Обычай сбора наместниками части налогов и судебных пошлин в свою пользу

1. Как звали героя Куликовской битвы-соперника татаро- монгольского богатыря Челубея?
1.Александр Пересвет 2. Сергий Радонежский 3.Илья Муромец 4. Александр Невский
2. Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности.
А) Дмитрий Донской Б) Александр Суворов В) Александр Невский Г) Василий Голицын
3. Что из названного явилось итогом правления Ивана III?
1) ликвидация ордынского владычества
2) установление системы баскачества в русских землях
3) введение опричнины
4) окончательное закрепощение крестьян
4. Как назывался существовавший в Московском государстве XV–XVIIвв. обычай сбора наместниками части налогов и судебных пошлин в свою пользу?
1) полюдье 2) кормление 3) пожилое 4) местничество
5. Чей период правления предшествовал отсальным?
1) Дмитрия Донского 2) Юрия Долгорукого 3)Ярослава Мудрого 4) Ярослава Осмомысла
6. Какие три из перечисленных ниже событий связаны с процессом закрепощения крестьян?
1) «заповедные лета»
2) семибоярщина
3) бессрочный сыск беглых крестьян
4) местничество
5) Юрьев день
6) опричнина
7. Расположите в хронологической последовательности события военной истории России.
А) битва на Чудском центре
Б) битва на р. Калке
В) Куликовская битва
Г) Невская битва
8. Установите соответствие между именами российских князей и событиями, связанными с периодом их правления.
ИМЕНА СОБЫТИЯ
А) Дмитрий Донской 1) Ледовое побоище
Б) Александр Невский 2) битва на р. Сити
В) Иван Калита 3) «стояние на р. Угре»
Г) Юрий Всеволодович 4) участие в подавлении восстания в Твери
5) битва на р. Воже
9. Московское и великое княжество Литовское в XIV–XV вв. были
1) союзниками в борьбе с Византией
2) союзниками в борьбе против Золотой Орды
3) соперниками в борьбе за собирание русских земель
4) соперниками в борьбе за выход к Балтийскому морю
10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к XIIIв.?
1) битва на р. Альте
2) битва на р. Калке
3) разорение Рязани Батыем
4) крестовый поход против половцев
5) битва на р. Сити
6) битва на р. Ведроши
11. Окончательное освобождение Руси от монголо- татарского ига произошло в
1) 1378г. 2) 1380г. 3) 1480г. 4) 1505г.
12. Расположите в хронологической последовательности имена исторических деятелей.
А) Сергий Радонежский 2) митрополит Иларион 3) князь Владимир Святой 4) митрополит Филарет
13. Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду правления Ивана III?
1) присоединение Новгорода Великого к Москве
2) присоединение Нижегородского княжества к Москве
3) присоединение Рязанского княжества к Москве
4)создание Судебника 1497г.
5) создание Судебника 1550г.
6) строительство Успенского собора в Московском Кремле
14. Установите соответствие между названиями памятников и именами правителей, при которых они были созданы.
ПАМЯТНИКИ ЗОДЧЕСТВА ИМЕНА
А) Храм Василия Блаженного 1) Дмитрий Донской
Б) Софийские соборы в Киеве и Новгороде 2) Всеволод Большое гнездо
В) Успенский и Архангельский соборы в Москве 3) Иван III
Г) Дмитриевский собор во Владимире 4) Иван IV
5) Ярослав Мудрый
15. Иван IIIначал править в
1) 1462г. 2) 1505г. 3) 1425г. 4) 1533г.
16. Феодальная война второй четверти XVв. велась между
1) Иваном IV Грозным и боярством
2) Дмитрием Донским и Мамаем
3) Василием II Темным и коалицией удельных князей
4) Иваном III и ханом Ахматом
17. Из приведенного ниже списка выберите правителей, чьи имена связаны с Московским княжеством.
1) Всеволод Большое Гнездо
2) Иван Калита
3) Дмитрий Донской
4) Иван Грозный
5) Владимир Мономах
6) Ярослав Мудрый
18. Установите соответствие между событиями и их датами
СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) Судебник Ивана III 1) 1549г.
Б) битва на р. Калке 2) 1223г.
В) первый Земский собор 3) 1497г.
Г) поход хана Тохтамыша на Москву 4) 1382г.
5) 1547г.
19. Выступление новгородцев во главе с Марфой Борецкой против Москвы произошло в период княжения
1) Ивана Калиты 2) Василия Темного 3) Ивана III 4) Василия III
20. Какие три из перечисленных ниже событий относятся к периоду создания централизованного русского государства.
1) присоединение Новгорода к Москве
2) Смута
3) феодальная война в Московском княжестве
4) съезд князей в Любече
5) нашествие Батыя на Русь
6) принятие Судебника Ивана III
21. В приведенном ниже списке исторических событий представлены три события, относящиеся к периоду правления Ивана Калиты. Выберите правильные варианты ответа.
1) перенесение резиденции русского митрополита из Владимира в Москву
2) строительство каменных стен Кремля
3) право сбора дани для Орды было передано московскому князю
4) подавление антиордынского восстания в Твери
5) Куликовская битва
6) «стояние на р. Угре»
Доходные источники и финансовые затраты
Российского государства в X-XVII веках
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Первыми государственными образованиями были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем и натуральные формы налогов и повинностей.
Основными источниками государственных доходов в тот период, равно как и на протяжении следующих столетий, являлись налоги.
Первым из них следует назвать дань, которую князь собирал с подвластных ему земель.
Первоначально размер дани не был регламентирован. Потребности князя ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей.
Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и купцов — тамга, с землевладельцев — кадлан. Татары требовали десятую часть всего имущества граждан и, соответственно, дохода государства. По азиатскому обычаю, единицей обложения была взята голова. Иными словами, вместо древнеевропейской поимущественной, была введена поголовная подать. Первоначально сбор дани татары осуществляли самостоятельно, но после народных восстаний 1290 года они предоставили сбор подати русским князьям.
С укреплением княжеской власти, расширением границ государства появляется необходимость увеличения поступлений в княжескую
казну. Если на первой стадии образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского двора и дружины, то позднее возникает необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Соответственно усложняются и формы налогов.
Кроме дани в государственную казну взимались различные пошлины, штрафы и повинности.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных данщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продукты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние животные и т. д.
Пошлины — косвенные налоги, устанавливались первоначально в целях благоустройства. Так, вес и мера взимались для покрытия расходов при взвешивании и измерении товаров в интересах торговли, мыт и перевоз — за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку и волоки, корм-чита — пошлина с содержателей корчем, гостиная дань и торговое — пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынков.
Штрафы (виры) взимались за совершение уголовных преступлений. Например, Русская Правда содержит нормы, на основании которых при рассмотрении уголовных дел по всем видам преступлений в казну поступало 12 гривен, а при вынесении судом оправдательного приговора истец и ответчик уплачивали по 1 гривне 34 .
Повинности устанавливались преимущественно для целей военного управления, а именно: повоз — обеспечение средств передвижения для военных дружин, для княжеских данщиков и гонцов; градоделание — постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.
Средства, поступающие от сбора дани и пошлин, являлись личным доходом князя. Распределение финансовых средств между частными нуждами князей и общественными потребностями ничем не регламентировалось.
В X веке возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли с соседними государствами, что в свою очередь послужило основанием для возникновения пошлин с внешней торговли. Так, например, уже в первых договорах, заключенных с Византией, особо оговаривались правила торговли с целью обеспечения поступления в княжескую казну торговой пошлины.
Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом раздробленности Киевской Руси. В XII веке Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. Следствием раздробленности Российского государства явилось отсутствие какого-либо единообразия налоговой политики: в пределах каждого феодального княжества существовала своя налоговая система.
Налоги в большей степени оставались натуральными, денежные доходы казны по-прежнему не играли решающей роли. Значение дани в доходах государства, взимаемой с побежденных, возрастало.
В рассматриваемый период налоговые отношения князя и подданных какими-либо отдельными нормативно-правовыми актами не регулировались. Наши представления о них базируются на данных летописей, различных церковных сочинениях. Особую ценность для истории науки финансового права представляют Русская Правда 35 , договоры русских князей с Византией, “Псковская судная грамота”, “Новгородская судная грамота”.
В XIII веке в результате укрепления власти Московского князя дань принимает форму подати. Единицей налогообложения становится соха, которая означала не поземельную меру, а условную единицу измерения всякого имущества. В этот период в России начинает складываться система посошного обложения.
В посошную подать входил поземельный, подворовой и промысловый налоги. Так, в отношении к земле соха включала в себя: хорошей
земли — 800 четвертей, средней — 1000, худой — 1200. В городах соха включала в себя определенное число дворов: “лучших” — 40, “средних”- 80, “молодчих” — 160, “бобыльских” — 960. Относительно промыслов, например, “ез” (рыболовная перегородка в реке) приравнивался к сохе и т. д.
В 1480 году Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему России. Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, то есть обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранцы. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги — очерненные.
Для контроля за количеством поступающей в казну дани приблизительно один раз в семнадцать лет проводилась перепись населения. Однако лишь со времен Ивана III дело кадастра ведется более правильно. Периодичность описей нарушалась тем, что они производились весьма продолжительное время, и потому, в то время как последние уезды еще переписывались, уже возникала потребность начинать новый кадастр.
Данная система, со временем изменяясь и совершенствуясь, в 1592-1593 годах преобразовалась в систему “писцовых книг” — периодических кадастров государства. Писцовые книги состояли из описания земель по количеству и качеству, населенных мест, где исчислялись дворы, по доходности земли (урожайность); повинностей в пользу местных властей и землевладельцев, сравнительных ведомостей о прибыли или убыли доходов по сравнению с прежним описанием.
Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместники и волостели из числа потомственных бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить “въезжие” и регулярно, трижды в год — “корм”. За наместником сохранялось право вместо натурального “корма” требовать денежное содержание. Наместник также получал с населения судебные пошлины за производство суда.
С конца XIV века произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами — “кормленщик
получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников” 37 . В целом платежи с населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям.
В начале XVI века в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины. Регалии, “… то есть доходные прерогативы казны, определенные отрасли производства, которые поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота. Представляли, по сути, переходную ступень к налогам” 38 . Так, с целью увеличения доходов казны вводятся монополии государства на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д.
Основными расходными статьями царской казны X-XVII веков, равно как и следующих столетий, следует назвать затраты на содержание армии, государственного аппарата, царского двора.
Первоначально военные расходы, а также расходы центральных органов власти осуществлялись в натуральной форме, поскольку основные доходы поступали в государственную казну также в виде мехов, продовольствия, скота и т. д.
После освобождения от татарского ига, образования централизованного государства, а также создания относительно устойчивой денежной системы военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежную форму.
Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существовавшая была весьма сложна и запутанна. Сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы. Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 году был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить структуру бюджета Российского государства того периода.
Государственный бюджет (оклад) XVII века формировался из прямых и косвенных сборов, другими словами из “окладных и неокладных
доходов” 39 . К прямым сборам, составляющим до 40 % всех доходов государственной казны, относились стрелецкая подать (на содержание стрельцов), оклады, оброчные деньги и т. д. “Неокладные доходы” составляли около 60 % средств, поступавших в государственную казну, и в основном складывались из различных государственных и судебных пошлин.
Доходы государственного бюджета 1680 года составляли 1 203 367 руб., за счет прямых налогов получено 529 482,5 руб. (44 %), за счет косвенных — 641 394,6 руб. (53,3 %). Оставшиеся 2,7 % давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы бюджета составляли 1 125 323 рубля.
Дошедшими до нашего времени памятниками русского права, регулирующими налоговые отношения, следует назвать жалованные грамоты, которые регламентировали частные привилегии монастырей и церквей, содержащие различные иммунитеты (в том числе и налоговые); уставные грамоты — определявшие отношения наместника с жителями уезда, в том числе и порядок взимания местных налогов и пошлин; судебники и указные книги; Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года 40 .
С целью упрощения сложной системы налогообложения в 1678- 1680 годах была проведена налоговая реформа. В результате осуществленных преобразований изменяется система прямых налогов — поземельное обложение заменяется подворным, сборы определяются не “с сохи”, как было принято прежде, а “с дворового числа”.
34 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Киевская Русь. — М.: Наука, 1993. С. 448
35 Суд Ярослав Володимерич. Правда Русьская. Пространная редакция // Российское законодательство X-XX веков. Том 1. Законодательство Древней Руси. — М., 1984. С. 304-308.
37 Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2000. С. 82.
38 Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 25.
39 См.: Цечоев В. К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. — Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000. С. 306-307.
40 Соборное уложение 1649 // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. — М.: Юрид. лит., 1984.
ЦИФРА
Высший разум
(479940)
12 лет назад
Минусов больше чем плюсов. Плюсы: Расширение территории, Содержание территории за счет должностного лица, повышения статуса князя дающего землю в кормление за счет появления новых вассалов., ну и в идеале наличие хоть какой-то инфраструктуры управления регионом.
Остальное-все минусы-перечислять лень, так их много….
Ekaterina Baydina
Просветленный
(20207)
12 лет назад
Тут однозначно не ответить.
Для казны – двойная выгода: жалование не платить и налоги поступают в срок и полностью Для населения – наоборот, проигрыш: кормить всяких там, кто из них же нлоги выбвает, и добро бы законные, а то в двойном-тройном размере, чтобы себе в карман.. . примерно так.
Ринат Ибрагимов
Профи
(883)
12 лет назад
Про положительные стороны ничего сказать не могу. Про отрицательные: 1)удельные князья часто разводили беспредел путём усиления гнёта к местному населению; 2)это привело к усилению взяточничества (если кому-нибудь было что-нибудь нужно то князю преподносили подарок под видом кормления). Вот и всё что я могу сказать по этому поводу.
paraNozikМудрец (17370)
12 лет назад
дружище, ты близок к истине!
девочка и не подозревает, насколько силен ее вопрос в отношении современной власти!
история – не только то, что было ндндцать векоф назад. история – 2 марта 2008 года
[MUT@NT]
Знаток
(481)
12 лет назад
Положительные-деньги поступают сразу, без всяких согласований и задержек и тратятся на месте.
Отрицательные-возможны перегибы (больше возьмут) . Да и крестьянам неприятней, когда видят человека который на их деньги жирует
но это я так, это моё мнение
Я+
Мудрец
(13680)
12 лет назад
Система кормлений сыграла важную роль в становлении административной систему Русского го-ва. Начиная с XII века князья направляли бояр на должности волостелей, а других служилых людей тиунами в различные города и “волости” своего княжества для управления ими. Население обязывалось содержать их («кормить» ) в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году – на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм» . «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д. ; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание» ) и продажу лошадей, «полавочное» , мыт (таможенный сбор) и другие.
Часть собранных средств направлялась князю (“кормленный окуп”), а на остальное кормленщик содержал свою администрацию, двор и, самое главное, войско, которое по “зову” князя обязан был выставить для участия в военных действиях. Отрицательной стороной кормлений было то, что заинтересованные в быстром обогаении, кормленщики часто прибегали ко всякого рода административным злоупотреблениям. Поэтому, уже с XV века князья старались регламентировать доход кормленщиков специальными кормленными и уставными грамотами. К концу XV века начался перевод натуральных средств, выплачиваемых по кормлению в денежные. В XVI веке стало, ясно, что произвол и лихоимство кормленщиков тормозит развитие местного управления. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века.