От уплаты дани в пользу татар были освобождены

Борьба Руси со Степью шла столетиями, одни агрессивные кочевые племена приходили на смену другим. В итоге русские княжества потерпели поражение от новых могучих степняков — монголо-татар. В результате земли предков попали под иго, последствия которого проявляются до сих пор. Некоторые люди считают, что Куликовская битва (1380 год) положила конец зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Но на самом деле в данном эпичном сражении была разгромлена лишь армия претендента на должность хана — полководца Мамая. Главой же Орды стал законный наследник — потомок Чингисхана Тохтамыш, который устроил масштабный такой набег на русские земли, спалил Москву и вновь принудил местное руководство отдавать татарам свои кровные денежки.
Золотая Орда была сверхдержавой своего времени. Это — ее территория на начало XIV века. Art by Gabagool.
Прошло еще целых сто лет национального угнетения и Золотая Орда окончательно превратилась в отсталую и аморфную организацию. Более того, ряд территорий попросту ударились в сепаратизм и отделились от метрополии. Русское государство же, окончательно объединенное под руководством Москвы, серьезно окрепло. В итоге годный Великий князь Иван Третий взял и послал хана Большой Орды (так назывались те ошметки орды Золотой) Ахмата вместе с его требованиями «платить налоги» куда подальше. Ахмат обиделся и вызвал Ивана Васильевича на бой. Это событие вошло в историю как Стояние на Угре (1480 год), которое закончилось тем, что стороны просто разошлись: татары атаковать не решились, а Ивану Третьему оно и не надо было, он ведь оборонялся. Ахмата же после такого провала прирезали свои же и Большая Орда также распалась.
Иван Третий знал, как разговаривать с вражескими посланцами.
Думаете это конец? А вот ничего подобного, независимость-то русские земли получили, а вот дань… дань выплачивали, правда уже не Золотой Орде. Ведь один из ее обломков получился весьма живучим, речь идет о Крымском ханстве. Вы скажете, да и что с того? А все дело в том, что крымские татары оказались неиллюзорной такой угрозой, постоянно осуществляя опустошительные набеги на русские земли (да и не только на русские, Польше и Литве также доставалось). Со времен Ивана Третьего, который вел дружбу с ханом Менгли-Гиреем, принято было регулярно задабривать жестоких кочевников дарами — деньгами и мехами. Назывались такие принудительные подарки поминками. Что происходило, когда некоторые правители забывали об этих обязательных «подарках»? Да ничего особенного, приходил очередной хан с конной армией и сжигал все, до чего мог дотянутся, прямо как в старые недобрые времена, ностальгия. К примеру, в правление Ивана Четвертого (тот который Грозный) хан Девлет-Гирей «дотянулся» аж до Москвы, спалив ее в 1571 году. Вторая половина шестнадцатого века, Карл! Тот же Иван Грозный уже покорил несколько осколков почившей Золотой Орды (ну вы помните, Казань брал, Астрахань брал…) а крымчаки приходят и атакуют столицу!
«На сторожевой границе Московского государства». Картина С.В. Иванова.
Впрочем, не надо думать, что князья и цари сидели и ничего не делали, откупаясь от агрессоров. Достаточно вспомнить, что у Русского царства версии 1571 года было проблем до кучи — к примеру, Ливонская война. Или Опричнина. Поэтому на южных границах русских земель шла постоянная мучительная борьба с крымскими степняками. Приходилось выстраивать целую систему крепостей, в которых несли службу казаки и стрельцы. Существовали и конные отряды, что вели бой с небольшими силами татар и предупреждали остальных об опасности. Усугубляло положение борьба между Речью Посполитой и Русским царством, что препятствовало созданию антикрымского союза.
Столица Крымского ханства — город Бахчисарай.
На протяжении XVI—XVII вв. войска Русского царства с неимоверными усилиями отвоевывали землю у степняков. В ту самую пору, когда европейские державы развивались и входили в пору своего технического могущества, русским землям приходилось ценой огромных человеческих и финансовых затрат вести борьбу со страшным противником. Почему степняки совершали свои набеги? Прежде всего, они занимались работорговлей, сплавляя невольников в Османскую империю. Женщин — в гаремы, мужчин — работать на галерах. По воспоминаниям литовского посла в Крыму Михалона, один меняла-ювелир еврейского происхождения интересовался у посла, остались ли еще люди в тех краях, откуда татары вывозят их в таком количестве на продажу.
Петр Великий сделал много полезного для России. Например, официально перестал посылать подарки крымским татарам. Картина Ю. Кушевского.
Так когда же русское царство перестало выплачивать крымским татарам дань под названием «поминки»? Вы не поверите, но в 1700 году, при Петре Великом. Собственно, его Азовские походы — это также попытка ослабить Крымское ханство. Вот только покорят Крым лишь в самом конце восемнадцатого века, при императрице Екатерине Великой. Такие дела. С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество Вконтакте https://vk.com/wars_and_warriors — вам понравится!
Более 200 лет русские княжества платили дань орде. И не просто дань. Это была очень продуманная система налогообложения, созданная монголами с оглядкой на китайских “товарищей”. Правда, платили завоевателям не все жители Древней Руси. Целому сословию удалось избежать этой тяжкой повинности.
Монголы собирают дань
Налоговая система монголов
В первые годы нашествия монголы ограничивались грабежами и контрибуциями. Затем брали дань нерегламентированно – то есть как придется. Требовали десятину – однако русские князья всячески юлили и уклонялись от выплат. Но монголы решили: “Хватит это терпеть!”, и в середине XIII века затеяли перепись населения, в том числе на подконтрольных территориях. Сначала пересчитали китайцев, затем иранцев, а вскоре и до русичей добрались. В 1257 году на Русь прибыл ордынский чиновник-счетовод по имени Берке, который всех пересчитал по головам и заставил платить налоги. Основной единицей был двор (“дым”). Затем шли десятки, сотни, тысячи и тьмы (десять тысяч). И везде были свои начальники.
Фото: тот самый Берке
Десятниками, сотниками и тысячниками, как правило, были местные жители. Темники назначались исключительно из монголов – они были чем-то вроде руководителей региональных отделений ФНС. В народе их называли баскаками – и было их около сорока. Главный баскак сидел в Муроме – всеми руководил. Сельские жители платили монголам десятину – десятую часть всего, что выращивали, добывали, зарабатывали. Ясак принимали либо натурой, либо валютой – серебром и пушниной. Купцы платили тамгу – небольшой процент от капитала (этот налог темники начисляли индивидуально). Налоги платили все – от последнего смерда до князя. Все, кроме церковников.
Монголы опять собирают дань
Вот это поворот!
Церковные иерархи, рядовые священники и даже простые служащие от налога освобождались полностью. И речь идет не только о православных христианах – католическое, буддистское и мусульманское духовенство тоже обладало налоговым иммунитетом. Говорят, Чингисхан не был последовательным приверженцем той или иной религии – и завещал своим потомкам уважать всех богов в равной степени. То есть не осквернять храмов, не жечь священных книг, не портить и не отбирать церковного имущества, относиться к священнослужителям с почтением и не брать с них дани.
Чингисхан
За богохульство могли наказать смертью. Взамен церковники должны были молиться за здравие монгольских вождей, убеждая паству не поднимать глупых бунтов, и не вмешиваться в государственные дела. Существует документ, подписанный Менгу Тимуром – внуком грозного Батыя – в котором черным по белому прописаны эти рекомендации. Одни исследователи предполагают, что монголы были неотесанными язычниками и попросту опасались других богов – кабы чего не вышло. Другие утверждают, что Чингисхан был атеистом и ставил во главу угла не божий, а человеческий Закон. Так или иначе, освобожденному от ясака духовенству жилось несколько легче, чем остальным жителям завоеванных монголами земель.
*****************************************************************
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить лайк ???? и подписаться на канал ???? Викинги, чтобы ничего не пропустить.
Хотите поспорить с автором? Жгите в комментариях ????
Неоднозначная трактовка ряда исторических событий, которые являются причиной или следствием того или иного направления развития страны, сегодня явление достаточно распространенное. Период татаро-монгольского ига на русской земле также имеет ряд трактовок и вопросов без ответа. Многочисленные исследования в этой области выдвигают разные версии, одна из смелых, но пока до конца не доказанных, – это вообще отсутствие какого-либо пребывания славянских земель под властью Орды. Видимо, появлению различных догадок мы обязаны периоду Советского Союза, когда многие архивы были закрыты, а исторические факты просто замалчивались.
Фото с https://history-doc.ru/wp-content/uploads/2017/11/igo2.jpg
Сегодня общепринятой версией есть действительное пребывание Руси под властью монголо-татарского ига на протяжении двух с половиной веков. Монгольским игом принято называть установленную ордынцами систему эксплуатации русских земель, которая включала в себя жестокий террор, постоянные грабежи, в сборе дани. Все это шло на удовлетворение интересов кочевников. Нужно отметить, что русские княжества не входили в состав Монгольского государства, у них была собственная княжеская администрация, но она находилась под полным контролем представителей хана – баскаков. А русские князья были вынуждены платить дань два раза в год. Кроме того, им запрещалось воевать.
Фото с https://mypresentation.ru/documents/cdf0d49385f23b255ae037fd92b3e4a0/img0.jpg
Отметим, что постоянного пребывания монгольского войска на территории Руси не было, но они держали народ в страхе своими карательными походами и репрессивными методами. Поэтому ордынский период принято считать смутным временем, когда русские княжества были полностью зависимы монголо-татар, а также почти на три столетия отбросив Русь назад в культурном, экономическом и политическом развитии.
Все это время русские князья пытались избавиться от ига. Переломным моментом принято считать Куликовскую битву, во время которой была изменена тактика, теперь войска не оборонялись, а шли на встречу монголам и смело вступали в бой.
Фото с https://pochemuha.ru/wp-content/uploads/2017/01/История-стояния-на-реке-Угре.jpg
Окончательно русские земли освободились от Золотой Орды благодаря Великому Московскому князю Ивану ІІІ Васильевичу в 1480 году. Он был мудрым политиком и сумел воссоединить земли, что естественно создало отличные предпосылки для падения ига. Монголы же, видя, как Русь встает с колен, в срочном порядке заручаются поддержкой и выступают походом на Русь. Войска же Ивана ІІІ заняли выгодные позиции возле Оки, а его сын повел отряды навстречу кочевникам. Спустя время обе сильные армии встали по обеим берегам Угры. Они ждали, кто нападет первым. Начиналась осень, Московский царь постоянно поддерживал свое войско и посылал им провизию, монголо-татары же столкнулись с голодом и холодом. Но битвы так и не произошло, золото ордынцы в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были отступить. Поэтому это событие принято называть как Великое стояние на Угре, окончание которого отождествляют с падением монголо-татарского ига.
Если ты хочешь знать свою историю и самые ее интересные моменты, тогда жми:
– Подписаться на канал
А если хочешь хоть чем-то отблагодарить меня за старания, нажми:
– Палец вверх или лайк этой публикации
Согласно официальной версии, которую, кстати, оспаривают многие историки, в течение почти 300 лет Русь находилась под татаро-монгольским игом. Однако ханы не всех обложили данью. Как утверждают историки, православная церковь обладала так называемыми ярлыками, согласно которым она получила огромные преимущества экономического характера.
Разорение монастырей и убийства священников
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не сразу татарские ханы стали сотрудничать с православной церковью. В самом начале нашествия на долю церкви выпало немало испытаний. Татаро-монголы не только грабили и разрушали храмы, но и убивали священнослужителей. Свидетельства об этих случая можно найти в древних летописях. Так, отечественный историк Олег Рапов в своей книге «Русские города и монгольское нашествие» приводит слова одного летописца, который сообщает: «…много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша». И в самом деле сперва налетчики не жалели никого и ничего, и уже тем более не собирались заключать какие-либо партнерские соглашения.
Если верить Л. А. Дмитриевой, автору издания «Памятники литературы Древней Руси: XIII век», после того, как хан Батый захватил Козельск, он «взял приступом Переяславль». Хан разрушил город до основания, не пощадив и церковь архангела Михаила. Правда, предварительно Батый разжился золотом и драгоценностями, которые обнаружил в упомянутой церкви. Кроме того, Дмитриева пишет о том, что Батый убил епископа Симеона. Однако вскоре татары изменили свое отношение к православной церкви, поняв, что она способна стать не их противником, а, напротив, союзником. Подобная «трансформация» мнения повлияла и на поведение татаро-монголов. Об этом тоже можно прочесть в летописях: «…епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша».
Сотрудничество с церковью
Довольно быстро татарские ханы нашли общий язык с православными священниками. Как пишет Владимир Титов в своей книге «Православие», уже в 1259 году завоеватели обложили данью Псковские и Новгородские земли, но при этом освободили от сего бремени «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта». А спустя 2 года, если верить митрополиту Макарию, автору книги «История русской церкви», митрополит Кирилл попросил у хана дозволения основать в Сарае православную епархию, куда после согласия и направил в качестве представителя епископа Митрофана. После смерти Кирилла его преемник митрополит Максим, грек по происхождению, едва прибыв в Россию, тут же нанес визит в Орду.
С тех пор у православных священнослужителей сформировался своеобразный обычай: ездить к татарским ханам для утверждения собственной власти и для получения ярлыка. Эти ярлыки снимали с церковников обязательства по уплате дани. Но самое интересное, что православной церкви нередко удавалось даже вернуть себе принадлежавшие ей некогда земли. Так, Анатолий Сахаров и Ефим Грекулов в своем издании «Религия и церковь в истории России» приводят слова из одной ханской грамоты о том, что «земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».
Причины терпимости
Для чего же татаро-монголам понадобилась такая толерантность? Понятно, что делали они это не просто так. Известный русский историк Николай Карамзин утверждал, что ханы всегда были очень терпимы к иным религиям. Однако присутствовала в действии татар и корысть. Во-первых, у того же Карамзина в «Истории государства российского» приводится текст из грамоты, дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство».
А Татьяна Полетаева, автор издания «Православная культура. История и традиции», кроме упомянутой выше версии, пишет и о том, что отношение к православным священнослужителям у монгол имело некий суеверный оттенок. Русские священники были для язычников кем-то вроде шаманов, которых на всякий случай лучше не обижать, а то мало ли что. К тому же татары наверняка понимали, какой силой обладает религия, и какое влияние православная церковь может оказывать на своих прихожан. Именно поэтому захватчики предпочитали дружить с русским духовенством.

Кто на Руси не платил дань Золотой Орде
В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.
Обложили почти всех
Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.
Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков – сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).
Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии – такова была политика.
Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.
Ясак
Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.
Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.
Тамга
Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.
Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.
Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.
Другие налоги
1. Ям
Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.
2. Корм
Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.
3. Подарки
Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.
4. Туска
Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.
Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.
5. Запросы
Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.
6. Кулуш
За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.
Так сколько?
Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.
Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.
Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.
Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.
Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.