О пользе здоровья для школьников
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Кневицы
Демянского муниципального района Новгородской области
VII Всероссийская акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Конкурсная работа
Номинация «Литературная работа»
Выполнил: Уланов Сергей, учащийся 4 класса
Кневицкой средней школы
Руководитель: Уланова Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2010
С.Ю. Уланов
ШКОЛЬНИКУ
О
ПОЛЬЗЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
С.Ю.Уланов
ШКОЛЬНИКУ
О
ПОЛЬЗЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Рекомендации для учащихся
Издание первое
Кневицы «КСШ» 2010
Мне десять лет. Многие считают, что в этом возрасте рано думать о здоровье. Я придерживаюсь иной точки зрения.
Во-первых, врачи с тревогой отмечают, как «молодеют» с каждым годом болезни.
Во-вторых, юный возраст, увы, дается нам не навсегда.
Несерьезное отношение к своему здоровью у сегодняшнего школьника может в будущем помешать ему занять то место в жизни, о котором он мечтает.
Здоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Быть здоровым стало и модно, и престижно. Газеты пестрят заголовками статей о новых методах лечения самых разных болезней. В любом журнале обязательно найдется место разделу «Здоровье». На каждом канале есть своя передача, посвященная только вопросам здоровья и здорового образа жизни. Современный человек, строя свой день, свою жизнь, свое здоровье, обязан идти в ногу со временем.
Наукой доказано, что лишь 20% нашего здоровья формируют гены, остальные 80% мы создаем сами. Точнее, их создает наш образ жизни: то, что мы едим, как двигаемся и двигаемся ли вообще, насколько внимательно прислушиваемся к собственному организму.
«Хочешь быть здоровым – будь им!» – это не пустые слова. Мобилизовать защитные свойства организма способен каждый – хотя бы закаливаясь и занимаясь спортом. Известно, например, что Лев Николаевич Толстой, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима: ранний подъем, работа над рукописью, затем обед и отдых, потом прогулка верхом, вечером чтение, общение с детьми и сон.
-2-
«Мышечный голод» опасен для нашего организма так же, как недостаток кислорода. Французскому врачу Тиссо, жившему в 18 веке, принадлежат слова: «Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Люди активные, тренированные в два раза реже ходят к врачу, чем те, кто ленится делать зарядку. Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, и мозгу поставляет необходимое количество кислорода. Неслучайно Аристотель проводил уроки со своими учениками, прогуливаясь по территории созданной им в Афинах школы.
Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше 10 часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плаванье, велосипедная или лыжная прогулка, туристический поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Активный образ жизни – это не просто подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и обмен веществ. У человека с развитыми мышцами крепче становятся кости. Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию радиации – у него повышается иммунитет.
Мышцы человека должны постоянно получать нагрузку, чтобы сохранить упругость и способность к сокращению. Присмотритесь к спортсменам. Видите, как выступают икроножные мышцы у бегунов,
-3-
какие развитые мускулы у пловцов и тяжелоатлетов. Их мышцы от постоянной тренировки увеличились, стали длиннее и могут теперь
выполнять работу в несколько раз большую, чем мышцы обычного человека.
Чемпионами всем становиться не обязательно, а вот заботиться о своем здоровье не помешает никому. И спорт – главный помощник в этом. Стала легендой история о великом русском полководце А.В.Суворове, которому гимнастика помогла преодолеть врожденную слабость и болезненность. Экс-чемпион мира по фигурному катанию, известный тренер Ирина Роднина пришла на каток по совету врача. А вот другой случай. Врачи не верили, что мальчик, не ходивший до 5 лет, сможет когда-нибудь вести нормальную жизнь, но тренировки и физическая нагрузка помогли А.И.Егорову стать чемпионом Европы по спортивной ходьбе. И таких примеров сотни.
Пусть «большой» спорт – дело избранных, в обычной жизни действует олимпийский принцип: «главное – участие». Занятия спортом – в секции по баскетболу, в бассейне – кроме спортивного азарта и восторга одноклассников, пришедших поболеть за вас на соревнованиях, подарят самое важное – необходимый запас энергии. Если же спорт не ваше призвание, подумайте хотя бы о минимуме, который может позволить себе каждый, – об утренней зарядке.
Кто-то считает, что тратить драгоценные минуты на зарядку, когда того и гляди опоздаешь в школу, – непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Время, потраченное на ут-
-4-
ренние приседания, прыжки и наклоны, вернется к вам в виде энергии и бодрости. Опыты показали, что тому, кто начинает свое утро с
активной «подзарядки» организма, надо в два раза меньше времени,
чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Правда, тех, кто считает, что достаточно лениво помахать 5 раз руками над головой и сделать десяток приседаний, придется расстроить. Это мало похоже на зарядку. Для того чтобы утренняя гимнастика принесла хоть какую-то пользу, нужно посвятить физическим упражнениям не меньше 15 минут. Важно с чего-то начать, и, главное, помните: зарядку делают не для мамы и папы, а для себя!
Я очень люблю уроки физической культуры. «Почему?» – спросите вы. Физкультура лечит самые разные болезни и состояния, в том числе повышенное кровяное давление, депрессию, предотвращает развитие сердечно – сосудистых заболеваний и других «болезней цивилизации». Кроме того, постоянные физические упражнения значительно облегчают состояние человека, страдающего хроническими заболеваниями.
Регулярные занятия физкультурой необходимы для того, чтобы поддерживать себя в форме, быть бодрым даже в старости. Упражнения доставляют физическое удовольствие («мышечную радость»), улучшают сон и повышают эффективность работы органов кровообращения и дыхания. Если вы регулярно занимаетесь физкультурой, у вас обязательно будет хороший аппетит.
Энергичные физические упражнения тренируют сердце, его мышечные волокна становятся сильнее и с каждым ударом перекачивают больше крови. В результате пульс в состоянии покоя замедляется, и система кровообращения работает более эффективно.
-5-
«Силовые» упражнения, например поднятие тяжестей, поддерживают плотность и крепость костей, увеличивая их насыщение
кальцием. В результате снижается риск старческого ослабления костей и связанных с этим состоянием переломов и трещин.
У большинства школьников занятия спортом воспитывают не только силу, ловкость и смелость, но и положительно влияют на формирование волевых качеств. У таких ребят улучшается дисциплина, изменяется отношение к труду и учебе. Спорт полезен для здоровья, сохранения высокой работоспособности, продления жизни.
Человек, занимающийся спортом, очень скоро начинает понимать, насколько несовместимы пагубные привычки и спортивные достижения. Каждый спортсмен знает, как неумолимо сказывается прием даже небольшой дозы алкоголя на его спортивных результатах. Измеряют ли у спортсмена силу мышц, жизненную емкость легких, скорость бега, высоту прыжка, массу поднимаемой штанги – все изменяется в худшую сторону под влиянием алкоголя.
Радует, что в последнее время появляется больше молодых людей, отрицательно относящихся к спиртному и табаку. Они вводят в моду – хорошую моду – подтянутость, спортивный вид, ориентируются на здоровый образ жизни. И тем самым противостоят пагубным привычкам, которые ослабляют волю и отупляют интеллект.
-6-
21 век – время компьютеров и Интернета, однако сейчас не только не уменьшается, но, напротив, возрастает значение спорта, который является залогом здоровья и основой успеха в любой области науки, культуры и бизнеса. Как восклицал Пьер де Кубертен в своей «Оде спорту»:
«О спорт! Ты – плодотворность!
Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов, извечно угрожающих людям.
Ты – посредник.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным, хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых, статных, мускулистых, закаленных, не поддающихся болезням приверженцев врачуешь отчаявшихся.
Ты горячишь кровь. Заставляешь учащенно биться сердце. Исцеляешь от недугов. Ты – красная строка в «Кодексе здоровья».
Ты утверждаешь: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Какой бы путь вы не избрали, спорт всегда будет вашим добрым спутником, а многие герои спортивных состязаний, постоянно доказывающие, что нет предела человеческому совершенству, станут для вас маяком в жизненном океане. И каждый их новый рекорд, каждое новое достижение, каждая новая победа в мире спорта послужат для вас вдохновением для достижения успеха.
-7-
Надеюсь, читатели учтут и уяснят вышеизложенную информацию.
Физическая активность укрепляет организм и предотвращает развитие различных заболеваний.
Начните день правильно! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!
PS Продолжение следует
-8-
Рекомендовано для изучения в средней школе
Все права на издание брошюры защищены и охраняются. При перепечатке ссылка обязательна
Тираж ограничен
Цена договорная
Формирование здорового образа жизни у школьника
«Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)
Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
правильное питание
занятие физическими упражнениями
закаливание
соблюдение режима дня
соблюдение норм гигиены
отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Правильное питание школьника должно быть:
соответствующим возрасту;
желательно четырехразовым;
сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
учебные занятия в школе;
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
сон;
питание;
занятия физическими упражнениями;
отдых;
занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность в сне составляет:
в 10-12 лет – 9-10 часов,
в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.
Питание
Народная мудрость гласит:
«Какова еда и питье – таково и житье».
«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.