Открытое письмо в пользу общины св евгении

Открытое письмо в пользу общины св евгении thumbnail

Община святой Евгении — благотворительное общество в Российской империи, созданное Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовавшая с 1893 по 1918 года.

Община святой Евгении Красного Креста была создана в 1893 году Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста (1882) из молодых сестер, оказывавших медицинскую помощь[1]. Была названа в честь святой Евгении — небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845—1925), попечительницы общины. Председательницей комитета являлась Евдокия Федоровна Джунковская (1856—1935), фрейлина Высочайшего двора.

Медицинская помощь[править | править код]

Санкт-Петербург. Старорусская ул., 3. СПб ГБУЗ «Клиническая городская больница № 46 Святой Евгении».

Община организовывала командировки сестер в детские летние колонии, в больницу для чернорабочих в Гагры, принимала благотворительную помощь от многих известных частных лиц[1]: Ю. С. Нечаев-Мальцов, А. П. Шитова, Галуновы, Колачевские, И. П. Паскевич-Эриванская, М. А. Гинзбург, М. А. Мес.

В 1896—1898 по проекту архитектора Д. К. Пруссака в Санкт-Петербурге для общины был возведен комплекс зданий[2] по адресу Старорусская ул., 3, включающий жилые помещения для сестер, домовую церковь, учебные классы для курсов, новое здание Убежища имени Александра III[3], амбулаторию с аптекой и больницу (двух терапевтических павильонов в память императора Александра III и одного хирургического в память великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Софии)[3].

В 1918 году община была ликвидирована[4], но ее больница продолжала функционировать. В октябре 1918 ей было присвоено имя Фридриха Адлера, а в апреле 1921 она была переименована в больницу имени Я. М. Свердлова (Старорусская ул., д. 3)[2]. В настоящее время — клиническая городская больница № 46 Святой Евгении”[5].

Издательство[править | править код]

В поисках средств община святой Евгении организовала свое издательство «Издание Общины Святой Евгении».
Возглавила издательство выпускница художественной школы при Обществе Поощрения Художеств Варвара Петровна Шнейдер, образовав вокруг себя кружок из художников и писателей, принимавших активное участие в разработке художественной программы изданий Общины[6].
Издательство было благотворительным — деньги от продажи шли на нужды Красного Креста. Издательство сотрудничало с художниками «Мира искусства» и журнала «Художественные сокровища России»[1].
Община была единственным русским издательством, распространявшим свою продукцию за границей: в Копенгагене, Стокгольме, Дрездене и Париже[1].

Открытки[править | править код]

Издательство общины одним из первых в России обратилось к выпуску открыток, репродукций, эстампов и плакатов.
Издание художественных конвертов и открытых писем по акварелям известных русских художников началось в 1897 году, когда делопроизводитель Общества Иван Михайлович Степанов заказал художнику Николаю Каразину четыре рисунка, которые были отпечатаны к Пасхе 1897 года.

В 1903 году к 200-летию Санкт-Петербурга издательство впервые предоставило на суд зрителя петербургские пейзажи мастеров объединения «Мир искусства». Многие «мирискусники» и близкие этому объединению лица вошли в состав Комиссии художественных изданий при Общине (А. Н. Бенуа, С. П. Яремич, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих)[7], определяя в последующие годы художественную политику издательства.

За 30 лет существования общиной было выпущено 6410 открыток тиражом от тысячи до десяти тысяч штук[8].

Книжные издания[править | править код]

В 1915 году Община начала работу над серией иллюстрированных монографий, посвященных современным русским художникам. Первые две, посвященные творчеству Н. К. Рериха и К. А. Сомова, вышли в 1918 году.

В 1920 году издательство было переименовано в Комитет Популяризации Художественных Изданий (КПХИ) при Государственной Академии истории материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930 года.

Избранные издания общины[править | править код]

  • Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1911.
  • Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / Александр Бенуа. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, [1911]. — 135 с.
  • Русская Армия в 1812 году / Рис. исполн. Н. В. Зарецкий; [Вступ. ст. Г. Габаев]. — СПб.: Община Св. Евгении, 1912.
  • 1812 год в баснях Крылова / Силуэты Егора Нарбут; [Вступ. ст. и примеч. Н. О. Лернера]. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, [1912].
  • Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы: с 315 иллюстрациями / составил В. Курбатов; книжные украшения А. П. Остроумовой-Лебедевой. — [Санкт-Петербург]: Община св. Евгении, 1913.
  • Кострома. Исторический очерк В. Лукомского и описание памятников художественной старины Г. Лукомского. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1913.
  • Каталогъ выставки авторскихъ оттисковъ гравюръ и монотипий Е. С. Кругликовой при складе изданий Общины Св. Евгении [Текст]: С 20 ноября по 10 декабря 1913 г. — Санкт-Петербург: В пользу Общины Св. Евгении, 1913.
  • Выставка «Искусство союзных народов», устроенная Общиной Св. Евгении в пользу раненых и больных воинов в залах Императорскаго О-ва поощрения художеств [Текст]: (I-я группа): Англия, Бельгия, Франция и Польша: [каталог]. — 2-е изд. — Петроград: [б. и.], 1914 (Петроград: Тип. М. Пивоварскаго и Ц. Типографа). — 61 с.
  • Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача / Сост. д-р мед. И.[Н.]В. Шварц; Рис. работы Н. В. Зарецкого; [Предисл.: К. А. Вальтер]. — Петроград: Община св. Евгении, 1915.
  • Открытые письма и другие художественные издания Общины Святой Евгении Красного Креста. Каталог. Петроград: Издание Общины Святой Евгении, 1915.
  • Художественные сокровища Императорского Эрмитажа : Крат. путеводитель / Николай Макаренко. — Петроград: Община св. Евгении, ценз. 1916.
  • Собрание картин В. А. Щавинского. — Петроград: [Община св. Евгении], 1917.
  • А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери. Петроград: Издание Общины Святой Евгении, 1918.
  • Н. К. Рерихъ / Сергей Эрнст; [Обл. по рис. С. В. Чехонина ; Кн. украшения Н. К. Рериха]. — Петроград: Община св. Евгении, 1918.
  • К. А. Сомов / Сергей Эрнст; обл. по рис. С. В. Чехонина; кн. украшения К. А. Сомова. — Петроград: Община св. Евгении, 1918.

Литература по истории общины[править | править код]

  • В. Адарюков. Издательская деятельность Общины св. Евгении // Жизнь искусства. — 1919. — № 253—254 — 27-28 сентября.
  • Обзор художественных изданий общины св. Евгении / В. К. — С.-Петербург, 1909. — 18 с.
  • Издательство Общины св. Евгении — Комитет популяризации художественных изданий (1896—1930) [Текст] : выставка изданий и оригиналов графики : каталог / Добровольное о-во любителей книги РСФСР, Выставочный центр «У книгоиздателей И. Д. Сытина»; [сост. В. П. Шестопалов; вступительная ст. В. П. Позднякова]. — Москва : Добровольное о-во любителей книги РСФСР, 1990.
  • Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. — № 3 (21). С. 27-33.
  • Бакал Л. Л. К истории создания Общины св. Евгении Красного Креста // Букинистическая торговля и история книги. Вып. 5. М., 1996.
  • Романенкова О. А. Диссертация «Комитет Популяризации Художественных изданий как тип специализированного издательства по изобразительному искусству». Спб., 2000.
  • Ганулич А. Художник Иван Билибин и Община св. Евгении. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2004. № 5 (17). С. 128—130.
  • Мозохина Н. А. Ранний период существования издательства при Общине св. Евгении. Новые материалы // ЖУК, журн. для коллекционеров открыток. 2005. № 04 (08). С. 27-29.
  • Мозохина Н. А. Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке Общины святой Евгении // Научные труды. № S. C. 123—132.
  • Издания Общины святой Евгении / Русский музей; [авт.-сост. Ирина Золотинкина, Галина Поликарпова, Наталия Соломатина]. — Санкт-Петербург: Palace Editions: Graficart, 2008. — 95 с.
  • Мозохина Н. А. Кризис 1905 года в истории издательства Общины св. Евгении. // Филокартия. 2008. № 2 (8).
  • Мозохина Н. А. А. Н. Бенуа как художественный лидер издательства при Общине св. Евгении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 151—159.
  • Произведения Н. К. Рериха на открытых письмах Общины святой Евгении: альбом-каталог / Е. Г. Петренко. — Одесса: Астропринт, 2009. 40 с.
  • Мозохина Н. А. В. П. Шнейдер и А. Н. Бенуа как художественные лидеры издательства при общине св. Евгении. К вопросу о преемственности двух этапов истории фирмы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6. С. 155—160.
  • Издательство Общины Св. Евгении и рынок типографских услуг в России начала XX в. / Н. А. Мозохина // Триста лет печати Санкт-Петербурга: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург. 11-13 мая 2011 года. — Санкт-Петербург: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2011. С. 191—197.
  • Колточихина А. А. Основные направления благотворительной политики Российского императорского дома на примере деятельности принцессы Е. М. Ольденбургской // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.2012. Т. 2. № 22. С. 121—123.
  • Поддубный М. В. Военные врачи и Община святой Евгении // Военно-медицинский журнал. 2012. № 1. С. 76-81.
  • Поддубный М. В. Тема военной медицины в изданиях общины святой Евгении (к 130-летию со дня основания) // Военно-медицинский журнал. 2012. Том 333. № 4. С. 80-83.
  • Русско-Японская война 1904—1905 гг. в иллюстрированных открытках Общины Святой Евгении (из фонда Отдела изоизданий РГБ) / Д. С. Молчанова // Румянцевские чтения — 2013: The Rumyantsev readings — 2013: материалы международной научной конференции (16-17 апреля 2013): [в 2 ч.]. — Ч. 1. — Москва: ФГБУ «Российская государственная библиотека», издательство «Пашков дом», 2013. — С. 416—422.
  • Издательство общины Св. Евгении: на пути к книгоизданию (1896—1909) / Н. А. Мозохина // Книжное дело в России в XIX — начале ХХ века: сборник научных трудов — Вып. 17. — Санкт-Петербург: Российская национальная б-ка, 2014. — С. 130—144.
  • Е. А. Борцова. Графический дизайн в творчестве Н. С. Самокиша (на примере сотрудничества с «Общиной святой Евгении») // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2014. № 3. С. 325—332.
Читайте также:  Суп для ребенка польза и вред

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Колточихина А. А. Основные направления благотворительной политики Российского императорского дома на примере деятельности принцессы Е. М. Ольденбургской //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.2012. Т. 2. № 22. С. 121—123.
  2. 1 2 Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург
  3. 1 2 Разные известия // Нива. 1896. № 29. С. 743.
  4. ↑ Поддубный М. В. Военные врачи и Община святой Евгении // Военно-медицинский журнал. 2012. № 1. С. 77.
  5. ↑ СПб ГБУЗ «Клиническая городская больница № 46 Святой Евгении»
  6. ↑ Мозохина Н. А. А. Н. Бенуа как художественный лидер издательства при Общине св. Евгении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 152.
  7. ↑ Мозохина Н. А. Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке
    Общины святой Евгении // Научные труды. 2006. № S. С. 123.
  8. ↑ Мои воспоминания [Текст]: в 5 кн. / Александр Бенуа; [изд. подг. Н. И. Александрова и др.]. — Москва: Наука, 1980. — (Литературные памятники : ЛП / Российская акад. наук). Кн. 4-5. — 1980. C. 691.

Источник

Захотелось мне к празднику порадовать своих читателей, украсить свой журнал новогодними открытками. Дореволюционными, конечно:)
Как известно, шедеврами русского печатного искусства считаются открытки, изданные Общиной св. Евгении.

А.Э.Линдеман. Покупка ёлки. 1904. Хромолитография. 9,2 x 14,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №994

А.Э.Линдеман. Вокруг ёлки. 1904. Хромолитография. 9 x 14,2. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №996

А.Э.Линдеман. Украшение ёлки. 1904. Хромолитография. 14,2 x 9,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №987

А.Э.Линдеман. Мальчик на лошадке. 1904. Хромолитография. 14,2 x 9,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №989

Ф.Е.Бернштам. 5 окрыток. 1902
С Новым Годом! Петербургский возница до 1703 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1753 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1803 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1853 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1903 г.
Поступили в Русский музей в 1930-е. По каталогу Общины № 173-177

Благотворительная организация “Община св.Евгении” была создана при Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста для того, чтобы помогать престарелым и больным сестрам милосердия. Были построены жилые помещения, санаторий, открыты курсы медсестр, амбулатория, аптека.
В 1890-х годах для Общины святой Евгении был выделен земельный участок бывшего Мытного дворы на пересечении Новгородской и Старорусской улиц. Началось строительство целого комплекса зданий Общины, несколько зданий занимала больница.

Здание Общины Св.Евгении (Старорусская ул., 3). Фотография, 1914.
Там и сейчас больница. Я нашла у себя несколько фотографий.

В 1993 г. больнице возвращено имя «Больница Святой Евгении».
В 2000 г., в год столетия больницы, на ее базе был создан Лечебно-диагностический, реабилитационный и научный центр для жителей блокадного Ленинграда.

Покровительницей Комитета была Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка Николая I. В её честь и была названа община. Евгения Максимилиановна тратила немалые личные средства на благотворительность, находились и другие щедрые дарители. Но денег требовалось всё больше. Община приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток. Непосредственной работой по организации издательства занималась Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина императрицы Александры Федоровны) и Иван Михайлович Степанов.

С.П.Яремич. Открытые письма и другие художественные издания Общины Св Евгении. 1909. Автотипия. 14,4 x 9. Пост в 1932 из архива А.Н.Бенуа.

Посмотреть на Яндекс.ФоткахЛ.С.Бакст. Художественные открытые письма Красного Креста. 1904. Плакат. Поступил в 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта

Первые открытые письма, рисунки к которым сделал Николай Николевич Каразин, поступили в продажу к Пасхе 1898 года и сразу были раскуплены. Затем авторами акварелей для открытых писем стали Репин, Маковский, Самокиш, Бем, Самокиш-Судковская, Виллие, Визел, Соломко и Овсянников. Их успех был таков, что тираж пришлось повторять. Затем была выпущена популярная серия открыток к 100-летию Пушкина. В 1900-е годы с издательством “Общины” стали работать художники “Мира искусства”. Многие свои работы они создавали специально для «открытых писем» общины Св.Евгении.

Читайте также:  Ультрафиолетовая лампа для аквариума польза и вред

Одной из первых открыток, выполненных художниками «Мира искусства» была вот эта:

Л.С.Бакст. Любимый поэт. 1902. Литография цветная. 14,4 x 9,2. Пост в 1932 из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №171
Сразу понятно, что подход к открыткам они выбрали нестандартный, неординарный.

Кроме произведений Бенуа, Билибина, Бакста, Добужинского, Грабаря, Лансере, Лукомского, Сомова, Остроумовой-Лебедевой на открытках воспроизводились лучшие произведения русского и зарубежного искусства, хранящиеся в Эрмитаже, Третьяковской галерее и других музеях и частных коллекциях. Были изданы видовые открытки с фотографиями 3000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди авторов этих открыток были Билибин и Бенуа.

М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, А.Р.Остроумова и Е.Е.Лансере немало открыток посвятили Петербургу, его достопримечательностям.

М.В.Добужинский. Александринский театр 1903. Хромолитография. 9 x 14,3
Поступила в Русский музей в 1932 г из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины № 470

И.Я.Билибин в 1902-1904 годах предпринял ряд экспедиций по северным губерниям России, итогом которых стала серия открыток, посвящённая деревянному зодчеству русского Севера.

И.Я.Билибин. Циозеро Вологодской губернии Сольвычегорского уезда. 1904. Эскиз открытки. Бумага, акварель, белила. 19,2 X 13,6
Внизу: справа – И.Билибин. 1904;
Слева – Цiозеро, Волог.г/Сольвычегодск. Уѣздъ.
Поступил в 1941 через ЛГЭК.
Воспроизведён на открытке.По каталогу Общины № 1486

И.Я.Билибин. Село Подужемье Архангельской губернии Кемского уезда. 1904. Эскиз открытки. Бумага, акварель, графитный карандаш. 16,6 X 21
Внизу: справа – И.Билибин. 1904;
Слева – село Подужемье./Комск.у.Арх.г.
Поступил в 1941 через ЛГЭК.
Воспроизведён на открытке.По каталогу Общины № 1487

Бенуа выполнил для Общины цикл открыток «Игрушки», на которых изобразил фантазийные сценки с изделиями русских народных промыслов из собственной коллекции.

А.Н.Бенуа.
Рисунок для конверта серии открыток «Игрушки». 1904.
Пробный оттиск. Вариант цвета. Поступ. в 1933 из архива А.Н.Бенуа.

А.Н.Бенуа. Пехота. 1905.
Хромолитография. 9 x 14,3
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №1277

И.Я.Билибин. Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольсого уезда. 1909. Хромолитография. 14 x 9
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №3227

В открытках Общины отразилась любовь художников «мира искусства к театру. К первым комплектам «театральных» открыток принадлежит серия с эскизами костюмов Л.С.Бакста к балету Ф.Байера «Фея кукол», затем вышла серия, посвященная спектаклям знаменитых Русских сезонов.

И.Я.Билибин. Боярин. 1908. Костюм для оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» в Парижской Большой опере. Хромолитография. 14 x 9
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №2972

Е.П.Самокиш-Судковская. Дама с письмом. 1899-1901. Хромолитограяиф. 9 x 14,4
Пост в 1930-е, источник не установлен. По каталогу Общины №43

В.А.Бобров. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. 1915. Хромолитография. 14 x 9. Поступила в 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №5111

Б.М.Кустодиев. Его императорское величество государь император Николай Александрович.1915. Автотипия. 14 x 9. Пост в 1930-е, источник не установлен. По каталогу Общины №6079

Вот как выглядела оборотная сторона открытого письма:

Посмотреть на Яндекс.ФоткахФ.Г.Бернштам. Оборотная сторона открытого письма. 1902. Лицевая сторона – Петербургский возница за два века (серия). По каталогу Общины №173-177

Оборотная сторона открытого письма. 1899-1901. Лицевая сторона: В.Поленов. Рыбацкая слободка. 1900. По каталогу Общины №61

Стоимость открытки была от 5 до 10 копеек. Продажей открыток занимались в разнос, в чайных и столовых Комитета попечительства о народной трезвости, на благотворительных базарах., а затем в киосках Красного Креста на вокзалах и рпистанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались по 5-6 раз. Общее количество открытых писем общины за 20 лет её существования составило более 30 млн экземпляров.

Киоск по продаже «открытых писем». Петербург. К.Булла, фотография. 1912.

Литература: Издания Общины святой Евгении. Русский музей. Альманах. выпуск 211.

Источник

В России первые почтовые карточки были выпущены издательством «Община Св. Евгении» (известном и под другим названием: «Издательство Красного Креста»). Община Св.Евгении была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия.
История “Общины св. Евгении» весьма примечательна. Возникновение ее первоначально обязано слу­чайной встрече. Художник Гавриил Павлович Кондра­тенко был на этюдах в Крыму. В Севастополе ему повстречалась нищенка, оказавшаяся бывшей сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. По ее словам, многих других сестер милосердия по­стигла подобная участь. По возвращении в Петербург художник рассказал о взволновавшей его встрече в общественных кругах. Тогда и было решено создать «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Организованный в 1882 году, он впоследствии был переименован, в «Общину св. Евгении». Вначале «Об­щина» существовала на частные пожертвования, а затем, в 1896 году, в поисках средств обратилась к издательской деятельности, и в частности к изданию художественных открыток. За время своего существо­вания ею было выпущено около 6,5 тысячи наимено­ваний различных открыток, в том числе пятьдесят семь открыток с произведений Добужинского.

Добужинский Мстислав Валерианович. Типы Петербурга. Извозчики.

Боярыня. Бобров Виктор Алексеевич

Открытки «Общины св. Евгении», отпечатанные с рисунков М. В. Добужинского, посвященные Петербур­гу, обратили на себя внимание сразу же после своего появления. Это были ранние произведения художника, созданные под влиянием «югендстиля», с характер­ным для него декоративно-плоскостным решением пространства. «Первый Петербург» художника еще не воплотил в себе творческой мощи иллюстратора «Бе­лых ночей» Ф. М. Достоевского, но и в этих поэтиче­ских акварелях тонко передано неповторимое очарование как бы застывшего в своем величии Петербур­га, его дворцов, мостов, каналов, с чуть подернутой рябью водой, с отражающимися в ней неверными, трепетными бликами фонарей. В этих работах воплотилась гордость неповторимыми красотами Северной Пальмиры — города Пушкина, Растрелли и Захарова, Росси и Воронихина, 200-летие которого широко отмечалось общественностью. Близкие сердцу каждого русского человека памятные пушкинские места также получили яркое отражение в произведениях этих лет.

Читайте также:  Вино его польза или вред

Добужинский Мстислав Валерианович. В страстной четверг

К сожалению, местонахождение многих произведении Добужинского не установлено.
В объявлении «Общины» в марте-апреле 1905 года приводятся списки оригинальных произведений, пред­назначенных для продажи. Сто сорок пять рисунков в петербургском складе, сорок шесть — в Москве! То есть до двухсот оригиналов, исполненных специально для открыток сорока восемью русскими художниками. Из оригинальных рисунков Добужинского в объявлении указываются три: «Царское Село», «Петербург. Мойка. У нового Адмиралтейства» и «Петербург. Троицкий мост».
Но дальнейшая судьба и этих акварелей неизвест­на. Очевидно, многие из них попали в частные собра­ния.

Добужинский Мстислав Валерианович

Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимиллиановна Олденбургская — внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины.

Попечительница “Общины святой Евгении”
принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928)

Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелям художника Н.Н.Каразина издательтво выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бем, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста».

Маковский. Головка
Бобров В. Гречанка

Полиграфическое исполнение открыток осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. С издательством активно сотрудничали художники реалистического направления, но полнее издательство Общины представляло художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, М.А.Врубеля, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибина, Л.С.Бакста. Всего издательство Св.Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражем более 30 миллионов экземпляров

Маша. Сычков Федот Васильевич 1900

Летний сад при Петре Великом . Бенуа Александр Николаевич

После революции 1917 г. издательство Общины Св.Евгении было зарегистрированно как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 г. специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.

Бобров В. Без названия. изд. Изд. Община Св.Евгении

Борисов-Мусатов В. Эскиз к картине жемчужное ожерелье. изд. Изд. Община Св.Евгении

Особого упоминания требуют изданные “Общиной” книги. Это были высокохудожественные издания, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции. Макеты этих книг также были весьма оригинальными и новаторскими. Общиной были изданы путеводители по Павловску и Петербургу с гравюрами А.П. Остроумовой-Лебедевой, путеводитель по Эрмитажу с текстом, написанным А. Бенуа, монографии искусствоведа С. Эрнста о Н. Рерихе и К. Сомове. Считается, что одним из самых замечательных дореволюционных изданий Общины была книга “1812 год в баснях Крылова”, блестяще выполненная художником группы “Мир искусства” Г. Нарбутом. По поводу этой книги известный русский философ серебряного века В. Розанов заметил, что хорошо бы, чтобы “наши классики были когда-нибудь императорски изданы с таким же великолепием шрифтов (конечно, старинного стиля!), как эти четыре басни”.

Г.Нарбут. 1812 год в баснях Крылова. СПб., 1912. Оригинал иллюстрации «Ворона и курица». Бумага, тушь, перо, силуэт. Собрание А.А.Венгерова

Но книги и альбомы – это все же скорее раритеты, отдельные вершины полиграфического искусства. Основную же часть печатной продукции “Общины” составляли издания, которые сегодня относятся к разновидности искусства, именуемой графическим дизайном. Издатели печатали самые различные портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Среди их “находок” можно назвать введенные в обиход именно этим издательством художественно оформленные почтовые конверты, в которых можно было рассылать визитные карточки. Эти конверты довольно долго так и назывались: “вместо визитов”. Издание этих конвертов было одним из первых шагов нового издательства, которое возглавил Иван Михайлович Степанов.

Иван Билибин.Вольга. 1903. Открытка издания “Общины св. Евгении”
Добрыня Никитич (из серии “Богатыри”) 1902. Открытка издания “Общины св. Евгении”.

Община издавала журнал “Открытое письмо”, ставший своеобразной иллюстрированной хроникой открыток Его редактором был известный график и архитектор, директор Библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Интересной находкой издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких.
Но, несмотря на все многообразие печатной продукции, более всего “Община” была известна благодаря открыткам. Об их многочисленности свидетельствует хотя бы то, что иногда еще и сегодня их можно встретить в антикварных магазинах.

Без названия. Бобров Виктор Алексеевич

Можно назвать несколько причин необычайной популярности открыток “Общины св. Евгении”. Во-первых, они выгодно отличались от того, что было массовым и привычным для того времени. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Во-вторых, большое место в деятельности издательства играла реклама. Журналы тех лет пестрят объявлениями об изданиях Общины. При этом в них всегда указываются имена художников, чьи карточки с рисунками имеются в продаже, не забывается и благотворительность, так как присутствует информация о том, в пользу какого проекта собираются деньги. Все это говорит о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.

https://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?82

https://postcards.sgu.ru/ShowPublisher.php?var=3

https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/10/blog-post_18.html

Источник