От повинностей в пользу государства освобождались ростовщики

Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими (нотариусы) и свидетельствовались в Холопьем приказе. Выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства. Холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобразный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Окончательно институт холопства ликвидируется при Петре I.
Изменения в праве феодальной поземельной собственности, вещное право по Соборному Уложению 1649 г.
По СУ, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре и дворяне; определялся порядок передачи поместья сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали жена и дочери; поместье могло быть дано дочери в качестве приданого; разрешался обмен поместья и на поместье, и на вотчину. Помещики не получили права свободной продажи земли, не могли они ее и заложить. Допускался обмен большего поместья на меньшее. Вотчинники имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли продать, заложить, передать по наследству. Право родового выкупа – 40 лет для выкупа. Определялся круг родичей, имевших право на выкуп. Кроме купленных вотчин (не родовые).
Заложенная земля могла оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя; допускался залог дворов на посаде; заклад движимого имущества, просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю. Право на чужую вещь: право ставить запруды на реке в пределах своего владения, право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы и др.
Правовое положение дворянства в 18 в.
Основную массу землевладельцев составляло среднее дворянство. Для продвижения по служебной лестнице важна служебная годность. Службу нужно было начинать с низших чинов. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За не обучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. Все это делалось бля поднятия общего культурного уровня дворянства.
Дворяне могли ссылать неугодных крестьян в Сибирь, отдавать их на каторжные работы. Дворянам разрешалось “иметь фабрики и заводы по деревням”, заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться к губернатору, и непосредственно к царю.
Правовое положение духовенства в 18 в.
Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу государства. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства.
На церковь распространяются некоторые государственные налоги например, выплата денег на жалованье ратным людям. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю. Постоянно взимали крупные суммы из средств монастырей и архиерейских домов на военные и строительные нужды.
Позже церковь дишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри были переведены на штатные оклады. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать “в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу”.
Правовое положение мещан (городского населения) в 18 в.
Население города (мещане) разделялось на шесть частей (разрядов). К первой части относились “настоящие” городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность. Ко второй – купцы первой , второй и третьей гильдии. К третьей – ремесленники, записанные в цехи. К четвертой – иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане. К пятой – именитые граждане: банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы и др. К шестой – все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.
Мещане являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий – и от телесных наказаний. Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан, следить за “порядком и благочинием” и т.п. Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам.
Правовое положение крестьян в 18 в.
Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых. Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духовным феодалам.
Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственные повинности. Так же крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Подушной податью облагались все лица мужского пола: крестьяне пашенные и непашенные, холопы, дворовые, городские или сельские помещичьи люди. Крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству, их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались безудержной эксплуатации. Экономические крестьяне несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии.
Правовой статус главы государства в России в 18 в. Особенности российского абсолютизма.
Глава государства был абсолютным монархом, он был единственным источником права, имел необъятную власть. В его руках находились все рычаги управления страной, он определял как внутреннюю, так и внешнюю политику. Абсолютизм имел опору прежде всего в дворянстве, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства. Он стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия. Одной из главных задач самодержавия была охрана феодально-крепостнического строя. Но так же в своей деятельности абсолютистское государство решало и жизненно важные общенациональные задачи преодоления отсталости и создания гарантий безопасности страны.
Рекомендуемые страницы:
Первое сословие
Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства — главной опоры царской власти. На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. В зависимости от знатности происхождения и успехов в службе их переводили из одного чина в другой. С учетом занимаемой должности служилые люди получали право на владение большими или меньшими землями с жившими на них крестьянами. Все это свидетельствовало о том, что в XVII веке дворянство постепенно превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. С этой целью был увеличен срок розыска беглых крестьян вначале до 10, а затем до 15 лет. Однако это мало помогало. Бояре и дворяне требовали полного закрепления крестьян за их хозяевами. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому.
К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, столько же — боярам, около 15% — церкви и более всего (около 60%) — дворянам.
Таким образом, к концу века позиции главных землевладельцев — бояр — были серьезно подорваны. Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне
Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в XVII веке значительно ухудшилось. Именно на крестьянские плечи легло тяжкое бремя Смуты и многочисленных войн этого столетия, восстановление разрушенного хозяйства. Крестьянство делилось на две основные группы:владельческих и черносошных. Первые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. Вторые сохраняли личную свободу, владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности. Крестьяне, жившие на землях бояр и дворян, принадлежали лишь одному хозяину и полностью зависели от его произвола. Их можно было продать, обменять, подарить. Имущество крепостных принадлежало феодалу. Самым суровым и тяжелым было положение крестьян, находившихся в собственности мелких феодалов.
Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Как мы уже знаем, по мере развития рыночных отношений роль денежного оброка постоянно росла. Средняя протяженность барщины составляла 2—4 дня в неделю. Во второй половине века к барщинным работам стали приравнивать работу крепостных крестьян на первых мануфактурах, принадлежавших их хозяевам. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Если прежде они были бесправными полурабами своих господ, то теперь становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т. д. К концу века эта категория зависимого населения постепенно слилась с крепостными крестьянами.
Изменилась система налогообложения. Если в начале XVII века налог («тягло») исчислялся с «паханой земли» и это привело к значительному сокращению обрабатываемой земли, то к концу века вместо поземельной подати была введена подворная.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1—2 десятины (1—2 гектара) земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
Городское население
В XVII веке росла численность городского населения. В каждом большом городе насчитывалось не менее 500 дворов. В новых городах, в первую очередь на южных и восточных окраинах страны, вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр (с их многочисленной челядью).
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения — мелких ремесленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало, в свою очередь, постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нем начинает применяться (пока еще в небольших размерах) наемный труд. К быстро богатевшим и не желавшим уже выполнять черновую работу ремесленникам нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство
К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.
Церковь была крупнейшим собственником земли. Это вызывало обеспокоенность светских властей и зависть многих бояр и дворян. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привилегий, принадлежавших им ранее.
Тем не менее церковь была одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15% земель.
Казачество
Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а позже — также скотоводство и земледелие. Как и в XVI веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.
Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, в первую очередь донские и яицкие земли.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе («круге»). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
Эти порядки народного управления выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране. В 1671 году было приведено к присяге русскому царю донское казачество.
Итог
Таким образом, в XVII веке сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.
Параграф 19 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть
- ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс
ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Задание 1. Используя текст параграфа и дополнительные материалы, отметьте зелёным цветом положения, с которыми вы согласны, красным — положения, с которыми вы не согласны.
В XVII в. в России:
- а) феодалы были господствующим сословием в обществе;
- б) происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства;
- в) царь стремился упрочить права как бояр, так и дворян на землю и крестьян;
- г) положение основной массы крестьян улучшилось;
- д) крестьяне делились на две основные категории: владельческие и черносошные;
- е) господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы;
- ж) жители белых слобод имели особые привилегии и не несли повинностей в пользу государства;
- з) в мелкотоварном производстве начал применяться наёмный труд;
- и) значительно сократилась численность духовенства;
- к) новым сословием России стало казачество.
Задание 2. Используя материал учебника по Всеобщей истории, запишите в таблицу черты сходства и различия в положении дворянства в России и в Западной Европе в XVII в.
Черты сходства в положении дворянства | Черты различия в положении дворянства |
|
|
Задание 3. Укажите различия в положении владельческих и черносошных крестьян в XVII в., используя текст учебника и дополнительные источники.
Владельческие крестьяне | Черносошные крестьяне |
|
|
Задание 4. Выберите правильный ответ.
Местничество в России было отменено:
- а) Михаилом Фёдоровичем в 1625 г.;
- б) Алексеем Михайловичем в 1649 г.;
- в) Фёдором Алексеевичем в 1682 г.;
- г) Софьей Алексеевной в 1685 г.;
- д) Петром Алексеевичем в 1697 г.
Задание 5. Запишите в таблицу черты сходства и различия между рабством в Древнем мире и крепостным правом в России.
Черты | Рабство в Древнем мире | Крепостное право в России |
сходство |
| |
различия |
|
|
Задание 6. На контурной карте штриховкой обозначьте основные территории расселения казаков в XVII веке.
В XVII веке казаки проживали на окраинах страны: на Дону, Волге, Яике, Тереке, в Приуралье и на Днепре в Левобережной Украине.
Задание 7. Отметьте неправильные ответы.
К населению белых слобод относились:
- а) феодалы;
- б) церковнослужители;
- в) богатые ремесленники;
- г) мелкие ремесленники;
- д) боярские слуги;
- е) слуги дворян;
- ж) стрельцы;
- з) богатые купцы;
- и) мелкие торговцы;
- к) монастырские слуги и холопы.
Комментарий: данные ответы даны в соответствии с текстом учебника, потому что скорее всего именно по нему учителя будут проверять правильность ответов. «Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли розничной торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства».
Но этот ответ не вполне точен. Например, стрельцы жили в особой слободе, которая считалась казенной, но тоже имела привилегии по налогам, но формально не называлась белой. Также известно, что во многие белые слободы убегали посадские люди, спасаясь от государственного тягла. Кем были эти люди? Более чем вероятно, что ремесленниками или торговцами. Кем они были в белых слободах. Наверняка не простыми слугами, а занимались тем, что они умеют — ремеслом и торговлей. Но в учебнике ремесленники и торговцы помечены лишь как часть посадского населения.
Задание 8. На основе материалов параграфа и дополнительных сведений составьте схему «Социальная структура российского общества».
Привилегированные сословия
Зависимые сословия
Социально-сословная структура российского общества в XVII в.
Вотчинники | Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй | Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях. |
Помещики | Владели поместьем за исполнение государевой службы | |
Крестьяне | Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; черносошные (государственные); лично свободные | Работали на земле и на мануфактурах |
Духовенство | Белое (в основном приходские священники); чёрное (монахи) | Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям |
Посадские люди | Ремесленно-торговое население городов | Платили налоги (тягло) |
Приказные люди | Служащие государственных учреждений | Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам |
Приборные люди | Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах | Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание |
Казаки | Военное население Дона, Яика и Терека | Несли военную службу |
Ясачные люди | Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. | Платили подать мехами |
Задание 9. От имени английского купца, посетившего Россию в XVII в., напишите письмо на родину с характеристикой различных сословий, изображённых на рисунках (с. 45—48 учебника, часть 2). Что могло его удивить и заинтересовать?
Дикая страна, эта Россия. Как была дикой, так ею и осталась. И люди здесь дикари, строят из себя цивилизованных, а на самом деле это варварское общество, которому далеко до просвещенной Англии. Началось все с того, что мои корабли с товарами прибыли в порт Архангельска. Я привез на продажу изделия из золота и серебра, жемчуг, посуду, галантерею, аптекарские товары, испанские и французские вина, пряности. Эти дикари, мало того, что сдирают огромную пошлину серебром, так еще и не пускают торговать в своих городах, мол, только здесь, на торжище в Архангельске у меня все купят, и я смогу все закупить для продажи в Англии. Это они так защищают своих доморощенных купцов от честной конкуренции.
Жаль, а ведь очень хотелось торговать в Москве. И доходы были бы выше. Но, как тут у русских говорится «Хозяин — барин». Кстати, вот еще одно доказательство варварства этого народа. Знаете, кто у них тут главный покупатель и продавец? Кто бы мог подумать — царь. У русского государя монополия на торговлю обширным перечнем товаров, который мне нужно купить. А как же конкуренция, спросите вы? Какая конкуренция, здесь не только торговцы ходят под пятой государства, которое считает нужным вмешиваться в их дела. Здесь весь народ — рабы. Они — крепостные, и фактически принадлежат своим хозяевам, тому же самому царю, боярам, дворянам и церкви. Работать их заставляют из под палки. Неужели эти варварские обычаи еще действуют? Во всем цивилизованном мире крестьяне уже давно стали лично свободными. Понятно, что их свобода жестко ограничена, но она ограничивается деньгами. Их труд — это деньги. Их свобода — это капиталистические отношения. А здесь … Эх, такая богатая страна, столько земли, а так бездарно ей распоряжаются. Ведь крестьянин-раб под плетью работает в разы хуже, чем у нас в Англии.
Кстати, вон идет дворянин, разодетый как павлин. Думает, что раз у него есть пара сотен душ крепостных, то он — истинная опора государства. Все дворяне здесь по сути куплены царем. Поместье — это взятка, которую отберут, если ты будешь плохо себя вести. Вот они и ведут себя как хозяева в стране. Родовую аристократию уже ни во что не ставят. Действительно, они стали реальной силой в России. Да и бояре уже давно не те, что раньше. Теперь они тоже на службе у государя.
А вот еще один представитель реальной силы в России. Безбашенный и неуправляемый казак. Они вообще служат государю, когда и как им вздумается. У нас бы давно уже их или приструнили или включили в государственную систему. Да что взять с этой богом забытой страны? Когда-нибудь этот «колосс на глиняных ногах» рухнет, всем мало не покажется. Я слышал, у них тут народные восстания — как грибы после дождя. Люди недовольны всем. Как я их понимаю. Хотя нет, не понимаю. Как они могут быть недовольны государственным аппаратом и при этом верить в «доброго царя»? У нас в Англии после революции и протектората Кромвеля была восстановлена монархия. Но у нас монарх — это первый работник на службе у парламента, а не «пуп всея земли». Как русские не понимают, что их благосостояние зависит не от системы, а всего-лишь от одного человека. Хорошо, если он умен, добропорядочен, талантлив, и может удержать в своих руках своих ближайших помощников. А если он самодур? Ладно, как русские были варварами, так варварами и останутся, богатыми варварами, кстати.
- ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть
- ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп. 7 класс
- Все ГДЗ (Главная страница сайта)