О вреде и пользе мультиков

О вреде и пользе мультиков thumbnail

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

мультфильмы для детей 3 лет

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.

чем вредны мульфильмы

Что рекомендуют специалисты?

Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.

вредно ли смотреть мультфильмы

Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Читайте также:  Польза меда для организма человека с сахарным диабетом

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

мультфильмы для детей 5 лет

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

полезные мультфильмы

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

На сегодняшний день существует большой выбор самых разнообразных развивающих мультфильмов для детей раннего возраста (одного-трех лет). Некоторые родители считают, что такие мультфильмы полезны для развития ребенка, другие же выступают ярыми противниками любых мультиков. Кто же из них на самом деле прав?

Вред мультфильмов для здоровья

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к мнению специалистов. Например, врачи-офтальмологи считают, что мультфильмы детям до трёх лет строго противопоказаны. Глаза детей в этом возрасте ещё не приспособлены к частой смене картинок, поэтому предпочтительнее показывать малышам диафильмы, а мультики оставить на потом.

Читайте также:  Статины польза и вред малышева

Логопеды также считают, что частый просмотр мультфильмов в раннем возрасте тормозит формирование речи. Ведь для того чтобы начать говорить, ребенок должен пытаться составлять диалог с взрослым. Артикуляция, мимика и ответная реакция взрослого – то, что действительно необходимо малышу для развития речи. В то же время слишком быстрый темп разговора в мультфильмах не даёт детям возможности понять отдельные слова. Ведь когда мы разговариваем с ребенком, мы намеренно растягиваем слова, а также наклоняемся ближе к ребенку, чтобы он лучше нас расслышал и понял.

 С точки зрения педагогов, постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.

Дети познают мир именно через свои ощущения, трогая предметы руками, пробуя на вкус, чувствуя запах. Развивающие мультфильмы не могут дать этого детям. Кроме того, польза развивающих моментов в мультфильме тоже весьма сомнительна. Ведь при простом просмотре ребенок не развивает ни память, ни внимание, так как он ещё не способен самостоятельно анализировать увиденное.

Но все же нельзя сказать, что такие мультфильмы однозначно вредны. Вред может причинить лишь бездумный и бесконтрольный просмотр всех мультфильмов подряд. В то же время грамотно выстроенный просмотр, несомненно, может быть полезен.

Сокращаем негативное влияние

Все специалисты сходятся на том, что до двух лет всё же лучше обходиться совсем без мультиков, ограничиваясь показом диафильмов. Если у вас уже второй ребенок, то он будет, так или иначе, подсматривать за тем, что смотрит первый. Несколько простых правил позволят вам минимизировать негативное влияние мультфильмов в столь раннем возрасте:

  • Прежде чем показать мультфильм ребенку, обязательно просмотрите его сами. Так вы сможете отфильтровать те мультфильмы, которые, по вашему мнению, могут навредить малышу.
  • Мультфильм обязательно должен быть хорошего качества и с хорошим звуком.
  • Старайтесь выбирать те мультфильмы, где нет насилия и агрессии
  • Мультфильмы для детей младше трёх лет обязательно должны быть короткими, не длиннее 5-7 минут. Такие короткие сюжетные истории не будут перегружать психику вашего малыша.
  • Для того чтобы мультфильм стал действительно развивающим, необходимо в конце просмотра обсудить увиденное, вместе вспомнить сюжет, поступки главных героев.
  • Постарайтесь показывать мультфильмы только в первой половине дня. Просмотр в вечернее время перевозбуждает нервную систему и плохо влияет на сон.
  • Очень важно посадить ребенка на безопасное для глаз расстояние. Ни в коем случае не показывайте мультфильмы на телефоне или планшете. Кроме того, что это чрезвычайно вредит зрению, это портит осанку малыша.
  • Контролируйте время просмотра мультфильма. Постарайтесь ограничить время 10-15 минутами. Но начать показ мультфильмов лучше с пятиминутных сюжетов, постепенно увеличивая время просмотра.
  • Лучше всего включать мультики на компьютере, так как там вы можете сами контролировать процесс и исключить просмотр рекламы. Кроме того, на компьютере сложнее переключить мультфильм на что-то другое, тогда как пульт от телевизора позволяет многое. В любом случае постарайтесь не оставлять ребенка одного во время просмотра. Полностью исключите просмотр телевизора фоном.
     

Извлекаем пользу из просмотра мультиков

Развивающий мультфильм будет действительно полезным, если вы выстроите на его основе целую игру. Постарайтесь в течение дня после просмотра определенного сюжета вспоминать, о чем был мультфильм, кто главные герои. Попробуйте изобразить их красками на бумаге, слепить из пластилина, вырезать из цветного картона, сделать аппликацию на тему мультика. Полезно будет также самостоятельно придумать продолжение знакомой истории. Здорово будет найти книги с героями мультфильмов, тогда у малыша будет сохраняться интерес к чтению.

Ещё один хороший совет для родителей – попробовать вспомнить собственные любимые мультфильмы и книги из детства. Самым большим толчком к развитию для ребенка является общение со значимым взрослым. Если вы поделитесь со своим малышом собственными эмоциями и воспоминаниями при просмотре мультфильма, это пойдет на пользу вашему ребенку и вашим отношениям с ним.

Всего в нашей жизни должно быть в меру. Совсем обойтись без мультфильмов в наше время вам вряд ли удастся, но всё же родители должны брать на себя ответственность за то, что видит на экране их ребенок. Не стоит бездумно полагаться на создателей мультфильмов, думая, что если мультфильм развивающий, то он сделает всю работу за вас.

Прежде всего развитие происходит внутри семьи, в общении между ребенком и родителями. Мультфильм может быть лишь приятным подспорьем и неплохим времяпровождением.

Безусловно, уставшая мама, которая не может выделить время для себя, а потому вся на нервах и постоянно на взводе, намного вреднее, чем ограниченный просмотр заранее выбранного хорошего и доброго мультфильма. Относитесь ко всему философски и без фанатизма И помните: главное, чтобы в семье всегда царили мир, покой и согласие, а мультфильмы, при грамотном подходе, этому вовсе не помеха.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник

Прежде чем начать разговор о пользе или вреде телевизионных передач для детей, задайте себе вопрос: «А зачем мы смотрим телевизор?» Просматривая телепередачи, мы преследуем следующие цели: информация (каждый день мы нуждаемся в информации, ее дают нам такие телепередачи, как новости, передачи, освещающие какие-либо события, аналитические программы и т.п.); развлечение (каждый взрослый может позволить себе хотя бы раз в неделю посмотреть юмористическую программу, которых уже огромный выбор, только нажимай кнопки на пульте. Фильмы, шоу, сериалы относятся сюда же). Вот, пожалуй, и все. У ребенка этих целей гораздо больше: развлечение; информация; яркая картинка; громкий звук; стать более популярным (нужно посмотреть, потому что друзья во дворе уже посмотрели) и т.д. и т.п. Причем эти цели не осознаются, если вы спросите ребенка, зачем он смотрит какую-то передачу, то он не сможет вам вразумительно ответить на этот вопрос. Дети еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи. Они смотрят то, что им предлагают.

Читайте также:  Чай с анисом для кормящих мам польза и вред

А когда мы включаем ребенку телевизор, какую цель мы преследуем?

В лучшем случае – развлечь ребенка, а чаще – чтобы самим отдохнуть от него. Вот и включаем, что попало, не задумываясь о том, что это даст ребенку. А задуматься об этом стоит, и стоит более тщательно выбирать фильмы для своего чада. Однако, какими бы «правильными» ни были фильмы, все-таки набирать опыт общения, формироваться, взрослеть лучше в реальной жизни. Телевизионный опыт ограничен, он погружает ребенка в мир эмоций и переживаний, но не дает свободы действия, а ведь опыт, основанный на своих пробах и ошибках гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей. Дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые, во-первых, запоминают все гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают ее (без внутренней критики).

Просматривая фильмы, ребенок рисует себе картину мира, «строит свою личность». А предоставить ребенку «правильные» мультфильмы в силах мамы и папы. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма. Обычно девочек привлекают женские образы, а мальчиков – мужские. Это вполне закономерно, но бывают и исключения, на которые стоит обратить свое пристальное внимание. Девочки, просмотрев фильмы о принцессах, королевах, балеринах, представляют себя именно такими и подражают не только поведенческим особенностям данных персонажей, но и перенимают их душевные качества. К примеру, каковы качества такого персонажа, как Белоснежка? Красота, скромность, доброта (она любила птиц, животных), обаятельность (ее любили даже придворные, подчиняющиеся ее матери), трудолюбие (попав в дом к гномам, она тут же начала уборку в помещении). Хотите вы видеть эти качества в ребенке? Если да, то смело демонстрируйте эту картину своим дочкам. Кто-то хочет видеть свою дочь бойкой, ловкой, смелой, оптимистичной. Для формирования таких качеств можно также найти массу «полезных» фильмов, таких, например, как «Пеппи Длинный Чулок». Этот фильм еще и о детской фантазии.

Представьте теперь, какие качества перенимают те же девочки, просмотрев мультфильмы о Сейлормун, что она там делает, что происходит на экране? Есть ли что-то женственное в этих образах? И оправданы ли те убийства, которые происходят на экране? Я не буду перечислять все «вредные» мультфильмы, думаю, что вы сами их определите, если хоть ненадолго оторветесь от своих дел и сядете рядом с сыном или дочкой и посмотрите вместе телевизор.

С мальчиками дело обстоит чуть сложнее. Дело в том, что на сегодняшний день огромное количество художественных и мультипликационных фильмов демонстрируют агрессию, войну, исходящую именно от сильной половины человечества. И это поведение, агрессивное поведение, становится образцом для мальчиков. Это уже давно известно всем, но пока только лишь несколько европейских стран вводят запреты на жестокие сцены в детских фильмах. Но я отнюдь не призываю родителей по вышеназванной причине выкидывать телевизор в мусорный ящик. Ведь мужчина и должен быть в меру агрессивным. Образ мужчины – воин, рыцарь, герой. Поэтому демонстрировать своему мальчишке фильмы о борьбе и героизме все-таки нужно, но тщательно отбирая их из массы, предлагаемой телевидением на сегодня. Выбирайте те фильмы о мужестве, где главный герой борется за правду, но не совершает неоправданных убийств. Лучше, если главный герой является человеком, поверьте, фильмы о лишенных эмоций роботах-убийцах не внесут в личность ребенка ничего хорошего. И девочкам, и мальчикам будут более полезны мультфильмы о дружбе, смелости, любви, родителях, оптимизме, чем о беспринципности, жестокости, мелочности, трусости.

Есть также мультфильмы, не демонстрирующие ни открытую агрессию, ни вышеперечисленные «добродетели», но гораздо опаснее для формирующейся детской психики. Например, каков образец поведения в мультфильме «Симпсоны»? Гомер – на первый взгляд положительный герой: добрый, веселый, юмористичный, никому не делающий зла, персонаж. Не правда ли, подкупающая характеристика? Но если приглядеться внимательнее, то это толстоватый (совершенно не занимающийся физкультурой), думающий зачастую только о себе, совершенно не заботящийся о своей семье, глупый, ведущий бесцельное существование, человек.

Присмотритесь к тому, что демонстрирует вашему ребенку телевизор.

Смотрите телевизионные передачи, мультфильмы со своим ребенком вместе, а лучше, больше читайте, гуляйте, общайтесь, играйте. Автор статьи: Евстигнеева Любовь Геннадьевна Статья опубликована в журнале “Сибирёнок” октябрь 2006 г.

Источник