Ораторская речь о пользе чтения
1. Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!
2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.
3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.
4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.
5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.
6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!
7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.
8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.
9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.
10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.
Как нужно читать вслух: совершенствование навыков ораторского искусства
Ораторское искусство — важное умение делового и успешного человека. Но подобные знания нужно постоянно совершенствовать. Далеко не все красноречивы с рождения. Многие не умеют хорошо владеть речью и имеют страх перед выступлениями. Но при желании развивать подобные навыки можно самостоятельно. Одним из эффективных способов развития полезного умения является чтение вслух. Существуют определенные рекомендации и практические упражнения, позволяющие хорошо читать.
Особенности чтения вслух
Для многих чтение вслух заканчивается в школьные времена, еще в начальных классах. После этого все переходят на чтение про себя. Невостребованная функция со временем атрофируется, и ораторы на публике не могут выразительно и хорошо прочитать вслух текст. Без предварительной подготовки чтение получится монотонным и без необходимых интонаций.
Чтение вслух позволяет правильно и легко выражать свои мысли. Подобная методика позволяет пополнить словарный запас, улучшить интонацию и дикцию, а также поработать над эмоциональной окраской.
Регулярные тренировки помогут избавиться от слов-паразитов, косноязычия и оговорок. Чаще всего написанные тексты более качественные, чем составленные самостоятельно речи. Они обладают правильной структурой, краткостью и не содержат ошибок. Поэтому регулярные занятия способствуют гладкому озвучиванию речи.
Чтение вслух полезно:
- Для тренировки артикуляции. Чтение позволяет проговаривать слова четко и членораздельно.
- Для проработки интонаций и для обучения спокойным паузам. Художественный текст передает множество оттенков. Для качественного прочтения следует отыскать способ для выражения эмоций.
- Для увеличения словарного запаса. При чтении книг в лексиконе появляются новые слова. Большой словарный запас помогает лучше выражать свои мысли и создавать желаемый образ.
- Для ускорения восприятия текста, концентрации внимания и остроте памяти.
- Для развития фантазии
- Стимулирования уверенности в способности красиво и свободно изъяснятся.
Регулярный процесс чтения обучает логическому изложению мыслей, а также составлению сложноподчиненных предложений.
Если есть возможность лучше читать вслух кому-нибудь. Подобная привычка способствует сближению и является прекрасным способом скоротать время.
Как можно улучшить качество чтения
Для тренировки следует читать разные произведения великих писателей и тексты энциклопедий. Многие тексты отлично написаны и изобилуют словами, которые мало применяются в быту. Подобные слова полезны для наработки словарного запаса.
Нюансы чтения перед публикой
В современном мире читать по бумажке во время обращения к публике считается плохим тоном и показателем непрофессионализма. Но в советские времена такой подход считался нормой. Одним из таких примеров является Брежнев.
Многие ораторы и сейчас читают речи с листа, но так хорошо, что этого никто не замечает. Так поступают многие политические деятели. Чтобы освоить чтение с листа можно пользоваться двумя вариантами техник:
- Прочитать текст заранее, а затем своими словами изложить его на публике.
- Изучить методику публичного чтения.
Что из себя представляет публичное чтение
Подобное чтение называется правильным, потому что необходимо смотреть в глаза людям, которым оно адресовано. При этом не имеет значение, написанный текст или нет.
Чтение перед аудиторией более сложное, чем повседневная речь. Для нее требуются особые навыки. Трудности заключаются в необходимости поддерживать зрительный контакт с публикой. А это очень сложно при чтении с листа. Кроме того, важно чувствовать аудиторию и определять, насколько хорошо она усваивает материал.
При чтении с листа, оратор может упускать из виду, когда перегружается восприятие слушателей.
Важно обратить внимание на наличие пауз, зрительный контакт и на скорость речи. Нельзя читать быстро, так как каждое слово должно восприниматься аудиторией. Техника состоит в следующем: читать следует во время пауз, а при озвучивании – необходимо смотреть в зал.
Важно заранее отрегулировать продолжительность пауз, скорость речи и фраз. Всего этого можно достичь при помощи специального комплекса упражнений.
Эффективные упражнения
Ораторское мастерство не только позволяет контролировать ситуацию, но и управлять ею. Чаще всего красноречие является приобретенной способностью и ее можно тренировать. Выясним, какие упражнения нужно делать:
- Громкое чтение. Для развития гибкости голоса и его силы, нужно читать текст с изменением тональности. Делаются переходы от тихого произношения к громкому и наоборот. В такой технике произносятся и протяженные гласные. Голос может звучать ниже, чем обычно.
- Пересказ прочитанного. Прочитанные произведения пересказываются своими словами. Важное внимание стоит уделять деталям, а также стараться запомнить больше информации.
- Поиск ключевых слов. Для развития речевого мышления нужно определять, какие слова в тексте являются ключевыми. Нужно постараться подбирать для них новые формулировки.
- Перефразирование. Данное упражнение помогает выявлять основную мысль. После прочтения небольшого текста, нужно передать содержащуюся в нем информацию с помощью одного предложения.
- Простота речи. Чтобы избавиться от слов паразитов, нужно записать текст на диктофон, а затем прослушать его и отметить предложения с такими словами. После этого текст проговаривается снова, но уже в правильном варианте.
- Скороговорки позволяют научиться проговаривать речь быстрее, но сохранять при этом правильное произношение.
- Чтение по складам. Техника помогает выработать отчетливое и свободное произношение. Любой текст нужно читать медленно и по складам. Важно обращать внимание на четкость и правильность звуков.
- Чтение стихов. Работа с рифмованными произведениями позволяет быстрее запомнить правильные постановки ударений в словах.
Упражнения рекомендуется делать чаще, но при этом важно делать перерывы. Четкости и ясности речи можно добиться с помощью правильного дыхания. А это можно вырабатывать, применяя специальную дыхательную гимнастику.
Проблемы нет
Даже если не получается хорошо читать вслух – это не проблема, а новая цель. Следует начать читать вслух для развития полезного навыка. Для этого понадобится прочитывать различные тексты. Это хороший способ не только научится с выражением читать, но и пополнить свой лексикон новыми фразами и словами.
Что можно читать вслух
Тренироваться можно на сказках, историях и интересных притчах. Стоит начать с коротких рассказов. При этом не возникает желания быстро дочитать произведение. Подобная проза хорошо написана.
Правила чтения
Читать следует не спеша и даже медленно. В минуту не должно звучать более 100 слов. А лучше 40-60 слов.
При обычной скорости чтения в 120 слов в минуту, не получается уделять внимание интонациям, паузам и жестам. На такой скорости мозг может только читать, а усваивать слова не успевает. При данных показателях чтение возможно при постоянном подглядывании в текст. Но нужно успевать смотреть и на слушателей.
Важно соблюдать следующие правила:
- Нужно читать медленно. Сначала это сложно сделать, так как про себя чтение намного быстрее.
- Следует четко проговаривать слова.
- Читать нужно с выражением и расстановкой с паузами и ударениями.
- Рекомендуется тренироваться озвучивать прямую речь персонажей, произнося текст в разной тональности.
Важное значение имеет и время для чтения. Оптимальное время — по полчаса в день. Уже через месяц постоянных тренировок будут заметны первые результаты. Речь станет более красивой и гладкой. Улучшится способность быстро подбирать слова для выражения мыслей.
Читаемый текст можно записывать на диктофон. Это позволит обратить внимание на ошибки и отметить особенности речи.
Медленное чтение
Только при медленном чтении можно контролировать свой голос и речь. Необходимо стараться изменять фразы. Проговаривать слова громче, быстрее или тише. Стоит менять и интонацию.
Тренировка перед зеркалом
Прежде чем выступать перед публикой, нужно потренироваться читать вслух себе. Это можно делать без диктофона, но глядя на свое отражение в зеркале. При произношении каждой фразы необходимо смотреть себе в глаза.
При выполнении упражнения ошибкой считается произнесение слов, когда еще не видно глаз.
Прослушивание записей
В процессе чтения нужно включить видеокамеру или веб камеру на запись. Это позволит прослушать свою речь и внести корректировки. Важно выявить посторонние междометия – «э-ээ» и «м-мм». Голос не должен быть монотонным. Звучание должно иметь разнообразные интонации.
Тренировка на одном тексте
Особенно полезно перечитывать один и тот же текст, чем перелистывать новые произведения. При таком подходе можно контролировать результат.
Реакция на свой голос
Многим ораторам не нравится звучание своего голоса. Подобная реакция считается нормальной для подсознания. При этом выступающим не нравятся звуки своего голоса, но кажутся привлекательными чужие голоса. К звучанию своего голоса из динамиков нужно привыкнуть. Этот процесс занимает какое-то время.
Восприятие собственного видео
Также, как и звучание собственного голоса, многим не нравится в первый раз и свое видео изображение. Со временем ораторы привыкают и к своему видео — изображению. Кроме, привыкания к собственному голосу и видео, нужно выполнить анализ собственной речи.
Правила ораторского искусства
Хороший оратор должен обладать особым умением, знаниями основ психологии и актерского мастерства. Задача выступающего – донести до аудитории информацию и вызвать интерес у аудитории.
На качество речи влияют следующие составляющие:
- Объективность. Информация должна быть правдивой, а речь – непредвзятой.
- Лаконичность. Слишком длинные монологи вызывают у слушателей отрицательные эмоции и раздражительность.
- Ясность. Важно умение объяснять сложные темы простыми фразами.
- Образность. В качестве примеров рекомендуется применять истории из реальной жизни.
- Напряжение. Слушателей необходимо заинтересовать и заинтриговать, чтобы сохранять напряжение.
- Неожиданность. Нестандартные решения позволяют повысить интерес аудитории.
- Стиль. Не рекомендуется во время речи применять возвышенных и пафосных слов.
Свести на нет подготовку к выступлению, может сильное волнение. Страхи и неуверенность в себе мешают новичкам выражать свои мысли. Для решения проблемы стоит разобраться со своими страхами, и определить их причину. Это могут быть детские комплексы, последствия строгого воспитания и болезненное самолюбие. Чтобы преодолеть волнения применяются различные методики. Успокоиться поможет аутотренинг, медитация, отдых и подготовка.
Умение правильно говорить требует всестороннего и комплексного подхода, предполагающего применение аудио- и видео материалов, а также печатной литературы. Регулярные тренировки позволят добиться хороших результатов и стать профессиональным чтецом с листа.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Мы привыкли к утверждению, что чтение — полезно для расширения словарного запаса и получения новой информации. Чтение вслух, про себя, скорочтение… все ли одинаково полезно для усвоения новой информации или чтение чтению рознь? Михаил Шестов поможет разобраться что к чему.
Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух
1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).
Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.
Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.
2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!
Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.
3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.
4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.
При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.
«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.
5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.
6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…
Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…
7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.
8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.
9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.
Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.
Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:
- повторение за диктором (за вами, например)
- чтение вместе с диктором
- самостоятельное чтение
Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.
Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.
Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.
Для расширения кругозора
Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.
Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.
Для профориентации
Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.
Это только некоторые приемы, рекомендуемые Михаилом Шестовым для полноценного развития ребенка.
Из истории: В 2005 году Михаил Юрьевич выступил перед школьниками старших классов школы номер 15 города Кисловодска с часовой лекцией на тему «Как научить себя учиться в выпускных классах и ВУЗе», в которой он подробно рассказал и продемонстрировал многое из написанного выше. Через два года 13 ребят, которые прослушали лекцию Шестова, закончили школу с золотыми медалями. До этого за всю историю существования школы более двух золотых медалей в год выпускникам не выдавалось.Блиц-курс “Статусный английский” Михаила Шестова в Москве или в Нью-Йорке.