От чего будет духовная польза
святитель Феофан Затворник
1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза
2. Отзыв о причине молчания. Необходимая откровенность и простота в переписке. Суета светской жизни
3. Пустота и односторонность светской жизни
4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как постоянные качества светской жизни
5. Три стороны человеческой жизни. Первая сторона: жизнь телесная, ее органы и потребности; нормальная и излишняя заботливость о теле
6. Вторая сторона человеческой жизни: жизнь душевная – и три главных ее отправления. Первое отправление: сторона мыслительная с ее видами. Знание и наука. Нормальные отправления рассудка и пустое блуждание мыслей
7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желательной способности
8. Сторона чувства – сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце
9. Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий, совесть и жажда Бога. Достоинство человека
10. Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни
11. Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце)
12. Выводы из сказанного о трех сторонах человеческой жизни. Возможность перехода из одного состояния в другое и преобладания той или другой стороны жизни. Преобладание душевности и плотяности как греховное состояние. Господство духовной жизни как норма истинной жизни человека
13. Истинное счастье человека – жизнь по духу. Тончайшая оболочка души, служащая посредницей между ею и телом и средством общения душ между собою и с миром святых и Ангелов. Светлое и темное состояние оболочки души
14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемненную душу видят бесы
15. Как святые слышат наши молитвы. Приложение о молитве
16. Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели
17. Вклады в небесную сокровищницу. Богоугодная жизнь. Мечтания прогрессисток о всеобщем благе человечества и их лживость
18. Значение духовных потребностей в ряду других сторон человеческой жизни. Единое на потребу. Господство духа как естественная гармония всех потребностей, могущая дать мир и покой. Отсутствие этого покоя в человечестве. Всеобщая суета и крушение духа. Зародыш этого смятения получается вместе с рождением
19. Первородный грех как источник внутреннего смятения и беспорядка. Возможность врачевания поврежденного грехом состояния человека
20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога и потерял господствование над душою и телом и подчинился господству страстей. Изображение человека, по падении терзаемого страстями
21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божий совершает сие в нас ради искупления, принесенного Сыном Божиим
22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его
23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной
24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовная
25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве Крещения
26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати Крещения. Пояснительные уподобления благодати закваске в тесте и огню в железе. Приходя в возраст, человек должен упрочить в себе благодать Божию свободным произволением. Опасность остановиться на полудороге. Полная горячая решимость служить Богу
27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление оболочки души. Разные степени этого просветления
28. Объяснение притчами и примерами свободной решимости жить по благодати
29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться готовностью к трудам и борьбе, стремлением непременно достигнуть желаемого. Решившись, должно тотчас начинать дело и продолжать с терпением и постоянством
30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбуждать и усиливать решимость к доброй жизни
31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение
32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говении. Поведение говеющего в церкви
33. Продолжение о говении. Поведение говеющего дома
34. Продолжение о говении. Приготовление к исповеди. Проверка жизни
35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера, или духа, своей жизни
36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Полезное напоминание о блаженной Феодоре и хождении ее по мытарствам
37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление со всем поступать сообразно с волею Божиею. Мир и радость рабов Божиих. Предупреждение от неполной решимости жить по Богу. Ни теплый ни холодный будет отвержен Богом
38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление обетов, данных за нас при крещении
39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе с готовностью бороться с препятствиями. Разные способы, какими враг старается отклонить становящихся на путь истинной жизни
40. Опасение охлаждения в будущем. Разные причины охлаждения к духовной жизни. Как вести себя при появляющихся охлаждениях
41. Последние советы пред исповедью и причащением
42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Тайн. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге
43. Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир. Правила для отогнания внутреннего нестроения: непрестанная память о Боге, решимость во всем – большом и малом – поступать по совести и терпеливое ожидание успехов
44. Предосторожности вступившему на истинный путь. Взыграние жизни весною. Отчего многие постившиеся не исправляются совершенно
45. Главное занятие вступившего на истинный путь – молитва. Наставление о нерассеянной молитве
46. Общие правила для стоящего на пути истинной жизни
47. Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки
48. Как достигнуть надлежащей нерассеянной молитвы. Приготовление к должному отправлению молитвы
49. Житейские дела. Как относиться к делам житейским, чтобы они не отвлекали, а совмещались со служением Богу
50. Продолжение. Какими способами можно возбуждать в себе непрестанное памятование о Боге с любовью
51. Как обращать житейские дела и вещи на духовную пользу
52. Памятование о Боге должно доводить до чувства теплоты или горячей любви к Богу
53. Страсти как помеха духу возгореться любовью к Богу. Они должны быть изгнаны
54. О борьбе со страстями
55. Продолжение о борьбе со страстями
56. Должно изгонять и малейшие движения страстей. Позволительный гнев
57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними
58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры
59. Выдержка из преподобного Исихия о борьбе со страстями
60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищение сердца
61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого
62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с ними. Наиудобнейший внешний вид жизни для борьбы со страстями. Заключение беседы о борьбе со страстями
63. Хлопоты по дому. Пение и музыка
64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук
65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродетелей
66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам
67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу
68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага
69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский «апостол» из секты духоносцев. Его лживость
70. О чтении духовных и светских книг
71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память
72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения
73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства
74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое ожидание и домашнее подготовление к монастырской жизни
75. Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их
76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений
77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырскому послушанию
78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение желающим уйти из дома родителей на свободу
79. Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством против врага, наводящего искушения
80. Успокоение после воздвигнутой врагом бури искушений. Сборы на родину. Последний совет
Вам может быть интересно:
***
Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин:
– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией.
Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу.
Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него.
А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.
Священник Павел Коньков
Священник Павел Коньков:
– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет.
К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим.
Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.
Протоиерей Олег Стеняев
Протоиерей Олег Стеняев:
– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения.
И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. תהלים (тəhилим)).
А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь.
Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.
Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.
Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин:
– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная.
Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.
Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.
Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.
Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.
Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.
Николай написал мне. Ты же видишь, я уже не читаю твои статьи, но только твои комментарии. Но и судя ( и все же не суди я Я не кому) на последние мои комментарии, и мои комментарии остаются без ответа. Казалось бы ответ должен был удовлетворить если не автора текста ” Где у человека расположена душа?” так хотя бы автору вопроса, почему ” духовидцы” пишут так сложно?
Нет, этого не произошло. И опять же ” капля духовной пищи” может сделать из умного человек – дурака, благо мои тексты сделаны так, что я для человека технического ума, обрабатывающего огромные технические тексты за один вечер, составит уловить смысл, несколько минут, для другого человека, может быть 5-29 минут личного времени.
Так что все же побудило Николая все таки как он выразился ” не читать ” мои тексты.
Жалко времени? Несколько минут? Наверно ради дружбы можно потратить несколько ” не свободных ” минут для того чтобы услышать друга?
Но, так как в любой проблеме, всегда есть второе дно. То и в проблеме ” не чтения моего текста” то же есть первая причина, и вторая которая лежит глубоко на дне, возможно скрытая даже от самого Николая.
Я бы мог открыть это второе дно, но практика жизни показывает, пока сам человек не захочет узнать о себе правду, ни какой специалист это понимание ему не даст.
Поэтому психологи и работают со своими пациентами годами.
Когда проблема для постороннего кажется вот она лежит на самом ” верху”.
Такой горе ” специалист” хочет тут же сказать страждущему, свою правду, увидеть свое виденье проблемы. Хотя сам такой советчик представляет интерес для психиатров.
Так вот даже если составить консилиум среди всех врачей духовно лечащих а короче психиатров, и убедить их в том что, вот она проблема, давайте расскажем что ” пациенту не обязательно, допустим переходя перекресток прыгать на одной ножке”. На что консилиум высокообразованных врачей скажут, не надо, не этично, это против профессиональной этики.
Таким образом получается что этично мариновать годами пациента за его же денежки, но ровным счетом не делать того что пациент не хочет о себе знать.
Как говорится, все за ваши денежки и даже ваш обман и ваши заблуждения.
А может не побояться и все же открыть глаза нашему уважаемому коллеге, почему же он перестал читать мои тексты.
Дело в том, что ему НЕПРИЯТНО это чтение, вызванное оно тем, что Николай все прекрасно понимает, но не может принять. Потому что
ДУХОВНЫЙ СВЕТ ПОРОЖДАЕТ В ЧИТАЮЩЕМ ГИФЫ,
гифы- это боль душевная, депрессии, не желание понять другого, а главное не желание понять себя. А чего понимать, и так хорошо. Как говорится не трогая того, что работает.
И если в жизни Николая все работает идеально, то так оно пусть и будет.
Только как сказать таким людям, что это идеальное существование построено на зыбком болоте, легко разрушаемого материализма.
Материя разрушается, дух же ни когда. И все это слова, слова, для таких людей как Николай, только слова.
Внешний человек подумает что я ругаю Николая или осуждаю. Нет не в коем случае.
Опишу такой случай. В среде американских ученых есть разные приколы. И среди них далеко не безобидные. И вот во времена когда ЛСД была еще не под запретом. В среде профессоров, пошутили и одному из коллег дали немного этого препарата.
И вот получив непонятные эффекты, этот профессор. Стал говорить, все что он делает. Я одеваю левый ботинок, я одеваю правый ботинок, я шнурую левый ботинок и так далее. На что коллеги, резонно заметили, что ты Джордж, нам не надо давать отчета о том что ты делаешь. На что был получен ответ. Отчет предназначен не вам, ОН НУЖЕН МНЕ.
Так что вопрос НЕ ПОНИМАНИЕ и тем паче ” не чтения” нужен прежде всего мне, чтобы разобраться прежде всего в самом себе.
А какая роль в этом процессе моя. Какая ошибка или не понимание с моей стороны породило такую реакцию.
Хочу сказать, что я ОЧЕНЬ РАД СВОИМ ГИФАМ, потому что только через них я могу развиваться. И после хорошей порции гифов, я получаю еще больше порции фаин ( хорошее духовное состояние) и не как не иначе.
Спортсмены знают, хочешь достичь результата, иди через боль, иди к боли каждый день, и превозмогая ее, ты добьешься результата.
Если будешь просто лежать на диване, то достигнешь только ожирения какой то там степени, не более.
Так что же я делаю не так? Вероятно что ” открывание правды как оно есть” не очень полезная штука, так как происходит еще большее не понимание и запутывание.
Даже апеллирование ко всем святым и святым мыслям, ничего не даст для возникновения понимания.
История с долгом.
Кредитор и дебитор.
– Я не дам вам денег.
– Почему?
– Я не враг себе.
– Вы взяли деньги, просим их вернуть.
– Сказано в Библии ” возлюби ближнего своего”.
– Не понял, при чем тут наш случай.
– А в том, что я самый ближний для себя человек и по библии ” я должен возлюбить себя как самого себя”. И если я отдам вам деньги, я совершу зло по отношению к себе.
– А если вы не вернете деньги, то вы совершите зло по отношению к нам.
– М мм да сложная задача. Если я верну вам деньги то совершу зло по отношению к себе. Если не верну деньги, то совершу зло по отношению к вам. В любом случае совершится зло. Так что я просто ничего не буду делать, чтобы не увеличивать количество зла в нашем мире.
– Бездействуя и не оплачивая ваши долги, вы и совершаете это самое зло.
– Если действие, не оплачивать долг, есть зло и бездействие, ничего не делать, есть зло? То, что делать?
– Оплатите долг.
– Забавные вы какие то. Я не могу действовать и бездействовать одновременно. Это логический тупик.
– Просто оплатите долг.
– Я думаю.
– Вам не думать надо а оплатить ваш долг.
– Если мне не думать, то как я оплачу долг?
– Раньше надо думать, когда долг брали.
– Раньше я думал, куда потратить деньги.
– А теперь о чем думаете?
– Как их вам не платить.
– Тогда вы вынуждены обратиться в суд.
– Ничем не могу воспрепятствовать данному вашему решению. Но должен вас предупредить, что ваше решение обратится в суд, преждевременно. Потому что я не дал вам отказ, в выплате своего долга.
В общем диалог затянулся.
Каждый понимает добро и зло по своему.
Вопрос только духовно продвинутым:
А что мы с вами корову делим что ли?
Нет, тогда почему не принять на веру и начать все действовать.
Понять что ДУХОВНЫЙ СВЕТ ПОРОЖДАЕТ ГИФЫ и это связано не силой и чистотой духовного света а всего лишь с несовершенством нашей человеческой матрицы, нашей человеческой души.
– ” Может тебе не стоило начинать с Софокла.”
-… Сказали что умный же человек.
– ” Мало ли что народ про другого человека болтает..”
– ” Ну не меняться же мне из каждого человека”
– ” Притворись, на время, стать таким как все..”
Из фильма “Тот самый Мюнхгаузен”
Психологи могут источать тонны слов. То что ДУХОВНЫЙ СВЕТ может и делает за миг. Изменить и ИСПРАВИТЬ человеческую душу, ПЕРЕВЕСТИ ЕЕ в другое БОЖЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ!
Только кто согласится на данное положение вещей?