О пользе воды беседа для школьников
Беседа для детей дошкольного возраста
«О пользе и опасности воды»
Программное содержание:
– показать значение воды в жизни живой природы;
– дать представление о пользе и вреде воды;
– рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома;
– формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
– закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
Материал: Иллюстрации по теме беседы. Памятки «Правила поведения на воде»,
«Берегите воду».
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отгадаем загадку.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это вода. Дети, а кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, животным, людям.
Воспитатель: А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Вода человеку нужна не только для того, чтобы пить и готовить пищу, но и для того, чтобы соблюдать правила гигиены. Послушайте стихотворение.
Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!
Воспитатель: Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах. На заводы вода поступает по трубам. А использованная вода собирается в специальные очистительные станции, а оттуда опять проделывает нелегкий путь к людям. Воды не бывает очень много, поэтому ее нужно экономить. У воды великая забота – поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду?
(Ответы детей)
Воспитатель: В деревнях и на даче огород поливают водой, особенно тогда, когда лето бывает сухое, солнечное, без дождей. Что же может случиться с растениями, когда дождя нет? (Ответы детей.) Да, без воды растения могут засохнуть, а люди не смогут собрать богатый урожай.
Многие люди в селах очень бережно относятся к воде, во время дождя они собирают ее в большие бочки. Бочки ставят под крышу и вода с крыш стекает в бочки. И когда нет дождя, а растения просят пить, то этой водой поливают цветы, овощи и садовые деревья. Это тоже один из способов экономии воды, человек не из крана берет воду, а собирает ее понемножку.
Если наступает зима, во что превращаются капельки дождя. (В снег.) Снег, ребята, это тоже вода и его можно и нужно использовать с хорошей целью. Машины, которые собирают снег с дорог и улиц, отвозят его за город и высыпают на поля. Снега очень много и собрать его нелегко, для этого работают и машины, и люди.
Часто снег собирают в большие сугробы, а потом, через некоторое время вывозят. На полях снег согревает ростки растений, которые появляются под снегом. А весной снег растает и превращается в воду, которая убегает в реки и озера. По краям рек человек садит деревья, которые своей тенью уберегают воду от испарения и высыхания. Много людей трудятся, чтобы помочь воде добраться до места, где она нужна. Так как же надо относиться к воде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята: бережно, разумно, экономно, по-хозяйски. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихи.
Трудно в речку с бережка
Удержаться от прыжка.
Но сперва проверьте дно,
Вдруг опасное оно,
Вдруг там прыгуна-беднягу
Камень ждет или коряга.
В холодильнике вода
Летом не теплее льда.
Если той воды напиться
Можно сильно простудиться.
Может стать и чай опасным,
Коль горячий он ужасно.
Если в чашке кипяток,
Надо обождать чуток.
Воспитатель: Скажите, ребята, в этих строчках говориться о воде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Вода может приносить пользу, но также может нанести вред. Вода может быть загрязнена и ее нельзя пить, может быть горячей, и ей можно обжечься, в водоеме можно утонуть, если не соблюдать правил поведения на воде. Вода может выходить из берегов водоемов и тогда происходит наводнение. Наводнение может нанести вред людям, животным , растениям, разрушить дома. Если гулять по льду водоемов зимой, можно провалиться под лед. Поэтому, ребята, нам необходимо знать правила обращения с водой и поведения на воде. И сейчас я прочту вам стихотворение о том, как нужно себя вести при купании и у водоемов.
(Чтение стихотворения Анны Скороваровой)
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом лучший друг
Пригласил меня на пруд.
«Говорят, – сказал он мне,-
Ничего плохого нет
Окунуться в жаркий день!
Соглашайся же скорей!»
И вприпрыжку, и бегом,
Мы помчались босиком.
Наконец-то, вот и он!
Незнакомый водоем.
Только, – «Стоп!»,- сказал я другу,
Оглядевши все вокруг.
«Говорили в школе нам,
Можно лишь купаться там,
Где есть пляж, и есть спасатель,
Чистый берег и буйки.
Ну а здесь, ты посмотри!
Знак стоит «Нельзя купаться».
Всюду мусор, всюду грязь,
И разбитое стекло,
непроверенное дно.
Я купаться не пойду.
И тебя я не пущу»
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом не лежим,
Мы на речку поспешим!
За руку берем мы маму,
И на голову панаму,
И улыбку во весь рот!
Удивительный поход!
Вот и речка! А спасатель,
Там на вышке. На посту.
Не допустит он беду.
Чистый пляж, буйки в воде
Безопасно детворе.
В воду же! Скорей! Бегом!
С другом мы нырнем вдвоем!
Ах, как весело купаться,
Плавать и в воде плескаться!
Друг мой пошутить решил.
Понарошку утопил.
Я барахтался руками,
Я барахтался ногами.
Было страшно и обидно.
Было больно! Как не стыдно!
Так нельзя себя вести!
Так недолго до беды!
Помирились с другом. Вскоре
Мы отправились на море.
Там купались и плескались
На волнах вдвоем качались.
Только скучно стало другу.
За буйки заплыл он. Глупо!
Сил своих не рассчитал,
И, конечно же, устал.
Хорошо спасатель четко
Оказался в своей лодке,
До тонувшего доплыл,
Спас его и укорил.
«Правила ты должен знать:
За буйки не заплывать»
Чтоб в больнице это лето
Не пришлось провести,
Сам запомни и друзьям
всем своим расскажи.
Купаться можно только там,
Где это разрешается.
Недопустимы на воде
любые твои шалости.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз повторим, как нам нужно обращаться с водой и вести себя на воде.
(Дети формулируют правила)
Ольга Антюхова
Воспитательное занятие Тема: «О пользе и вреде воды».
Воспитательное занятие
Тема: «О пользе и вреде воды».
Цель: Формирование элементарного представление об опасных ситуациях, возникающих на воде, иметь представление о правилах обращения с водой (лед, кипяток).
Задачи: – Познакомить с элементарными представлениями о воде и ее свойствами.
– Иметь элементарное представление кому и зачем нужна вода.
– Обогащать словарный запас: – «прозрачная», «бесцветная», «кипяток», «наводнение»
– Воспитывать бережное и осторожное обращение с водой.
Оборудование: Стаканы с водой, слайды и картинки по теме, термос с горячей водой.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитательзагадывает загадки про воду:
Загадка:
– Меня пьют, меня льют
Всем нужна я
Кто я такая?
(вода)
II. Основная часть
Дети: отгадывают загадку с помощью картинок.
Воспитатель. Правильно дети, это вода.
Воспитатель. А как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: (ответы дети, находят на картинках)
Воспитатель. Правильно, воду мы пьем, моем руки, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения и животным тоже нужна вода.
Воспитатель. Имеет ли запах вода? У нас на столе стоят стаканчики с водой, возьмем стакан с водой и понюхаем. Чем пахнет вода?
Дети: Ничем, она без запаха.
Воспитатель. Возьмите каждый стакан и загляните в него. Вы видите дно?
Дети: Да.
Воспитатель. Значит какая вода?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель. Вода прозрачная. Какого она цвета?
Дети: Ответы детей,
Воспитатель. Бесцветного. А сейчас я перелью, воду из одного стаканчика в другой. Какая она?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель Вода бывает жидкой. Давайте, попробуем воду на вкус (пьют, кипяченную воду).Какая она? Сладкая, Соленая, Кислая, Горькая?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель. Давайте вместе проговорим новые слова «прозрачная», «бесцветная», «жидкая». Все эти новые слова – это признаки воды.
Физкультминутка
Над водой летят стрижи, (руки в стороны)
Под водой плывут ерши – (присели).
Плывет лодочка краса,
Расписные паруса.
(Руки сцеплены в замок, перед грудью, плавные движения туловищем)
Воспитатель. Вода нужна всем – животным, птицам, рыбам, людям, растениям, деревьям. Работа по картинкам.
Воспитатель. Вода основа нашей жизни. Но не вся вода питьевая, много соленой воды, которая находится в морях и океанах, а вот пресной – питьевой мало. Воду нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, наливать в стакан столько воды, сколько можешь выпить, нужно оберегать ее от загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоемы, мыть грязные машины, разливать бензин и другую химию.
Воспитатель. А еще вода, бывает не только полезной, но и опасной? Водой, можно обжечься. Воспитатель достает термос с горячей водой.
Воспитатель. Когда вода горячая она называется кипяток. Дети проговаривают слово «кипяток», вместе с воспитателем. Нужно быть, очень аккуратным с кипятком, подождать, когда вода остынет.
Воспитатель. Вода, может устроить наводнение, все затопить – наши дома, огороды, дороги. Чтоб этого не произошло, что мы делаем?
Дети: Убираем снег, капаем канавы
Воспитатель. Также с приходом весны, на речке, где лежит лед опасно, находиться. Как вы думаете почему?
Дети: лед может, проломиться и мы провалимся в реку. Рассматривают слайды.
Воспитатель. А чтобы вода не стала нашим врагом,нужно соблюдать правила:
Нельзя пить грязную воду- пей кипяченую или из кулера.
Никогда не оставляйте кран с льющейся водой.
Не пейте холодную воду – осторожно с горячей, можно обжечься.
Не засоряйте водоемы
Купайтесь, в разрешенных местах для купания.
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов.
Воспитатель. Давайте вспомним все, что мы с вами сегодня узнали
1.Дети: познакомились, со свойствами воды, узнали для чего и кому нужна вода, что воду надо экономить. Познакомились с правилами обращения с водой.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше занятие? Почему?
Цель: Расширение представления
учащихся о роли воды в жизни человека, воспитание
бережного отношения к пресной воде и водным
ресурсам.
Задачи:
- Показать значение воды в жизни человека
- Воспитать рачительное отношение к пресной воде
- Формировать ценностное отношение школьников к
своему здоровью - Содействовать развитию навыков совместной
деятельности
Оборудование: презентация
“Вода-источник жизни”
Ход занятия
Слайд №1 “Вода – источник жизни”
Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая,
что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты – сама жизнь…” Антуан де
Сент-Экзюпери
Вода – самое распространённое неорганическое
соединение на нашей планете. Вода – основа всех
жизненных процессов, единственный источник
кислорода в главном движущемся процессе на Земле
– фотосинтезе. В последнее время возник острый
дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети
Земли испытывает недостаток в чистой пресной
воде. Возникший дефицит воды связан также с
загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми
стоками.
Слайд №2-№3 “Всемирный день воды”
Учитель: Всемирный день водных ресурсов,
проводящийся ежегодно 22 марта, является
уникальной возможностью напомнить всему
человечеству о важности воды для окружающей
среды и развития общества, для поддержания жизни
на нашей планете.
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но
задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы
день? Рационально ли мы используем ценный
природный ресурс? Как надо относиться к воде?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить
в ходе занятия.
Слайд №4
Ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник
жизни”
Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на
вопрос – для чего нужна вода?
(выслушиваются ответы учащихся)
Слайд №5 “Сколько воды необходимо для
производства еды?”
Учитель: Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды
в сутки. Но большая часть воды поступает в наш
организм с пищей. Например, для производства 1кг
говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг
пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть
данные таблицы) Таким образом, исходя из данных
таблицы можно сделать вывод, что одним из
наиболее значительных водопотребителей
является сельское хозяйство.
Ученица: Я хочу рассказать о функциях воды в
нашем организме.
- Регулирует температуру тела.
- Обеспечивает доставку кислорода и питательных
веществ ко всем клеткам. - Помогает преобразовывать пищу в энергию.
- Помогает усваиваться питательным веществам.
- Защищает жизненно важные органы.
- Выводит шлаки и отходы продуктов
жизнедеятельности.
Слайд №6 “Интересные факты о воде”
Ученик: Организм человека не только
потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому
необходимо постоянно восстанавливать баланс
воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5
литров воды. Только при дыхании человек теряет в
среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро
ощущает изменение содержания воды в своём
организме. При потере воды в количестве 2% –
появляется чувство жажды, 6-8% – полуобморочное
состояние, 10% – галлюцинации, нарушение глотания,
10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь
необходимое количество чистой питьевой воды –
обязательное условие жизни человека.
Слайд №7 “Почти четверть мировых запасов
воды сосредоточено в России”
Учитель: Ребята, задумывались ли вы, как мы
расходуем воду?
Дело в том, что мы привыкли, что в нашей стране
избыток водных ресурсов. Россия принадлежит к
числу стран, наиболее обеспеченных водными
ресурсами (на территории нашей страны четверть
мировых запасов пресной воды), стоимость воды у
нас одна из самых низких в мире, поэтому мы
относимся не экономно к воде, не бережём свои
ресурсы, беспечно относимся к ним.
К чему может привести такое безответственное
поведение?
При обилии водоёмов на нашей планете, запасы
пресной воды, пригодной для питья, ограничены.
Сегодня мировая потребность в воде уже превышает
половину среднегодового стока всех рек Земли.
Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов
людей. С ростом и развитием городов и производств
дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже
можем оказаться в ситуации, когда жажда станет
нашим привычным состоянием.
Ученица: В Российской Федерации принята
целевая программа “Чистая вода”. Она
предусматривает такие меры:
- рациональное использование водных ресурсов;
- обеспечение безопасности гидротехнических
сооружений; - повышение уровня защищённости водных ресурсов;
- принятие законодательных актов.
Ученица: Одних усилий государства по
сохранению водных источников недостаточно.
Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял
участие в этом проекте.
А что можем сделать мы?
Вот нехитрые правила, соблюдение которых
позволит обеспечить водой наших потомков:
- Закрывайте кран во время чистки зубов.
- Вовремя устраняйте протечки.
- Не выливайте в канализацию токсичную бытовую
химию (растворители, очистители) и лекарственные
препараты. - Не используёте токсичные удобрения в саду.
- Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
- Старайтесь мыть машину на специализированных
мойках, где применяется система многократного
использования воды
Слайд №8 “Вода для жизни”
Учитель: Я предлагаю всем викторину. На
вопросы легко ответит тот, кто был активным и
внимательным сегодня, кто много читает и умеет
слушать.
Викторина “Вода для жизни”
1. Какое количество имеющейся на земном шаре
воды годится для потребления человеком?
А -0,25 % Б- 2,5% В – 25%
2. В каком озере находится 80% всей пресной воды
нашей страны и пятая часть пресной воды всей
планеты?
3. На какой вид человеческой деятельности
затрачивается самое большое количество воды?
А – личная гигиена
Б – приготовление пищи
В – орошение
4. Сколько литров воды в день использует
городской житель, если ему необходимо принять
душ, помыть посуду, постирать одежду, спустить
воду в туалете и т.д. ?
А – 2 – 5 литров Б – 100-300 литров В – 1000-1500 литров
5. Представьте, что из вашего крана капает вода.
Сколько воды теряется из-за такого неисправного
крана в сутки?
А – примерно 100 литров воды
Б – примерно стакан воды
В – примерно 6 литров воды
6. На изготовление чего используется больше
всего воды?
А – шерсти
Б – пива
В – бумаги
7. Сколько литров воды понадобится, чтобы
вырастить килограммового цыплёнка?
А – 3,5 литра
Б – 3500 литров
В – 70, 00 литров
8. Сколько литров воды понадобится , чтобы
вырастить 1 кг риса и 1 кг говядины?
А – 1 кг риса: 19 л / 1 кг говядины : 100 л
Б – 1 кг риса: 190 л/ 1 кг говядины : 1000 л
В – 1 кг риса : 1900 л/ 1 кг говядины : 100000 л
9. Сколько людей во всём мире не имеют доступа к
безопасным источникам воды?
А – 400 миллионов
Б – 1 миллиард
В – 4 миллиарда
Ответы:
1. Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может
быть использовано для удовлетворения
человеческих потребностей.
Факт: 90% всей пресной воды содержится в ледниках
и полярных льдах или хранится в водоносных слоях
на большой глубине.
2. Озеро Байкал
3. 70% всей воды используется для орошения
4. Объём потребляемой воды жителем города
составляет около 300 литров в сутки.+
5. Да, из капающего крана теряется до 100 литров
воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам
воды.
Факт: если кран будет протекать в течение года,
будет потеряно примерно 35000 литров чистой
пресной воды.
Д6. ля производства 1 литра пива требуется 25
литров воды.
Для производства 1 кг шерсти необходимо 150
литров воды
Для производства 1 кг бумаги требуется 300 литров
воды.
7. 3500 литров = 1 кг цыплёнка – бройлера
Факт: Цыплёнок выпивает небольшое количество
этой воды. Большая часть воды используется для
того, чтобы вырастить для него корм.
8. Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900
литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из
всех зерновых культур. Чтобы получить один кг
говядины, требуется огромное количество воды –
100000 литров.
Факт: животные выпивают небольшую часть этой
воды, большая её часть используется для
выращивания для них корма.
9. Да, в конце 1999 г. около миллиарда человек не
имели доступа к безопасным источникам воды.
Факт: 2,4 миллиарда не имело доступа к
современным санитарно-техническим сооружениям.
Это составляет более 13 всего населения земного
шара.
Презентация.
Материалы: un.org > Школьный киберавтобус >
Викторина “Вода”.
- https://www.water.ru/bz/param/water_in_life.shtml
- https://allforchildren.ru/kidfun/riddles_water.php
- https://www.babygreen.ru/earthecology/2010/03/22/185/
- Международные экологические акции в школе (7-9
классы) Издательство “Учитель” Волгоград 2005 - https://www.onedrop.org/calcul/en/