Огонь в жизни человека польза и вред
Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
Укрощение огня человеком – довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку – больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности – его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.
Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное – он дал человеку возможность освоения новых земель.
Роль огня в жизни современного человека
Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.
На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.
Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей – усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках – электрическая.
Огонь используется практически в любой человеческой деятельности – керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.
Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе.
ТЕМА: «Польза и вред огня»
Воспитатель : Егорова О.Н.
Цель: закрепление знаний детей о том, что такое пожар, о причинах его возникновения, о правилах пожарной безопасности и о правилах поведения при пожаре.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
- О правилах поведения при возникновении пожара.
- Формировать практические навыки действий в случае пожара.
- Совершенствовать умение делать элементарные выводы.
Развивающие задачи:
- Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице.
- Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- Развивать выразительность речи.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, творческие способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
- Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков.
- Желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.
- Воспитывать у детей уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа. Серия занятий о правилах пожарной безопасности, рассматривание пожарной машины, заучивание стихотворений, пословиц, изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотра мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки», чтение художественной литературы С.Маршак «Кошкин дом»
Демонстрационный материал: плакаты «Правила пожарной безопасности», плакат при пожаре звонить 01, телевизор, видеозапись «Телемоста «Пожарная часть – детский сад», картинка пожарной машины, атрибуты к сценке о пожаре, костюмы пожарных (каски).
Раздаточный материал: карточки с номерами экстренных служб, карточки сюжетными картинками, атрибуты к игре (телефон, каска).
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный.
Показ плакатов, рассматривание сюжетных картинок, организация телемоста «Пожарная часть – детский сад», работа с карточками, дидактические и развивающие игры, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок ,вызов пожарных по телефону, оценка детских ответов, свидетельство и награждение детей значками «Юный пожарный»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, дети, я рада вас всех сегодня видеть.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем гостей.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какая необычная и интересная встреча состоялась в детском саду.
Кто к нам приезжал?
Дети: К нам приезжали пожарные с пожарной машиной. (показ фотографий на экране)
Воспитатель: Вспомните, о чём они говорили? (какое есть оборудование в машине, чем тушат пожар, какая одежда у пожарных)
Воспитатель: Дети они вам много рассказали интересного.
Воспитатель: Дети, а что нам нужно сделать, чтобы стать такими пожарными.
Нужно много знать и многому научиться.
Воспитатель: А вы хотите много знать и научиться?
Воспитатель: Мы сегодня поиграем в школу «Юного пожарного».
Тема нашей встречи: «Пожарные учения».
Мы вспомним и поговорим о правилах пожарной безопасности.
Воспитатель: – Дети, давайте вспомним, с какими опасностями в жизни встречается человек.
Дети: пожар, землетрясение, наводнение, ураган, ядовитые растения, грибы, ягоды, животные. (карточки на столах)
Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
Воспитатель:
«Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен.» ( это огонь)
– Правильно, это огонь.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, огонь друг или враг для человека?
Воспитатель: Дети, а скажите, пожалуйста, огонь всегда приносит человеку беды и несчастья?
Или от него и польза есть?
Дети: Хорошо – это, когда огонь даёт тепло, свет, на огне готовят пищу, используют люди некоторых профессиях.
Дети: Плохо – при неосторожном обращении с огнём могут возникнуть пожары в домах, в лесу.
Воспитатель: поиграем в игру.
– Сейчас каждый из вас возьмёт картинку, внимательно её рассмотрит. Во время выполнения задания вы разделитесь на две команды. Первая команда, у кого картинки, где огонь приносит пользу, вторая- у кого картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья.
Воспитатель: каждый будет защищать свою команду. Ответ должен быть полным.
– Можно начать со слов « огонь наш друг, потому что……»
«огонь наш враг, потому что………..»
Воспитатель: От чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом.
Дети: это зависит от того, как люди с ним обращаются.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Огонь – это и хорошо и плохо.
Полина расскажет нам стихотворение про добрый огонь.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Послушаем детей с другой команды.
1.
Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
2.
Кто с огнём не осторожен
У того пожар возможен.
Все запомните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
3.
Но если вдруг пришла беда
Что же делать нам тогда?
Воспитатель: Скажем все вместе.
Звонить пожарным 01.
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды- пожар. Эти карточки мы приготовили для наших малышей.
Посмотрите на экран
- Нельзя играть со спичками дома и на улице.
- Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.
- Нельзя сушить бельё над открытым огнём.
- Нельзя оставлять без присмотра включённые электроприборы.
- Нельзя играть с бенгальскими огнями.
- Нельзя разжигать костры детям.
- Нельзя оставлять непогашенные костры в лесу.
Воспитатель: Дети, а что нужно делать, чтобы никогда не возник пожар?
Дети: Соблюдать правила пожарной безопасности.
Воспитатель:
Если вьётся пламя.
Дым валит столбом,
01 мы набираем.
И кого мы позовём?
Дети: Пожарного.
Воспитатель: А сейчас – внимание! На экран.
Мы включаем Телемост «Пожарная часть – детский сад».
Ведущий телемоста.
Тема нашего телемоста «Что такое пожар?»
Воспитатель: Здравствуйте!
Пожарный: Здравствуйте. Ребята я хотел с вами разобрать несколько ситуаций:
Что может стать причиной пожара.
Проблемная ситуация.
На земле горит сухая трава.
Что делать? Как вы поступите?
Дети: залить водой траву, не играть со спичками.
Проблемная ситуация
В комнате забыли выключить утюг и он загорелся.
Пожарный: Что вы будете делать?
Дети: позвать взрослых на помощь.
Проблемная ситуация.
Дети играют со спичками, и возникает пожар. Что вы будете делать?
Дети: позвонить по номеру 01, потушить самому, если огонь маленький, позвать взрослых.
Пожарный: В нашей пожарной части работают мои друзья – пожарные.
Пожарный: Дети скажите, какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: Пожарный должен быть смелым, быстрым, ловким, добрым, храбрым.
Пожарный: Ребята, я вам приготовил игру.
Проверим, знаете ли вы по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.
Воспитатель: (на столе карточки с номерами экстренных служб, дети стоят спиной к столу.) По очереди дети поворачиваются и берут молча карточку. Как все выбрали карточки, дети называют номер телефона.
Воспитатель:
Знает каждый гражданин
Этот номер 01.
Если к вам пришла беда.
Позвони скорей туда.
(показывает правильную карточку 01)
Пожарный: Ребята, а если произошёл пожар, что вы должны сообщить, вызывая пожарных?
Дети: номер телефона 01, точный домашний адрес, номер дома и квартиры, своё имя и что случилось.
Пожарный: Ребята вы молодцы, с заданием справились. Я вижу, вы всё знаете. Вы все очень старались и всё делали правильно. Объявляю всем благодарность и принимаю вас в команду ««Юного пожарного».
Воспитатель: Дети, давайте скажем, большое спасибо, за Ваш нелёгкий труд. До свидания. До новых встреч.
Воспитатель: Сейчас Полина и Маша обыграют нам сценку «Вызов пожарных по телефону».
Воспитатель: Полина, ты диспетчер дежурной части, будешь принимать вызов, а Маша пострадавшая, вызывать пожарную службу.
Воспитатель: Дети, что должна сделать Маша; правильно набрать номер, назвать своё имя, фамилию, адрес, кратко сказать, что и где горит.
Дети придумывают свои ситуации.
Звонит телефон.
– Пожарная часть слушает?
– Что случилось?
– Ваш адрес?
– Спасибо
– Вызов принят!
Воспитатель: Молодцы. Мы с заданием справились.
Воспитатель: Пожарных вызывали? (Дети)
1.
И я хочу пожарным стать.
И во всём им помогать,
Вот только надо подрасти.
И в школу мудрости пройти.
2.
Я стану пожарным, отважным пожарным.
И буду спасать я людей из огня.
В машине с сигналом примчусь на пожар я,
На помощь зовите и ждите меня.
3.
Огонь будет жарким, огонь будет сильным.
Пусть в облаке дыма мне трудно дышать.
Но сделаю всё для победы над ним я.
Сумею не струсить и пламя сдержать.
4.
Огонь захлебнётся и в пар обернётся,
Погаснет последний уже уголёк
Пожарный устало вам всем улыбнётся
И скажет, нелёгкий сегодня денёк.
Все вместе:
Надо ночью, надо днём
Быть внимательным с огнём.
Воспитатель: Продолжаются наши учения.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Шаг вперёд – два назад».
– Дети, предлагаю вам построиться в одну шеренгу.
Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делаете шаг вперёд. А если опасные – 2 шага назад.
Будьте внимательны!
– Для девчонки Оли куклы-подружки,
А спички – вовсе не игрушки. (шаг вперёд)
– Вышла на улицу Мила,
Про утюг совсем забыла.
Он на юбке грелся, грелся-
Лёгкий шёлк и загорелся. (2 шага назад)
– Братик старший мой Серёжка
Увидал огонь в окошко.
01 он позвонил
И пожарным сообщил. (шаг вперёд)
– Красивый новогодний вечер,
Саша зажёг на ёлке свечи. (2 шага назад)
– Правила пожарной безопасности.
Вова чётко знал.
Спички, зажигалки никогда не брал! (шаг вперёд)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили Правила пожарной безопасности и, надеюсь, будете их строго выполнять и соблюдать.
Воспитатель: Может, кто-то из наших мальчиков станет пожарным – спасателем.
Воспитатель: Нашу встречу я хочу закончить словами.
С огнём не играйте!
С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!
Вы все молодцы, и всем вам присуждается значок « Юный помощник пожарного » и удостоверение « Юный пожарный ».
Под песню «Марш пожарных»
Воспитатель: А сейчас, вашему вниманию.
Воспитатель: Приглашаем всех посмотреть сценка о пожаре, с помощью родителей.
Покажет сценку семья.
СЦЕНКА О ПОЖАРЕ
Ведущий:
Произошла история недавно и давно.
История занятная, каких полным-полно
Брат играет в компьютер, мама у телефона. Девочка играет. Телефонный звонок.
Мама: (по телефону)
Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дела? Да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Постирать, сварить компот.
Дочка: Мама, поиграй со мной.
Мама:
Иди, дочка, не гуди
Лучше к брату подойди.
Дочка:
Маме некогда играть
Нужно ей обед готовить,
Убираться и стирать
Нужно маме помогать.
Чай ей вкусный заварю.
Я поглажу ей платочки,
Постираю все носочки.
Выполняет действия. Чайник включает, стиральная машина и утюг.
Дочка:
Ох, устала помогать.
Хочу с братом поиграть!
Вова, поиграй со мной
Скучно дома мне одной.
Брат:
Некогда с тобой играть
Компьютер надо загружать!
Ведущий:
Белый чайник стал уж черный
В кухне запах, дым и гарь,
В доме никому нет дела,
В кухне начался пожар.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Нужно 01 позвонить.
О пожаре сообщить!
ВХОДЯТ ПОЖАРНЫЕ:
Пожарный (ВСЕ ДЕТИ) и держат в руках огнетушитель, пожарный щит, пожарную машину.
Разве вам еще не ясно
Что с огнем шутить опасно!
Пожарный
И запомни навсегда
Если вдруг пришла беда.
Даром время не теряй
Нас скорее вызывай.
Воспитатель: Дети, наша встреча подошла концу.
Задачи:
- расширить знания учащихся о пользе и вреде огня,
о правилах пожарной безопасности, - привить навыки осторожного обращения с огнём,
- научить учащихся правильным действиям в случае
возникновения пожара.
Оборудование:
- Плакаты и рисунки учащихся на тему
противопожарной безопасности, книги, памятки:
«Огонь — наш друг и враг», «Оказание первой
помощи пострадавшему от огня» - Заранее порекомендовать школьника прочитать
книги: - С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», Рассказ о
неизвестном герое». - Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
- Б.Житков «Пожар в море»
Ребята! Отгадайте загадку.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об огне.
Прочитайте на плакате в центре доски тему нашего
с вами разговора.
Как вы думаете, огонь — друг или враг человека?
На этот вопрос трудно ответить однозначно.
Потому что огонь приносит как много пользы людям,
так много и вреда.
Послушайте стихотворение в исполнении…,
которое называется «Каким бывает огонь»
(Ученики читают стихотворение «Каким бывает
огонь».)
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок!..
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.
Ну, а раз в четыре года
Делом занят он другим
В синем море небосвода
Плещет парусом тугим.
И летит над стадионом,
Как манящая рука,
Чтобы многим миллионам
Знак подать издалека.
Чтоб позвать на праздник смелых,
Сильных, доблестных людей-
Красных, жёлтых, чёрных, белых
Сыновей планеты всей,
Всей планеты дочерей.
- О каком огне вы узнали в последних строчках
стихотворения? (огонь — символ олимпийских игр) - В чём же заключается польза от огня?
- А в чём заключается вред огня?
Сейчас я дополню ваши ответы, потому что огонь
приносит ещё очень много пользы.
Огонь издавна был другом человека. Огонь
считали живым существом, «приручали» огонь,
поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям
бороться за существование. На огне человек
научился готовить пищу. Огонь спасал от холода,
помогал в борьбе со страшными хищниками,
отпугивал их от пещер и стоянок древнего
человека. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её.
Его уважали и боялись, любили и почитали.
Свойства огня считали волшебными,
происхождение его — божественным. У всех народов
Земли — были боги огня. Богов огня все старались
задобрить, приносили им жертвы, устраивали в их
честь праздники.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали
огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали
быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу
божества. Но другом, помощником быть не перестал.
Как и в древности, он согревает нас, помогает
людям готовить пищу.
Иногда -на костре в туристическом походе или
на рыбалке у реки. А чаще всего — на
комфортабельной и компактной газовой или
электрической плите, в небольшой и уютной
деревенской печке.
А есть и огромные заводские печи. На
хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном
заводе в печах обжигают кирпич, из которого
строят дом. А в мартеновских печах огонь варит
сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и
самолёты…
Между прочим, автомобили и самолёты движутся
тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных
двигателях сгорает топливо. А горение — это жизнь
огня.
Топливо сгорает и в топках электростанций.
Здесь рождается электрический ток. Выходит, что
огонь и электрический ток- ближайшие
родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по
его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им
«питаются» и гигантские заводы, и работающие в
наших квартирах телевизоры, радиоприёмники,
пылесосы, холодильники, утюги, многие другие
промышленные и бытовые приборы.
Взлетает ракета, поднимая на орбиту
космический корабль. Что движет её? Сила огня !
Заглядывает утром в твоё окошко ласковый
солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь.
Солнце — огромный раскалённый шар, в котором
сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и
свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей
планете.
Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы
выполняли. Покажите, на каких рисунках огонь
добрый, является другом человека? В чём
заключается помощь от огня на данном рисунке?
Сила у друга-огня — большая-пребольшая! Но если
с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то
огонь может стать страшным, коварным врагом.
Послушайте стихотворение о злом огне, которое
расскажет….
Злой огонь — огонь пожара,
Злой огонь — огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Самый ужасный, самый опасный огонь — это
конечно, огонь войны. Он уносит миллионы
человеческих жизней, стирает с лица земли и
большие города, и маленькие деревни.
Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения,
может уничтожить целый город или деревню. Когда
это происходит? (когда начинается пожар).
Большие бедствия приносили пожары Москве,
Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду,
Пскову, Костроме, Вятке, Воронежу и другим
городам.
Сейчас на нашей планете возникает около пяти с
половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять
секунд — новый пожар. Горят предприятия и
больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли,
самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки,
театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса,
хлебные поля… А в результате — колоссальные
убытки. А самое главное — десятки тысяч
человеческих жертв, среди них и дети.
Чтобы этого не было, дети всегда должны
осторожно обращаться с огнём, газом,
электричеством, внимательно присматривать за
младшими братишками и сестрёнками, за всеми
малышами. Ведь очень большое количество пожаров
связано с детской шалостью.
А что уж говорить о спичке? Чиркнул ею без нужды,
бросил беспечно на пол — и уже пожар.
… расскажет нам стихотворение о шалостях со
спичками.
На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой —
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку —
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка —
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два — три шага
До самой страшнейшей из драм.
А сейчас, ребята, мы не много отдохнём и
поиграем. Я буду зачитывать вам отрывки из
произведений, где говорится об огне, а вы будете
называть мне автора и название этого
произведения.
1.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский «Путаница».)
Может ли море гореть? (нет.)
Сейчас горе — хозяева в море сливают и нефть, и
бензин . Видели, наверное, по телевидению, как
горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих
веществ, расплывшаяся по поверхности воды.
А почему море загорелось в стихотворении »
Путаница»?
(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)
2.
Тили-бом, тили-бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак » Кошкин дом».)
Почему возник пожар? (была оставлена без
присмотра печь.)
3.
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков»Дядя Стёпа»)
Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он
выпустил голубей )
4.
Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С подножки трамвая —
Автомобилю наперерез-
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки?
(«Неизвестный герой» С.Я.Маршак)
А теперь следующая игра: «Доскажи словечко»
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой )
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё … (убрали)
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)
А теперь отгадайте загадки:
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
Летела мошка — осиновая ножка,
На стог села — всё сено съела. (спичка)
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе
Продырявит море. (утюг)
Без рук, без ног,
К небу ползёт. (дым)
Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)
Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)
Попало наше тесто
В горячее место,
Попало — не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)
Нередко ребята играют на чердаках или в
подвалах жилых домов. Не задумываясь о
последствиях, зажигают спички, разводят костры.
Увлекшись игрой, они забывают потушить костёр, и
тогда раздуваемые ветром искры костра
разлетаются на большие расстояния.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички — невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Но разжигать костёр нельзя не только возле
дома, но и в других
местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный
костёр может нанести огромные ущербы лесным
насаждениям)
Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон,
лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми
ожогами и увечьями.
Бензин — может, кто-то со мной не согласен?
Не только опасен, он взрывоопасен.
Очень часто пожары возникают на новогодних
праздниках. Нельзя украшать ёлку
легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой),
зажигать на ней свечи, устраивать в помещении
различные фейерверки.
Многие из вас, ребята, наверное, помогают своим
родителям дома. Поднимите руки, кто из вас
помогает мамам гладить бельё? А кто из вас
помогает готовить?
И здесь важно помнить о пожарной безопасности.
Грозит пожаром оставленный без присмотра
включённый утюг или плитка.
Об этом прочитают нам стихотворения ….. и ……
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
Уходя из дома, никогда не забывайте выключать
электроприборы.
В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед — телеграмма, подобная грому:
«Пожар — ничего не осталось от дома»
Конечно, пожар может возникнуть не только по
вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях,
пожар вызывает иногда небольшая искорка от
трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок
или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает
иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед
может наделать тоже: от грозы бывают пожары.
Послушайте стихотворение в исполнении….
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе — вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
Вспыхнул на небе пожар.
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
— Поднажми ещё немножко, —
Он шофёру говорит.
— Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
— Ясно всё, — шофёр ответил,
Дав машине полный газ.
Ребята, по какой бы причине не возник пожар, вы
должны немедленно позвонить в пожарную службу по
те6лефону 01 или сообщить о пожаре взрослым, А по
мере сил — и принять участие в тушении пожара.
При пожаре, при пожаре, —
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль — один!»
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся —
Пожарные торопятся!
Как называют людей, которые, рискуя своей
жизнью, борются с огнём? Какими качествами должен
обладать пожарный? (способностью к
самопожертвованию, мужеством, обладать
физической силой, ловкостью, профессионализмом)
О всех сложностях, которые возникают в работе
пожарных прочитает стихотворение…
В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя хвалить,
Но струсишь — и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар — такой же фронт…
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черёд
В бой — пожарные машины,
Катера и вертолёт…
Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.
Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой —
Посмотреть бы вам минутку,
Как ведёт с огнём он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму.
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!
В нашей стране много героев — пожарных. Рискуя
своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни
других людей. Героев награждают медалями «За
отвагу на пожаре»
А сейчас, ребята, разберём самый сложный вопрос
«Как вести себя при возникновении пожара». Я
перечислю правила, а вы постарайтесь их
запомнить.
— Если пожар в зачатке, надо попытаться затушить
его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.
— Позвоните по телефону «01», сообщите точный
адрес и характер возгорания.
— Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать
на помощь.
На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4
основных фактора, которые необходимо знать, если
вы хотите спастись при пожаре.
- Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
- Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
- Жар от огня настолько силён, что сам по себе
может вызвать гибель. - Недостаток времени. Пожар не оставляет времени,
нужно успеть выбраться из огня.
О чём следует помнить, принимая меры по
спасению? Если густой дым заполнил все выходы
(огонь движется всегда вверх), плотно закройте
входную дверь в комнату, законопатив все щели
мокрыми тряпками, чтобы предохранить от
проникновения дыма. Если дым проник в комнату,
держитесь около пола, там всегда есть воздух.
Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у
окна, чтобы пожарным было известно о вашем
пребывании в квартире. Эти действия необходимы
для вашего спасения, когда вы дома.
А теперь настало время поговорить о правилах
оказания первой помощи пострадавшему, который
побывал в условиях пожара.
Известно, что чем дольше не принимаются меры
при ожоге, тем серьёзнее будет травма
пострадавшего.
… выйди к доске и прочитай правила оказания
первой помощи пострадавшему на пожаре.
Необходимо:
— подставить обожженные места под струю
холодной воды
— снять с поражённых мест кольца, часы, ремни,
обувь…так как эти места начнут отекать;
— обработать место ожога лечебными аэрозолями
— защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
— вызвать » скорую помощь» по телефону «03»;
В чём будет заключаться первая помощь человеку,
у которого загорелась одежда? Надо остановить
его, повалить на землю или на пол, катать по земле,
чтобы потушить пламя.
И в завершенье нашей беседы
Давайте ребята сделаем вывод, из всего
услышанного и запомним следующие правила:
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом —
Всё сгорит единым разом!Когда без присмотра оставлена печь —
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.Ты о пожаре услыхал —
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин —
Пожарный номер: «01»
Спички не тронь, в спичках — огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!
Я желаю вам, ребята, чтобы огонь всегда был бы
только вашим другом.
Памятка 1
Памятка 2