Основной налог крестьян вкл в пользу государства

Основной налог крестьян вкл в пользу государства thumbnail

Налоги и сборы Великого княжества Литовского

Образование и становление крупной европейской державы – Великого княжества Литовского (BKЛ) – объективно требовало создания механизма государственных финансов со стройной и рациональной системой налогообложения. Как следствие, в XIII-XVI веках на белорусских землях активно шел процесс формирования основных источников доходов государственного бюджета – земского скарба.

На начальном этапе истории BKЛ действовала такая система формирования княжеских доходов, как полюдье, которая представляла собой сбор дани с подвластных земель. Считается, что определенное время единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Впоследствии регулярные объезды князем со своей дружиной подчиненных территорий ввиду их значительного расширения были прекращены и заменены на определенные налоги, и их сбор перешел к великокняжеским наместникам.

С утверждением христианства в BKЛ создавались и экономические структуры управления епархией, учреждалась сеть приходов. В результате для населения была введена церковная десятина как особый налог.

Длительный период налоговой единицей в сельской местности BKЛ была община. Поэтому государственные, частновладельческие и церковные крестьяне платили одни и те же налоги. За пользование землей они выполняли феодальные повинности, представлявшие собой три известные формы земельной ренты: натуральную, отработочную и денежную. Таким образом, подавляющая часть населения BKЛ платила натуральные и денежные подати. По характеру выполняемых крестьянами повинностей они делились на определенные категории.

До середины XVI века единицей обложения на значительной части белорусских земель служило крестьянское хозяйство – «служба», «дым», «дворище». По принципу круговой поруки за выполнение ими феодальных повинностей отвечала община. Древнейшей и широко распространенной формой обложения являлся натуральный оброк в виде дякла и мезлева. Дякло вносилось рожью, овсом, сеном, пшеницей, мезлево – мясом, яйцами, продуктами пчеловодства, охоты.
Среди натуральных налоговых повинностей особое место занимала стация – продуктовая дань, которую уплачивало население в пользу великокняжеского двора и во время его пребывания на территории той или иной общины. Главное назначение стации заключалось в том, чтобы обеспечивать великого князя во время его поездок «животиною» и всякими кормами. Стацийная повинность, схожая с мезлевом, на частновладельческих землях просуществовала до второй половины XVI века.

Развитие товарно-денежных отношений, в которые втягивались государственные и феодальные имения, общественное разделение труда привели к появлению денежного оброка – «чинша». В начале XVI века ускорилась замена натуральных повинностей на денежные («куница», «чинш», «осада») и формирование на этой основе категорий крестьян – «куничников», «чиншевиков», «людей осадных».

К денежным налогам относилась «серебщина», имевшая характер чрезвычайного военного налога, который вводился специальным решением вального сойма по предложению великого князя, как правило, на период ведения боевых действий. Этот налог взимался со всего населения, включая шляхту, не проходившую военную службу, и относился к общегосударственному налогу.

К чрезвычайным налогам относилась и так называемая «поконевщина», формально взимаемая за каждого коня, не выставляемого для участия в военных действиях. Этим налогом облагалась шляхта, не явившаяся со своим отрядом для военного похода, его вносили освобождаемые от ратной службы представители шляхетского сословия.

К государственным налоговым сборам, взимаемым в денежной форме, относится и «ордынщина». Она была предназначена для крымского хана как своеобразный подарок и могла также собираться в натуральной форме, накладывалась на город, волость или местечко и взималась с крестьянского и мещанского сословья.

Ситуация с пополнением казны ухудшилась в связи с принятием ряда великокняжеских привилеев (законодательных актов), освобождавших шляхту от общегосударственных денежных повинностей, кроме военных. Это вело к необходимости частой мобилизации финансовых средств на возвратной основе и усилению налогового бремени на крестьянство и городское население.

В XV веке получили распространение особые налоги, накладываемые на еврейские общины. Наряду с серебщиной, ордынщиной, поголовщиной в период войн их обязывали вносить дополнительные денежные подати сверх этих поборов. Так, вводилась особая плата с целью вооружения всадников, устанавливалась определенная сумма в золотой монете, которую евреи должны были вносить «на оборону земскую».

Важное место в податной системе занимали регалии как переходная ступень от доменального хозяйства (доменов) к налоговой системе. К крупным регалиям относились соляная, табачная, лесная, речная, горная, монетная и др. Регалии положили начало возникновению косвенных налогов.

Особую роль в формировании доходной части земского скарба играла таможенная регалия. При великом князе Александре (1492-1506) для улучшения сбора мыта были проведены некоторые реформы, созданы таможенные округа, получившие название «мыто». В XVI веке их было одиннадцать, среди которых, в частности, Новогрудское, Полоцкое, Витебское, Могилевское. Центрами округов стали крупные таможни – «головные мытные каморы» (своего рода региональные таможни), иногда их было несколько. Во главе таможен стоял великий князь, который мог сдавать таможни в аренду с правом взимать пошлины и вменял в обязанность арендаторам бороться с контрабандистами, не разрешать провозить товары тайными дорогами с целью уйти от мытных платежей.

Читайте также:  Крепкий зеленый чай польза или вред

Особое место среди пошлин занимали соляные и восковые сборы, учитывая огромную важность этих продуктов и широко распространенную торговлю ими в те далекие годы.

В середине XVI века шляхта получила освобождение от уплаты таможенных пошлин. Ей удалось добиться права беспошлинного вывоза зерна и скота из своих хозяйств, а также ввоза иноземных товаров без уплаты пошлин, но только на собственные нужды. Такие уступки несли немалые потери для государственной казны.

Важным шагом на пути унификации налогообложения BKЛ стала аграрная реформа 1557 года, которая провозгласила поземельное налогообложение. Единицей обложения стала волока – стандартный по размеру участок земли около 21 га. Теперь размер налоговых поступлений определялся количеством и качеством земли. В результате произошел переход к подворному землевладению, который привел к постепенной утрате общиной своих функций, в том числе и как налоговой единицы.

Затяжная Ливонская война (1558-1583) требовала новых источников пополнения казны. В итоге в 1561 году был введен государственный акциз на спиртные напитки и помол хлеба. Напитки облагались через уплату налога на солод, используемый на производство пива и водки. Уплата акциза на помол хлеба взималась на мельницах с каждой бочки смолотой муки. Занимавшиеся помолом зерна вручную дома платили за жернова.

Таким образом, на белорусских землях на протяжении веков складывается относительно стройная система налогообложения, пришедшая на смену контрибуциям, периодическим поборам с населения и различным «дарам» в пользу великокняжеской власти. Налоги становятся основным источником формирования государственного бюджета. При этом многие подати, длительное время взимаемые натурой, превращаются в денежные. Однако непомерные государственные расходы, вызванные непрерывными войнами, экономическое ослабление государства, многочисленные шляхетские привилегии стали серьезным препятствием на пути формирования общенациональной финансовой системы ВКЛ.

Источник: Грузицкий, Ю. Налоги и сборы Великого княжества Литовского / Ю. Грузицкий. // Финансы, учёт, аудит. – 2014. – №3. – С. 43-44.

Источник

Проживание на землях Великого княжества стоило недешево. Историки подсчитали, что в разные эпохи действовало до нескольких десятков видов государственных налогов. К ним добавлялись выплаты, назначаемые на своих землях церковными и светскими владетелями. В начальный период существования ВКЛ  налоги взимались в виде натуральных продуктов сельского хозяйства.

Крестьянское бремя

Налоги в ВКЛ

С крестьян брали «дякло» зерновыми (рожь, ячмень, пшеница, овес), «мезлево» мясом и дичью, яйцами, медом и воском. Если в крестьянскую общину прибывали воины великого князя, то требовалось совершать выплаты на их содержание. Тогда община платила «стацию», особую дань в  виде конкретных продуктов земледелия и скотоводства.

Основным государственным налогом был подымный. Ежегодно он вносился с каждого дома, с одной печной трубы. Вплоть до  16-17 веков  налоги исчислялись не  с одного конкретного жителя княжества, но с реального крестьянского хозяйства (дыма или дворища), в котором могли работать несколько семей хлеборобов. За налоги полагалось отвечать всей общине. Княжеские чиновники, взыскивавшие недоимки, могли наказать всю деревню или село за упущения в выплате оброка.

Рост городов и местечек на землях Великого княжества Литовского приводил к тому, что в оборот все больше вводилось звонкой монеты. Владетели земель, волостей стали требовать к 16 веку выплаты налоговых  отчислений в виде денег. Так появилось понятие «чинша». Среди крестьян появился даже слой зависимых людей, которых именовали «чиншевиками». Полновесной монетой взимался налог на войну «серебщина», который являлся налогом особой важности. Его вводил своим решением Сейм  только на время боевых действий войск великого князя. Такой налог вводился князем Витовтом накануне битвы на Ворскле, для которой снаряжались полки со всех концов  государства. Для выплаты военного налога привлекались не только крестьяне, но и шляхтичи, горожане. Страну полагалось защищать от внешних угроз  всему населению.

Сколько стоила война?

Войско ВКЛ

Связана с войной также была денежная повинность «поконевщина», которую возлагали на тех шляхтичей, которые в силу каких-то причин не могли выступить с воинством в поход. На эти деньги снаряжали завербованных в военную службу добровольцев, согласных служить в отрядах литвинов. На армейские нужды шел налог «гіберна».  Его взимали только с государственных крестьян, панские земледельцы платили «рэйтаршчызну» – на содержание солдат своего магната.

Сложные отношения с Крымским ханством, орды которого наводили ужас на селения ВКЛ, тоже нашли свое отражение в системе налогов государства литвинов. «Ордынщина» собиралась для денежного подношения хану крымчаков. Причем налагалась она на волость или на целый город. Иногда выплата ее проводилась в натуральной форме, в виде определенного  количества тяглового  скота или продуктов земледелия.

Читайте также:  Помидоры вред и польза для детей

Периодически великий князь литовский раздавал той или иной категории шляхты привилеи, которые давали налоговые льготы. Это сокращало поступления в казну, но улучшало материальное положение военной элиты страны.

Феодальные налоги в ВКЛ  определялись  землевладельцами, исходя из конкретной экономической обстановки в регионе. Они могли отменяться на какое-то время, если местность подвергалась опустошению из-за войны или морового поветрия. Крестьяне могли платить за помол зерновых «жерновые», а за сбор сухостоя на дрова в лесах землевладельцев «ялавічнае», «вепраўшчызну», «угайнае». При желании курить вино крестьянину требовалось выплачивать  налог «чоп». Интересно, что алкогольный промысел всяких винокурен и пивоварен приносил в казну ВКЛ примерно одну десятую всех доходов.

Попал в тюрьму — плати!

Кто платил налоги в ВКЛ?

Облагались феодальными налогами перемещения представителей крестьянского сословия. К примеру, девица при  выходе замуж в иную волость обязана была отдать феодалу «куніцу». Задействованы были крестьяне также в транспортировке товаров и разных материалов в тот или иной пункт страны. По воле пана  на подводах ими доставлялись грузы в германский Кенигсберг или даже в Ригу. При невозможности выехать на своем коне поселянин отдавал пану сумму, за которую было реально нанять возчика с упряжкой. 

А еще платили люди в литвинских селениях за проезд по мостам, за содержание дорог, за постройку костелов и крепостей, складов и купеческих подворий в местах, которые указывались магнатами.

Преступники, подвергшиеся наказанию, также не освобождались от налогов в Великом княжестве Литовском.  Сидельцам наказывалось платить  «пакалодное». Такой выплатой облагались закованные в кандалы узники, носившие на шеях тяжелые колодки. Отсюда и название налога. Покинуть камеру в тюрьме колодник мог только после внесения в казну 6 грошей. Для шляхтича эта сумма увеличивалась вдвое.

Виды государственных налогов не ограничивались денежными и натуральными выплатами. Иногда требовалось исполнять повинности трудовым участием в работах на полях, в лесах. Так крестьяне тратили по 2-3 дня в неделю, работая на уборке урожая на государственных или частных наделах, на пахоте или сенокошении. 

Длительные войны вызывали необходимость введения акцизов. Так было во время Ливонской войны  (1558-1583), когда правительство ВКЛ было вынуждено облагать не только изготовлением алкогольных напитков, но и помол зерна и выпечку хлеба. За помол платили за каждую бочку смолотого зерна.

Источники:
  • Ю. Грузицкий.  Налоги и сборы Великого княжества Литовского  
  • А. С. Грушевский Города Великого княжества Литовского в XIV?XVI вв.
  • Д. Л. Похилевич Крестьяне Белоруссии и Литвы во второй половине XVIII в.  Вильнюс, 1966

Источник

(Продолжение. Начало см. в
«Вестнике» № 11/2011, 12/2011)

(часть
первая)

Литовский статутВо
второй половине XIV в. большинство украинских земель (Волынь, Подолье,
Киевщина, Черниговщина) вошли в состав Великого княжества Литовского.

Для
содержания великокняжеского двора, администрации, армии, ведения войн и
дипломатических сношений нужны были огромные средства. Известно, что в
Литовском государстве существовали разные налоги: дань, подымщина, серебщина,
посощина, поволовщина, поголовщина, чинш
и другие.

В этот
период основную массу трехмиллионного населения Украины составляли
государственные крестьяне, то есть свободные земледельцы, которые владели
государственной землей и были основными налогоплательщиками, выполняли тягловую
и воинскую повинности.

Таким
образом, главным объектом налогообложения была земля. Платили налоги отдельные
крестьянские хозяйства, которые в документах значились под названиями «усадьба»,
«двор», «дым», «поле», «соха»
и другие. Кроме государственных налогов
существовали еще и частные, которые зависимое население платило своему феодалу.

Почти
до конца XIV в. в Украине налоги взимались без учета качества земли,
угодий и состояния того или другого хозяйства. В значительной степени это было
вызвано активными боевыми действиями, которые вело Великое княжество Литовское
против татар. Лишь разгромив войска Золотой Орды и отбросив их за территорию
Украины (литовско-украинские подразделения вышли даже к Черноморскому побережью),
великий князь Витовт (1350 — 1430 гг.) сосредоточил управление
государством в своих руках, приступил к укреплению и реформированию налоговой
системы.

Для
этого он повсюду поставил своих наместников, судей, переписчиков населения,
сборщиков дани, ревизоров, ключников, которые управляли поветами и волостями.
Князь часто бывал в Украине, контролировал работу членов своего правительства.
Витовт распорядился, чтобы вся натуральная дань и денежные платежи, собранные с
населения, отправлялись в замки крупных городов Украины. Там были построены
большие амбары для хранения продуктов, которые принимали замковые ключники, они
же выдавали крестьянам квитанции об уплате налогов.

В
XV — начале XVI вв. в Украине порядок взимания денежных налогов с
сельского населения был детально отработан. Эти платежи преимущественно
доводились до всей сельской общины. Села в то время были небольшими: самые
большие насчитывали 20 — 40 дворов, меньшие — по 10 — 15
хозяйств и совсем маленькие — от 2 до 5 дворов. Мелкие поселения приписывались
к большим селам, образуя сельскую общину. Название общины происходило от
главного поселения. Во главе общины стоял выборный староста или атаман (в
Галичине — солтис или войт). Они помогали волостному старосте,
избиравшемуся на два года, собирать денежные налоги и натуральную дань. За эту
службу сельские старосты имели право пользоваться одним ланом земли (от 16,8 до
25 га), не отбывая никаких повинностей.

Читайте также:  Отдать голоса в пользу другого

Сельское
население на своем собрании распределяло всю сумму платежей между хозяйствами.
При этом учитывались состояние каждого хозяйства, размер надела, наличие скота,
инвентаря, количество членов семьи и т. п. Именно община несла
ответственность перед правительством за своевременную уплату платежей жителями
села. При сборе налогов возникали проблемы уплаты их денежной части. В условиях
слабого развития ремесел и торговли, небольшого количества городского населения
крестьяне не имели достаточно денег. Рынки были переполнены продуктами
сельского хозяйства, а покупателей было мало.

В
Украине денежные налоги имели разные названия — «подымщина», «поданье»,
«посошное», «денежная дань», «дякло»
. Первое упоминание о взимании денежных
налогов литовскими князьями относится к последней четверти XIV в.Основной налог крестьян вкл в пользу государства

Основной
налоговой единицей в XV —XVI вв. в Украине была усадьба. Усадьбой
называлось отдельное крестьянское хозяйство, владевшее одним или несколькими
ланами земли и состоявшее из нескольких дворов. Жители усадьбы (70 — 80
человек) были тесно связаны родственными узами и проживали в 2 — 3 избах.
Осенью усадьба выделяла из своих общих запасов зерно, скот, мед, мех для уплаты
налогов. Одну часть хлеба и скота отправляли в замки в качестве натуральной
дани, другую продавали на рынке, а вырученные деньги шли на уплату денежного
поземельного налога. Во время исполнения воинской службы усадьбы освобождались
от налогов. Более того, они получали от правительства еще и дополнительные
земельные участки.

Для
упорядочения налоговой системы правительство периодически проводило перепись
населения волостей, городов, сел и дворов. В каждой волости были специальные
люди, которые вели учет дополнительно освоенных крестьянами земель и записывали
их в реестровые книги. Учет населения был необходим, поскольку не все жители
подлежали налогообложению. Крестьяне делились на свободных и закрепощенных. В
учетные книги заносились крестьяне, которые пользовались государственными
землями и платили налоги. Иногда в эти книги попадало и закрепощенное
население, выполнявшее государственные повинности. Освобожденные от
государственных платежей закрепощенные крестьяне в книги не записывались.
Кстати, именно в результате этих учетов-переписей населения люди получали
фамилии.

Община
была ответственной за уплату всех платежей, и когда какой-нибудь крестьянин на
время уплаты налогов сбегал из села, община должна была коллективно платить за
него все платежи. Это обязывало общину и ее старосту внимательно следить за
хозяйственной деятельностью каждого крестьянина. Крестьянам запрещалось
продавать свои земли и оставлять села. Они были обязаны передавать собственные
угодья детям по наследству. Теоретически продать землю крестьянин мог только
при условиях, если он рассчитался со всеми денежными и натуральными платежами,
выполнил трудовую повинность, засеял свою землю и нашел вместо себя хозяина,
способного вести хозяйство и выполнять все повинности. Запрещалось продавать
землю боярам, помещикам, мещанам. За этим следили великокняжеские ревизоры,
оберегавшие государственные земли, чтобы с них «дань не пропала и плат был».

Еще
одну группу населения Украины составляли землевладельцы-феодалы, которые по
своему экономическому положению делились на категории.

Самую
большую группу мелких землевладельцев составляли бояре. Их хозяйства были
небольшими: по 1 — 2 лана земли, которую они обрабатывали собственными
силами. Бояре исполняли воинскую службу и освобождались от основных
государственных налогов, кроме серебщины и ордынщины. Сословие
бояр было ликвидировано в первой половине XVI в. Большинство из них
превратилось в обычных государственных крестьян и только незначительная часть
пополнила класс средних и крупных землевладельцев, являвшихся политической
опорой великокняжеской власти.

Чтобы
получить поддержку местной украинской знати, литовские князья вынуждены были
идти на разного рода уступки. Привилегии 1413, 1432, 1434 гг. были сведены
в 1447 г. в один закон, по которому украинские и белорусские феодалы
уравнивались в правах с литовскими и составляли единое сословие — шляхту,
освобождавшуюся от налогов за несение воинской службы. В свою очередь,
крепостные крестьяне также освобождались от государственных налогов и выполняли
только повинности, связанные с сооружением оборонительных укреплений.

Все
эти нововведения юридически оформлены в Литовском статуте 1529 г. Написанный
на древнеукраинском деловом языке Литовский статут был основным сборником права
в Украине с XVI в. до 40-х годов XIX в. и стал источником многих
сводов и проектов, в частности русского Соборного Уложения 1649 г.

(Продолжение
следует)

Источник