Оформите свои размышления о пользе чтения в виде
Сочинение-рассуждение: «Чтение…Что дает оно человеку?»
У каждого из нас дома есть своя маленькая библиотека. Кто-то, возможно, ее давно не пополнял, а может быть и вовсе не обращался к ней, не бросал взгляды на книжные переплеты, стоящие в ряд на запыленных полках. Почему же ценность чтения неумолимо падает в глазах современников? Неужели так мал его вклад в человека? Это правда, что самый ценный ресурс современного мира – время. И нам предстоит ответить на злободневный вопрос: стоит ли его тратить на чтение?
Истинные книголюбы рано или поздно сталкиваются с непреложной истиной: чтение способно развивать в нас чуткого читателя, но без определенных читательских умений невозможно полноценно понять, оценить книгу, вкусить ее даров.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Гораздо проще посмотреть фильм по телевизору или прочитать краткое содержание книги в интернете. Возможно, это одна из причин непопулярности чтения в наши дни.
Мне кажется, что люди читающие умеют слушать, сопереживать, более активны и общительны, лучше переносят тоску и тяжесть ожидания, обладают лучшей памятью, более развитым мышлением. Все потому, что читая произведение, мы пропускаем его через себя подобно призме, в центре которой скапливаются все лучи – новые знания, опыт, ранее незнакомые чувства. Чем больше мы развиваем себя как читателя, тем больше мы получаем от книги, тем больше удовольствия мы испытываем от чтения.
Таким образом, чтение расширяет кругозор, развивает наш эмоциональный интеллект, позволяет избавиться от стереотипов и навязанных рамок мышления. Недаром, Ф.М.Достоевский говорил: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».
Но многие могут возразить: «Зачем читать книги, если можно смотреть фильмы? Разве не все равно?». Отнюдь. Во время просмотров фильмов, наше внимание сосредоточено не только на сюжете, но и на игре актеров, работе режиссера, особенностях света и постановки, музыкальном сопровождении. Мы как будто забавляемся игрой в «сломанный телефон». Читая же книгу, мы целиком погружаемся в мир автора, визуализируемый лишь нашим воображением, а не ограниченный ничьим посторонним взглядом. Чтение, вот что поистине развивает воображение и дает начало творческим способностям любого человека. Даже британский кинорежиссер Ридли Скотт признался: «Лучший в мире кинозал – это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу».
Книги – наш личный путь эвакуации от трудностей и невзгод жизни. Всего 6 минут чтения снижают уровень тревоги лучше, чем часовая прогулка или прослушивание музыки. Окунитесь в книгу, и это даст вам силы и ресурсы для принятия решений и преодоления преград. Ведь, чем больше человек читает, тем больше он идентифицирует себя с персонажем произведения, тем отчетливей становятся его жизненные цели и установки.
Время – невосполнимый ресурс. Но у каждого из нас бывают свободные минуты и лучший способ их провести – это взять в руки книгу.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id49343
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Что даёт человеку чтение книг? Пофантазируем на тему, что если бы книг у нас не стало. Узнаем конкретные практические преимущества чтения и постараемся разобраться, как приучить себя читать с удовольствием.
Что если…
Итак, давайте представим, что все книги внезапно исчезли. И бумажные, и электронные. Остались статьи на сайтах, Википедия, видеоролики, всё кроме книг.
Подозреваю, некоторые поначалу этого не заметят. Но первыми, конечно, дискомфорт почувствуют работники библиотек, книжных магазинов и те, кто постоянно читает. Сложно не заметить внезапно опустевшие полки. Следующими будут учителя, школьники и студенты. Попробуйте выучить студента-медика по роликам на Ютубе. Сразу вопрос: пойдете к такому врачу?
Возможно, это будет работать, пока будут учителя с полным запасом знаний. А книг все нет. Сказки детям придется рассказывать по памяти или придумывать ????
Дальше, я думаю, начнется хаос. Поскольку людей с супер-памятью немного, неизбежно пойдет искажение и потеря информации, как в игре «глухой телефон». Исчезнут все знания накопленные человечеством в письменном виде. Вы хорошо помните историю? А если даже посмотреть негде? Придется фантазировать! И через несколько поколений реальность приблизится к фильмам про постапокалипсис.
Возможно это будет общество, разбитое на группировки или общины, каждая с альтернативной историей, которая будет считаться истинной. Люди с хорошей памятью и знаниями будут кем-то типа волхвов древнего мира. Дальше придумайте сами ????
Что же даёт чтение книг?
- Воображение и креативность
В процессе чтения мы начинаем представлять то, о чем говорится в тексте, это не фильм или ролик, где кто-то все представил за нас, мозгу приходится работать, создавать образы. Вам намного легче становится понимать собеседников. Перед мысленным взором быстрее создается изображение. Также и обратный процесс, когда вы кому-то описываете свой образ или идею, становится более связным и точным, понятным для других. Идеи, которые встречаются в книгах, могут подтолкнуть к своим собственным находкам и изобретениям.
- Психическое здоровье
Определенная ритмичность текста книги, его наполненность, красота (это может относится не только к художественной литературе) способны снимать стресс и успокаивать психику. Также активность мозга при регулярном чтении позволяет если не полностью предотвратить, то надолго отодвинуть старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера.
- Уверенность
Чтение книг разных жанров увеличивает ваш словарный запас, повышает грамотность, повышает уровень эрудиции. Вы становитесь более интересным собеседником, а ваша речь связной и красивой, и в устном, и в письменном виде.
- Улучшение способности к длительной концентрации и внимания
Читая регулярно, вы приобретаете навык длительного сосредоточения на одной задаче. Это умение повышает качество результата в любой другой сфере деятельности. Также чтение развивает объективность, способность абстрагироваться и взгляд со стороны, что помогает принимать более взвешенные решения в реальности.
- Улучшение памяти
Тут за примерами далеко ходить не надо. Почитайте Джорджа Мартина или Сапковского — столько персонажей, событий, сюжетных линий! Шикарная тренировка полушарий(мозга). Мы тренируемся в умении аналитически мыслить, запоминая связи между персонажами и событиями, строя предположения о ходе событий. Те кто читает, определяют закономерности и выстраивают логические связи быстрее, чем любители телевизора. Ум становится более острым (а значит и чувство юмора развивается).
- Расширение кругозора
Книги дают возможность «прожить» другие жизни. Мы вживаемся в реальных и придуманных персонажей, погружаемся в их миры, чувства, поступки. Зачастую информация, почерпнутая из книг, применима в реальности и может повлиять на качество жизни, обогатить опыт, предостеречь от ошибок.
- Чтение помогает разобраться в себе
Это относится не только к специальной литературе по психологии и саморазвитию. Художественные произведения, биографии часто вызывают неожиданные вопросы читателя к самому себе и своей жизни. Дают возможность взглянуть на себя с другой точки зрения.
- Книги могут вдохновлять и мотивировать
Действительно, хорошая книга часто поднимает на более высокий эмоциональный уровень, и на этой волне можно многое сделать. А возвращаясь в памяти к самым вдохновляющим моментам или перечитывая их, вполне реально долго удерживать себя в этом состоянии. Часто, особенно в подростковом возрасте, пережить какие-то неприятные моменты помогают любимые книги и их герои.
Так для меня, когда я был подростком, огромное влияние оказали книги Владислава Петровича Крапивина. Он считается детским писателем-фантастом. Но в его произведениях раскрываются совсем не детские проблемы, не фантастические, а совершенно реальные. Книги о настоящей крепкой и нерушимой дружбе, о чести и справедливости, о том как следовать своей мечте, когда весь мир против тебя, стали для меня (и, я уверен, для тысяч детей и взрослых) настоящим спасением. До сих пор эти книги для меня — самые любимые. Уверен, что без них большей части моих жизненных достижений не было бы. Без этих книг я стал бы совсем другим человеком.
- Чтение делает людей счастливее
Определенно, да! По сути чтение — это многофункциональный инструмент для изменения и улучшения качества жизни во всех ее сферах. Человек, умеющий им пользоваться, имеет больше возможностей для роста в профессии, для саморазвития, для поиска решений проблем, помощи себе и другим. Чтение тренирует умение переключаться и быть вовлеченным. Становится легче сознательно переходить из одного эмоционального состояния в другое и в жизни. Среди любителей чтения меньше страдающих от депрессивных состояний.
Почему не все любят книги, если их чтение столько всего дает?
«Вы просто не умеете их готовить» ( к вопросу о кошках) ???? . Мне кажется, здесь причина в следующем.
В детстве нам часто говорят, что читать надо, заставляют. Но не все взрослые объясняют связь между желаниями и тем, как книги могут помочь их осуществить. Заинтересовать, показать преимущества чтения, подать личный пример способны далеко не все.
Мы часто отвергаем что-то, не зная как применить это в своей жизни для своих целей. Как только человек понимает, насколько выгодно и полезно для него может быть чтение книг, он начинает читать, даже если это вначале не приносит удовольствия.
Одной моей знакомой мама в детстве говорила, что надо быть в курсе того что происходит вокруг, читать газеты. Это ребенку в 11-12 лет. Конечно, девочке это было невыносимо скучно и непонятно. Хотя фэнтези, приключения и книги о природе шли на ура.
Думаю вы уже поняли. Чтобы чтение было в удовольствие, книги должны соответствовать интересам и возрасту читающего. Гораздо проще заинтересовать книгой, которая может помочь в чем-то важном для человека, именно в тот момент, когда это актуально.
Здорово, если с чтением книг связаны приятные ассоциации. Например, семейные вечера с чтением вслух, или когда родители читают детям на ночь. Также влияет пример близких людей, постоянно читающих. Но если такого не было?
Как приучить себя, уже взрослого человека, читать с удовольствием?
Я тут решила попробовать с высоты своего жизненного опыта написать о художественной литературе (далее просто худ литература). Я конечно не профессионал, но любое мнение имеет место быть.
Мы часто слышим, что худ литература развивает, что она делает умнее, мы становимся грамотнее, она учит мыслить, в общем литература крайне интеллегезированный вид занятия. Но так ли это на самом деле? Имеют ли права люди много читающие ходить с задранным к верху носу, а родители приучать к чтению или ругать своих чад за то, что они мало читают?
Большинство классических историй вроде Гомера или Илиады, написаны ещё в античности. Истории передавались устно, и записывались на протяжении тысячелетий. Изобретение печатного станка в середине 1440х годов, привело к появлению, дешевой, популярной книги, и проложило дорогу к ренессансу. Однако рассвет худ литературы начался в начале 18 столетия, основная ее историческая ценность, что она не плохо передает мировоззрение людей того века, правда при учете, что ты знаешь историю века и биографию писателя и всякие разные нюансы, например «про предательство за 30 серебреников». Эталоном у нас считается Пушкин, потому что он смог писать об окружающем мире без вложения своей оценки ситуации и эмоции. Зачастую остальные авторы, признанные классикой, эмоции вкладывают, и зачастую это эмоции из разрядов «вы все глупцы, меня не понимаете, мешаете мне развиваться».
Когда началось развитие худ литературы, в этом была высокая потребность, даже были места, в которых люди специально собирались, чтобы почитать, так называемые литературные клубы.Тогда это было необходимоо, потому что старые развлечения уже приелись, а новых не появилось. Это отвечало потребностям того века и являлось тогда такой модой. Вроде спиннеров сейчас, только на них мода быстро прошла, а на те долго держалась. Я не думаю что худ литература вымрет, нет, совсем нет, просто к нашему времени она изменила свой формат и плюс появилось множество других развлечений. Я не могу объяснить что значит про формат, но это факт, я это так чувствую. Наверняка в старом формате это сохранится для изучения узкого числа людей. Другие будут просто читать для удовольствия, но только то, что можно понять без специальных знаний.
Развивает ли худ литература? Вы имеете в виду, что она помогает черпать чужой опыт? Ну это далеко не единственный и не универсальный способ это делать, есть еще фильмы, мультики, наблюдение за опытом людей, которые тебя окружают, игры, развитие навыков для профессии, наблюдение за самим собой в конце концов.
Учит ли она мыслить? А что значит учить мыслить? Знаете, мы люди разумные, мы можем научиться мыслить делая что угодно, вот вообще что угодно, другой вопрос, что не всякая мысль нам покажется умной и разумной, не всякое мышление понравится. Но знаете что, в этом мире огромное разнообразие людей и мышлений, и если нам нравится и симпатизирует одно и не нравится и не симпатизирует другое, это не значит что одни умные, а другие дураки. Больше скажу, любой умный человек дурак. Хотя бы потому человек. Потому что психика человека состоит как у всех из огромного количество багов, что логика это один лишь из наших инструментов (жить только логикой, жить в очень ограниченном мире). Я еще больше скажу. Даже умный человек может быть дураком, по той самой простой причине, что вы считаете его дураком и ему это внушаете, имея на него влияния. Ну давайте, скажите, что не бывало, что с некоторыми людьми вы чувствовали себя дураками, а позже старались держаться от них подальше? А с другими людьми умными и разумными и деражались по ближе? Больше скажу, с первыми мы и делали глупые поступки, а со вторыми могли поступать по умному. Со всеми бывало. Вот так то.
Грамотности лучше всего научитесь, если выучите правила и будете использовать т9.
Развивает ли? Ну там воображение, все дела, мы же сами все придумываем, когда читаем, а не смотрим все готовое, как в том же фильме. Ну может да, есть такое. Но это уже устаревший способ. Уже давно появились более эффективные способы, (барабанная дробь) игры! Самые разные игры! Особенно компьютерные. Компьютерные игры лучше всего справляются с развитием воображения, а так же еще реакции и быстрым соображением на скорость. И тп и тд. Тут стоит отметить, что для изучения другого языка может оказаться полезной, потому что помогает привыкнуть к тому, как на том языке мыслят.
PS Если ваш ребенок много играет в игры и не читает, то во первых почему вы взяли что это плохо, а во вторых, а придумали ли ему вы реально интересные занятия, вы с ним хотя бы играете? от души, искренни? А что вы делаете сами? Любимое дело есть, или тоже утыкаетесь носом в социальные сети? И чего удивляться тогда. Я больше скажу, если человек или ребенок много читает, то он проводит крайне много времени на едине с собой, изолировавшись от всего мира. Понимаете? В полной изоляции от культуры (нашего времени), от людей, от всего. Это как состариться преждевременно, как стать старым и не понимать окружающего мира, будучи молодым. Жить в нем, общаться с людьми и при этом совершенно не понимать как он устроен и жить в нем, не используя все данные благи. Но это не худ литература такая плохая, так с любой деятельностью, которая поглощает все время и вытесняет все остальные виды деятельности, человек всегда начинает в таком уходить в себя и заниматься саморефлексией, должна быть постоянная смена деятельности, чтобы держать связь с реальностью и иметь здоровую психику.
Частоступова М.Г.,учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северодвинская городская гимназия»
Размышления о чтении.
Я не раз задавалась вопросом: как помочь школьникам увидеть в художественной литературе то, что приблизит их к лучшему пониманию людей и самих себя?
Нам всем хочется, чтобы дети, оторвавшись от ярких мониторов, погрузились бы в совершенно другой мир свежих впечатлений от прочитанной книги, чтобы прислушались к тому, как звучит живое слово. Слово, которым можно охарактеризовать пение соловья и скрип телеги, стук колёс поезда и тишину зимнего леса…
Я хочу сказать о том, что среди моих учеников всё больше становится тех, кто читает; читает много, вдумчиво, пытаясь разобраться в проблематике произведений, выписывая что-то важное на поля тетради. В общем, как мы когда-то. Представление о книгах у десятиклассников, к счастью, складывается не из наспех изученного краткого содержания.
Разумеется, далеко не все мои ученики увлечены чтением. Не каждый умеет строить развёрнутые ответы аналитического характера, аргументировать свою точку зрения и писать сочинения разных жанров. В процессе работы над произведением возникают споры, а это и провоцирует детей на высказывание собственного мнения. Кто-то промолчит на уроке, зато «выговорится» в сочинении. Важно указать ребёнку на то, что в книге есть потрясающие события, волнующие его разговоры. Это можно сделать с помощью интересных вопросов. Хочу поделиться с читателями тем, как десятиклассники пытаются найти в книгах ответы на такие вопросы.
Вопрос № 1. Смысл слова заключается в действии этого слова. Как художественное слово способно повлиять на человека?
«Читать надо уметь. Чтение – это особенный вид искусства, такой же действительный, как музыка или рисование. Читающие люди через книгу погружаются в иную вселенную, где нет фальши, где на любые жизненные вопросы уже найдены ответы. В книгах представлена другая реальность, целый мир, который читатель впитывает в себя по капле, становясь все более развитым. Как камень при огранке постепенно становится драгоценным, так и человек становится глубоким и мудрым. Хорошие книги затапливают, переворачивают сознание, меняют человека.
Литература воистину способна воспитать человека, привить вкус, манеры, осознанное восприятие мира. Это не просто слова, напечатанные на бумаге, это неповторимые вселенные, особенные для каждого читателя. Даже одна и та же история воспринимается и понимается каждым по-своему, иначе. На мой взгляд, именно это – различное восприятие – и делает литературу необходимым и бесконечным источником жизненной силы, мудрости, энергии и осознания. Через чтение мы познаем себя. Разве этого мало, чтобы позволить себе принять то, что книги могут нам предложить?..» (Зоркова Мария, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)
Вопрос № 2. Что происходит с читателем, когда входит в душу откровение?
«В моей жизни было много книг. Да-да, честное слово. Была «Пестрая лента» – именно с этого рассказа началось мое знакомство с Шерлоком Холмсом – сэра Артура Конан Дойля и «Убийство на поле для гольфа» Агаты Кристи, был «Всадник без головы» Томаса Майн Рида, были «Три мушкетера» Александра Дюма и «Железный король» Мориса Дрюона…
В моей жизни было много книг абсолютно «не тех». «Не формат», как сейчас принято говорить. Не одобряемых моими родными (в первую очередь, конечно же, бабушками-дедушками) и немногочисленными – что уж скрывать – друзьями.
В моей жизни много книг…
Но знаете, из этого безликого, с немного зачерствевшим привкусом, «много книг» все же пробивается простуженный, дрожащий огонек… Огонек тлеющей сигареты в морозное утро поздней осени. Она зажата меж длинных угловатых пальцев, что подносят ее ко рту для очередной судорожной затяжки – и еще, и еще, и еще…
Узнаете?.. «Над пропастью во ржи». Безусловно, сейчас я могла бы сказать что-то вроде: «Именно эта книга была самой запоминающейся в моей жизни…», – но я соврала бы. Потому что именно эта книга не может просто и сухо «быть». Потому что именно эта книга в моей жизни… случилась.
Именно эта книга при воспоминании о ней заставляет все внутри туго сжиматься, заставляет пресловутый ком застрять в горле, заставляет слезы – кроткие, сдержанные до чопорности – колоть уголки глаз; именно от этой книги до тянущей боли сводит скулы.
Именно от этой книги веет жгучим, горьким сигаретным дымом. Именно от этой книги веет промозглым отчаянием и страхом перед жизнью. Именно от этой книги веет первобытным желанием защититься, укрыть своих ближних от опасности – как можно глубже, как можно дальше…
Именно в этой книге, простите за пафос, сочетается несочетаемое: животные инстинкты вкупе с неожиданно человечной заботой. Немного жалостливой, немного больной, но заботой. Заботой о несмышленых малышах, играющих на краю пропасти.
Я не могу сказать, что эта книга «многому меня научила». Нет. Именно эта книга меня поразила. Не в сердце и душу. Нет. Смазанные картины, которые я представляла, черты лица Холдена Колфилда, его мутно-голубые глаза и нелепая охотничья шапка, – все это умостилось… в солнечном сплетении.
…После того как, не единожды прочитав, я беру в руки именно эту книгу, в ребрах начинает так знакомо щемить, пальцы сами собой невесомо гладят знакомую обложку, а губы шепчут: «Вот и вся моя работа. Ловить ребят над пропастью во ржи».
К главному герою именно этой книги мне хотелось бы подойти, взять его замерзшие шершавые ладони в свои, обнять, вдохнуть исходящий от него резкий запах сигарет, холода, осени и – совсем немного – слез и произнести тихо в красное от мороза ухо: «Холден, мальчик мой…» А потом напеть едва слышно: «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи…»
(Крученкова Александра, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)
Вопрос № 3. Как соотносятся литература и жизнь?
«Я бы сказала, что прежде всего хорошая книга пробуждает интерес к жизни. Читаешь о дружбе – вспоминаешь своих друзей, звонишь тем, с кем начала терять связь. Книги о смерти тоже интересны, как бы банально не звучало, но начинаешь ценить моменты, проведенные в кругу близких, а таких моментов становится всё меньше, когда мы взрослеем.
Любая книга заставляет думать, будь то книга о душевно больных или о человеке, который в зрелом возрасте бросил все ради того, чтобы стать художником…
Заметила, что начитанные люди более наблюдательные и понимающие, так как чтение развивает способность к анализированию не только поступков героев книг, но и своих.
Известно мнение, что человек, читающий книги, имеет замечательную возможность прожить не только свою собственную жизнь, но и жизни литературных персонажей. Читая, мы беседуем с автором, перенимаем его опыт, учимся смотреть на одни и те же вещи под разным углом». (Яшина Екатерина, ученица 10А кл. МБОУ «СГГ»)
М. Е. Салтыков-Щедрин на закате своей жизни с надеждой писал: «…Кто-то сказал: пусть нас меньше почитают, но больше читают. Только об этом и прошу…» Великий классик знал истинную ценность этих слов.