Отмена пошлин в пользу сеньора

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.
Протекционизм Петра Первого
В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.
Правление Елизаветы Петровны
Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.
Законопроект
Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.
Отсутствие общего рынка
В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.
Причины отмены
Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.
Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.
Проведение реформ
Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.
Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.
Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.
Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).
В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.
О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.
Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.
Татьяна Едовина
Тебиева Юлия Руслановна
Аспирантка СПбГЭУ, Россия, город Санкт-Петербург
E-mail:malekoff@mail.ru
Научный руководитель: Иванов Кирилл Евгеньевич
Д.и.н. Профессор. Кафедра международных отношений, истории и политологии
Россия, город Санкт-Петербург
В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.
В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.
Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления»1
при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество2. В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина3.
Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем»4.
Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады»5.
Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.
Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны6. Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.
Таким образом, главными причинами отмены внутренних таможенных сборов являются:
1) взяточничество, различные злоупотребления
2) недовольство крестьян, вызванное непомерными поборами
3) возрождение государственных монополий
4) личная выгода графа Петра Ивановича Шувалова
Литература:
1. Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011.
2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909.
3. Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913.
4. Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. – №10164.
_____________________________________________________________________
1
Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. – №10164.
2
Там же.
3
Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011. С. 125
4
Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913. С. 52.
5
Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. – №10164.
6
Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909. – С. 116.
Предлагаемое Госдумой обнуление таможенных пошлин на ввоз в Россию фармацевтических субстанций позволит импортерам экономить около 1,6 млрд руб. в год. Инициаторы идеи рассчитывают на стабилизацию цен в первую очередь на недорогие и востребованные препараты. Но это мера вряд ли напрямую приведет к снижению стоимости, считают эксперты. Высвободившие после отмены пошлин средства компании скорее смогут направить на развитие мощностей внутри страны, что позволит минимизировать зависимость от внешней конъюнктуры.
Предложенное депутатами Госдумы обнуление таможенных пошлин на фармацевтические субстанции, которые сейчас составляют около 5% от стоимости, позволит импортирующим их компаниям экономить ежегодно около 1,6 млрд руб. Такой вывод содержится в предоставленном “Ъ” исследовании RNC Pharma. Эти подсчеты базируются на данных по уплате пошлин за 2019 год. Всего за прошлый год в Россию ввезено субстанций на 132 млрд руб.
Большая часть активных веществ, используемых в производстве лекарства, уже импортируется по нулевой ставке: они входят в перечень социально значимых товаров, которые освобождены от пошлины.
С инициативой обнуления пошлин и НДС на фармсубстанции, не имеющие российских аналогов, в мае выступил глава думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Он пояснил, что сейчас из-за падения курса рубля существуют предпосылки роста цен на лекарства. Депутат также предложил установить нулевую таможенную пошлину и НДС на импортные препараты, не имеющие аналогов в России. Предложение уже внесено в правительство, сообщил “Ъ” первый замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.
Он отметил, что 80% российских лекарств изготавливается с использованием импортных субстанций, при этом на их стоимость приходится до 90% конечной цены препаратов в ценовом сегменте до 100 руб.
Из 1,6 млрд руб., уплаченных в 2019 году в виде пошлин, 60% приходится на иностранные компании, работающие в России, отмечают в RNC Pharma. Максимальный объем — а это суммарно 504 млн руб.— заплатили французская Servier, словенская KRKA и японская Tadeda. По данным RNC Pharma, стоимость субстанций, импортируемых компаниями, превышает цены аналогичной продукции, ввозимой российскими производителями.
Так, стоимость субстанции для ацетилсалициловой кислоты от Takeda в 2019 году составила около 1029 руб. за 1 кг, у «Гранд капитала» — 233 руб., «Фармстандарта» — 219 руб. Субстанции для препарата диосмин + гесперидин, применяющегося в терапии венозно-лимфатической недостаточности, от Servier стоили 13,3 тыс. руб. за 1 кг, от KRKA — 15,3 тыс. руб. Российская ФПК «Фармвилар» поставляла это вещество по 4021 руб.
Представители зарубежных компаний в РФ объясняют, что завозят высокоэффективные активные вещества для выпуска лекарств, которые и стоят дороже.
Такие субстанции имеют высокое качество, современные технологии производства, пояснили “Ъ” в Servier. «За счет этого обеспечивается стабильность характеристик субстанций, эффективность и снижение побочных эффектов препаратов»,— говорит директор по управлению цепями поставок по странам ЕАЭС Servier Лариса Сполохова.
По ее словам, так, субстанции Servier для препаратов для лечения артериальной гипертензии и венозной недостаточности облагаются пошлиной в 5%. Обнуление ставки позволит пропорционально снизить фактическую стоимость субстанции, говорит госпожа Сполохова, а также даст возможность Servier увеличить импорт субстанций в Россию. В KRKA и Takeda на вопросы “Ъ” не ответили.
Между тем российские компании, импортирующие субстанции, также рассчитывают сэкономить на отмене пошлин — это могло бы стать одной из очевидных мер господдержки, считает вице-президент по связям с госорганами «Фармасинтез» Олег Астафуров. По данным RNC, «Фармасинтез» ежегодно в виде пошлин платит около 53 млн руб., «Фармстандарт» — около 95 млн руб., «Оболенские» и «Р-фарм» — 43 млн руб. и 42 млн руб. соответственно. Господин Астафуров сомневается, что сама по себе отмена пошлин существенно снизит стоимость лекарств. Но, добавляет он, это позволит производителям направить высвободившие средства на развитие производственных мощностей внутри страны.
Мария Котова
Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.
До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?
Отмена внутренних таможенных пошлин
В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.
Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.
Указ Елизаветы Петровны об отмене внутренних таможенных пошлин
Причины отмены
Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:
- борьба с коррупцией;
- недовольство купцов и крестьян;
- необходимость пополнения казны.
Современное таможенное право:
Что такое таможенные пошлины и какие они бывают
Что такое таможенный склад
Как проходит таможенное оформление ювелирных изделий
Таможенное дело в период правления Елизаветы
Императрица Елизавета Петровна
Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.
Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.
Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.
Введение законопроекта
В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.
Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.
Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.
Проведение реформ
Граф П. И.Шувалов
В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.
Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.
Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.
Читайте также:
Что такое таможенная процедура уничтожения
Что такое камеральная таможенная проверка
Итоги ликвидации
Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:
- Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
- Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
- Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
- Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.
Заключение
Реформа положила начало дальнейшим изменениям в сфере таможенного права и определила курс развития страны. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была весьма противоречива. Процветали фаворитизм и коррупция. Но таможенная реформа, несомненно, была удачным и прогрессивным шагом. Российская экономика вышла на новый уровень, хотя многие сферы таможенного права по-прежнему нуждались в доработке, например, таможенный тариф.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38
Это быстро и бесплатно!