Обладают ли философские знания практической пользой

Имеет ли философия практическую значимость
Разделение науки и философии часто проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. На основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, умозрительные же рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны.
Любопытны в связи с этим возражения знаменитого философа науки Ф. Франка, который был уверен, что философия тоже служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей. Таким образом, философия достигает своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука.
Многие мыслители объясняли практическую значимость философии тем, что философия требовала близкого соответствия между всеобщими принципами и опытом здравого смысла. Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более удаленными от обыденного понимания становятся ее язык и формулировки ее общих принципов. Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира обыденного здравого смысла миром абстрактных символов, и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от обыденного языка и уметь пользоваться языком знаков и символов, увязывая их в единую систему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывалась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.
Уязвимым пунктом науки по части ее применения является несамодостаточность опытной проверки ее результатов. Это означает, что могут быть встречены такие факты, которые не подтверждают данную теорию, и обнаружены такие последствия, которые принесут больше вреда, чем пользы от данного, научного нововведения. Опытное знание не может привести к полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. Принимая во внимания эти обстоятельства, британский философ и социолог Карл Поппер (1902—1994) предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию. Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построения и, в частности, метафизика, неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.
Вместе с тем практическая значимость философии не может быть сведена только к обобщению научных данных, философия берет на себя нелегкий труд осмыслить все многообразие отношения человеческого мышления к бытию, быть ответственной за мировоззрение современника, участвовать в формировании системы его ценностей и идеалов, этических, эстетических и других принципов.
Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 33-34 (352с.)
Последние похожие материалы:
- –
- –
- –
- –
- –
Более поздние похожие материалы:
- –
- –
- –
- –
- –

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.
Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическаяфилософия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья…
Если говорить более развернуто, то необходимость института практического философа диктуется следующим:
1. Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т. д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных проявлениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с человеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на человека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач — в восстановлении здоровья, юрист — в эффективном использовании законодательства и т. д. Лишь философ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплексное использование различных средств, т. е. координировать-дирижировать.
2. Кроме того, философ располагает таким средством решения человеческих проблем, каким не располагает профессионально ни один представитель какой-либо другой человечески-ориентированной деятельности. Этим средством является мысль. Профессиональный философ — это человек, сделавший мышление (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.
3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философскими. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты-человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т. д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по существу, на поле практической философии. Естественно, что все эти обсуждения и рекомендации в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Ясно, что здесь должны работать философы-профессионалы. Практическая философия как раз и означает, что философ непосредственно работает с людьми, вместе с ними решает их фундаментальные вопросы жизни. Не с массами, не с аудиторией (как в случае со студентами или читателями), а с каждым желающим индивидуально! Суть практической философии именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.
4. Некоторые философы считают, что философия не должна снисходить до отдельного человека. Такой взгляд обусловлен, с одной стороны, пониманием философии как очень далекой от конкретного человека, а, с другой, пониманием проблем конкретного человека как ничтожных для философии. В том и другом случае мы имеем дело со своеобразным философским платонизмом, т. е. с абсолютизацией общего-всеобщего и недооценкой единичного, отдельного, специфического. Да, действительно, философия занимается вопросами предельной общности. Но ведь и каждый отдельный человек задумывается над подобными вопросами. Нет общего без отдельного, единичного, как нет и единичного без общего. Любой самый фундаментальный вопрос перипетиен, ситуативен, зависит от конкретной жизни конкретного человека, от его особенностей и особенностей его жизни. И, наоборот, любая конкретная жизнезначимая проблема тысячами нитей связана с решением общих вопросов. Задача практического философа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.
5. Введением института практических философов возрождается хорошая древняя традиция. В античную эпоху уже был подобный институт практических философов. Это софисты, учителя мудрости, учителя жизни. Среди них были, правда, и такие, кто учил лжемудрости, пустословию, софистике. Тем не менее, изначально в деятельности софистов было рациональное зерно. Своими беседами и мудрыми советами они реально помогали людям.
Практическая философия в истории человеческой мысли. К произведениям практической философии относятся такие, которые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произведения, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы. В духе практической философии писали Конфуций, многие античные философы, М. Монтень, Ф. Бэкон, А. Шопенгауэр… К произведениям практической философии можно в известном смысле отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.
Раздел второй. Краткий очерк истории философии
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья
2.1. Зачем нужно знать историю философии?
Историю философии нужно изучать потому, что она интересна и не менее, чем история искусств. Мы помним и любим Гомера, Шекспира, Рембрандта, Бетховена, хотя они жили давно. И философские идеи-творения — сродни произведениям искусства — обладают величайшей интеллектуальной ценностью. Многие из них неподвластны времени.
Здесь важен и такой момент. История философии — не просто собрание старых идей. Она скорее сокровищница мысли. Генрих Гейне как-то сказал: “каждая эпоха, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового”.
Одним словом, изучая историю философии, мы изучаем философию.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и ответить для себя на вопрос о месте человека в мире.
Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.
Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и… · factroom.ru
Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика… Читать далее
В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования
Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них касаются личности, а… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее
Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не черно-белый. Такому человеку… Читать далее
Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это искусство мышления… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит некоторые ваши… Читать далее
Читать филосовские книги человеку не нужно, потому что они затуманивают голову. Философия – это рассуждения о нашей жизни. Нужно каждому человеку постоянно обдумывать свои поступки, и извлекать из ошибок уроки.
Почему философия возникла именно в Древней Греции?
Философия возникла не только в Древней Греции, свои самобытные школы появились (и много где сохранились), например, на Востоке: в Китае, Персии, Индии. Греческой философии повезло, благодаря Александру Македонскому она широко распространилась по ойкумене – от Западного Средиземноморья до Индии. Она же заняла главенствующее место в умах европейской цивилизации и дошла до нашего времени.
Прочитать ещё 10 ответов
Как начать разбираться в философии?
www.mirovozzrenie.org, автор книги по философии интегрированных мировоззрений
Почитайте сначала Германа Гессе, например, его “Демиан” хорош или “Сиддхартха”. Топовые книжки для начинающих интересоваться философией. Почитайте “Самопознание” Николая Бердяева. Помыслите мысль, как говаривал Мераб Мамардашвили. Ну или просто просмотрите видео-лекции Михаила Пятигорского со всенепременным увлекательным чтением комментариев к этим лекциям на Youtube.
Ну и базовое условие: позвольте для стопроцентного успеха самой философии разбирать вас по полочкам!
И напоследок: философия — это философия, а не наука.
Прочитать ещё 3 ответа
Почему в школах не преподают философию?
Несмотря на то, что что-то из философии всё-таки в школьных курсах преподаётся, отсутствие философии и/или истории философских течений, как отдельного школьного курса является, видимо, следствием мнения, что этот предмет сложен для восприятия детьми и подростками, а школьная программа и так перенасыщена. Я бы добавил, что на самом деле и не нужен он всем. Вот основы логики и теории доказывания (как необходимой базы для развития критического мышления) я бы добавил в школьную программу, а также пересмотрел программы некоторых предметов в связи с этим.
Проблема ещё также в том, что никогда в наших школах не учили ребят критическому мышлению, являющемуся необходимым условием понимания основ современной философии – практически всегда история, литература и обществознание преподавались тенденциозно.
Но тут, если потянуть за ниточку, то далее однозначно придём к мнению, что российская школьная программа требует полного пересмотра и переработки.
Также надо заметить, что многие считают что философия – сама по себе не наука, а это отдельные науки вместе составляют философию.
Прочитать ещё 4 ответа
Какая современная философия описывает мир наиболее просто?
Психотерапевт, онлайн, анонимно. Telegram: @introvert172
А ещё я недавно…
Как вариант – солипсизм. Единственное, что действительно существует в мире – это я. Всё остальное – это раздражение сетчатки моих глаз, колебание барабанных перепонок и электрические импульсы от кожи к мозгу. Всё, что есть в мире – слоны, Москва, кости динозавров, вы, морковь, косинус пи, Бетховен – это только образы в моей голове.
Кстати, солипсизм невозможно опровергнуть. Нельзя никак доказать, что это НЕ так.
Прочитать ещё 2 ответа
Приносит ли философия какую-нибудь практическую пользу для общества?
Да, философия приносит практическую пользу для общества. Прежде всего, польза изучения философии состоит в развитии навыков критического и творческого мышления, что требуется как для формирования гражданских компетенций, необходимых человеку в демократическом обществе, так и, например, для учёного, менеджера или бизнесмена.
Поскольку в процессе изучения философии приходится знакомиться с различными философскими концепциями и обосновывающими их аргументами, человек, изучающий историю философии, учится, во-первых, понимать людей с мировоззрением, отличными от собственного, во-вторых, вступать в диалог с носителями такого мировоззрения, в-третьих, анализировать аргументы, лежащие в основании различных форм мировоззрения, в-четвёртых, понимать ограничинность всякого, в том числе своего собственного, взгляда на мир. Все эти навыки необходимы для человека, который в современном мире общается с носителями других культур и мировоззрений.
Философия также учит человека выходить за пределы “очевидности” и “здравого смысла”. Например, кому-то может казаться очевидным, что Вселенная существует, а тут приходит философ и спрашивает: “Почему есть что-то, а не ничто?” На первый взгляд, это может показаться праздным времяпрепровождением, но, на самом деле, это очень важный навык, особенно для учёного: ведь все прорывные научные терии создавались именно посредством выхода за пределы очевидности. Например, с точки зрения здравого смысла очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли (потому что мы так видим) или что Земля плоская (потому что иначе люди с нижней половины попадали бы вниз). Людям потребовалось выйти за пределы “очвевидности”, чтобы перейти от этих наивных представлений к более сложным и более совершенным моделям описания мира.
Отвечая на вопрос о том, каково место человека в мире, философия служит мировоззренческим фундаментом для психологии, поскольку то, как Вы будете подходить к решению тех или иных психологических проблем, напрямую связано с решением сугубо философского вопроса о том, что такое, в сущности, человек, в чём состоит его природа. Поэтому за любым крупным направлением психотерапии – экзистенциальной психотерапией, когнитивно-бихевиоральной терапией, психоанализом – прослеживается влияние тех или иных философской системы. Например, понятие “бессознательного”, разработанное в психоанализе, происходит из философии Лейбница.
Наконец, философия – это попытка рационально обосновать те или иные системы ценностей. Обосновывая и популяризируя прогрессивные системы ценностей, философия способствует общественному прогрессу. Так, например, философия американских персоналистов (основанная, в свою очередь, на идеях Лейбница) в США стала фундаментом для формирования идей Мартина Лютера Кинга, а философия Толстого ощутимо повлияла на Махатму Ганди.
Это, конечно, далеко не всё, что можно было бы включить в ответ на вопрос о значении философии в обществе, но, полагаю, этого достаточно, чтобы сказать, что философия играет в жизни общества существенную роль и приносит вполне ощутимую пользу.
Прочитать ещё 2 ответа