О пользе утренней зарядки мы слышали еще в раннем детстве текст
Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.
Вид урока: урок-практикум.
Тема. Частицы. Разряды частиц.
Цели: 1. Дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.
2. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельной работы.
3. Используя материал урока, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Ход урока.
Оргмомент
Установка на хорошую плодотворную работу (слайд 1)
Словарная работа.
Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.
Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)
– Какой темой объединены слова? (Спорт)
Сообщение ученика по статье газеты «Белебеевские известия»
Сообщение.
– Значение слова «параолимпиада»
В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.
-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.
Определение темы урока.
– Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.
Объяснение нового материала. Работа с текстом.
Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: работа в паре.
Алгоритм
Прочитайте текст
Сделайте определенные пометки:
/ – это я знал;
+ – новая информация;
В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве. |
Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный? |
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. |
Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. |
Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам. |
К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. |
Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами. |
Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. |
Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. |
Вопрос: ли, разве, неужели |
Восклицание: что за, как. |
Указание: вот (а вот), вон (а вон). |
Сомнение: вряд ли, едва ли. |
Уточнение: именно, как раз. |
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти. |
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. |
Смягчение требования: -ка. |
К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. |
Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому.(отрицание всего предложения) За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения) |
Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать. |
В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)
Формообразующие частицы. Анализ предложений.
Цель: определить роль формообразующих частиц.
Алгоритм работы
Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.
Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)
Определите наклонение глаголов-сказуемых.
Сделайте вывод.
К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.
В солнечный день мы отправились бы на пробежку.
Давай помечтаем о будущих победах.
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 1.
гл. пов. накл.
К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.
гл. усл.накл.
В солнечный день мы отправились бы на пробежку.
гл. пов.накл.
Давай помечтаем о будущих победах.
Оцените себя по следующим критериям:
0 ошибок – “5”
1-2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и более ошибок – “2”
Смысловые частицы. (Слайд № 8)
Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.
Алгоритм
Прочитайте высказывания классиков литературы.
Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9)
Запишите предложения в тетрадь.
Над вставленными частицами надпишите что выражают
1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок: только, даже, что за, как.
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 2.
ограничение
Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
восклицание
2) Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
восклицание восклицание
3) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
усиление
4) Глупость не могли победить даже боги. (Ф.Шиллер)
6.Оцените себя, используя критерии.
Отрицательные частицы. (Слайд №10)
Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.
Алгоритм
Прочитайте предложения, перепишите.
Определите значение частиц и запишите.
Я не был в школе. (________________________)
Я был не в школе. (_________________________)
Я не мог не быть в школе. (_____________________)
Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Ключ к заданию 3.
Я не был в школе. (отрицание всего предложения)
Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)
Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)
Оцените себя, используя критерии.
Работа с текстом.
Цель: уметь различать разряды частиц.
Вид контроля: самоконтроль.
Вид работы: самостоятельная работа.
Алгоритм
Прочитайте текст. Озаглавьте.
Определи тему (о чем текст?)
Определите стиль, тип текста
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.
Найдите в тексте частицы, определите их разряд.
О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 4.
Тема: хорошая привычка
Стиль: публицистический
Тип: рассуждение
О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка!
Оцените себя по следующим критериям:
0 ошибок – “5”
1-2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и более ошибок – “2”
Рефлексия. (Слайд №12)
Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________
Сегодня на уроке я научился… ____________________________________
Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________
Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________
Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________
Допишите предложения.
Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»
В конце марта наш город посетили 64 спортсмена из двенадцати городов и районов нашей республики. Они стали участниками I комплексной спартакиады инвалидов РБ по лыжным гонкам. Параолимпийские соревнования проводились на Тропе Здоровья.
Люди разных возрастов, с разными физическими способностями, уровнем подготовки одинаково волновались на старте и верили в удачу. Среди участников была выпускница нашей школы Федотова Екатерина.
В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.
stolocat139
Вопрос по русскому языку:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. 5. Найдите в тексте частицы, определите их разряд.
О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро всамое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Ответы и объяснения 2
ehomous236
1) утренне
2) ещё
3) раннем
4)утренняя
5)наполненное
6)выдуманных
7)навязанных
8)кем-то
9)утренняя
foromibl343
О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много ли вы знаете людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах “утренняя зарядка” многие же начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени не хватает, но и вообще не так уж и это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике, значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь, настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утром приятным и полезным! Да здравствует утренняя зарядка!
Частицы
Всё-таки (усилительный разр)
Ни на что (отрицание)
Всё ещё (Я думаю, одно и то же как с частицей всё-таки)
Больше не нашла.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат – это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!
Оргмомент
Установка на хорошую плодотворную работу (слайд1)
Словарная работа.
Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.
Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)
– Какой темой объединены слова? (Спорт)
-Что такое параолимпиада?
(В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.
-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.)
Определение темы урока.
– Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.
Объяснение нового материала. Работа с текстом.
Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: работа в паре.
Алгоритм
Прочитайте текст
Сделайте определенные пометки:
/ – это я знал;
+ – новая информация;
В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве. |
Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный? |
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. |
Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. |
Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам. |
К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. |
Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами. |
Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. |
Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. |
Вопрос: ли, разве, неужели |
Восклицание: что за, как. |
Указание: вот (а вот), вон (а вон). |
Сомнение: вряд ли, едва ли. |
Уточнение: именно, как раз. |
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти. |
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. |
Смягчение требования: -ка. |
К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. |
Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому.(отрицание всего предложения) За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения) |
Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать. |
В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)
Формообразующие частицы. Анализ предложений.
Цель: определить роль формообразующих частиц.
Алгоритм работы
запишите предложения их в тетрадь.
Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)
Определите наклонение глаголов-сказуемых.
Сделайте вывод.
К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.
В солнечный день мы отправились бы на пробежку.
Давай помечтаем о будущих победах.
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 1.
гл. пов. накл.
К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.
гл. усл.накл.
В солнечный день мы отправились бы на пробежку.
гл. пов.накл.
Давай помечтаем о будущих победах.
Смысловые частицы. (Слайд № 8)
Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.
Алгоритм
Прочитайте высказывания классиков литературы.
Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9)
Запишите предложения в тетрадь.
Над вставленными частицами надпишите что выражают
1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок: только, даже, что за, как.
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 2.
ограничение
Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
восклицание
2) Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
восклицание восклицание
3) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
усиление
4) Глупость не могли победить даже боги. (Ф.Шиллер)
6.Оцените себя, используя критерии.
Отрицательные частицы. (Слайд №10)
Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.
Алгоритм
Запишите.
Определите значение частиц и запишите.
Я не был в школе. (________________________)
Я был не в школе. (_________________________)
Я не мог не быть в школе. (_____________________)
Проверьте свою работу, пользуясь ключом.
Ключ к заданию 3.
Я не был в школе. (отрицание всего предложения)
Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)
Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)
Работа с текстом.
Цель: уметь различать разряды частиц.
Алгоритм
Прочитайте текст. Озаглавьте.
Определи тему (о чем текст?)
Определите стиль, тип текста
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.
Найдите в тексте частицы, определите их разряд.
О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Проверьте свою работу, пользуясь ключом
Ключ к заданию 4.
Тема: хорошая привычка
Стиль: публицистический
Тип: рассуждение
О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообрбодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмыслздравствует утренняя зарядка!
Рефлексия. (Слайд №12)
Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________
Сегодня на уроке я научился… ____________________________________
Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________
Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________
Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________
Допишите предложения.
Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»