О пользе занятий музыкой детям
Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее с очевидной целью: багаж знаний, способностей и умений должен помочь развитию гармоничной личности, которая затем добьется успеха во взрослой жизни. Уже сегодня многие из вас решают, в какую школу пойдет ребенок, какое дополнительное образование он получит. В числе приоритетов для многих семей находится музыкальное образование, пользу которого сложно переоценить. Но что именно делает музыкальное образование столь важным? Насколько универсальным оно является и какие условия необходимы для того, чтобы ребенок начал заниматься музыкой? Об этом мы поговорили с известной пианисткой, солисткой Московской филармонии, лауреатом премии Президента РФ и преподавателем Московской консерватории Екатериной Мечетиной.
«В нашей стране музыкальная культура имеет колоссальные традиции, одни из самых глубоких и богатых в мире, что напрямую сказывается на достижениях детского музыкального образования. Традиционно система образования в сфере искусств строится так: первая ступень – это детская музыкальная школа (обучение длится семь лет). И она доступна всем.
Любой ребенок может поступить в музыкальную школу даже не сдавая экзамены, так как обучение начинается просто с нуля. Сейчас это называется дополнительным образованием.
В течение этих семи лет школьного обучения ребенок совершенствуется игре на инструменте, а также изучает дополнительные предметы: сольфеджио, музыкальную литературу, хор и другие. Уже после окончания школы у ребенка всегда есть выбор: он может закончить обучение или продолжить свое образование в училище или колледже.
В чем же преимущества обучения музыки как таковой?
Уже многократно доказано, что раннее приобщение ребенка к мелкой моторике благотворно влияет на развитие мозга.
А мелкая моторика – это именно то, чем мы занимаемся на музыкальных инструментах. Затем, музыкальные занятия затрагивают эмоциональную сферу. Этого как раз в обычной школе ребенку может и не доставать. Часто кажется, что нагрузка в музыкальных школах слишком высока. Отчасти это правда, если ребенок учится профессионально. Но если речь идет об общеразвивающем цикле занятий, то нагрузку сложно назвать высокой, учащийся получает лишь то, что идет на благо его общему развитию.
Благодаря занятиям музыкой тренируется память (не только логическая, но и визуальная, слуховая, эмоциональная). Развивается способность ставить перед собой цели и достигать их, потому что изучение музыкального произведения это вопрос не одного дня, на этапе разбора произведения важно прочтение нотного текста, а, следовательно, изучение еще одного языка – нотной грамоты.
Ребенок уже знает свой родной язык, но музыкальный язык – это другая система выражения эмоций и ощущений.
Затем ребенок учится находить в произведении эмоциональные смыслы и доносить их до своего слушателя. Один из самых важных навыков, которые можно развить на занятиях музыкой – это умение сконцентрироваться, вынести свое произведение на сцену, безошибочно исполнить. Проявить, таким образом, силу воли, концентрацию и артистизм, что пригодится человеку практически в любой сфере деятельности.
В детских музыкальных школах существует огромный выбор инструментов, на которых можно учиться, но исторически, самый популярный – фортепиано.
Как же выбрать инструмент для занятий, посредством которого ребенок будет познавать всю музыку?
Фортепиано – это термин, которым называют и рояль, и пианино, но не все понимают разницу между ними.
Пианино – это вертикальный инструмент, который ставится к стене и предназначен исключительно для домашнего пользования. Рояль – король сцены, большой инструмент для салонного и концертного исполнительства. Это акустические инструменты.
Но в двадцать первом веке мы можем говорить о цифровых инструментах, которые приобретают значительную популярность.
Тридцать пять лет назад музыкальный мир узнал и запомнил новое слово, которое впоследствии стало нарицательным и вышло за рамки названия модели – Клавинова. Клавинова была выпущена компанией Yamaha, и сейчас, когда мы говорим о Клавинове, мы подразумеваем под этим названием цифровое пианино.
У цифровых фортепиано множество плюсов. Например, они не требуют настройки и это одно из самых колоссальных преимуществ перед любым акустическим инструментом.
Инструмент может быть абсолютно беззвучным и слышать его будет только тот, на ком надеты наушники. Так что можно заниматься в любое время, а ваши соседи будут спать спокойно. Еще одно необыкновенное достоинство этих инструментов – в одном электронном пианино можно найти звуки сразу несколько инструментов (то есть он работает как синтезатор) и не только клавишных. Из клавишных электронное пианино может быть и концертным роялем, и органом, и челестой, и вибрафоном. Это предоставляет необыкновенные возможности для обучения. Во всем остальном цифровые фортепиано максимально приближены к ощущениям акустического фортепиано. Один из самых важных параметров – это так называемая взвешенная клавиатура. Раньше электронные инструменты только внешне имитировали фортепианную клавиатуру, а ощущения от соприкосновения были совершенно не похожи. Сейчас же современные модели максимально приближены к ощущениям при игре на акустическом инструменте – вес клавиши, ее тактильные ощущения практически неотличимы от акустических.
Для профессиональных занятий наличие дома электронного инструмента не отменяет необходимость в акустическом, но если мы говорим об обучении с общеразвивающей целью, то преимущества цифрового инструмента явно преобладают. Уже упомянутое ранее цифровое фортепиано Yamaha серии CLP (Clavinova) может стать первым инструментом для ребенка, который только начинает заниматься музыкой. Хочется отметить весьма аутентичную клавиатуру с хорошим отзывом, насыщенные тембры концертных роялей, набор всех необходимых функций, которые помогут сделать занятия музыкой интересными, и компактный размер, что имеет большое значение в городской квартире. В общем, в нем есть все, что поможет вашему ребенку вырасти всесторонне развитым человеком».
Вам известно, что благодаря произведениям Моцарта, известный французский актер Жерар Депардье вылечился от заикания? Ученые уже давно доказали: музыка имеет оздоравливающий эффект для человека.
Влияние музыки на всестороннее развитие детей
Мозг – одна из сложнейших в мире структур «умных» нейронных связей. В их сети существуют свои вибрации. Когда музыка нравится слушателю, в этот момент ритмы композиции совпадают с ритмами нейронных связей человека, и в сером веществе вырабатывается дофамин. Данный гормон отвечает за хорошее настроение, и организм человека получает установку: «мне хорошо». Дискомфорт, тревоги сменяются на умиротворение, настроение улучшается, повышается качество обменных процессов.
Ученые уверены, ощущение счастья наступает не только в момент прослушивания полюбившейся композиции, но и в предвкушении или воспоминании о ней. Например, когда вы напеваете полюбившуюся мелодию на кухне, становитесь чуть-чуть счастливее.
Наверное, поэтому в Японии занятия по музыке входят в обязательную школьную программу. Дети не только знакомятся с музыкальной культурой, но и учатся игре на музыкальном инструменте и искусству пения.
Роль музыки в жизни детей
Польза занятий музыкой для детей нужно учитывать в процессе физиологического развития ребенка. Пение и игру на духовых инструментах рекомендуют детям, страдающим болезнями дыхательной системы. На занятиях ребят учат правильно дышать используя грудобрюшной и смешанный тип дыхания, когда диафрагма и легкие работают поочередно в зависимости от того какой звук необходимо воспроизвести. Известны случаи, когда ребенок полностью излечивался от астмы, после нескольких лет занятий.
Хоровым пением рекомендуют заниматься детям, страдающим заиканием. Заикающемуся ребенку с трудом дается произношения первого слога в слове. В момент пения слова «цепляются» одно за другое, ребенок подстраивается под коллектив, и даже если заикается, ошибки никто не слышит. Психологический дискомфорт снижается, и недуг отступает.
Для самых маленьких детей рекомендуется включать негромкую и мелодичную музыку, преимущественно классику или современные инструментальные композиции. А вот рока и рэпа пока следует избегать, поскольку большое количество ударных инструментов отрицательно воздействует на эмоциональный фон детей. Если ребенок приучается к слишком громким звукам и ритмам, он становится беспокойным.
Музыка должна быть ритмичной, но при этом не агрессивной. Под ритмичную музыку дети могут потанцевать или сделать утреннюю зарядку. А перед отходом ко сну лучше послушать расслабляющую и спокойную музыку. Некоторые родители сегодня приучают дошкольников к музыкальным сказкам из своего детства. Яркие и запоминающиеся мелодии, голоса первоклассных артистов и интересные сюжеты позитивно влияют на развитие ребенка. Музыкальные сказки способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Хотя некоторые взрослые считают, что классическая музыка сложна для детского восприятия, не обязательно начинать знакомство сразу с произведений Баха или Малера. Многие композиторы писали яркие и запоминающиеся мелодии, которые подходят и для детского и для взрослого восприятия. Например, «Детский альбом» П.И.Чайковского знакомит малышей с музыкальной культурой разных стран, а «Петя и Волк» С.С.Прокофьева дает представление о звучании музыкальных инструментов в игровой форме.
Любовь ребенка к музыке может перерасти в серьезное увлечение. Благодаря нему он может начать писать собственные сочинения или профессионально играть на музыкальном инструменте. Но даже если он и не станет в будущем профессиональным музыкантом, у него разовьется эстетический вкус и способность отличать качественную музыку от некачественной.
Как музыка влияет на развитие ребенка?
Польза музыки для детей неизменна. Все грамотные родители знают: мелкая моторика развивает мозг. Двигательный и речевой центры серого вещества тесно связаны. При игре на музыкальных инструментах всегда задействованы пальцы рук. Например, на фортепьяно или на аккордеоне ребенок сначала играет поочередно каждой рукой, в процессе обучения обе руки начинаются двигаться одновременно, причем по-разному. В этот момент нейронные сигналы между двумя полушариями мозга распределяются равномерно. Натренированный таким образом мозг лучше воспринимает и усваивает любую информацию. В это связи уровень IQ музыкантов выше, чем у людей, не испытывающих интереса к нотам.
Уже замечено: дети, регулярно посещающие музыкальные занятия, опережают сверстников в интеллектуальном развитии. Развивается не только моторика рук, но и моторика речи. Юные музыканты быстрее осваивают технику чтения и точнее выражают свои мысли.
Когнитивные психологи призывают ввести обучение игре на музыкальном инструменте в обязательную школьную программу. Специалисты уверены, тогда детям не придется зубрить грамматику английского языка, благодаря гармоничной работе двух полушарий информация будет усваиваться в разы быстрее.
Польза классической музыки
Польза классической музыки для детей не подлежит сомнению. Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
- положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
- улучшает восприятие нового материала;
- стимулирует память;
- нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
- развивает творческое и логическое мышление;
- формирует коммуникабельные навыки;
- воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
- помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.
С какого возраста ребенку можно слушать музыку?
Все мы знаем, что первые 1,5 недели малыш находится под охраной природы, то есть он еще плохо слышит и видит, дабы не испугаться шума и яркости этого мира. Однако он прекрасно ощущает доброту и нежность, ему приятны ласковые слова, медленные мелодии. Поэтому, музыку ребенок может слушать с первых дней его жизни, но самое главное — не переборщить с этим.
Мозг младенца получает такое колоссальное количество информации каждый день, что нужно помогать ему еще и правильно её усваивать. Чтобы у ребенка одинаково хорошо развивались оба полушария мозга, необходимо слушать музыку, потому что именно мелодия воспринимается обоими полушариями, улучшая межполушарные и внутриполушарные связи.
Как сказал писатель Василий Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Дайте возможность ребенку познакомиться с музыкой не с целью воспитать музыканта, а дать шанс развиться личности гармонично.
Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.
Как родилась музыка
Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.
А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?
Зачем учить ребенка музыке
Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.
«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.
«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.
Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.
Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать
Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?
Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.
Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:
- Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
- Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
- Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Он не умеет петь. Это аргумент?
Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.
При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…
Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя
Музыкальные игры
Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.
Танец
Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.
Слушание музыки
Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).
Пение
Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.
Пару слов для родителей
Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.
Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.
- Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
- Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
- Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
- Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
- Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.
Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.