Одна дорога один путь польза для казахстана

Одна дорога один путь польза для казахстана thumbnail

Инициативу председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», возможно, кто-то когда-то и воспринимал как прожект, но лишь в самом начале ее реализации. Ее составной частью стало создание Экономического пояса Шелкового пути. Годы идут, и уже сделано немало для того, чтобы планы превратились в реальность. И даже предварительные итоги реализации инициативы весьма обнадеживают. «Мы поддерживаем проект Китайской Народной Республики Нового шелкового пути, потому что данная инициатива нам выгодна. Как вы видите, мы стали выходящим к морским путям государством», – сообщил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе состоявшегося в сентябре с. г. четвертого совещания спикеров парламентов стран Евразии.

На стадии реализации

Говоря о выходе своей страны к морским путям, Нурсултан Абишевич ничуть не лукавил. Еще в 2008 году Россия и Казахстан подписали меморандум о развитии транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, а в 2015-м президенты России и КНР заключили договор о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс – один путь». Свои шаги предприняла и казахстанская сторона: в конце 2014 года в РК была разработана Государственная программа инфраструктурного развития на 2015–2019 гг. «Нұрлы жол», специально инициированная для того, чтобы удачно вписаться в проекты, реализуемые китайской стороной в рамках инициативы ОПОП.

Центральным звеном транспортного коридора должны стать железные дороги и автомагистрали, проходящие по территории Казахстана и РФ. При этом участок Китай – Казахстан был построен еще в 2016 году. Он проходит через пограничный переход с Казахстаном Хоргос, города Урумчи, Ланьчжоу и Чжэнчжоу, далее достигает побережья Желтого моря в городе Ляньюньган. Длина автомобильной трассы составляет 3425 км. Его полный ввод в эксплуатацию, согласно «Докладу по транспортным коридорам ЕАЭС-2019», будет осуществлен не позднее 2020 года.

В Казахстане строительство близится к завершению. Дорога от границы РФ близ села Мартук в Актюбинской области до города Шымкент (в бывшей Южно-Казахстанской области) построена полностью (через Актобе и Кызылорду). Трасса между Таразом и Алматой почти готова, на ней, а также от Алматы до границы с Китаем заканчиваются работы. Также за эти годы в РК построено 2 500 км новых железнодорожных линий, на ключевом транзитном участке Алмата – Шу построены вторые пути.

За последние пять лет Китай инвестировал $70 млрд в страны, через которые проходят торговые коридоры. Новые железнодорожные маршруты уже связали почти 50 крупных китайских городов с 42 городами 14 европейских стран. По данным Китайской железнодорожной корпорации (CRC), за 2018 год количество грузовых поездов между Китаем и Европой выросло на 73% по сравнению с 2017 годом. Общий объем контейнерных железнодорожных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай составил 370 тыс. 20-футовых контейнеров, а доля перевозок по территории России, Белоруссии и Казахстана составила 73%.

В 2018 году был запущен трансконтинентальный железнодорожный маршрут Вьетнам – Китай – Казахстан – Европа. Впервые из Ханоя транзитом через Казахстан была осуществлена перевозка груза 1686 контейнеров в Дуйсбург (ФРГ). Но существует и обратный поток: именно благодаря инфраструктуре ОПОП казахстанские производители получили доступ к океанским портам КНР и Вьетнама, что и имел в виду Нурсултан Назарбаев в речи на совещании спикеров парламента.

Не дорогами едиными

Особенность китайского подхода к реализации своего мегапроекта (на его реализацию КНР готова потратить 1 триллион долларов) заключается в комплексном подходе и помощи государствам, участвующим в нем. ОПОП и входящие в него субпроекты, такие как «Новый шелковый путь», предусматривают всестороннее развитие участников. При этом строятся не только железнодорожные и автомобильные магистрали, но и крупные логистические центры, призванные обслуживать транспортные потоки, морские порты. К примеру, на средства Китая был построен морской порт в Джибути, а также «сухопутный порт» «Хоргос – Восточные ворота» на китайско-казахстанской границе.

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» привлекателен для участников транспортно-логистических маршрутов и выгодного вложения инвестиций

Но порты портами, хоть морские, хоть «сухопутные», а КНР вкладывает собственные средства и в строительство магистралей, и в развитие экономик стран, присоединившихся к инициативе. Причем не только в Казахстане.

 В мае 2017 года в ходе визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Китай было подписано более 100 соглашений на общую сумму в 20 млрд долл. Учитывая, что в 2016-м общий объем торговли между РУз и КНР составил «всего» 4,2 млрд долл., рост суммы просто колоссальный. Китайский капитал привлекается в нефтепереработку, химическую промышленность, инфраструктурные проекты. КНР будет содействовать в строительстве девяти новых и модернизации 15 гидроэлектростанций.

Ввод в строй совместных таджикско-китайских предприятий цементной отрасли позволил и полностью обеспечить внутренние потребности Таджикистана в цементе, и экспортировать его за рубеж. В 2018 году около 37% от общего объема производства цемента шло на экспорт.

Читайте также:  Земляника сушеная в чем польза

Ветро-электростанция, возводимая китайскими специалистами в Жамбульской области, станет первой в Казахстане ВЭС с мощностью более 100 МВт и обеспечит электроэнергией миллион домохозяйств на юге страны. Ранее Китай безвозмездно построил и передал РК одну солнечную и одну ветровую электростанцию. Всего же 55 совместных казахстанско-китайских проектов в сфере возобновляемых источников энергии, а также в химической и горнодобывающей отраслях оценены в общую сумму в 26,7 млрд долл. Из них 9 проектов уже завершены, а еще 8 будут завершены в течение года.

Часть продукции, производимой на предприятиях, строящихся с участием КНР, экспортируется в тот же Китай. И участие в инициативе «Один пояс – один путь» приносит весьма ощутимые результаты: импорт Китая из стран Центральной Азии в 2018 году составил 19,1 млрд долл., что на 31,2% больше результата 2017 года. При этом импорт продукции из Туркменистана в КНР за год вырос на 23,5%, из Казахстана – 33,7%, из Узбекистана – 58%, а из Таджикистана на 64,3%.

Идеального не существует

Столь высокая инвестиционная активность КНР в Центрально- Азиатском регионе нравится далеко не всем. Даже в странах, получивших небывалый экономический толчок из-за этой политики. И зачастую на то, действительно, есть основания.

Речь вовсе не о протестах оппозиции в РК против «продажи китайцам казахстанской земли». Этот случай как раз относится к категории бури в стакане воды, раскачанной извне путем подтасовок и лжи. В реальности же это будет перенос производственных мощностей крупных китайских компаний из Китая на территорию Казахстана. Будут модернизированы действующие и построены заново предприятия химической и горно-металлургической промышленности, машиностроительные, нефтеперерабатывающие, предприятия легкой промышленности, агропромышленного комплекса, энергетики, производства стройматериалов и даже сферы информационных технологий.

Опасения в другом: они касаются роста внешнего долга ряда стран перед Китаем. Основную массу китайских денежных вложений в экономику стран ЦА составляют не прямые инвестиции в промышленный сектор (лишь около 40% вложений), а выдача целевых кредитов. Это заемные средства, которые придется отдавать с процентами. И это настораживает многих экономических экспертов. СМИ приводят данные: около половины внешнего долга Кыргызстана приходится на Китай. Еще в 2011 г. Кыргызстан должен был КНР всего 272 млн долл. А по итогам 2016 г. эта сумма увеличилась в 5 раз и составила около 1443,8 млн долл.

В Таджикистане ситуация с долгами аналогичная. В 2016 г. КНР по объему вложенных в экономику РТ инвестиций заняла первое место, обойдя Россию. Объем китайских накопленных прямых инвестиций достиг 1,6 млрд долл., или 30% от общего объема накопленных инвестиций. За первые три месяца 2017 г. на долю КНР пришлось уже 58,2% от общего объема всех зарубежных инвестиций.

В сравнении с этими странами ситуация в Казахстане более благополучная. Значительно большая доля китайских инвестиций (около 60%) составляют не кредиты, а именно прямые инвестиции. При этом в 2013 году на Китай приходилось 10,6% внешнего долга РК, а по состоянию на 1.10.2018 этот показатель снизился до 7,4%.

В связи с льготными таможенными правилами оформления грузов в «сухопутном порту» «Хоргос» возникла другая проблема. По данным общественного фонда Transparency Kazakhstan, изучившего зеркальную таможенную статистику Казахстана и его торговых партнеров за 2013–2017 годы, только с 45% импортных товаров, проходящих через «Хоргос», взимается таможенная пошлина, а в торговле с Китаем от 60% до 90% товаров ввозится контрабандой. Увы, открытость имеет свои минусы.

***

Разумеется, проблемы в каждом новом начинании возникают, и решать их – задачи правительств стран, включившихся в проект «Один пояс – один путь». И как раз Казахстан, несмотря на отдельные недочеты, благодаря взвешенному, разумному подходу демонстрирует высокую эффективность участия в ОПОП. Его транзитный потенциал только начинает проявляться, поскольку через эту страну проходят шесть международных трансконтинентальных сухопутных транзитных коридоров. Один только транзит Китай – Европа за 7 лет вырос в 200 раз.

И это не предел. «Сегодня от Тихого океана через Казахстан, Россию в Европу каждый год увеличивается количество контейнеров в два раза. Иными словами, Казахстан стал транзитным государством, эффективно соединяющим Азию, Европу, север и юг», – завершим этот обзор словами Н. Назарбаева.

Оригинал статьи размещен здесь

Источник

https://ria.ru/20190924/1559026748.html

Назарбаев нашел выгодным для Казахстана проект КНР “Один пояс, один путь”

Проект Китая “Один пояс, один путь” выгоден для Казахстана, заявил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе четвертого совещания спикеров… РИА Новости, 24.09.2019

2019-09-24T07:36

2019-09-24T07:36

2020-03-03T16:20

россия

форум “один пояс – один путь”

нурсултан назарбаев

азия

казахстан

в мире

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/155505/28/1555052800_0:136:2994:1820_1400x0_80_0_0_004b5e09d67d058a24d22e7333f65944.jpg

<strong>НУР-СУЛТАН, 24 сен — РИА Новости.</strong> Проект Китая “Один пояс, один путь” выгоден для Казахстана, заявил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе четвертого совещания спикеров парламентов стран Евразии.”Мы поддерживаем проект Китайской Народной Республики нового Шелкового пути, потому что данная инициатива нам выгодна. Как вы видите, мы стали выходящим к морским путям государством”, — отметил Назарбаев.Он отметил, что “сегодня от Тихого океана через Казахстан, Россию в Европу каждый год увеличивается количество контейнеров в два раза”. “Иными словами, Казахстан стал транзитным государством, эффективно соединяющим Азию, Европу, север и юг”, — сказал Назарбаев.Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 10-12 сентября находился в Пекине с государственным визитом, это первая его поездка в Китай в качестве главы государства. Накануне Токаев провел целый ряд встреч с руководством Китая и в первую очередь — с председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры двух соседних государств условились повысить уровень межгосударственных отношений, выразив готовность активизировать сотрудничество во всех сферах. Одним из важнейших подписанных в Пекине документов стал Меморандум о взаимопонимании между Казахстаном и КНР о реализации плана сотрудничества по сопряжению новой экономической политики “Нурлы жол” и строительства Экономического пояса Шелкового пути.

Читайте также:  Пшонка польза и вред для здоровья

https://ria.ru/20190812/1557400491.html

россия

азия

казахстан

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn22.img.ria.ru/images/155505/28/1555052800_48:0:2779:2048_1400x0_80_0_0_a3333fede1052ab5a211d45259eade01.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, форум “один пояс – один путь”, нурсултан назарбаев, азия, казахстан, в мире

07:36 24.09.2019 (обновлено: 16:20 03.03.2020)

НУР-СУЛТАН, 24 сен — РИА Новости. Проект Китая “Один пояс, один путь” выгоден для Казахстана, заявил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе четвертого совещания спикеров парламентов стран Евразии.

“Мы поддерживаем проект Китайской Народной Республики нового Шелкового пути, потому что данная инициатива нам выгодна. Как вы видите, мы стали выходящим к морским путям государством”, — отметил Назарбаев.

Он отметил, что “сегодня от Тихого океана через Казахстан, Россию в Европу каждый год увеличивается количество контейнеров в два раза”. “Иными словами, Казахстан стал транзитным государством, эффективно соединяющим Азию, Европу, север и юг”, — сказал Назарбаев.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 10-12 сентября находился в Пекине с государственным визитом, это первая его поездка в Китай в качестве главы государства. Накануне Токаев провел целый ряд встреч с руководством Китая и в первую очередь — с председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры двух соседних государств условились повысить уровень межгосударственных отношений, выразив готовность активизировать сотрудничество во всех сферах. Одним из важнейших подписанных в Пекине документов стал Меморандум о взаимопонимании между Казахстаном и КНР о реализации плана сотрудничества по сопряжению новой экономической политики “Нурлы жол” и строительства Экономического пояса Шелкового пути.

Источник

Инициатива китайского президента Си Цзиньпиня Пояс и Дорога (BRI – Belt and Road Initiative, ранее Один пояс – один путь) является проектом экономической интеграции, который позволит Казахстану использовать своё уникальное географическое положение и извлечь геополитические выгоды из инициативы.

Инфраструктурный проект направлен на расширение влияния Китая за пределами его непосредственного соседства используя экономически мягкую силу, а также на достижение целей своей геополитической повестки, а именно предоставление странам BRI поистине конкурентоспособной альтернативы западным и американским партнерствам.

Одна дорога один путь польза для казахстана

Си Цзиньпин жмёт руку Н. Назарбаеву во время форума «Один пояс – один путь», Китай, 15 мая 2017 г.

Проще говоря, BRI функционирует как сеть транспортной инфраструктуры, соединяющая китайские инвестиции — от добычи полезных ископаемых до инвестиций в области связи и производства — по всей Евразии, на Ближнем Востоке и в Африке непосредственно с источником капитала. В отличие от предка четырнадцатого века, BRI состоит из двух элементов: наземного пояса и морской дороги. Шестьдесят пять стран BRI составляют примерно 60 процентов населения мира и более одной трети его объёмов производства.

14-15 мая Пекин провёл форум Пояс и Дорога, где присутствовали 29 глав государств, 1200 участников из 130 стран. Форум оказался крупнейшим дипломатическим событием в Китае за 2017 год.

Казахстан, всегда поддерживающий подобные интеграционные проекты, является одной из первых стран, поддержавших BRI. Фактически Нурсултан Назарбаев стал интеграционистом уже к формированию Содружества Независимых Государств. Назарбаев призвал активизировать Центральную Азию через проекты «Евразийской интеграции», такие как Евразийский союз, еще в 1994 году — почти за двадцать лет до того, как Си впервые объявил о проекте BRI в 2013 году. К сожалению для Астаны, в Казахстане постоянно отсутствовали ресурсы, стремление и чувство готовности стать движущей силой таких проектов. С другой стороны, у Си Цзинпиня есть учреждение для перераспределения богатства и способности привлечь ресурсы, которые воплотят BRI в жизнь.

Читайте также:  О пользе коричневого тростникового сахара

Однако несмотря на то, что мотивы Китая поддержать проект на сумму около 4 трлн долларов весьма впечатляющи, они часто ставятся под сомнение. Хотя Си Цзиньпин продвигает проект как беспроигрышный для глобального сотрудничества Юг – Юг, скептики считают, что альтруизм Китая имеет полностью корыстный характер. Индия, например, пропустила форум из-за опасений суверенного характера и намерений Китая получить большее влияние в регионе. Несмотря на это, для многих государств, участвующих в проекте, подписание договоров с Си Цзиньпином является наиболее быстрым способом удовлетворить потребность в инфраструктуре, особенно актуально это для небогатых стран Центральной Азии с острой необходимостью в модернизации.

Казахстан, не имеющий выхода к морю, долгое время полагался на свое стратегическое положение, чтобы оставаться актуальным на мировой арене. От оказания помощи НАТО в пополнении запасов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане до содержания первого в мире и крупнейшего космического пускового комплекса на космодроме Байконур (откуда с 2011 г. запускаются все астронавты НАСА с момента отказа от программы космических челноков). Казахстан по-прежнему является центральным, но недооцененным компонентом в рамках глобальной транспортной инфраструктуры.

Китай вытесняет Россию из Центральной Азии — эксперты

Центральная станция наземного маршрута BRI находится в 535 километрах от континентального полюса недоступности — самой удаленной точки на Земле от моря — вблизи китайско-казахстанской границы. С 2011 года китайский город Хоргос у границы с Казахстаном возобновил свою историческую роль в качестве ворот Китая на запад вдоль древнего Шелкового пути.

Пятикилометровая двухсторонняя зона свободной торговли и специальная экономическая зона, официально названная Международным центром пограничного сотрудничества (ICBC), включает в себя сухой порт Восточных ворот Хоргоса, где железнодорожные грузы перемещаются на рельсы ещё советского образца, и международный трамплин хайвэя Западная Европа — Западный Китай.

В отличие от других стран BRI, Казахстан стратегически позиционируется как портал Китая в Европу — от общей границы в Хоргосе до западных берегов Каспия в Актау. Находясь на западном берегу Каспийского моря, Актау начал свою деятельность в качестве урановой шахты в советское время и сегодня является основой нефтяной промышленности Казахстана. Ряд трубопроводов, железных дорог и грузов будет не только связывать Актау с Хоргосом, но и с Россией на севере, Ираном на юге, Азербайджаном, Турцией и Европой через Каспий на западе. По мере модернизации Актау, принятия контейнеризации для дальнейшего снижения стоимости доставки через порт, страны BRI будут иметь возможность полностью обойти Россию. Но необходимо учитывать и склонность Кремля к реакционным экономическим санкциям против тех, кто находится в списке.

Тем не менее, вся это перспектива сопряжена со значительными проблемами как для Казахстана, так и для Китая. Снижение глобального спроса на нефть привело к резкому падению цен, из-за чего Астана получила меньше денег для финансирования проектов BRI и других проектов модернизации. Кроме того, многие проекты BRI подверглись критике за их масштабность, при этом они были направлены на чрезмерные мощности, значительно превышающие доступный спрос и предложение.

Но несмотря на эти проблемы, участие в BRI является идеальным союзом интеграционных амбиций Назарбаева и Си Цзиньпиня. От Восточных ворот Хоргоса до Западных ворот Актау Казахстан расположился как центр, из которого спицы BRI отправляются в остальной мир. Общее видение президентов было даже отражено в групповой фотографии иностранных делегаций на форуме, где Назарбаев стоял всего в нескольких сантиметрах от Си Цзиньпиня, уступая только президенту Индонезии Джоко Видодо и Владимиру Путину.

США в затруднении

Несмотря на положительные моменты, которые принесёт оживление Шёлкового Пути для китайско-казахского партнёрства, ещё предстоит узнать, как США повлияют на сложную сеть BRI. Центр Brent Scowcroft в Атлантическом совете в своей новой инициативе Прогнозирование, Стратегия и Оценка Рисков изучает последствия различных стратегий США в новом документе Атлантического совета, который будет опубликован Галом Люфтом позднее в этом году.

В контексте этой растущей инициативы Вашингтон находится между молотом и наковальней, представ перед выбором четырёх не очень желательных вариантов. Соединенные Штаты могли бы выступить в качестве помехи, сорвав проект, имеющий потенциал для активизации наций в XXI веке, с целью сдерживания китайских амбиций; принять участвовать и разжечь напряженность в Индо-Китайских отношениях и таким образом снизить агрессию Китая во всей Юго-Восточной Азии и Южно-Китайском море; принять некую среднюю долю участия, что очень маловероятно, или просто подождать и посмотреть, окажется ли проект BRI успешным или разрушится под собственным весом.

Источник Atlanticconcul

Источник