Отчуждение церковных и монастырских земель в пользу государства

Портрет Екатерины II в русском наряде кисти неизвестного художника
Уничтожение монастырских вотчин — реформа, проведённая в Российской империи Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей[1].
Манифест о секуляризации был подписан императрицей 26 февраля (8 марта) 1764 года и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода.
Причины и подготовка реформы[править | править код]
Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства», — пересказывал логику государства А. В. Карташёв[2].
Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось огромное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.
Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.
О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.
Обер-прокурор синода Мелиссино предлагал не ограничивать реформу одними хозяйственными вопросами, но распространить её и на сферу канонического права. «Пункты» Мелиссино (проект наказа законодательной комиссии 1767 года) предполагали своеобразную «реформацию» Русской церкви в соответствии с принципами Просвещения: уничтожение общеобязательных постов, облегчение разводов, разрешение четвёртого брака, упрощение ряда обрядов и т.д. После длительной переписки с Мелиссино императрица забраковала его проект. «Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь).
Манифест[править | править код]
Императрица Екатерина II 26 февраля (8 марта) 1764 года издала указ о церковных владениях [3], заканчивающий многовековое противостояние Русской Православной Церкви и государства. Указ касался вопроса о церковных владениях. Важнейшие положения его были следующие:
- Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии.
- Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами.
- Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами». Надо заметить, что указанных крестьян, по ревизии 1760 года, составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин).
- Вместо барщины и оброков с 1 (12) января 1764 года данные крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который поступал в государственную казну непосредственно через Коллегию экономии.
- Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землёй, Коллегия экономии должна была выделять определённую сумму.
- Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса.
- Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастырей, разделённых на 3 класса по уровню содержания[4].
В Священной Римской империи сходную политику секуляризации и закрытия монастырей проводил в одно время с Екатериной император Иосиф II.
Ход реформы[править | править код]
По донесению Святейшего Синода от 1 (12) января 1762 года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. “Статистический временник Российской империи” писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 – женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола[5]. Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.
По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса “сообразно богатству и знатности”[5]:
- 1 класс: 15 мужских, 4 женских
- 2 класс: 41 мужской, 18 женских
- 3 класс: 100 мужских, 45 женских
Через два года, 31 марта (11 апреля) 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:
- 1 класс — 20 монастырей
- 2 класс — 56
- 3 класс — 85
Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей[4][6].
Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — в Курской, Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниях[4].
Упразднённые монастыри[править | править код]
- Андрусовский монастырь
- Арефинская Входоиерусалимская пустынь
- Бежецкий Введенский монастырь
- Бречицкий Андроников монастырь
- Великая Авраамиева пустынь
- Верхняя Авраамиева пустынь
- Возмищенский монастырь
- Вязниковский Введенский монастырь
- Гороховатская Богородичная пустынь
- Дивногорский Успенский монастырь
- Дуниловский Успенский монастырь
- Заозёрный Авраамиев монастырь
- Истобенский Троицкий монастырь
- Козельский Вознесенский монастырь
- Кохминский Казанский монастырь
- Крестогорская Тихонова пустынь
- Куряжский монастырь
- Лихвинский Афанасьевский монастырь
- Лихотнин Успенский монастырь
- Мамонтова пустынь
- Маровская Крестовоздвиженская пустынь
- Межигорский Спасо-Преображенский монастырь
- Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
- Мосальский Успенский монастырь
- Московский Варсонофьевский монастырь
- Муромский Воскресенский монастырь
- Нило-Сорская пустынь
- Нуромский Преображенский монастырь
- Обвинский Верх-Язьвинский Богородицкий (первоначально Успенский) мужской монастырь
- Обнорский Воскресенский монастырь
- Пешношский Никольский монастырь
- Посолотинский монастырь
- Серпуховский Распятский монастырь
- Рдейский монастырь
- Святогорский Успенский монастырь
- Соломенская пустынь
- Спасо-Воротынский монастырь
- Спасо-Запрудненский монастырь
- Спасо-Каменный монастырь
- Спасо-Новоприлуцкий монастырь
- Спасо-Песоцкий монастырь
- Сырьинская Успенская пустынь
- Угличский Воскресенский монастырь
- Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
- Усть-Сарапульский Спасский монастырь
- Ущельский монастырь
- Христофорова Богородицкая пустынь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Черноезерский монастырь
- Шуйский Троицкий монастырь
Реакция церкви[править | править код]
Митрополит Арсений в узилище
Прусский посланник докладывал на родину, что, узнав о грядущей национализации церковной недвижимости, русское духовенство подавало Петру III коллективную жалобу на столь «странный образ действий, которого нельзя было бы ожидать даже от басурманского правительства»[7].
Лишившись значительных имуществ, церковь роптала, но глухо. Наиболее последовательно критиковал реформу ярославский митрополит Арсений (Мацеевич), который был за это лишён сана, осуждён как «злокозненный преступник» и скончал свои дни в заточении. (С 2000 года почитается в чине священномученика).
Последствия реформы[править | править код]
Разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских уставов. Финансовое содержание штатного мужского монастыря 1-го класса, определённое реформой, в 2,5 раза превышало содержание монастыря 3-го класса; на женские монастыри 2-го и 3-го класса отпускались значительно меньшие суммы, чем на мужские. Фактически государство брало на себя лишь содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть. Кроме того, были и заштатные монастыри, не получавшие вообще никаких бюджетных ассигнований, что в условиях отсутствия собственной земли означало медленное умирание.
Реформа привела к массовому закрытию монастырей так как те монастыри которые не попали в число 1,2,3 классов или заштатных, подлежали закрытию. Перед реформой 1764 года в Великороссии насчитывался 1.026 монастырей. По подсчетам И. К. Смолича, за XVIII — начало XIX века было (за исключением Сибири) закрыто 822 монастыря (660 мужских/162 женских) и возобновлено 39 (33 мужских/6 женских). В итоге на 1810 год во всей Российской империи осталось только 452 монастыря[8]. В отношении сибирских монастырей, учитывая их малое число и особое значение в деле освоения Сибири, правительством были предприняты гораздо более мягкие меры, чем в отношении монастырей европейской части империи[9].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- 3. Секуляризация 1764 г. // Смолич, И. К., Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988—1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997
Манифест о секуляризации монастырских земель
Этот документ был принят Екатериной Второй в ходе реформы 1764 г. Целью реформы была секуляризация монастырских земель в пользу государства. Подписан 26 февраля (8 марта) 1764 г. и опубликован 29 (11марта) 1764 г.
Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых до тех пор находилось свыше 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, стала управлять Коллегия экономии. Монастырям были оставлены лишь небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены «экономическими» и обложены оброком, заменившим барщину, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей, архиерейских домов и духовно-учебных заведений. Сумма определялась так называемым «штатом» монастыря.
Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времен в организме нового централизованного государства», — пересказывал логику государства А.В.Карташев.
Противостояние церкви и государства началось с эпохи Петра I. При нем была проведена первая секуляризация монастырских земель. Стремление поставить Церковь на службу государству, а также острая нехватка средств для военных действий во многом определили политику монарха по отношению к Церкви и ее земельной собственности.
Таким образом, в начале XVIII в. идея полной секуляризации церковных имуществ уже появилась, однако воплотить ее в жизнь не удалось в связи с отсутствием продуманного плана реализации, поэтому правительство решило до времени перейти от полной к частичной секуляризации.
О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета, а её преемник ПетрIII потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с русской церковью.
Значение секуляризационной реформы 1764 г. было не только в завершении формирования русского абсолютизма, но в первую очередь, в освобождении почти двух миллионов крестьян от крепостного состояния. Недаром один из российских историков оценивал секуляризацию как пролог к освобождению крестьян в 1861 г. Значительная часть монастырских земель была отдана во владение бывших монастырских крестьян; излишки земли приходских храмов поступали в распоряжение прихожан (крестьян или посадских людей).
По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.
Секуляризация монастырских имений принесла казне значительные выгоды. Только в великорусских губерниях за счет получаемого с бывших монастырских крестьян оброка казна имела 1,5 млн. руб., не считая доходов от сдачи в аренду монастырских земель и других «оброчных статей» (рыбных ловель, мельниц и пр.), в то время как на содержание штатных монастырей казна отпускала 208 тыс.руб. Кроме того, бывшие монастырские имения явились тем резервом, из которого Екатерина II и Павел I производили крупные «пожалования» населенных земель сановникам.
Секуляризация нанесла удар монастырям как духовным центрам и архитектурным историческим памятникам. Некоторые из них с трудом удалось отстоять. Так, при проведении штатов предполагалось закрыть Киевский Братский монастырь, в его зданиях устроить госпиталь, а находившуюся в монастыре Духовную академию перенести в Киево-Печерскую лавру. В 1764 г. знаменитая Нилова Сорская пустынь в Новгородской епархии была переведена в категорию приписного монастыря и в результате этого пришла в запустение. В 1786 г. Максаковский монастырь в Черниговской епархии был приспособлен для дома душевнобольных. В 1775 г. был закрыт древний Дивногорский монастырь Успения в Воронежской епархии (восстановлен лишь в 1827 г.). В 1787 г. в упраздненном киевском Межигорском монастыре была устроена фаянсовая фабрика.
Упразднялись даже некоторые штатные монастыри. В 1788 г. был закрыт состоявший по штатам в 1-м классе Симонов монастырь в Москве, а его здания отданы под военные казармы. Лишь благодаря ходатайствам Московского митрополита Платона (Левшина), московского губернатора Г1.Д.Еропкина и многих именитых жителей Москвы монастырь в 1789 г. был восстановлен, а казармы переведены в другое место. В полное запустение пришла Оптина пустынь. Когда по инициативе митрополита Платона в 1796 г. началось ее восстановление, в ней жили всего три престарелых монаха, здания стояли без крыш, а пахотные и лесные угодья обители были захвачены окрестными крестьянами.
«Введение штатов 1764 г., — отмечает проф. П.В.Знаменский, — произвело в монашестве сильное потрясение и на первых порах еще более расстроило его жизнь; никогда еще не было столько бегства монахов из обедневших монастырей и их бродяжничества, как несколько лет спустя после 1764 г.; кто искал себе лучшей жизни по разным монастырям, кто удалился в лес для пустынного жительства, а некоторые уходили даже за границу -в Молдавию или на Афон». Вследствие этого в штатных монастырях к 1771 г. оказалось 527 «вакантных мест».
Определённое реформой финансовое содержание штатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.
Бедственное положение монастырей и жалобы духовенства заставили правительство смягчить меры по отношению к ним. Уже при Екатерине II разрешалось открывать новые обители и возобновлять старые, но всякий раз по специальному разрешению императрицы. Существенно смягчил законодательство в отношении монастырей Павел I, и в его царствование началось постепенное их возрождение. До конца XVIII в. было восстановлено 29 упраздненных монастырей и вновь открыто 20.
В 1808 году насчитывалось 447 православных монастырей (353 мужских и 94 женских), а монашествующих обоего пола -около 5 тыс. В 1815 г. было 478 монастырей (387 мужских и 91 женский), монашествующих – 6600 (4900 монахов и 1700 монахинь). Более полные и точные сведения о числе мужских и женских монастырей, монашествующих и послушников мужского и женского пола (без учета женских общин, еще не преобразованных в монастыри) имеются с 1825 г. (см. Таблицу 4).
К 1917 г. насчитывалось 1257 монастырей, «насельников» в них 107035 (33463 монашествующих и 73463 послушника)75. Численность монастырей возрастала преимущественно за счет восстановления старых (упраздненных при секуляризации) обителей, учреждения новых, а также за счет пожалований от императоров разных угодий, что вновь превращало монастыри в крупных землевладельцев.
Только в 1916 г. Николай II распорядился безвозмездно передать монастырям и архиерейским домам из фонда казенных земель 3609 десятин пашни и леса.
В среднем на 1 монастырь приходилось по 709 десятин. Среди них выделялись крупные землевладельцы, владевшие тысячами и десятками тысяч десятин различных земельных угодий.
______________________________________________________________________________
История взаимоотношений церкви и государства отчетливо показывает две вещи. Когда государство нуждается в религии как основе идеологического воздействия на общество, оно вынуждено содержать церковь. В то же время рост богатства церковного, не дающего никакой прибыли государству рано или поздно приводит к конфликту между властью светской и духовной. Секуляризацию переживали все христианские государства в той или иной форме на протяжении последних пятисот лет.
И совершенно очевидно, что церковь не может существовать как мощная экономическая структура, если будет рассчитывать на верность паствы и ее материальную помощь. Как только в 1764 г. монастыри потеряли большую часть своих вотчин – земель вместе с крестьянами, упадок и запустение им были обеспечены.
Дела эти давние. Но о них стоит помнить, когда речь заходит о взаимоотношениях Советской власти и церкви. После 1917 г. с монастырями и приходами случилось то, что случалось с ними на протяжении столетий: лишенные государственных дотаций и дохода, они нищали и приходили в запустение.
Стоит задуматься нам с вами, что на самом деле означает возрождение монастырской жизни. Ведь слова о духовном спасении остаются только словами, если отсутствует экономическое или идеологическое оправдание. Решив возродить православие как идеологическую основу государственной власти, эта власть неизбежно будет вынуждена жертвовать монастырям, если не земли, то иные источники дохода. Спор вокруг Исаакиевского собора в Петербурге – это начало той политики, которая так печально закончилась в 1917 году.
Ни в действиях патриархии, ни в действиях Полтавченко нет никакой духовно-нравственной составляющей, никаких мыслей о сохранении музея или его упразднении. Все гораздо проще. Государству нужно дать материальную базу церкви. А за чей счет это будет сделано уже не важно.