Один без пользы учится другой
Когда мы ходили в школу, мальчики и девочки учились вместе, и это было без вариантов. Сейчас у родителей есть выбор. Можно отдать ребенка в школу с традиционным совместным обучением. Можно – в школу только для мальчиков или только для девочек. А можно выбрать золотую середину и параллельно-раздельное обучение: мальчики и девочки учатся в разных кабинетах, но при этом в одной школе. Что же выбрать? О плюсах и минусах каждого варианта расскажем в нашей статье.
Совместное и раздельное обучение: экскурс в историю
Совместное обучение – самый распространенный вариант. Но так было не всегда.
В Средние века на Руси и в Европе полноценное образование получали только мальчики: сначала дома, затем в закрытых учебных заведениях интернатного типа (для детей из богатых семей) либо в церковно-приходской школе (для крестьян). Девочки учились дома ведению хозяйства, основам семейной жизни и воспитанию детей. Позже в Европе распространились закрытые школы для девочек – пансионы при монастырях.
В ХIХ веке в городах появились мужские и женские учебные заведения: гимназии, реальные училища, лицеи. Мальчики изучали полный курс наук, чтобы сделать достойную карьеру на любом поприще. Девочки должны были стать мамами и домохозяйками, поэтому учили изящную словесность, иностранные языки, правила этикета, занимались искусством (музыкой, танцами, рисованием) и рукоделием.
Большинство точных наук они не изучали: считалось, что по умственным способностям женщина не может соперничать с мужчиной – значит нечего ее и нагружать. При таком подходе все ключевые позиции в обществе занимали мужчины. С тех пор феминистки доказали: причину перепутали со следствием.
В сельских школах крестьянские дети учились вместе, в общих классах. В 1874 году вышел указ: девочки старше 12 лет не могут посещать совместные занятия (из соображений нравственности). Строить отдельно женские школы в деревнях никто не собирался, поэтому 12-летние девочки просто переставали ходить на занятия.
В 1918 году большевики издали указ о всеобщем обязательном образовании. Отныне мальчики и девочки должны были учиться вместе, чтобы затем на равных правах поступить в любой институт.
В 1943 году в Москве, республиканских столицах и некоторых крупных городах ввели раздельное обучение. В мужских школах упор делался на начальную военную подготовку и физкультуру. Девочки усиленно изучали стенографию, дошкольную педагогику, домоводство и рукоделие. Предполагалось, что в годы Великой Отечественной войны страна больше всего нуждается в воинах-защитниках и матерях-героинях (не только в смысле многодетности, но и в плане свершения трудовых подвигов). Инициаторы столкнулись с неожиданными последствиями своей идеи: в раздельных школах хулиганство процветало, а дисциплина стремилась к нулю. В итоге в 1954 году нововведение отменили, и в Советском Союзе осталась только одна форма обучения – совместная. Но это в общеобразовательных школах. В целом же в стране сохранились и раздельные учебные заведения: кадетские школы, нахимовские и суворовские училища для мальчиков, хореографические училища для девочек и т.д.
В 1990-е годы раздельное обучение снова стало популярным. Профессор и педагог-новатор Владимир Базарный основал «Школу Базарного». От обычной она отличается регулярными физкультминутками даже в старших классах и тем, что дети учатся стоя за конторкой, а не только сидя за партой. Но главное – мальчики и девочки занимаются в разных кабинетах, хоть и в одной школе. Дети проводят вместе все перемены, обедают, участвуют в школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. То есть, Базарный предложил параллельно-раздельное обучение. Эта система имеет много сторонников. Уроки для мальчиков и девочек построены по-разному, с учетом специфики развития обоих полов. В то же время обучение в этой школе лишено отрицательных последствий чисто мужских или женских учебных заведений.
Совместное обучение: минусы
Сторонники раздельного образования говорят о минусах совместного обучения:
- девочки по физическому и психоэмоциональному развитию на пару лет опережают мальчиков – нужны разные учебные программы, особенно в начальной школе. К 14-15 годам мальчики догоняют сверстниц, но к этому моменту уже прочно усвоен стереотип: девочки лидируют, а сами мальчики – хулиганы, троечники и т.д.;
- у мальчиков более развито левое полушарие головного мозга, оно отвечает за логику. На уроках мальчики любят доказательства, эксперименты, быстрый темп работы и самостоятельный поиск решений. У девочек более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. На занятиях девочки предпочитают плавный темп работы, им нужно подробно объяснить и несколько раз повторить теорию, и лишь затем отработать ее на практике. Получается, что совместное обучение мешает детям получить качественное образование;
- в период полового созревания при совместном обучении дети часто стесняются противоположного пола, возникает много неловких моментов, особенно на уроках физкультуры. Тревога об оценке другим полом мешает учебе;
- дети усваивают манеру поведения другого пола. Мальчики перенимают девичьи черты характера (послушание, скромность) и становятся женоподобными. Девочки развивают в себе агрессию, жесткость, физическую активность – это придает им маскулинность;
- если девочки изначально обладают женственностью, то мальчикам необходимо свою мужественность идентифицировать и развить. В современной школе ценится «девочковая» модель поведения: послушность, исполнительность. Мальчики перенимают ее, при этом теряют ответственность, активность, агрессивность и независимость – за «мужские» качества в воспитательной системе наказывают;
- в процессе совместного взросления дети теряют взаимоуважение, перестают идеализировать друг друга. Уходит романтизация противоположного пола.
Совместное обучение: плюсы
Если ваш ребенок уже учится по смешанной системе, и вы прочитали предыдущий абзац – не паникуйте. Этот вид имеет свои плюсы, и весьма серьезные. Вот список положительных качеств совместного обучения:
- совместное обучение подчеркивает реальное равноправие полов, служит базой для дальнейшего общения и совместной работы – не только на уроках;
- совместные уроки технологии полезны всем детям: мальчики научатся держать в руках иголку с ниткой и готовить элементарные блюда, а не только заваривать «Доширак». Девочки смогут забить гвоздь или починить швейную машинку;
- в России нет искусственного деления на «мужские» и «женские» профессии. Только при совместном обучении мальчики и девочки получат одинаковый набор знаний, что позволит им поступить в любой вуз по своему выбору;
- мальчики и девочки проводят вместе максимум времени, учатся общаться друг с другом. Недостаток общения с противоположным полом (как при раздельном обучении) приводит к неумению строить отношения во взрослой жизни и может помешать в дальнейшем созданию семьи. Социологи из Лондонского института образования провели исследование: оказалось, что процент разводов у выпускников мужских школ гораздо выше, чем у тех, кто окончил смешанную школу;
- дети заимствуют друг у друга наилучшие качества. Мальчики учатся у девочек аккуратности, прилежанию, сдержанности и деликатности. Девочки, общаясь с мальчиками, становятся более решительными, смелыми, целеустремленными и самостоятельными;
- психологические различия между полами не так велики – гораздо важнее индивидуальные свойства личности. Не все мальчики – неряшливые непоседы, и не все девочки – усидчивые аккуратистки. А еще среди мальчиков встречаются мечтатели и тихони, которым некомфортно в мужском коллективе и проще найти общий язык с девочками. Девочки-«атаманши» тоже предпочитают общество мальчиков, а не своих товарок;
- в смешанных классах легче всего поддерживать дисциплину. При раздельном обучении с ней большие проблемы – это касается не только мальчишечьих, но и девичьих коллективов.
Мнение экспертов
Доктор биологических наук, профессор Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин:
Любая сегрегация, даже в самых благородных целях, всегда дискриминация и потому чревата негативными последствиями: комплексом неполноценности, неврозами, сердечно-сосудистыми и гормональными расстройствами и т.п.
Школа – это не бурса, она готовит не к «служению», а к реальной жизни. А жизнь современного общества – двуполая. Как же однополая школа может к ней подготовить?
Кандидат биологических наук, профессор Валентина Еремеева:
Отечественными и зарубежными нейрофизиологами доказано, что функциональная организация мозга у мужчин и женщин, у мальчиков и девочек существенно различается. Соответственно, различны и типы восприятия, познавательная деятельность, темпы и последовательность развития психических функций. Кроме того, мальчики, как правило, отстают от своих ровесниц. Поэтому при совместном обучении в начальной школе мальчики чаще оказываются менее успешными, то есть не получают достаточных знаний и приобретают комплексы неполноценности, на основе которых развиваются психосоматические заболевания.
С другой стороны, при полностью раздельном обучении мальчики и девочки не учатся понимать друг друга, будут в жизни требовать от партнера другого пола несвойственного ему поведения. А ведь им нужно создавать семьи, жить и работать рядом. Выход – параллельно-раздельное обучение.
Однако важно не просто посадить мальчиков и девочек в разные классы, а обучать их по специально разработанным методикам, адресованным не бесполому ребенку, а мальчику или девочке. При этом должны сохраняться и смешанные классы.
Обучать детей по специальным методикам должны подготовленные педагоги, знающие особенности развития детей разного пола.
Параллельно-раздельное обучение в нашей стране наиболее успешно внедряется в начальной школе. В средней школе пользы от него не меньше, но вот реализовать его труднее: один и тот же учитель-предметник должен одну и ту же тему дать по-разному в классах мальчиков и в классах девочек.
Итак, я за раздельное обучение, но только при условии, что мальчики и девочки смогут активно общаться во внеурочное время, на творческих занятиях, будут вместе проводить досуг.
Доктор биологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Роман Айзман:
Анализ психофизиологических особенностей детей, обучающихся с первого класса по системе раздельного обучения на базе средней школы № 82 г. Новосибирска, показал, что уже в начальной школе эти дети демонстрируют более высокий уровень умственной работоспособности, концентрации внимания, уравновешенности нервных процессов и успеваемости, чем те, кто обучается в разнополых классах. К 8-9-му классу эти различия становятся еще более выраженными. Качественная успеваемость в этих классах составляет около 70%, тогда как в традиционных – только 32%.
Однако исследование коммуникативных навыков, характера межличностных отношений выявило ряд проблем в классах с раздельным типом обучения, особенно начиная с 5-6-го классов. Это заставило школу проводить общешкольные внеурочные мероприятия с совместным участием разнополых классов, устраивать для них психологические тренинги общения.
Поэтому совместные школы с раздельными классами более привлекательны, чем чисто мужские или женские учебные заведения.
Вместо послесловия
Не так важно, какую форму обучения вы выберете для своего ребенка: совместную, раздельную или параллельно-раздельную. Главную роль в воспитании играет не школа, а семья. Именно близкие люди – в первую очередь, родители – могут скорректировать недостатки школьного образования и сделать все, чтобы ребенок вырос полноценной личностью.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.
Чем больше человек знает, тем очевиднее для него, насколько эти знания скудны (вспомним приписываемое Сократу «Я знаю, что ничего не знаю»). С тем же успехом этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях и их безграничности. Сегодня перевели статью о когнитивном искажении раздутой самооценки и иллюзии компетентности — так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Вместе с главным редактором Knowing Neurons Кейт Фейлхабер разбираемся, почему некоторые люди не могут адекватно оценивать свои умения, когнитивные способности и уровень популярности, к каким последствиям это может вести и что отличает по-настоящему компетентных людей.
Однажды в 1995 году крупный здоровый мужчина среднего возраста ограбил два банка Питтсбурга средь бела дня. На нём не было маски или какой-либо другой маскировки, и он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Позже той ночью полиция задержала потрясенного преступника Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер, Уилер смотрел в недоумении.
«Но на мне же был сок», — пробормотал он.
Видимо, Уилер считал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. Ведь лимонный сок используется в качестве невидимых чернил, поэтому, по логике Уилера, пока он не находится рядом с источником тепла, он должен быть полностью невидимым.
Полиция пришла к выводу, что Уилер не был сумасшедшим или под воздействием наркотиков — просто он глубоко заблуждался.
На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который заручился поддержкой своего аспиранта, Джастина Крюгера, чтобы разобраться, что же тогда произошло.
Они рассуждали, что хотя почти все позитивно расценивают свои способности в различных социальных и интеллектуальных сферах, некоторые люди склонны ошибочно их завышать.
Эта иллюзия уверенности сегодня известна как «эффект Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивное искажение раздутой самооценки.
Чтобы исследовать этот феномен в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько экспериментов. В одном исследовании они задали студентам ряд вопросов о грамматике, логике и юморе, а затем попросили каждого респондента оценить свои результаты в целом, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Примечательно, что студенты, набравшие самый низкий результат в познавательных задачах, всегда переоценивали, насколько хорошо они справились. И наоборот — те учащиеся, что занижали себе оценку, выполняли задания лучше, чем две трети остальных.
Читайте также Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?
Эта «иллюзия уверенности» простирается на сферы за пределами университета и пронизывает реальную жизнь.
В следующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули стены лаборатории и отправились на стрельбище, где они опрашивали любителей стрельбы о безопасности оружия. Аналогично их предыдущим результатам, те, кто отвечал на наименьшее количество вопросов правильно, безумно переоценивал свои знания об огнестрельном оружии.
За пределами фактических знаний, эффект Даннинга-Крюгера можно также наблюдать и при оценке людьми множества других личных способностей.
Если вы посмотрите любое шоу талантов, то можете заметить шок на лицах участников, которые не прошли кастинг и были отклонены судьями.
Может показаться забавным, когда люди действительно не подозревают, насколько вводят себя в заблуждение своим же собственным мнимым превосходством.
Безусловно, для нас характерно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, что является статистической невозможностью. И подобные же тенденции наблюдаются, когда люди оценивают свою популярность и когнитивные способности.
Проблема в том, что, когда люди некомпетентны, они не только приходят к неправильным выводам, но, кроме того, они лишены возможности осознавать свои ошибки.
Одно исследование студентов, которое длилось в течение семестра, показало, что успевающие ученики могли хорошо прогнозировать свою эффективность на экзаменах, основываясь на результатах прошлых оценок. Однако самые отстающие учащиеся не признавали своих проблем, несмотря на явные и неоднократные негативные оценки со стороны преподавателей. Вместо того чтобы оказаться в замешательстве, в недоумении или задуматься о своих неверных подходах, несведущие студенты настаивали на своей правоте.
Как писал Чарльз Дарвин в «Происхождении человека» (1871):
«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».
В своем классическом исследовании Даннингу и Крюгеру удалось пронаблюдать, что действительно умные люди не в состоянии точно оценивать свои способности. Те студенты, чьи когнитивные показатели были в верхнем квартиле ⓘВерхний квартиль – часть набора данных с наиболее высокими значениями в статистических исследованиях., недооценивали свою относительную компетентность. Такие студенты полагали, что если задачи им даются легко, то, должно быть, они являются легкими и для всех остальных.
Это так называемый «синдром самозванца», и его можно сопоставить с еще одним аспектом эффекта Даннинга-Крюгера, который проявляется тогда, когда ученики с высокими показателями не могут распознавать свои таланты и считают, что другие не менее компетентны.
Читайте также «Поймай меня, если сможешь»: что такое синдром самозванца
Разница в том, что действительно компетентные люди, в отличие от некомпетентных, открыты для критики и в состоянии корректировать свою самооценку, исходя из соответствующей обратной связи.
И в этом кроется ключ к неразумному поведению того грабителя банка. Иногда мы пытаемся делать вещи, которые ведут к благоприятным результатам, но иногда — как идея с лимонным соком — наши подходы несовершенны, иррациональны, нелепы или просто глупы.
Фокус заключается в том, чтобы не обманываться иллюзией своего превосходства и систематически пересматривать свою компетентность.
В конце концов, как говорил Конфуций,
«Истинное знание — это знание о невежестве».
Эта статья впервые была опубликована в журнале Aeon под заголовком «What know-it-alls don’t know, or the illusion of competence» с лицензией Creative Commons.
Взяо отсюда: https://monocler.ru/effect-danninga-krugera/
Альберт Эйнштейн был одним из величайших умов своего времени (1879 – 1955 ). Помимо того, что он внес значительный вклад в развитие мировой науки и стал обладателем Нобелевской премии по физике, Эйнштейн так же являлся неординарной личностью. Его смело можно считать гением, высказывания которого не только мудры, но и остроумны. Вот несколько жизненных уроков, которые можно извлечь из его речей:
✦ У каждого свой талант
„Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.“
Все мы уникальны. И каждый из нас владеет разными навыками и имеет разные склонности. Очень глупо мерить всех по единым стандартам. Если у вас что-то не получается, не нужно причислять себя к глупцам и недотепам. Просто ваш талант в чем-то другом. Ведь есть вещи, в которых вы определенно хороши. Занимайтесь своим делом и корите себя за то, что не соответствуете чужим меркам.
✦ Движение – жизнь
“Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.”
Жень действительно похожа на велосипедный заезд. Требуется постоянное движение. Если остановишься – не удержишь равновесие и упадешь. Важно продолжать двигаться не смотря ни на что.
✦ Перестаньте бояться неудач“Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового. “
Каждый из нас ошибается. В этом нет ничего страшного. Когда вы имеете дело с чем-то совершенно новым, ошибки неизбежны. Примите это, и гоните от себя страх неудачи. Действуйте, и тогда вы добьётесь своего.
✦ Хочешь изменить результат – измени подход
“Бессмысленно продолжать делать то же самое и надеяться на другой результат. “
На самом деле, многие из нас попадают в эту ловушку. Человек раз за разом делает одно и то же, надеется на новый результат. Однако, если вам действительно нужен другой результат, то нужно изменить подход к проблеме, и делать что-то совершенно другое. Изменения не произойдут сами по себе.
✦ Вы способны на многое
„Наши убеждения и представления часто являются ловушкой, ограничивающей наши возможности. Единственным знанием, способным продвинуть нас на пути развития, является знание того, что воображение способно на всё. И всё, что возможно в нашем воображении, возможно и в реальности.“
Люди часто сами ограничивают себя и загоняют в рамки. Вас не должно останавливать то, что кто-то считает ваши идеи обреченными на провал. Может быть вас действительно ждет разочарование, но оно может стать важной ступенькой для каких-то изменений в будущем. В ваших силах изменить всё. Ведь на самом деле возможности безграничны. И никто не знает наверняка, что ждёт нас впереди.
✦ Делайте то, что считаете правильным
“Великие умы всегда сталкиваются с яростным сопротивлением со стороны умов посредственных. Посредственности не в состоянии понять человека, который отказывается слепо склониться перед принятыми предрассудками, а вместо этого мужественно и честно использует свой интеллект.”
Чем бы вы не занимались, вас в любом случае будут критиковать. Так что делайте то, что считаете нужным. Ориентируйтесь на свои внутренние установки и интуицию, а не на то, что подумают о вас другие люди.
✦ Интересуйтесь миром вокруг вас
“Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра. Главное — не прекращать задавать вопросы… Никогда не теряйте священной любознательности. “
Жизнь – удивительная штука. Можно научиться многому просто наблюдая и анализируя. Обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас. Будьте искателями. Не прекращайте интересоваться новым и не теряйте способности удивляться. Любознательность наполняет жизнь яркими красками.
Если вы из тех, кем движет жажда познания, подписывайтесь на канал Мудрый Ёж. Тут вам всегда рады!
Больше интересных статей ▼
✶ Уроки жизни: 7 индийских изречений, полных мудрости
✶ 5 способов превратить неудачу в успех
✶ 5 распространенных заблуждений об интеллекте