О пользе утренней зарядки мы слышали еще

О пользе утренней зарядки мы слышали еще thumbnail

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид урока: урок-практикум.

Тема. Частицы. Разряды частиц.

Цели: 1. Дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.

2. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

3. Используя материал урока, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока.

Оргмомент

Установка на хорошую плодотворную работу (слайд 1)

Словарная работа.

Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)

– Какой темой объединены слова? (Спорт)

Сообщение ученика по статье газеты «Белебеевские известия»

Сообщение.

– Значение слова «параолимпиада»

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.

Определение темы урока.

– Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.

Объяснение нового материала. Работа с текстом.

Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в паре.

Алгоритм

Прочитайте текст

Сделайте определенные пометки:

/ – это я знал;

+ – новая информация;

В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный?

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: ли, разве, неужели

Восклицание: что за, как.

Указание: вот (а вот), вон (а вон).

Сомнение: вряд ли, едва ли.

Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

Смягчение требования: -ка. 

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Не бывать этому.(отрицание всего предложения) 

За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения)

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)

Формообразующие частицы. Анализ предложений.

Цель: определить роль формообразующих частиц.

Алгоритм работы

Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.

Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)

Определите наклонение глаголов-сказуемых.

Сделайте вывод.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

Давай помечтаем о будущих победах.

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 1.

гл. пов. накл.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

        гл. усл.накл.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

   гл. пов.накл.

Давай помечтаем о будущих победах.

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

Читайте также:  Жиросжигатели для похудения вред и польза и вред

5 и более ошибок – “2”

Смысловые частицы. (Слайд № 8)

Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.

Алгоритм

Прочитайте высказывания классиков литературы.

Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9)

Запишите предложения в тетрадь.

Над вставленными частицами надпишите что выражают

1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок: только, даже, что за, как.

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 2.

        ограничение

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

        восклицание
2) Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

восклицание                восклицание
3) Как упоителен, как  роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

        усиление
4) Глупость не могли победить даже боги. (Ф.Шиллер)

6.Оцените себя, используя критерии.

Отрицательные частицы. (Слайд №10)

Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.

Алгоритм

Прочитайте предложения, перепишите.

Определите значение частиц и запишите.

Я не был в школе. (________________________)

Я был не в школе. (_________________________)

Я не мог не быть в школе. (_____________________)

Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ к заданию 3.

Я не был в школе. (отрицание всего предложения)

Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)

Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)

Оцените себя, используя критерии.

Работа с текстом.

Цель: уметь различать разряды частиц.

Вид контроля: самоконтроль.

Вид работы: самостоятельная работа.

Алгоритм

Прочитайте текст. Озаглавьте.

Определи тему (о чем текст?)

Определите стиль, тип текста

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

Найдите в тексте частицы, определите их разряд.

О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 4.

Тема: хорошая привычка

Стиль: публицистический

Тип: рассуждение

О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка!

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

5 и более ошибок – “2”

Рефлексия. (Слайд №12)

Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________

Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________

Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________

Допишите предложения.

Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»

В конце марта наш город посетили 64 спортсмена из двенадцати городов и районов нашей республики. Они стали участниками I комплексной спартакиады инвалидов  РБ по лыжным гонкам. Параолимпийские соревнования проводились на Тропе Здоровья.

Люди разных возрастов, с разными физическими способностями, уровнем подготовки одинаково волновались на старте и верили в удачу. Среди участников была выпускница нашей школы Федотова Екатерина.

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

Источник

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид урока: урок-практикум.

Тема. Частицы. Разряды частиц.

Технология: модульная

Цели: 1. Дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.

Читайте также:  Удары по боксерской груше польза

2. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

3. Используя материал урока, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока.

Оргмомент

Установка на хорошую плодотворную работу

  1. Словарная работа.

Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)

– Какой темой объединены слова? (Спорт)

Сообщение ученика по статье газеты «Белебеевские известия»

Сообщение.

– Значение слова «параолимпиада»

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.

  1. Определение темы урока.

– Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.

  1. Объяснение нового материала. Работа с текстом.

Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в паре.

Алгоритм

  1. Прочитайте текст

  2. Сделайте определенные пометки:

/ – это я знал;

+ – новая информация;

В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный?

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: ли, разве, неужели

Восклицание: что за, как.

Указание: вот (а вот), вон (а вон).

Сомнение: вряд ли, едва ли.

Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

Смягчение требования: -ка.

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Не бывать этому.(отрицание всего предложения)

За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения)

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)

  1. Формообразующие частицы. Анализ предложений.

Цель: определить роль формообразующих частиц.

Алгоритм работы

  1. Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.

  2. Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)

  3. Определите наклонение глаголов-сказуемых.

  4. Сделайте вывод.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

Давай помечтаем о будущих победах.

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 1.

гл. пов. накл.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

гл. усл.накл.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

гл. пов.накл.

Давай помечтаем о будущих победах.

  1. Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

Читайте также:  Индол форте польза и вред

5 и более ошибок – “2”

  1. Смысловые частицы.

Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.

Алгоритм

  1. Прочитайте высказывания классиков литературы.

  2. Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.

  3. Запишите предложения в тетрадь.

  4. Над вставленными частицами надпишите что выражают

1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок: только, даже, что за, как.

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 2.

ограничение

  1. Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

восклицание
2) Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

восклицание восклицание
3) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

усиление
4) Глупость не могли победить даже боги. (Ф.Шиллер)

6.Оцените себя, используя критерии.

  1. Отрицательные частицы.

Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.

Алгоритм

  1. Прочитайте предложения, перепишите.

  2. Определите значение частиц и запишите.

Я не был в школе. (________________________)

Я был не в школе. (_________________________)

Я не мог не быть в школе. (_____________________)

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ к заданию 3.

Я не был в школе. (отрицание всего предложения)

Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)

Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)

  1. Оцените себя, используя критерии.

  1. Работа с текстом.

Цель: уметь различать разряды частиц.

Вид контроля: самоконтроль.

Вид работы: самостоятельная работа.

Алгоритм

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте.

  2. Определи тему (о чем текст?)

  3. Определите стиль, тип текста

  4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

  5. Найдите в тексте частицы, определите их разряд.

О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 4.

Тема: хорошая привычка

Стиль: публицистический

Тип: рассуждение

О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообрбодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмыслздравствует утренняя зарядка!

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

5 и более ошибок – “2”

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________

Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________

Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________

Допишите предложения.

  1. Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»

Сообщение

В конце марта наш город посетили 64 спортсмена из двенадцати городов и районов нашей республики. Они стали участниками I комплексной спартакиады инвалидов РБ по лыжным гонкам. Параолимпийские соревнования проводились на Тропе Здоровья.

Люди разных возрастов, с разными физическими способностями, уровнем подготовки одинаково волновались на старте и верили в удачу. Среди участников была выпускница нашей школы Федотова Екатерина.

Справка

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

Источник