Обращение в пользу государства это
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.
Передача имущества в пользу государства
При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.
От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:
- Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
- Место хранения груза;
- Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.
Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.
Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.
Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.
После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).
На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.
Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства
Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:
- В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
- Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
- При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.
Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.
Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.
Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.
Оформление процедуры отказа в пользу государства
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства
Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!
Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.
Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!
Узнать стоимость оформления таможенной процедуры
Уничтожение. Согласно норме ст. 243 ТК уничтожение – это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации на товары, заявляемые к таможенному режиму уничтожения, определен приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Под таможенный режим уничтожения помещаются только иностранные товары, как ввозимые на таможенную территорию РФ, так и ранее ввезенные. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 246 ТК таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались:
- уничтожены;
- безвозвратно утеряны;
- повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
При наличии соответствующих доказательств, подтверждающих перечисленные выше факты, возможно переоформление товара с целью снятия данного товара с таможенного контроля (п. 1 ст. 360 ТК).
Не могут быть помещены под указанный таможенный режим иностранные товары, относящиеся:
- к культурным ценностям;
- видам животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частям и дериватам (за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии);
- товарам, принятым таможенными органами в качестве предмета залога (до прекращения отношений залога);
- товарам, изъятым или арестованным в соответствии с законодательством РФ.
Избираемый заинтересованным лицом (декларантом) способ уничтожения товаров не должен, во-первых, причинять существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей; во-вторых, сводиться к потреблению товаров в соответствии с их обычным предназначением (например, ввоз в Российскую Федерацию кормов и скармливание их животным); в-третьих, оставлять возможности восстановления уничтоженных товаров в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Место уничтожения товаров также определяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды.
Срок уничтожения товаров избранным декларантом способом устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта с учетом:
- времени перевозки товаров из места их нахождения в место уничтожения;
- времени, необходимого для проведения операций по уничтожению товаров заявленным способом.
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы Российской Федерации или не переработанные в состояние, непригодное для их коммерческого использования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии).
Отказ в пользу государства. Согласно ст. 248 ТК отказ в пользу государства – это таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение режима отказа в пользу государства регулируется § 4 гл. 20 ТК, а также приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства».
Таможенный режим отказа в пользу государства может быть заявлен любым заинтересованным лицом, имеющим право выступать в качестве декларанта. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган грузовой таможенной декларации. Порядок заполнения ГДТ определен приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Для декларирования товаров в соответствии с рассматриваемым таможенным режимом необходимо получить разрешение начальника таможни, в регионе деятельности которой находятся товары. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможни.
Решение об обращении в федеральную собственность товаров, заявленных к таможенному режиму отказа в пользу государства, оформляется путем проставления в ГТД (в графе «Д») оттиска штампа «Товар поступил». Одновременно составляется акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенный режим отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность. Акт приема-передачи оформляется на основании акта таможенного досмотра товаров, проведение которого является обязательным. Акт приема-передачи оформляется в трех экземплярах. Со дня передачи таможенному органу товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность и имеют для таможенных целей статус российских, т. е. находящихся в свободном обращении на территории РФ.
Применение режима отказа от товара в пользу государства возможно, если это не влечет для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Дальнейшее распоряжение товарами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется одним из следующих способов:
- Направление на реализацию: реализация товаров производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 3 ст. 431 ТК).
- Безвозмездная передача товаров. На основании ст. 433 ТК ФТС России вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность:
- лекарственные средства;
- продукты питания (в том числе детского питания), подвергающиеся быстрой порче;
- одежду, обувь и другие предметы первой необходимости учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения и т. д.
Похожие статьи
Я уже писал, как с нас собирают деньги в виде штрафов. Но на этом способы государства по “честному” отъёму средств у населения не заканчиваются. Сегодня статья о государственных пошлинах.
Государственные пошлины предусмотрены ст. 25.3 Налогового кодекса РФ (ч.2) Это ничто иное, как плата за совершение государственными органами определенных действий в пользу гражданина: регистрация недвидимого имущества, транспортных средств, обращение в суды и к нотариусу – за всё это, государство берет с нас деньги. И зачастую, деньги немалые.
При обращении в суд, за защитой нарушенного права, за редким исключением взимается государственная пошлина. Причем, чем больше сумма иска, тем больше будет государственная пошлина.
Особенно интересной, на мой взгляд, является ситуация с государственной пошлиной за совершение нотариальных действий.
Формально, нотариат в России – это частники. То есть люди, уполномоченные государством, посредством выдачи специальных разрешений, которые осуществляют некоторые функции государства. В общем-то все правильно. Государство разрешило специально обученным профессионалам заниматься деятельностью, за котороую разрешило брать деньги. Только нотариат в России это достаточно сильное лобби.
Поэтому, у этой пошлины есть маленький секрет. Узнаем его на примере самого распространенного нотариального действия – удостоверения доверенности. По закону, для простых граждан, на большинство юридических действий (например оформить права на квартиру), в подавляющем большинстве случаев потребуется нотариально заверенная доверенность.
За оформление доверенности у нотариуса придется заплатить государственную пошлину. В соответствии со п.п. 2 п. 1 ст. 33.24. Налогового кодекса РФ государственная пошлина за это составляет 200 рублей. Но я никогда не видел человека, который бы заплатил за доверенность такую цену. Цена на простую доверенность на представление интересов в суде, например, в г. Перми, составляет от 1400 рублей и выше.
Как же так? Ведь по закону, удостоверение доверенности не должно стоить более 200 рублей. Однако, есть положение, в соответствии с которым нотариусы вправе сами устанавливать цены на услуги технического характера (УТХ). Это значит что нотариусы, за то, что они пишут текст этой доверенности (по секрету: любой шаблон у них давно написан и утвержден сверху нотариальной палатой) могут накинуть по деньгам раз в 10-12.
То есть, совершенно законно нотариальные конторы берут с нас как минимум в 10 раз больше, чем установлено Налоговым кодексом. Так государство кормит нужный ему институт. То есть, простите, мы кормим.
При этом, есть еще один момент. Верховный суд РФ подтвердил, что если человек приходит к нотариусу со своим экземпляром доверенности (написал сам) и такой текст не противоречит законодательству, то запросить цену сверх доверенности (200 руб.) нотариус не имеет права и должен заверить существующий текст.
Как вы думаете, если после такого решения Верховного суда вы придёте к нотариусу и потребуете заверить текст доверенности, который вы принесли, например на флешке, с вас возьмут 200 рублей?
Конечно нет. Чтобы добиться этого, вам как минимум придется обратиться в суд. Зная сколько сил и средств займет такая судебная тяжба, не один нотариус в здравом уме не сделает такую скидку. Обычный человек из-за 1000-1200 рублей просто не будет связываться.
Таким образом, видимость правового решения проблемы сохраняется, но на практике это практически невозможно из-за административных барьеров. Это очевидные изъяны системы, но она функционирует, так как это выгодно государству.
Спасибо, если дочитали до конца! Кармически верно палец вверх и подписка).
Возможно ли изъятие вкладов в пользу государства?
Евгений Шильников, независимый инвестиционный советник, инвестор, предприниматель. Обо мне можете почитать тут.
Председатель Счетной Палаты РФ Алексей Кудрин неосторожно упомянул, что 30 триллионов рублей граждан можно использовать для борьбы с кризисом. В тот же день российские финансовые организации зафиксировали резкий рост заявок на закрытие вкладов и возвращение наличных денег. Возможно ли изъятие вкладов в пользу государства? И какие механизмы для этого можно задействовать?
Как это может произойти?
Пока в руках у государства нет механизмов прямого изъятия денег, но есть возможности для того, чтобы взять в долг у населения через банки. Как это может произойти:
- Банки не смогут выдать кредиты бизнесу или населению.
- В таком случае у банков останется много денег на счетах.
- На эти деньги они могут скупить облигации Министерства финансов РФ, т.е. могут дать государству в долг.
Дать государству в долг
Это очень вероятный сценарий. Более того, он кажется единственно возможным в ситуации, когда ни среди населения страны, ни среди бизнеса нет качественных заемщиков. И государство хорошо постаралось для этого )
Есть ли деньги у государства?
Денег у государства пока достаточно:
- Размер Фонда национального благосостояния составлял на начало марта 2020 года более 8 трлн. рублей.
- Остатки средств на счетах государственных органов составляют 3,7 трлн. рублей
- Золото-валютные резервы Банка России на момент написания статьи составляют 570 млрд. долларов США или 42,5 трлн. рублей.
Есть ли деньги у государства?
Предлагаю ориентироваться на цифру 42,5 трлн. рублей. Конечно, Банк России не может дать в долг Правительству РФ непосредственно. Но это не мешает реализовать, например, такую схему (она законна):
- Правительство РФ выпускает долговые ценные бумаги (ОФЗ – облигации федерального займа), которые продает государственным банкам (ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк).
- Государственные банки в свою очередь продают государственный долг Банку России.
Что еще здесь важно – продажа золото-валютных резервов скорее всего разгонит инфляцию. Но это даже плюс – ослабление рубля только поможет сбалансировать государственный бюджет.
Как это было раньше?
В новейшей истории России уже был прецедент изъятия денег в пользу государства. Так называемая “Павловская реформа” в начале 1991 года была одним из элементов “шоковой терапии” в попытке обнулить огромные долги Сбербанка СССР перед населением.
В ходе реформы, помимо изъятия из обращения и обмена 50-ти и 100 рублевых купюр, была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сбербанке СССР – не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Немногим позже Сбербанк СССР прекратил свое существование, после чего все сбережения граждан обесценились в результате высокой инфляции.
Несмотря на то, что принят закон о компенсации вкладов, Государственная Дума не торопится с принятием необходимых для этого федеральных законов. Ведь Правительство РФ оценивало сумму к возврату в 45 трлн. рублей. Таких денег у государства нет.
Может ли это повториться?
Руководитель Сбербанка Герман Греф назвал заморозку и насильственный перевод вкладов россиян в другую валюту нереальными. Позволим себе не согласиться с ним. В России любой закон, действительно необходимый власти, подписывается и начинает работать в рекордно короткие сроки. А существующие законы легко трактуются так, как это нужно, в том числе и Конституция.
Весь вопрос в том, насколько это необходимо именно сейчас. Ситуация не кажется настолько катастрофичной, чтобы применять такое “термоядерное оружие”, как изъятие вкладов. Но ничего невозможного в этом нет.
Что произойдет, если заморозка вкладов когда-нибудь состоится? Большинство операций уйдет в наличные. Люди перестанут доверять банкам. Это будет крах банковской системы, какой мы привыкли ее видеть.
Вывод
Прямое изъятие вкладов в пользу государства сложно себе представить. Скорее всего, при потребности в деньгах, государство будет вынуждать банки сокращать кредитование населения и бизнеса и переходить на покупку государственных ценных бумаг (ОФЗ). Следом можно будет задействовать золото-валютные резервы.
В любом случае, пока у государства есть деньги и на несколько лет их точно хватит. Но когда они закончатся, в головах государственных деятелей может появиться множество “уникальных” идей.
Но есть и плохая новость – от власти в России можно ожидать всего. Никто не может дать гарантии, что в воспаленном мозгу очередного “гения” не возникнет какая-то новая идея о том, как использовать деньги граждан.
Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, где мы пишем статьи на тему финансов и инвестиций для предпринимателей!
Как инвестировать?
Правильным подходом к инвестициям, доказавшим свою эффективность в развитых странах, я делюсь в своем мини-курсе “Основы формирования капитала”.