Отчисление от княжеских доходов в пользу церкви

Отчисление от княжеских доходов в пользу церкви thumbnail

Вопрос финансирования Церкви сегодня почему-то особенно занимает умы людей. Особо яростные атеисты готовы отобрать у Церкви всё её имущество, обложить её налогами, сделать практически нищей. Но тогда встаёт закономерный вопрос – за счёт чего она тогда должна существовать? Как проблема финансирования Церкви решалась в России и Европе раньше и сейчас – в нашем материале

Власти Германии приступили к разработке инициативы по введению нового религиозного сбора с населения – «налога на мечеть». То есть все граждане, считающие себя мусульманами, обязаны будут платить этот налог на содержание немецких мечетей. В противном случае вход туда для них будет закрыт.

Это делается по аналогии с «церковным налогом», существующим в ряде европейских стран, – Германии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Дании, Италии, Финляндии и Исландии. В этих странах Церковь существует на средства налогоплательщиков. Мы решили вспомнить особенности церковного налогообложения в «просвещённой» Европе, которые, возможно, удивят тех, кто привык обвинять Русскую Православную Церковь в стяжательстве или вмешательстве в дела государства.

Германия. В этой стране церковный налог высчитывается как процент от суммы подоходного налога – как правило, 8-9% в зависимости от коммуны. Это примерно 3-3,5% дохода физического лица. Им облагается любой крещёный немец. Для того чтобы перестать платить церковный налог, надо официально выйти из лона Церкви, отказавшись от совершения всех таинств, включая Исповедь и Причащение.

КельнВ Кёльнском соборе. Фото: Noppasin Wongchum / Shutterstock.com

Как отмечает издание Breitbart, быстро растущий отток верующих и упадок католической веры в Германии вызваны как раз церковным налогом и растущей либерализацией церкви, тяготением её к протестантизму. Сегодня многие немецкие священнослужители – неверующие, а отношения между людьми внутри церкви становятся всё более формальными и утилитарными, пишет издание. Упадок веры и церкви в Германии в 2015 году был отмечен даже папой Франциском. Резкое снижение посещаемости воскресных месс, числа церковных браков, рукоположений заставили его говорить о разрушении католической веры в этой стране.

При этом в 2017 году церковь в Германии получила 7,1 млрд долларов налоговых поступлений (в рублях это бы составило около 413 млрд по тому курсу). И это несмотря на то, что с 1996 года официальное католическое население Германии сократилось с 27,5 до 23,6 млн человек – более чем на 14%. Только в 2016 году церковь покинули 162 тысячи граждан.

То есть в практически неверующей стране церковь получила лишь за год семь миллиардов долларов налогов. Запомним эту цифру.

В других европейских странах церковный налог несколько меньше. Так, в Австрии он составляет 1,1% дохода, там его может собирать любая официально признанная религиозная группа, однако пользуется этой возможностью в основном только католическая церковь. В Дании размер церковного налога составляет от 0,42 до 1,48% дохода верующего лица – в зависимости от коммуны. В 2013 году таким образом было собрано 6,3 млрд датских крон (если в рублях – это около 357,8 млрд). В Швейцарии платят 2,3% от дохода, в Финляндии – 1-2%, в Италии – 0,8%.

в церквиФото: www.globallookpress.com

В Швеции налог на церковь – 1%, причём платят его как верующие, так и неверующие. При том, что здесь религия отделена от государства. Любой гражданин, не указавший своё вероисповедание, по умолчанию платит налог в Церковь Швеции – он автоматически вычитается из зарплаты. Так что все шведские атеисты по налоговой статистике – члены церкви. Так, в 2013 году в Швеции насчитывалось 6,6 млн членов Церкви Швеции, из которых лишь 15% говорили, что верят в Иисуса Христа. Из них тех, кто хотя бы раз в месяц посещает богослужения, – 6%.

В Исландии ситуация схожа со Швецией. Церковный налог здесь тоже платят как верующие, так и неверующие. В 2015 году около 75% граждан были членами Евангелическо-лютеранской церкви, однако значительное число из них были атеистами, и лишь 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещали церковь. При этом, согласно исследованию Gallup International, лишь 51% всего населения Исландии можно было назвать религиозным.

То есть в европейских странах, которые часть наших граждан до сих пор воспринимают как некий идеал справедливого общественного устройства, церковь спокойно вмешивается в дела государства, даже если официально она от этого государства отделена. Церковь собирает неплохие налоговые поступления, миллиарды долларов в год, причём налоги на её содержание платят в том числе неверующие. А там, где этим налогом облагаются только верующие, без его уплаты невозможно совершить ни одно церковное таинство. И такая традиция в Западной Европе идёт от VI-VIII веков. В частности, в 779 году Карл Великий превратил в обязательный для всех налог церковную десятину, которая до этого была добровольным приношением в церковь десятой доли доходов.

КарлКарл Великий. Фото: www.globallookpress.com

А что в России?

В истории России также существовала церковная десятина, и её появление связано с именем святого князя Владимира, крестившего Русь. Принятие православной веры означает и принятие Православной Церкви, а её существование требует, в том числе, и материальных затрат – на строительство и благоустройство храмов, создание и распространение церковной литературы, написание икон, содержание клира и многое другое. На всё это требуются деньги, и в этом нет ничего зазорного.

Читайте также:  Есть польза от абрикосового варенья

Святой князь Владимир определил в качестве первого источника доходов Церкви десятую часть «от имения своего и от градов своих», как свидетельствует «Повесть временных лет». То есть десятину, прежде всего, стал платить глава государства. Другим источником доходов Церкви стали церковные суды: Церковь получила право рассуживать гражданские дела, от чего ей полагались отчисления в виде пошлин. Но десятина князя всё же оставалась главным ресурсом существования Русской Церкви.

князь ВладимирСвятой князь Владимир. Фото: www.globallookpress.com

Вот что пишет историк Дмитрий Володихин о различии десятины на Руси и в Западной Европе того времени:

В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

После монголо-татарского нашествия русские князья стали беднее, а главным богатством Руси стала земля. Вот и церквям и монастырям вместо десятины дали земельные угодья, на которых они сами смогли бы строить хозяйства и обеспечивать себя.

«Распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство стояло выше всех прочих слоёв русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» – постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но всё-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надёжнее. От неё приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам», – пишет Володихин.

Интересно, что и в домонгольскую эпоху, и после неё на Руси, в отличие от Европы, деньги на содержание Церкви выделяли князья, знать и богатые горожане. Обеспечение Церкви было мудрым и справедливым, не в форме обременительного налога, как в Европе, а в форме пожертвования.

Петр 1Пётр I. Фото: www.globallookpress.com

После петровских реформ в XVIII веке началась секуляризация церковных земель – государство их стало отбирать.

Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что ещё у Церкви сохранилось, приучала её к нищете, расстрелам и страданиям,

– свидетельствует Дмитрий Володихин.

А что же сейчас? Сейчас Русская Православная Церковь живёт, в основном, на пожертвования и средства от продажи свечей, икон, духовной литературы, продающихся на территориях различных храмов. Но это не торговля в привычном смысле слова. Так, в интервью изданию «Православие.ру» казначей Московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский) назвал главное отличие: полученный от продажи доход не является прибылью и не идёт на обогащение заинтересованных лиц – он полностью направляется на «уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма».

ИеринейИеромонах Ириней (Пиковский). Фото: vk.com

Было бы странно запрещать Церкви принимать пожертвования или брать деньги за требы – священнодействия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Откуда тогда она возьмёт деньги на восстановление и благоустройство храмов, на хлеб и вино для совершения Евхаристии, на зарплату тем же священникам, чей труд немалый? Тем более что в России это всё, в отличие от некоторых европейских стран, происходит на добровольной основе: налогов на содержание Церкви мы не платим, палкой в храм никто никого не гонит.

Историк Дмитрий Володихин считает, что Русская Церковь сегодня могла бы пойти по пути возрождения церковной десятины, которую мог бы платить «актив приходских общин в обмен на право получать полный отчёт о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы». Другой путь – передача всё большего имущества во владение или оперативное пользование Церкви. Конечно же, не с целью обогащения последней. А для более эффективного использования, например, земли и производства. Здесь нет ничего страшного, тем более что опыт такой у Русской Церкви был. И это лишь точка зрения.

Читайте также:  Лицо в пользу которого сделан завещательный отказ отказаться от него

В любом случае, обвинения Русской Православной Церкви в стяжательстве и вмешательстве в государственные дела несостоятельны, особенно в сравнении с Европой. Когда вам захочется поругать нашу Церковь, вспомните Германию, где, несмотря на огромный отток верующих от католической церкви, она получает миллиарды долларов в год через налоги простых граждан. Или Швецию с Исландией, где содержание церкви, в которой почти не осталось верующих, оплачивают атеисты.

Источник

Анонимный вопрос  ·  24 июля 2018

23,9 K

Вопреки расхожему мнению, Русская Православная Церковь платит налоги.

В первую очередь это социальные выплаты и НДФЛ (те самые 13%) с зарплат священников, а также всех прочих официально устроенных работников. Аналогично не имеет Церковь льгот по танспортному налогу и акцизам. Полностью облагается налогами коммерческая деятельность.

Налоговые льготы, которые как правило и вызывают споры, касаются только некоммерческой деятельности Церкви, как некоммерческой организации (и не только РПЦ, а любой религиозной организации в РФ). Сюда входят пожертвования, те самые свечки, проведение религиозных обрядов, религиозная литература, церковная атрибутика, иконы, богослужебные предметы, одежда религиозного назначения и т.п. Всё перечисленное освобождается от НДС и налога на прибыль. Церковь освобождена от уплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях, а также от уплаты земельного налога на участки, где расположены религиозные и благотворительные сооружения. Если же имущество и строения не религиозного назначения – льготы не предусмотрены.

Таким образом налогами не облагается только религиозная, некоммерческая сфера деятельности Церкви, не ставящая цели получения прибыли.

Всё что вы перечисляете, создаёт огромный финансовый оборот (о чём мне поведал один мой знакомый, особо… Читать дальше

А может церковь поможет прихожанам? Пусть покупают продукты на пожертвования и носят продукты пенсионерам, не?

Работаю в сфере автоматизации бизнеса. Пишу про бизнес и финансы.
А еще у нас есть…  ·  obretu.ru

Необходимо понимать, что церковь может заниматься разными видами деятельности. Если мы говорим о некоммерческой деятельности, то там много различных налоговых льгот.
Пожертвования полностью освобождаются от налогов. Деятельность со свечками, кстати, тоже. Покупка различных церковных предметов прозодит без начисления НДС. В целом, различные налоговые льготы есть у всех н… Читать далее

В смысле “белая”? Кассой с пожертвований они пользуются, как рождественской копилкой. Зарплата это так, для… Читать дальше

Коротко о себе : моим родителям не стыдно.

По большому счету церковь в России освобождена от большей части налогов. У нее есть огромные льготы в уплате налогов. Однако, она все-таки оплачивает транспортный налог и подакцизные сборы на косметику, парфюмерию, спиртное и пр.

На каком основании церковь занимает помещение? На каком договоре?

Платят ли в Украине в пользу церкви налог?

протоиерей, настоятель Киевского храма святителя Спиридона Тримифунтского

В Украине в пользу Церкви люди не платят налог. Однако такая система существует, в частности, в Германии (в Баварии), частично в Италии и в некоторых других странах с католическим или протестантским большинством населения. А именно, если человек заявляет, что он католик или протестант или последователь другой конфессии, то при начислении заработной платы с него автоматически считывается и перечисляется налог в пользу его Церкви или конфессии. В частности, в Германии этот налог составляет около 8 или 9% от зарплаты. В Украине, повторюсь, такого налога не существует. Верующие приносят пожертвования в православный храм столько, сколько они сами считают нужным. Специального контроля в Православнной Церкви за тем, кто и сколько пожертвовал, тоже нет. Православная Церковь в Украине не требует выплаты обязательной десятины из доходов от своих верующих. При этом в некоторых протестантских конфессиях в Украине есть обязательное требование выплаты десятины в пользу конфессии.

Почему Церковь в России (или не только) больше похожа на “очень” прибыльный бизнес?

Если человек создан по образу и подобию божьему, то бога следует считать…

Что значит – похоже?
Церковь в принципе – ОЧЕНЬ ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС.
Думаю, даже торговлю наркотиками превосходит по оборотам – просто верующих больше, чем наркоманов

РПЦ — это корпорация.Каждый приход зарегистрирован как отдельное  религиозное НКО, всего таких приходов — 34,5 тысячи. Каждый из них  приносит от пяти тысяч до трех миллионов рублей дохода ежемесячно в виде  пожертвований и прибыли от религиозной деятельности. Часть  пожертвований (от 10 до 50%) приходы перечисляют епархиям, те передают  15-процентную долю от этой суммы в патриархию. В случае, если приход  не способен перечислить деньги, в епархии могут уволить настоятеля.
Источник

На август 2018 года РПЦ, как любая официально зарегистрированная в России религиозная организация, имеет льготы, но все до одной они — ключевые. Она полностью освобождена от уплаты: 

  • налога на добавленную стоимость (НДС),
  • налога на прибыль (часть 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ), 
  • налога на имущество (часть 27 статьи 251 НК РФ), 
  • земельного налога (статья 395 НК РФ), 
  • а также государственных пошлин (статья 333.35 НК РФ)
    Источник
Читайте также:  Творог из молока и лимона польза и вред

Более того, в конце 90-х годов по РПЦ были предоставлены льготы на ввоз подакцизной продукции – табака и алкоголя.
Источник

по некоторым данным, РПЦ  по  состоянию на 15 октября 1996 года было ввезено 18 млрд беспошлинных  сигарет, что составило 6,6 % отечественного рынка табачной продукции в  1996 году (268,8—276,8 млрд шт.).
Источник

Хоядт упорные слухи, что именно эблагодаря этим льготам нынешний патриарх – Гундяев – и сумел заработать средства, позволившие ему занять этот пост

Что по вашему лучше, платить огромные налоги или платить кучу денег за все самому?

Предприниматель. Полиамор. Пацифист. Футурист. Поклонник науки и прогресса…

Хм… тут вопрос выбора очень интересный, конечно. Если смотреть с точки зрения: как оно лучше для человечества, – то я склоняюсь к тому, что некий баланс между налогами и личными доходами соблюдать придется еще долго, но в конечном итоге переход к исчезновению государства как института, перераспределяющего доходы, и становлению частных объединений по интересам, частных страховых компаний и накопительных фондов, а также массовой частной благотворительности, как основы гарантии существования человека, попавшего в беду, и решения совместных проблем (дорожное сообщение, безопасность, образования), мне кажется лучшим решением.

Для себя лично я прямо сейчас бы выбрал полное снятие налогов и переход на самообеспечение: те средства, которые я сегодня плачу в виде налогов, администрация (существующая на мои же налоги) разворовывает, а то, что разворовать не может, отправляет на решение проблем, которые моими не являются (армия, внутренние войска, ограничение свободы интернета, поддержка церкви, международная и внутренняя пропаганда), и НЕ тратит на те, НЕ МОИ, проблемы, которые я по своим убеждением считаю нужным решать в том числе и за мой счет: лечение больных, которые не могут себе позволить такое лечение самостоятельно, поддержку сирот, людей, попавших в беду, создание общественной инфраструктуры, поддержку пенсионеров, инвестиции в науку и т.д.

Поэтому я бы все эти “налоги” и “сборы” оставил себе и вложил в приносящие прибыль активы: недвижимость, акции, облагции – и копил бы с них себе фонд на случай старости или потери трудоспособности, отчисляя в процессе часть из них на благотворительность.

Сколько зарабатывают батюшки в церквях? Из чего складывается их з/п? Что написано в Библии о том, могут ли они брать деньги?

Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта “Православие и…

Доход батюшки зависит от дохода храма + личной совести. Обычно происходит так: в храме каждому священно- и церковнослужителю (то есть не только священникам, но и бабушкам, торгующим свечками, хору, алтарникам, т.е. помощникам священников в алтаре, и т.д.) полагается зарплата. Как правило, это небольшая сумма: большие деньги уходят на содержание храма и в качестве епархиального налога.

Кроме этого, существуют частные пожертвования. Большие деньги жертвуют богатые люди – иногда лично священнику, иногда на восстановление храма или какой-то социальный или иной церковный проект. В случае, если пожертвование целевое, понятное дело, присваивать его неприлично (и Бог за это спросит), но проверить это нереально. Только если жертвователь поймет, что его нагрели (типа, у батюшки новая машинка, а вот иконостас в храме не отреставрирован, хотя на него деньги и давались) – тогда он может и другим богатым людям сообщить, что этому священнику лучше не жертвовать ничего.

Основная “статья дохода” у обычного священника – это требы. Освятить квартиру или машину, крестить частным порядком, панихиду послужить. Здесь в некоторых храмах есть некий минимум, но люди в таких случаях обычно жертвуют сверх того. А иногда вообще никакого минимума не назначают – сколько дадут, столько дадут. Ну, иной священник может, наверное, и задрать цену, но есть очень большой риск, что вскоре к нему обращаться вообще перестанут.

Это совершенно “библейская” схема оплаты “труда священника”. Еще в Ветхом завете было заведено, чтобы священники “питались от алтаря”, и апостол Павел это несколько раз повторяет: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. (1Кор.9:13,14), “Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим” (Гал.6:6), “Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?” (1Кор.9:11).

В Ветхом завете пропитание священников составляет десятина (в общем виде – десятая часть дохода каждого верующего), те в свою очередь отчисляют десятую часть первосвященнику и на содержание храма: “объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины” (Числа, 18:26). Именно от этого пошли епархиальные налоги и от этого же – “церковные налоги” во многих светских государствах до сего дня (Германия, например: предполагается, что если ты считаешь себя верующим, то ты и содержишь свою общину).

Прочитать ещё 5 ответов

Источник