Об истории и пользе ее изучения
Задание для переаттестации
Дисциплина «История» является неотъемлемым компонентом базового цикла Федеральных государственных образовательных стандартов направлений/специальностей, по которым ведется подготовка в Барнаульском филиале НОЧУ ВО МосАП. Конечными целями изучения этого предмета является способность обучающегося понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, знание событий и процессов экономической истории; пон6имание места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3), умение анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
Письменная работа по дисциплине «История» состоит из двух частей. Первоезадание предполагает следующий алгоритм выполнения:
1. Изучение представленного текста.
2. Поиск в нем ошибок.
3. Письменная фиксация неточностей, допущенных в предложенном тексте и аргументов в защиту своей позиции.
4. Указание на источник, данным которого противоречат сведения текста (оформляется в виде сноски. Пример сносок: [2, С. 234] где 2 – номер источника в Вашем списке литературы, 234 – соответствующая страница. В случае использования Интернет – ресурсов необходимо указывать адрес сайта и дату обращения к нему). Внимание! Работа, не содержащая сносок (ссылок на используемую литературу и источники) к проверке не принимается и возвращается на доработку.
5. Письменная формулировка 5 вопросов по представленному тексту.
Второезадание обучающийся выполняет на основе рекомендаций, представленных к соответствующему варианту.
Обязательной частью работы является список литературы и источников, который оформляется в алфавитном порядке с указанием автора, наименования, года и места издания, издательства и количества страниц. Пример: Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – СПб.: Лань, 2002. – 432 с.
Студент вправе самостоятельно подобрать литературу для выполнения контрольной работы. Главное, чтобы ее качество соответствовало уровню высшего образования.
Приложение к работе может содержать иллюстративный материал: карты, схемы, графики, таблицы, портреты и биографии политических деятелей и т.д.
Выбор темы
Выбор темы осуществляется по крайней цифре зачетной книжки (если «0», то Вариант 10).
Вариант 1
Задание 1. Найдите ошибки.Сформулируйте 5 вопросов по тексту
Об истории и пользе ее изучения
«Развитие человеческого общества представляет собою сложный, многогранный процесс. В истории существовали и существуют различные социальные организмы, народы, цивилизации; все они обладали особыми чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход развития человечества. При поверхностном взгляде может показаться, что в истории царит хаос, что ни одна наука не в состоянии установить связи и закономерности в эволюции человеческого сообщества. Однако исторический процесс не является иррациональным потоком событий. История обладает своей внутренней логикой, но постичь ее можно только в том случае, если мы осознаем специфику истории как науки.
История – это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности, много образии и противоречивости с целью понимания его прошлого, настоящего и перспектив будущего. Она относится к сфере естественно-научного знания. В переводе с арабского «historia» означает «рассказ о прошедшем, об узнанном». В числе прочего история изучает: социально-экономическое развитие общества, реформы и контрреформы, революции и контрреволюции, деятельность правительств, классов и других социальных групп, а также отдельных личностей, эволюцию культуры и общественно-политической мысли.
Начиная с глубокой древности великие умы человечества, отмечали важность изучения прошлого. Английский политик и оратор эпохи Возрождения Марк Тулий Цицерон называл историю «учительницей жизни». «Колумб русской истории» – Николай Михайлович Карамзин писал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего».
Подчеркивая важность исторического знания, выдающийся русский ученый, совершивший открытия во всех областях научного знания в XVIII в. Михайло Васильевич Ломоносов, считал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младшим – старших разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобливое увеселение с несказанною пользою соединенное».
Выдающийся русский полководец Николай Гаврилович Чернышевский следующим образом высказывался о пользе истории: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысяч наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».
Воссоздание нашего прошлого и установление закономерностей исторического развития происходит на основе изучения исторических источников. Историческими источникамимы называем все то, что создано в процессе человеческой деятельности и несет в себе информацию о различных сторонах жизни общества. «След прошлого» так называли исторический источник представители марксисткой исторической школы. В принципе любой предмет, к которому мы прикасаемся сейчас, по прошествии определенного времени превратится в исторический источник.
Все исторические источники подразделяются на следующие группы:
Ø вещественные (их поиском и изучением занимается, в частности, наука археология; это, например, фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);
Ø письменные (любые тексты на камне, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге и других материалах);
Ø этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение, но сохраняющиеся в обиходе определенных групп общества – народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки, народные промыслы);
Ø устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы);
Ø аудиовизуальные (фото- и киноматериалы) и т.д.
При изучении конкретного исторического события или целого периода из нашего прошлого историкам приходится решать непростую задачу. Как воссоздать целостную картину из фрагментов, содержащихся в отдельных источниках? Как примирить противоречивые оценки современниками одного и того же исторического персонажа? Нередко бывает, что несколько письменных источников совершенно по-разному описывают одно и то же явление. Чтобы успешно разрешить все эти проблемы, исследователь должен руководствоваться принципами историзма и объективности».
Сформулируйте 5 вопросов по тексту
Задание 2
«Используя исторический источник «Повесть временных лет» изобразите на карте и опишите торговый путь «Из Варяг в Греки».
Вариант 2
Задание 1. Найдите ошибки.Сформулируйте 5 вопросов по тексту
Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.
Виртуальная машина времени
Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.
Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.
Учимся на ошибках
В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:
- кровопролитных войн;
- революций и государственных переворотов;
- бездумного отношения к природе;
- великих открытий;
- заблуждений и неграмотности.
Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.
Перенимаем опыт
Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.
Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.
Общее развитие
История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.
Воспитать патриотов
Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.
Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами – задача истории.
Зачем нужно изучать историю?
Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.
Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.
Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.
Сама суть
Историческое знание – не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.
Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….
Школьные предметы в глазах как родителей, так и детей выстраиваются в иерархию. История далеко не на последнем месте, но и не в числе первых. Размышлениями, почему эта дисциплина заслуживает того, чтобы оказаться на вершине рейтинга, делится школьный учитель.
Прошлое не отпускает
Я всегда задавался вопросами о тянущемся ко мне прошлом. Мое детство отпечаталось в памяти белыми неприметными дотами, поросшими мхом дольменами, ветшающими памятниками революционерам, монументами павшим воинам, старинными открытками, черно-белыми фотографиями города. И все это рождало десятки вопросов.
В 90-е годы, когда я рос, интернет был редкостью, а библиотекари разводили руками, когда я спрашивал их о происхождении дольменов и задавал вопросы о событиях прошлого. О чем-то мне рассказывали окружавшие меня взрослые, но и они порой терялись. И тогда я понял: без изучения истории мы будем подобны манкуртам, покорным рабам, забывшим о своем прошлом.
Человечеству нужно знать свое прошлое так же, как человеку необходимо помнить события из жизни своей семьи. В исторической науке есть термин «функция социальной памяти». Эта функция подразумевает связь времен, накопление и сохранение опыта, что, в свою очередь, очень важно для самоидентификации. Без информации о прошлом мы окажемся отрезанными от опыта предыдущих поколений.
История – вокруг
История – это не просто вчерашний день, это каждая минута, секунда жизни, прожитая миллионами людей. История не только в школьных учебниках, она в фильмах, книгах, полотнах художников, в политике, на подиумах, в кулинарии − кто-то читает исторические труды, как художественную литературу, кто-то интересуется хроникой войн, кому-то интересна биография великих людей, кого-то влечет культура разных эпох.
Обратим внимание на соцсети: у паблика History во «ВКонтакте» около 2800 000 подписчиков. Популярностью пользуются такие узкотематические странички, как «Она Развалилась», где публикуются посты о советском прошлом (более 149 000 подписчиков) или, к примеру «Больная Жемчужина», рассказывающая об эпохе барокко (более 20 000 подписчиков).
Школа вне конкуренции
Может показаться, что у учителя истории есть сильный конкурент – интернет. Зачем читать скучный учебник и слушать педагога на уроке – взял в руки гаджет, погуглил, прочитал о событии, посмотрел иллюстрации. Но подобный подход − заблуждение. С тем же успехом к конкурентам можно было бы причислить телевизор и радио.
Да, в Сети сейчас можно найти почти все. Но ведь надо еще и понимать, где правда, а где миф. Да и собственно историческая наука не стоит на месте, и беглый поиск нередко приводит к тому, что, желая получить информацию о событии, можно легко наткнуться на фейк или трактовку, которая опровергнута недавно открывшимися фактами и считается устаревшей.
История многогранна. Но какой бы ее аспект мы ни рассматривали, для понимания исторических событий требуются базовые знания, которые дают на уроках по этому предмету в школе. И это главный аргумент в пользу изучения истории.
Никакие онлайн-курсы, учебники, блогеры, программы не заменят учителя. Историю нужно учиться изучать. Именно изучение истории с опытным наставником позволяет научиться воспринимать исторические события системно, анализировать их и делать правильные, обоснованные логикой и подкрепленные аргументами выводы.
История – ключ к успешной карьере
История не только развивает и учит видеть реальность в контексте, но и дает доступ к карьере. Это тоже сильный аргумент в пользу ее изучения.
Высокие баллы на ЕГЭ по истории стали ключом для выпускников ко многим дверям. Без хороших результатов экзамена по этому предмету не обойтись будущим политологам, юристам, социологам, нередко их требуют и для зачисления на такие направления, как гостиничный сервис, туризм и реклама. Около пятидесяти специальностей, при поступлении на которые нужно сдавать историю, выпадают в поиске на портале Vuzopedia.
Если же говорить о том, в каких сферах вообще может пригодиться этот предмет, в список, по версии сайта «Поступи онлайн», войдут 515 профессий – от привычных, к числу которых относятся упомянутые выше, до современных, появившихся не так давно, к примеру, event-менеджер, ICO-аналитик, SMM-менеджер.
Отметим также, что, несмотря на разговоры о переизбытке в нашей стране, например, юристов, эта профессия до сих пор популярна (по данным опросов, проведенных порталом «Мое образование», юриспруденция входит в первую пятерку рейтинга специальностей вузов).
Так зачем изучать историю
Ответ на этот вопрос для каждого звучать по-своему. Родителям понравится вариант: ЕГЭ и карьера. Детей можно заинтриговать, протянув ниточку от увлечений к истории возникновения того, что их занимает.
Но все-таки мы все должны помнить: без понимания сути исторических событий, без умения оценивать их, делать выводы и без стремления не повторять ошибок прошлого очень трудно построить будущее.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
История – это неотъемлемая часть любого государства. Её страницы могут быть разными для народа: вызывающими гордость или стыдливыми. От этого никуда не деться. Мы должны помнить и уважать свою историю, какой бы она ни была. Я люблю Родину и стараюсь узнавать новые интересные факты, отвечающие на вопрос: как складывалась многовековая история России? В данном эссе мне хочется рассказать о важности изучения истории Российской Федерации.
Мы начинаем узнавать многие факты об истории России, будучи ещё совсем маленькими. Как правило, это события Великой Отечественной войны. Как видите, история становится важной частью нашей жизни ещё в детстве. Она помогает ответить на многие волнующие вопросы. Так почему же, история так важна для каждого человека?
Во-первых, любой истории свойственно повторение различных событий. Когда человек изучает прошлое своей страны, то он сталкивается со многими ошибками, которые совершили наши предки. Например, период феодальной раздробленности. Из-за разногласия русских князей на Русь напали монголо-татары. Они властвовали на нашей территории два века. Это событие является весьма поучительным. Оно учит современных органов власти тому, что управлять государством нужно сообща, слаженно, без лишних разногласий, любые споры следует решать с помощью компромисса. Также я хочу упомянуть о Гражданской войне. Мне кажется, что это была самая ненужная и глупая война, которую можно было бы легко избежать. Ведь как люди одной страны могут воевать между собой? Как можно убивать родного тебе человека, из-за каких-то политических разногласий? Это неприемлемо! Нужно учиться находить компромиссы в любых ситуациях, иначе они приведут к смертям невинных людей. Последнее, о чём я хотела бы рассказать – это борьба государственной власти с инакомыслием. Нельзя заставить человека говорить и думать только о том, что нужно и выгодно государству. Российские органы власти поступали тогда очень неправильно, пытаясь навязать всем людям одну веру, одну точку зрения, одно мнение на любое событие. Каждый человек индивидуален по-своему, он вправе думать и поступать именно так, как хотел бы. В те периоды я больше всего сочувствую поэтам и писателям. Когда читаешь сейчас их произведения, то понимаешь: насколько они были гениальны и самобытны. Мне очень жаль, что такие талантливые люди преследовались гонению со стороны государственной власти. Можно привести ещё множество примеров из нашей многовековой истории, которые носят для нас поучительный характер. Важно не просто изучать эти события, а делать для себя важные выводы о том, как следовало бы правильнее поступить в той или иной ситуации.
Во-вторых, в истории России есть события, показывающие не ошибки предков, а их мужество, патриотизм, самоотдачу и жертвенность. Таких примеров можно привести достаточно много. Я считаю, что самыми яркими являются события ВОВ и Отечественной войны 1812 года. Люди шли на фронт, не думая о собственной выгоде, о наградах, они просто любили свою Родину и хотели защитить её всеми силами. В такие моменты испытываешь огромную гордость за своих предков. Изучая данные события, мы становимся нравственно лучше, стремимся сделать для Родины что-то важное и хорошее. В нашей душе возникает чувство патриотизма – большой любви к России.
В-третьих, благодаря изучению истории, мы можем узнать о том, как появились современные праздники. В нашем календаре множество праздников, которые все привыкли отмечать каждый год. А знаете ли Вы, как они появились? Я думаю, что не каждый человек сможет ответить на этот вопрос. И это неудивительно! А ведь ответ можно найти очень легко, стоит лишь приоткрыть некоторые страницы истории.
В-четвертых, история помогает развитию нашего кругозора. Любая история связана с людьми. Очень важно, что каждый человек известен какой-то определенной сферой деятельности. Например, наука, искусство, музыка, спорт, СМИ, литература, ораторское и военное искусство… Перечислять можно очень долго. Изучая историю, мы узнаём что-то важное и интересное в каждой из сфер. Тем самым, история даёт нам возможность развиваться в различных направлениях. С помощью неё мы становимся более образованными, начитанными и умеющими поддержать беседу на совершенно любую тематику.
В-пятых, мне хотелось бы сказать, что человек, незнающий своей истории, никогда не сможет стать полноценным гражданином государства. Даже если, этот человек является настоящим гением в какой-то определенной сфере, то он всё равно не будет чувствовать себе просвещенной, образованной личностью. Незнание истории будет сопутствовать ему всю жизнь. Оно заставит человека ощущать себя плохо и неловко.
Надеюсь, что мне удалось показать всю важность изучения истории России. Я рада, что сейчас в нашей стране уделяется большое внимание данному вопросу. Каждый год наше Министерство усовершенствует учебники по истории для школ и профессиональных учебных заведений. Благодаря этому изучение становится более доступным и интересным. Единственно, что я хотела бы добавить в школьную программу – это экскурсии по важнейшим историческим местам. Даже самое лучшее описание не заменит тех эмоций, которые бы возникли от увиденной красоты. Нехватка экскурсий – это главная проблема для меня в изучении истории. Мне хотелось бы, чтобы в дальнейшем школьники имели возможность побывать в местах, хранящих своё необычное, удивительное прошлое. Помните, изучайте и уважайте историю своей прекрасной Родины – России!
С наилучшими пожеланиями! Подписывайтесь на мой канал!