Отказ в пользу государства судебная практика

Законы и кодексы » Закон о таможенном регулировании в РФ » Раздел VI. Таможенные процедуры » Глава 40. Таможенная процедура отказа в пользу государства » Статья 299. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства и условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства » Дело NВАС-11605/12 по делу N А40-87159/11-139-740. О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании солидарно за счет казны Российской Федерации убытков.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. N ВАС-11605/12
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
История рассмотрения дела
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Федеральной таможенной службы от 14.08.2012 N 15-38/40853 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011 по делу N А40-87159/11-139-740, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 по иску компании “BISCOM International AG” (далее – компания) к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о взыскании солидарно за счет средств казны Российской Федерации 19 423 840 рублей 26 копеек убытков.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, исковое требование компании удовлетворено за счет ФТС России из средств казны Российской Федерации; в иске к прокуратуре отказано.
Удовлетворяя исковое требование за счет ФТС России, суды исходили из доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на ФТС России ответственности за причиненные компании убытки, составляющие расходы на хранение товара, оплату услуг погрузки и выгрузки товара, сюрвейерские услуги, оплату фрахта и демереджа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 решение от 20.10.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.01.2012 оставлены без изменения.
Заявитель (ФТС России) просит о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, выразившееся во взыскании убытков при недоказанности вины таможни и причинно-следственной связи между действиями таможни и наступившим вредом и непривлечении к участию в деле Ростовской таможни.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В обоснование искового требования компания ссылается на причинение ей убытков в виде расходов по хранению товара вследствие незаконных действий таможни и прокуратуры.
Противоправность действий и причинно-следственная связь их с убытками являются условиями, необходимыми для взыскания убытков, поэтому должны устанавливаться судом в рамках данного дела на основании имеющихся доказательств.
Согласно статьям 168 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств спора и оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что убытки компании возникли вследствие признанных незаконными в судебном порядке действий таможни, выразившихся в вынесении постановлений о возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении и принятии в рамках указанных дел обеспечительных мер в виде ареста, изъятия и помещения на ответственное хранение товара.
Противоправности в действиях прокуратуры РФ судами не установлено.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле в качестве третьего лица Ростовской таможни неоснователен, поскольку незаконность действий Ростовской таможни установлена вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2010 по делу N А53-16126/2010, постановлением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 19.08.2010, в то время как при рассмотрении настоящего дела судами устанавливалась причинно-следственная связь между незаконными действиями Ростовской таможни и возникшими у компании убытками.
При этом возмещение убытков возложено на государственный орган, действиями должностных лиц которого причинен вред, на основании положений статей 16 , 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.
Руководствуясь статьями 299 , 301 , 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-87159/11-139-740 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 20.10.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.05.2012 отказать.
Председательствующий судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
История рассмотрения дела
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.
Передача имущества в пользу государства
При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.
От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:
- Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
- Место хранения груза;
- Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.
Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.
Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.
Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.
После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).
На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.
Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства
Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:
- В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
- Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
- При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.
Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.
Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.
Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.
Оформление процедуры отказа в пользу государства
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства
Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!
Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.
Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!
Узнать стоимость оформления таможенной процедуры
Просмотр полной версии : отказ в пользу государства
элен 1979
27.10.2015, 12:23
Страна добрый день. Кто оформлял такой режим и какие подводные камни.Отказ хотим сделать от инструментов ,которые едут по гарантии и их возможно надо сертифицировать.Инвойс на 10 позиций , от 2-х позиций хотим отказаться.
Страна добрый день. Кто оформлял такой режим и какие подводные камни.Отказ хотим сделать от инструментов ,которые едут по гарантии и их возможно надо сертифицировать.
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства
Товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств-членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств-членов Таможенного союза.
Вот поэтому я никогда в жизни не оформлял “отказ”. Он и в “досоюзные” времена был вещью эфемерной, и ныне таковой же остался…
Страна добрый день. Кто оформлял такой режим и какие подводные камни.Отказ хотим сделать от инструментов ,которые едут по гарантии и их возможно надо сертифицировать.Инвойс на 10 позиций , от 2-х позиций хотим отказаться.
думаете при отказе меры техрегулирования соблюдать не надо :rolleyes:
элен 1979
27.10.2015, 12:31
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства
Товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств-членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров, в том числе товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств-членов Таможенного союза.
Вот поэтому я никогда в жизни не оформлял “отказ”. Он и в “досоюзные” времена был вещью эфемерной, и ныне таковой же остался…
че тогда с ними лучше сделать, не хочет клиент сертифицировать ни в какую …реэкспорт?
че тогда с ними лучше сделать, не хочет клиент сертифицировать ни в какую …реэкспорт?
реэкспорт можно.
А под “гарантиечку” никак не пролазит? Кол-во вроде небольшое… (или “2 позиции” – это “два раза по тыще штук”?)
че тогда с ними лучше сделать, не хочет клиент сертифицировать ни в какую …реэкспорт?
а реекспорт будет дешевле серта?
элен 1979
27.10.2015, 12:33
реэкспорт можно.
А под “гарантиечку” никак не пролазит? Кол-во вроде небольшое… (или “2 позиции” – это “два раза по тыще штук”?)
стоимость товара 40 евро. серты 12 тыщ….
stasiboro
27.10.2015, 12:36
стоимость товара 40 евро. серты 12 тыщ….
А сколько там этого инструмента?
“Только для нужд декларанта, отчуждению и продаже не подлежит, бла-бла-бла” неужто не прокатит?
элен 1979
27.10.2015, 12:38
А сколько там этого инструмента?
“Только для нужд декларанта, отчуждению и продаже не подлежит, бла-бла-бла” неужто не прокатит?
они не для собственных нужд…увы…будут переданы на завод в другой город
они не для собственных нужд…увы…будут переданы на завод в другой город
А насколько заводу важно наличие разрешиловки?
Просто если по боку, то тогда вариант написать гарантиечку типа “для собственного использования в демонсирационных целях”, заказать идентичные на физика, отправить потом первые заводу, а полученные физиком на доску почета в офисе с надписью: образцы продукции
думаете при отказе меры техрегулирования соблюдать не надо :rolleyes:
Надо. Оформляла отказ таблеток, государство без ДоС отказалось брать.
Всем доброго дня!
Помогите разобраться со след. ситуацией:
весной этого года пытались ввезти контейнер с пищевым товаром. По результатам досмотра было заведено АП (не буду вдаваться в подробности почему:)). По итогу, товар по сей день находится на складе ответственно хранения. Был суд, который постановил опалить штраф в размере 1/2 от стоимости товара. И, все бы хорошо, но у товара истек срок годности(( Поэтому отпадает всякая необходимость забирать его со склада ответственного хранения. Мы готовы оплатить штраф, назначенный судом, но хранение оплачивать не вижу смысла, ввиду непригодности товара для дальнейшего использования
Как в этом случае поступить? Отказ в пользу государства? Или можно составить какое-нибудь письмо о просрочке?:confused:
Всем доброго дня!
Помогите разобраться со след. ситуацией:
весной этого года пытались ввезти контейнер с пищевым товаром. По результатам досмотра было заведено АП (не буду вдаваться в подробности почему:)). По итогу, товар по сей день находится на складе ответственно хранения. Был суд, который постановил опалить штраф в размере 1/2 от стоимости товара. И, все бы хорошо, но у товара истек срок годности(( Поэтому отпадает всякая необходимость забирать его со склада ответственного хранения. Мы готовы оплатить штраф, назначенный судом, но хранение оплачивать не вижу смысла, ввиду непригодности товара для дальнейшего использования
Как в этом случае поступить? Отказ в пользу государства? Или можно составить какое-нибудь письмо о просрочке?:confused:
уничтожение. теперь уже.
уничтожение. теперь уже.
а в случае уничтожения, я должен оплачивать складские услуги?
stasiboro
27.11.2015, 11:06
а в случае уничтожения, я должен оплачивать складские услуги?
Да.
И само уничтожение тоже
Да.
И само уничтожение тоже
я думал, все будет гораздо проще(
просрочил, отказался, ничего не плачу)
я думал, все будет гораздо проще(
просрочил, отказался, ничего не плачу)
обязаны поместить под процедуру. иначе ап. ещё и штраф накрутится.
обязаны поместить под процедуру. иначе ап. ещё и штраф накрутится.
а есть ли какая-нибудь нормативка по ответственному хранению, срокам и т.д.?
а есть ли какая-нибудь нормативка по ответственному хранению, срокам и т.д.?
товар с ареста должен переехать на в/х. срок 2(+2) с даты ввоза за минусом ответхранения. далее санкции.
32-EnergyOff
06.04.2016, 16:21
Коллеги, подскажите плиз!
Возможно ли поместить под процедуру отказа в пользу гос-ва личные вещи б/у, ввезенные физлицом, при этом, как оказалось права на льготы нет. Платить 650 тыр. за всякую трехомудию нет смысла. Да и 2 месяца на ВХ хранить – то же нет смысла.
Или есть еще какие варианты?:confused:
backtrack
06.04.2016, 16:30
Коллеги, подскажите плиз!
Возможно ли поместить под процедуру отказа в пользу гос-ва личные вещи б/у, ввезенные физлицом, при этом, как оказалось права на льготы нет. Платить 650 тыр. за всякую трехомудию нет смысла. Да и 2 месяца на ВХ хранить – то же нет смысла.
Или есть еще какие варианты?:confused:
реэкспорт и там сжечь нах. куды их государству девать-то?
Коллеги, подскажите плиз!
Возможно ли поместить под процедуру отказа в пользу гос-ва личные вещи б/у, ввезенные физлицом, при этом, как оказалось права на льготы нет. Платить 650 тыр. за всякую трехомудию нет смысла. Да и 2 месяца на ВХ хранить – то же нет смысла.
Или есть еще какие варианты?:confused:
Государству очень не хватает пары дырявых б/у трусов 😀
32-EnergyOff
06.04.2016, 18:28
реэкспорт и там сжечь нах. куды их государству девать-то?
Это железка, контейнер 20-ка. У бабушки нет денег на провозные платежи. Да и отправлять некому
backtrack
06.04.2016, 18:32
Это железка, контейнер 20-ка. У бабушки нет денег на провозные платежи. Да и отправлять некому
Ну всё, значит жопа, к сожалению, в уничтожение и платить все равно придется
megalight
20.11.2017, 20:04
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ РЕШЕНИЕот 14 ноября 2017 г. N 147 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙВ РЕШЕНИЕ КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2010 Г.N 375 И РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИОТ 21 АПРЕЛЯ 2015 Г. N 30 В соответствии с пунктом 1 статьи 230, пунктом 2 статьи 240, пунктом 2 статьи 253, пунктом 1 статьи 303 и пунктом 1 статьи 311 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила: 1. Внести в решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии изменения согласно приложению. 2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т.САРКИСЯН
https://www.consultant.ru/cons/cgi/on…307981156811#0
vBulletin® v3.8.4, Copyright ©2000-2020, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot