 3 дня до его начала. Это связано с необходимостью подготовить документы и выплатить отпускные.

Источник