Общественная польза в социальной работе

Общественная польза в социальной работе thumbnail

Большая польза от мелкой общественной деятельности

Общественные организации – неотъемлемый атрибут гражданского общества. Они осуществляют горизонтальные связи, структурируют общество, делают социальную жизнь богаче, упорядоченнее, разумнее, гуманнее.

В Украине, по данным Национального института стратегических исследований при Президенте, насчитывается более 130 тыс. неправительственных организаций. Это не только обычные сообщества граждан «по интересам», но и профсоюзы, благотворительные организации, объединения совладельцев многоквартирных домов, другие органы самоорганизации населения. И хотя отмечается, что системно работают не более 8-9% таких структур, общественная активность украинцев, несомненно, возрастает (и не только в официальных органах).

В последние годы положение явно меняется к лучшему, однако безвозмездная работа на благо общества по-прежнему не слишком приветствуется в нашей стране. В советские времена общественные организации часто были формальными и создавались для видимости демократии. Их представители не пользовались особым уважением простых людей, их часто расценивали как карьеристов, которые просто пытаются «выслужиться». А для женщины клеймо «общественница» предполагало, что она принимает участие в бесконечных и никому не нужных заседаниях, не уделяет внимания близким или же попросту недостаточно привлекательна, чтобы создать семью.

Как правило, те, кто в прошлом состоял в руководстве таких организаций, имели некоторые преимущества: карьерный рост, бесплатные путевки, получение квартиры, поездки за границу и пр. А вот общественные организации, которые создавались по реальной инициативе граждан Советского Союза, носили, как правило, протестный, диссидентский характер, а участие в них было чревато неприятностями, преследованиями со стороны комитета госбезопасности вплоть до ареста и обретения статуса политзаключенного.

Таким образом, в наследство нам достался весьма противоречивый стереотип: с одной стороны, участвовать в общественных организациях стыдно, с другой -опасно. И все же за годы независимости Украины наблюдается стойкая тенденция к повышению социальной активности граждан.

Общественные организации и инициативные группы

Общественная работа бывает очень разнообразной, точно так же, как различными могут быть и сами объединения граждан. «Технические» организации созданы для привлечения дополнительного финансирования в бюджетные структуры. Организации «одного лидера» – для повышения статуса и удовлетворения амбиций отдельного человека; «карманные» – для отмывания денег или вымывания их из государственного бюджета; «организации-трамплины» – для превращения со временем в политическую силу…

Однако примеров реальной общественной деятельности намного больше:

  • борьба за защиту окружающей среды;
  • контроль за деятельностью властных структур;
  • антикоррупционная и правозащитная деятельность;
  • помощь детям-сиротам, инвалидам, нуждающимся;
  • культурное просветительство;
  • работа с детьми и подростками;
  • социальная защита отдельных категорий граждан;
  • забота о бездомных животных…

Это также могут быть территориальные объединения – квартальные комитеты, ОСББ, созданные с целью решать проблемы жителей. В свои организации объединяются женщины, чернобыльцы, предприниматели, воины-афганцы, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, футбольные болельщики, представители секс-меньшинств (ЛГБТ-сообщества)…

Общественная деятельность может осуществляться и в клубах – спортивных, туристических, творческих и пр. Особенно в случае, если параллельно с каким-то увлечением активисты приобщают к здоровым и полезным занятиям детей и подростков, устраивают благотворительные акции, помогают обездоленным.

В последнее время стали популярными так называемые инициативные группы, то есть добровольные сообщества граждан, объединившихся для защиты своих прав и интересов или просто с какой-либо конкретной целью. Такое объединение не является юридическим лицом, а его деятельность не регулируется законодательством. Инициативные группы часто создаются ситуативно для решения какой-либо одной проблемы и распадаются, когда та себя изжила (то ли была решена, то ли, наоборот, некие процессы сделали ее необратимой).

Вместе с тем инициативная группа часто становится прообразом будущей организации. К примеру, несколько жильцов могут объединиться, чтобы помочь бездомным животным, обитающим возле их дома, а затем зарегистрировать организацию и посвятить часть своей жизни системной помощи четвероногим страдальцам. Исключительно благородной и полезной для общества является волонтерская (добровольческая) деятельность. В этом случае человек может делать добрые дела, ни с кем не объединяясь.

Отличительной чертой тех, кто занимается настоящей общественной работой является наличие более мощных мотивационных стимулов, чем просто ожидание оплаты своего труда или иных материальных выгод. И даже в случае, если организация со временем научится добывать деньги, все равно именно идея, некий высший смысл останется основным стимулом деятельности ее членов.

Социальная активность как лекарство

Не подлежит никакому сомнению польза общественных организаций для демократического развития страны, утверждения свобод и прав человека, построения гражданского общества. Но все ли мы готовы делать правильные и хорошие дела, если не видим конкретной пользы для себя, своей семьи, своей малой родины? Как это ни парадоксально, именно те, кто меньше всего думает о корысти, получают весомую пользу от безвозмездной деятельности.

Читайте также:  Сочинение на тему польза английского языка

Вот, что может подарить человеку общественная деятельность:

  • чувство собственного достоинства, самоуважение, самоутверждение, преодоление своих комплексов, обретение уверенности в себе;
  • уважение в семье, среди коллег, в обществе;
  • возможность найти применение своим талантам и умениям, оставшимся невостребованными по месту работы, из-за отсутствия таковой, после окончания трудовой деятельности и пр.;
  • дело на всю жизнь, просто полезное хобби, здоровый досуг;
  • обширные возможности для саморазвития, обретения новых знаний, навыков и умений;
  • умение общаться, выражать свои мысли, аргументировать позицию;
  • опыт в сфере делового общения, публичных выступлений, поиска спонсоров;
  • практику цивилизованного и конструктивного общения с чиновниками;
  • организаторские навыки, умение объединять людей, работать в команде и с партнерами;
  • умение создавать и реализовывать проекты;
  • ощущение своей востребованности, нужности;
  • приятное чувство, что ты делаешь полезные, добрые дела;
  • ощущение обретенного смысла жизни;
  • возможность показать хороший пример своим детям;
  • обретение верных друзей, радость общения с достойными неравнодушными людьми, близкими по духу;
  • новые, порой очень полезные связи с самыми разными людьми -представителями местной власти, бизнесменами, другими общественниками;
  • лучшее понимание процессов, которые происходят в стране – зная положение дел в своем селе, маленьком городке или районе большого города, начинаешь гораздо лучше понимать расклады в «большой» политике;
  • ощущение причастности к большим и важным делам – к развитию местного сообщества в родном городе или селе, построению гражданского общества в своей стране, борьбе за высшую справедливость, экологическому спасению нашей планеты…

Особо следует подчеркнуть пользу общественной активности для молодых людей. Помимо успешной социальной адаптации, все вышеперечисленное становится дополнительными бонусами при трудоустройстве. Работа на благо общества раскрывает прекрасные возможности для приобретения репутации ответственного, делового, обязательного, грамотного человека, в котором будет заинтересован любой работодатель.

Таким образом, умение работать не за деньги, а за идею очень часто обладает совершенно неожиданными «побочными эффектами». Неоднократно приходилось наблюдать, как, увлекшись общественной работой и перестав концентрироваться на своих проблемах, человек преображался – его жизнь становилась ярче, содержательней, интересней. Кто-то находил новую интересную работу, кто-то – верного спутника жизни. У иных отходили на задний план и улаживались семейные неурядицы, параллельно решались какие-то житейские проблемы.

Приобщение к социально полезной деятельности психологически реабилитирует и успешно возвращает к полноценной жизни многолетних безработных, прочно засевших дома домохозяек, людей преклонного возраста, которые, выйдя на пенсию, рискуют «уйти в болезнь».

Общественная жизнь – это привычный способ существования неравнодушного, активного человека, прекрасная альтернатива излишней «политической озабоченности», возможность прожить свою жизнь с пользой для себя и общества.

Источник

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Читайте также:  Польза и вред оптических иллюзий

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

Читайте также:  Горчица для роста волос вред и польза

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник