О пользе стрельбы из арбалета

О пользе стрельбы из арбалета thumbnail

Профессионалы уверяют, что стрельба из арбалета намного легче, чем из лука. Чтобы обучиться ей, достаточно месяца, если тренироваться каждый день. А чтобы точно поражать мишень из лука, потребуется от шести месяцев до пары лет.

Арбалет (от латинского «arcaballista»: arcus — «дуга» и ballisto — «бросать») — это вид метательного устройства. Представляет собой механический лук. В его конструкцию входит деревянное ложе со встроенным спусковым механизмом, а снаружи — направляющий паз для стрел, плечи из дерева или металла и крестовина.

История возникновения арбалета

Прототип этого устройства был изготовлен в Сиракузах в 5 в. до н.э. Его называли гастрофетом или брюшным луком, потому что для осуществления выстрела необходим было надавить на спусковой механизм животом. В период Римской империи на смену гастрофету пришел карробалист — арбалет очень большого размера, устанавливаемый на повозку. Они были эффективны в бою вплоть до 6 в. н.э. Но потом об о нем забыли и оно вновь получило распространение в период крестовых войн.

Орудие наподобие арбалета имелось и в Китае во 2 в. до н.э. Его применяли в войнах с гуннами, но впоследствии о нем позабыли. Возрождение этого орудия в Китае произошло в 11 в. н.э.

Стрельба из арбалета приобрела популярность в Европе после Второй мировой войны. Был создан Международный арбалетный союз (1956 г., Бельгия), а в 1958 г. был организован первый чемпионат Европы. Вскоре были утверждены правила стрельбы. Первые международные состязания прошли в Австрии в 1979 г.

Основы стрельбы
Стрельба из арбалета предполагает освоение пяти основных направлений.
  • Изучение строения и принципа действия.
  • Подготовительный этап. На нем изучается и отрабатывается правильная стойка. Также происходит формирование мышечной памяти, для чего стрелку закрывают глаза и он ощущает только работу мышц.
  • Взведение и зарядка арбалета. Арбалет устроен так, что при перекошенной тетиве стрела вылетит совсем не в том направлении. Поэтому правильной зарядке арбалета уделяется особое внимание. Прежде всего нужно натянуть тетиву. Это называется взведением. Арбалеты могут оснащаться различными механизмами для взведения:

— Ручной взвод — устройство из ручки и двух крючков. Ручку движут к себе, при этом крючки захватывают и натягивают тетиву.

Arbalet ruchnoi vzvod

— Рычаг — состоит из двух частей: передней и толкающей. Первая упирается в ложе по бокам, а вторая натягивает тетиву до щелчка.

Arbalet vzvod rychagom

— Кабель — специальный шнур с крючками. Его накидывают на торец приклада или на спусковой механизм, а крючки крепятся к направляющей. При взводе арбалет опускают, в приклад упираются животом, обеими руками тянут за кабель в направлении замка.

Arbalet vzvod kabelem

— Лебедка — наиболее удобное устройство, в наибольшей степени облегчающее процесс взведения.

Arbalet vzvod lebedkoi

После взведения стрела помещается в паз. Все, можно стрелять.

  • Освоение стойки. Стрельба из арбалета стоя подразумевает правильную стойку: ноги на ширине плеч, корпус немного наклонен вперед, спина прогнута (для компенсации веса оружия), мускулатура шеи расслаблена, щека — у гребня приклада. Если стрелок правша, он поворачивается вполоборота направо, а если левша — то налево.

Stoika dlia strelby

  • Стрельба. При осуществлении выстрела следует дышать ровно, а курок спускать мягко, без резких движений. Прежде необходимо прикинуть удаленность цели, но это приходит с опытом.
Какие бывают арбалеты
Спортивные арбалеты

И хотя спортивная стрельба из арбалета сегодня не очень популярна, все же именно в ней изучаются все базовые технические элементы. Стрельбу ведут по очень маленьким целям (всего 4,5 мм) с дистанции 10 м.

Для спортивной стрельбы используются матчевые и полевые арбалеты. Отличие матчевых состоит в отсутствии стремени для ручного взвода. Взведение производится за счет различных устройств. У полевых стремя имеется, и взведение выполняется вручную.

Strelba iz arbaleta sport

Охотничьи арбалеты

Для ходовой охоты оптимальным вариантом выступают легкие рекурсивные арбалеты, ведь в поисках добычи можно долго бродить по лесу, порой согнувшись, а иногда и на коленях.

Strelba iz arbaleta okhota

Для охоты из засады вес имеет не столь принципиальное значение, поэтому подходят блочные арбалеты. Они стреляют быстро и негромко, отличаются большой точностью и легкостью взвода.

Strelba iz arbaleta okhota 2

Арбалеты для отдыха и развлечений

Используются для стрельбы на относительно малые расстояния – от 15 до 40 м. Как и охотничьи, бывают блочные и рекурсивные. Дальность дистанции определяется типом установленных плеч.

Существуют также арбалеты пистолетного типа. Они используются для соревновательных мероприятий среди детей и подростков.

Strelba iz arbaleta razvlechenie

Правда и вымысел
  • В России стрельба из арбалета как спортивная дисциплина существует с 1993 г. Не совсем. Официальный статус она получила еще в 1991-м, но соревнования стали проводиться с 1993-го. А в 1994 г. отечественные стрелки отлично показали себя на Чемпионате мира в Германии. Сегодня наша команда — одна из самых сильных в мире.
  • Правила турниров по стрельбе из лука и арбалета аналогичны. Это верно. Соревнуются в залах и на уличных стрельбищах, схожи расстояния, а также мишени из пяти цветов размером 25 см (для залов) и 60 см (для улицы). Стрелы для полевых арбалетов, как и для лука, имеют оперение.
  • К соревнованиям допускаются только участники с полевыми или матчевыми орудиями. Классификация арбалетов на спортивные, боевые и маломощные допускает взаимозаменяемость первых двух классов. Это связано с тем, что их характеристики практически аналогичны. Поэтому в некоторых состязаниях допускается использование охотничьего. Однако оно должно соответствовать требованиям, установленным правилами соревнований по спортивной стрельбе.
  • Все спортсмены используют на состязаниях идентичное снаряжение. Не вполне, определенные отличия имеются: стрелки матчевого направления надевают ботинки с жесткими берцами, надежно фиксирующими голеностоп, в полевом направлении, наоборот, такая обувь не разрешается.
  • Качественные стрелы выполнены из карбона. Возможно, но для арбалетной стрельбы они — не лучший вариант. Стрелы из дерева быстро ломаются, а железные слишком тяжелы. Поэтому самым лучшим материалом выступает дюралевый сплав — он достаточно упругий, не деформируется, но в то же время прочный и не ломается.
  • Стрельба из арбалета — дорогое удовольствие. Это правда — цена хорошего арбалета довольно велика, поэтому его приобретение доступно не любому. Поэтому в нашей стране существовала практика — брать арбалеты для соревнований в аренду. Что касается развлечений, то его можно сделать своими руками. Достаточно выточить ложе из дерева и закрепить на нем дуги от любого спортивного лука.

  • Охотиться с арбалетом в России запрещено. Такой запрет существовал, но 2 августа 2019 г Президент РФ внес изменения в Закон «Об оружии», которые формально разрешают охоту с арбалетом. Запреты по-прежнему касаются лишь браконьерства.
  • Для покупки арбалета и пользования им необходимо специальное разрешение. Если назначение арбалета — отдых и спорт, и натяжение его дуг не превышает 43 кг, он оружием не признается. Разрешение на него получать не нужно, но должен быть в наличии сопровождающий сертификат.
Читайте также:  Силиконовые формочки вред и польза
Похожие темы:
  • Спортивная стрельба. Виды и особенности. Плюсы и занятия
  • Стрельба из лука. Виды и особенности. Плюсы и минусы. История

Источник

О пользе стрельбы из арбалета

Конечно, абсолютно каждый вид спорта приносит пользу нашему организму. Но в силу уровня физической подготовки, темперамента или состояния здоровья люди зачастую не могут заниматься боксом или бегом, не хотят ходить на йогу или проводить время в прохладной воде бассейна. Однако существует лучный спорт – увлекательный и полезный для каждого, независимо от возраста и болезней.

Лучный спорт – отличный способ воспитать в себе спокойствие и силу духа, укрепить свой мышечный корсет, развить глазомер и поднять иммунитет. А стоит только купить лук, свой собственный, самый настоящий спортивный лук, как сразу сбудется главная мечта детства – стать похожим на героев преданий о Робине Гуде. Но вернемся к нашему здоровью. Даже медики отмечают, что самая лучшая осанка – у танцоров и лучников. А ведь от положения нашего позвоночника зависит очень многое. Даже надоедливая головная боль может возникать по причине неправильной осанки. Помимо прочего, лучный спорт улучшает состояние дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Стрельба из лука помогает в укреплении мышц. В первую очередь работают трицепсы и бицепсы, широчайшие мышцы, мышцы спины и груди. Это полезно для приобретения подтянутой, красивой фигуры в любом возрасте. Психологическое равновесие – еще один позитивный результат от занятий лучным спортом. Человек, стреляющий из лука, становится более спокойным, рассудительным и расслабленным, но при этом не теряет сосредоточенности и уверенности в своих силах. А ведь это прекрасные эмоции, которые вы получите вкупе с удовольствием от стрельбы и первыми попаданиями «в яблочко»!

Стрельба из лука является малотравматичным и очень интересным видом спорта, который оказывает как развивающее, так и воспитательное воздействие на организм. Этот вид спорта развивает за счёт специальных физических упражнений, которые выполняются в процессе стрельбы. Основная нагрузка идёт на мышцы верхней части плечевого пояса, а также затрагивает мышцы спины, например ромбовидные, которые имеют огромное значение при технически правильном выполнении выстрела. Также хорошо работаю дельтовидные и трапециевидные мышцы, при натяжении тетивы происходит экскурсия грудной клетки. Все вместе они улучшают крово- и лимфообращение в зонах плечевого пояса, верхней части спины, шеи, груди, рук, что в свою очередь улучшает кровообращение в спинном и головном мозгу. Большое насыщение кровью головного и спинного мозга – значит хорошее снабжение их кислородом, что улучшает их деятельность. Воспитательное воздействие заключается в том, что помимо физической силы, выносливости и стабильной техники, для достижения хороших результатов в этом виде спорта нужны сдержанность, уверенность и спокойствие, так как одним из основных факторов для хорошего результата является правильный моральный настрой [1].

Стрельба из лука требует предельно напряженной нервной деятельности. Регулярная тренировка обеспечивает выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развивает способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища, концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение, решительность.

Основам стрельбы из лука не так уж сложно обучиться даже самостоятельно. Однако устойчивая снайперская меткость требует долгих часов тренировки. Когда вы освоите азы стрельбы, у вас появится масса способов насладиться этим видом спорта. Тысячи любителей стрельбы из лука не охотятся и никогда не участвуют в соревнованиях. Они вполне довольны возможностью, предаться любимому занятию на природе или в специальных клубах. Они стреляют исключительно ради удовольствия. Стрельба из лука – это спорт, который может принести радость любому человеку, любого возраста. Многие из лучших в мире стрелков – женщины. Люди с ограниченными физическими способностями также могут реализовать себя в этом виде спорта, и не только как любители. Многие из них – состоявшиеся профессионалы турниров и успешные охотники. Словом, стрельба из лука – это море удовольствия, новые друзья и возможность открыть в себе новые таланты. Если просто развлечение стрельбой из лука не удовлетворяет амбициям, то к вашим услугам множество открытых региональных и федеральных соревнований, которые проводит Федерация стрельбы из лука России, да и многие международные соревнования, проводящиеся в различных странах, имеют открытый статус.

Стрелковый клуб “Стрелец”

Источник

Важное примечание: помните, что Ваша дальность полета стрелы, будет зависеть в основном от веса стрелы/наконечника, а также от технических характеристики Вашего арбалета. Для получения подробного понимания того, как это повлияет, как далеко может стрелять Ваш арбалет смотрите другую статью: падение скорости стрелы в зависимости от расстояния. В ней, Вы узнаете какую скорость теряет стрела при полете от нуля до 50 метров, в зависимости от начальной скорости вылета стрелы

Так …, как далеко?

Ответ будет зависеть от четырех факторов:

  • Насколько хорош Ваш stuff (подбор арбалета, стрелы и наконечника)?
  • Вы охотитесь или стреляете по фиксированной мишени?
  • Какова начальная скорость вылета стрелы Вашего арбалета?
  • Насколько хорош Ваш прицел?

Если достижение максимального показателя является главным, то возьмем к примеру популярные модели: арбалет Interloper Стикс или арбалет Man Kung XB 52, с показателями вылета стрелы от 105 м./с. Если стрелу выпустить под углом 45 градусов, то стрела пролетит более 400 метров. Но мы с Вами должны понимать, что попасть с такого расстояния прицельно никогда не получится, но и в принципе у Вас не должно быть задачи попадания с такого дикого расстояния.

Читайте также:  Масло расторопши польза для кишечника

Убойная дальность стрельбы из арбалета.

Эффективный диапазон поражения на охоте стрелой из арбалета.

При использовании любого арбалета с начальной скоростью вылета стрелы от 100 м./с и выше, средний эффективный диапазон попадания в мишень равняется 45 до 60 метров. Можно, конечно попробовать сделать выстрел и на 80 и даже на 100 метров, но помните, что с каждым метром скорость стрелы падает и если к примеру, Вы на охоте, то мощности выстрела на больших дистанциях может и не хватить для поражения дичи. Реальный вопрос здесь состоит в том, можно ли поразить животное с совершенной точностью и пробить жизненный орган (ы); большинство людей так и не могут прийти к точному ответу. Именно поэтому, большинство охотников с арбалетами, предпочитают делать выстрел максимум с расстояния в 30 метров. Не потому, что стрела не поразит зверя на большом расстоянии, а потому что они хотят быть уверенными, что стрела попадет именно туда, куда и должна, в противном случае, охотник бы только ранил бы зверя, и он бы мучался. Охотники в 99% это гуманные люди.

Эффективный диапазон тренировочной стрельбы из арбалета.

Тренировочная стрельба, обычно происходит с обычным спортивным наконечникам по изолоновым щитам. Тренировочная стрельба, может проходить на любое удобное для Вас расстояние, но стоит знать, что если Вы собираетесь в лес на охоту, то желательно свой арбалет пристрелять на предполагаемую дистанцию для охоты. Так же помните, что Ваш охотничий наконечник, должен быть такого же веса, как и Ваш спортивный, соответственно стрелы должны быть идентичные на пристрелки на самой охоте. При желании Вы можете попадать и на 80 и на 100 метров, но это потребует от Вас много времени и терпения, чтобы пристрелять арбалет на такую дистанцию, но для охоты это уже будет не эффективный диапазон поражения.

Не забывайте, что стрела, выпущенная даже из самого мощного и быстрого арбалета, начнет снижение буквально уже через 15 метров.

Посмотрите более наглядно: стрела 400 гран, выпущенных из арбалета с начальной скоростью вылета стрелы в 107 м./с. (350 fps), понизятся по вертикали следующим образом:

1.5 см. на 18 метрах

9.67 см. на 27 метрах

27.45 см на 36 метрах

53.67 см. на 45 метрах

похожие материалы:

16.09.18 Падение скорости вылета стрелы в зависимости от расстояния

Магазаин арбалетов и луков Sarbaletom.ru

14.09.18  ТТХ блочных и рекурсивных арбалетов Man Kung – спецификация.

12.09.18 Инструкция и подсказки для первого использования своего арбалета.

21.05.18 Дальность стрельбы из арбалета

Источник

Âñåì ïðèâåò!

Ïåðâûì äåëîì âíåñó ïîïðàâêó ê ýòîé ñòàòüå î Áàëëåñòðèíî: https://pikabu.ru/story/ballestrino_instrument_professionala…

Äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ êðèìèíàëüíîå ïðèìåíåíèå äåâàéñîâ ìíå íå èçâåñòíî. Ïî ìíåíèþ ýêñïåðòîâ â òåìå ìåòàòåëüíîãî îðóæèÿ, ýòî ñêîðåå ðàçâëåêàòåëüíûé/òðåíèðîâî÷íûé àðáàëåò äëÿ ñîñòîÿòåëüíûõ ïàðíåé. 

 ñåãîäíÿøíåé ñòàòüå õî÷ó îçíàêîìèòü âàñ ñ ðàçíîâèäíîñòÿìè àðáàëåòîâ 14-18 âåêîâ è îñîáåííîñòÿìè èõ ïðèìåíåíèÿ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Íà÷í¸ì ñ íà÷àëà.

Âèêè íàì ñîîáùàåò, ÷òî àðáàëåò – ýòî ëóê, çàêðåïë¸ííûé íà ëîæå è îñíàù¸ííûé ñïóñêîâûì ìåõàíèçìîì.

Àðáàëåò êàê ïðàâèëî ïðåâîñõîäèò ëóê ïî òî÷íîñòè è äàëüíîñòè ñòðåëüáû, íî ñèëüíî ïðîèãðûâàåò â ñêîðîñòðåëüíîñòè.

Äëÿ ñòðåëüáû èç àðáàëåòà èñïîëüçîâàëèñü áîëòû – îñîáûå àðáàëåòíûå ñòðåëû, êîòîðûå îáû÷íî áûëè òîëùå è êîðî÷å ëó÷íûõ. Òàêæå èçâåñòíû ðàçíîâèäíîñòè àðáàëåòîâ, èñïîëüçóþùèå ñôåðè÷åñêèå ïóëè èç ìåòàëëà è êàìíÿ.

Îñíîâíîé ÷àñòüþ àðáàëåòà ÿâëÿåòñÿ ëîæå.

Íà í¸ì çàêðåïëåíà äóãà (ëóê), ñòðåìÿ èëè äðóãèå óïîðû äëÿ ìåõàíè÷åñêèõ ïðèñïîñîáëåíèé çàðÿæàíèÿ. Âíóòðè ëîæà íàõîäèëñÿ ñïóñêîâîé ìåõàíèçì, îí æå ìåõàíèçì óäåðæàíèÿ íàòÿíóòîé òåòèâû.

Õîòÿ àðáàëåò áûë èçâåñòåí ñ àíòè÷íûõ âðåì¸í, íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå îí ïîëó÷èë â Åâðîïå â 14-16-ì âåêå.

Àðõåîëîãè÷åñêèå íàõîäêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî â Åâðîïå àðáàëåò èñïîëüçîâàëñÿ âåñü ïåðèîä ñðåäíåâåêîâüÿ. Ýòî 5-15 âåê, åñëè êòî íå â êóðñå.

Äî 13-ãî âåêà ñïåöèàëüíûõ ïðèñïîñîáëåíèé çàðÿæàíèÿ íå ïðîñëåæèâàåòñÿ.

Âçâîäèëè ðàííèé àðáàëåò ìóñêóëüíîé ñèëîé äâóõ ðóê.

Ïîÿñíîé êðþê ïîÿâèëñÿ â 13-ì âåêå, àðáàëåòû, âçâîäèìûå êðþêîì, ïîëó÷èëè çàìåòíóþ ïðèáàâêó â ìîùíîñòè. Âçâîäèëè òàêîé àðáàëåò ñ ïîìîùüþ ñòðåìåíè ðàçãèáàíèåì íîãè è/èëè ñïèíû. Ïîÿñíûå êðþêè ñî âðåìåíåì óëó÷øàëè äîïîëíèòåëüíûìè ðîëèêàìè. Òàêîé ïîÿñ ñ êðþêîì è ðîëèêîì íàçûâàþò *Ñàìñîíîâ ïîÿñ*.

Èçâåñòíà àðõåîëîãè÷åñêàÿ íàõîäêà ïîãèáøåãî àðáàëåò÷èêà â ðóèíàõ Èçÿñëàâëÿ â ñëîå 13-ãî âåêà. Íà ïîÿñå âîèíà îáíàðóæåí ñïåöèàëüíûé êðþê, êîòîðûì âçâîäèëàñü àðáàëåòíàÿ òåòèâà. Ïðè÷¸ì, åñëè ñðàâíèâàòü âñå íàõîäêè àðáàëåòíûõ ïîÿñíûõ êðþêîâ, òî îêàæåòñÿ, ÷òî êðþê èçÿñëàâëüñêîãî àðáàëåò÷èêà — ñàìûé äðåâíèé â Åâðîïå!

Àðáàëåòíûå êðþêè èçîáðàæåíû íà ðèñóíêå íèæå ïîä íîìåðîì 3 è 4.

Íîìåð 2 – *ñàìñîíîâ ïîÿñ*

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Ïîñòîÿííûå ïîïûòêè óñèëèòü àðáàëåòû âûíóæäàëè îðóæåéíèêîâ ïðèäóìûâàòü íîâûå ñïîñîáû çàðÿæàíèÿ.  14-ì âåêå ïîÿâëÿåòñÿ ðû÷àæíàÿ ñèñòåìà çàðÿæàíèÿ, àêà *Êîçüÿ íîãà*.

Ðàííÿÿ êîçüÿ íîãà âûãëÿäåëà âîò òàê:

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Áîëåå ïîçäíÿÿ ðû÷àæíàÿ ñèñòåìà:

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Êàê âèäèòå, âòîðîé âàðèàíò ðû÷àæíîé ñèñòåìû îïèðàåòñÿ íà ñêâîçíîé ñòàëüíîé øòèôò â ëîæå.

 òîì æå 14-ì âåêå ïîÿâèëàñü áîëåå ñëîæíàÿ ñèñòåìà íàòÿæåíèÿ òåòèâû – ïîëèñïàñòíàÿ. Ïî ñóòè ýòî ëåá¸äêà, îäåâàåìàÿ íà àðáàëåò.

Èçâåñòíà êàê *Àíãëèéñêèé â0ðîò*, âûãëÿäèò òàê (ôîòî ñîâðåìåííîé ðåêîíñòðóêöèè):

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Ìàòåðèàë òåòèâû è ëåá¸äî÷íîé âåð¸âêè – ïåíüêà.

Õâîñòîâàÿ ÷àñòü ñ âàëîì è ðóêîÿòêàìè – ñú¸ìíàÿ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Âñå êîë¸ñà áëîêîâ êîâàíûå ñ ïîñëåäóþùèì ðó÷íûì äîïèëèâàíèåì. ×óäîâèùíûé îáú¸ì ðàáîò.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Ïåðâûå ïðîñòûå àðáàëåòû èñïîëüçîâàëè äóãó èç öåëüíîé äðåâåñèíû. Ïîçæå ìàòåðèàëîì äëÿ äóãè âñ¸ ÷àùå ñëóæèò êîìïîçèòíûé ëóê, ñêëååííûé èç íåñêîëüêèõ ïîðîä äåðåâà, óñèëåííûé ñóõîæèëèÿìè, èíîãäà ðîãîâûìè èëè êîñòÿíûìè íàêëàäêàìè.

Ïðàâèëüíî îáðàáîòàííûå ñóõîæèëèÿ âûäåðæèâàëè íàãðóçêó â 3-4 ðàçà âûøå, ÷åì äåðåâî. Äî 20 êèëîãðàììîâ íà 1 êâàäðàòíûé ìèëëèìåòð!

Ñëîè äðåâåñèíû â äóãå àðáàëåòà êëåèëèñü ðûáíûì êëååì. Íà Ðóñè ëó÷øèì ñ÷èòàëñÿ êëåé, ïðèãîòîâëåííûé èç í¸áà âîëæñêîãî îñåòðà.

Читайте также:  Презентация на тему польза витаминов

Ðàçíîîáðàçèå íåîáû÷íûõ ìàòåðèàëîâ, ïðèìåíÿâøèõñÿ â ëó÷íîì äåëå, ãîâîðèò î òîì, ÷òî ìíîãèå êîíñòðóêòèâíûå ðåøåíèÿ äîñòèãàëèñü îïûòíûì ïóòåì.

Òÿæåëûé àðáàëåò, Ãîëëàíäèÿ, îêîëî 1700 ãîäà.

Ñòàëüíîé êîâàííûé ëóê, áëî÷íàÿ ñèñòåìà íàòÿæåíèÿ òåòèâû. Äëèíà îáùàÿ 1160 ìì, ðàçìàõ ïëå÷ ëóêà 830 ìì. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

 íà÷àëå 15-ãî âåêà èíæåíåðíàÿ ìûñëü â îáëàñòè âîéíû ñîâåðøèëà ñðàçó äâà ñåðü¸çíûõ øàãà, ïîçâîëèâøèõ óñèëèòü àðáàëåòû â íåñêîëüêî ðàç:

1. Èçîáðåòåíèå ðåå÷íî-ðåäóêòîðíîãî ìåõàíèçìà íàòÿæåíèÿ, èìåíóåìîãî êðàíåêèíîì, òàêæå èçâåñòíîãî, êàê *Íåìåöêèé â0ðîò*.

2.  êîíñòðóêöèè äóãè àðáàëåòîâ íà÷àëè ïðèìåíÿòü ñòàëü.

Êðàíåêèí âûãëÿäèò òàê:

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Áîëüøàÿ ÷àñòü êðàíåêèíîâ áûëà óòèëèòàðíîé æåëåçÿêîé. Äî íàøèõ äíåé äîøëî áîëüøå áîãàòûõ îáðàçöîâ ñ ôèãóðíûìè ïðîïèëàìè, ãðàâèðîâêîé è äàæå ïîçîëîòîé.

Î÷åâèäíî, ðóêà íå ïîäíÿëàñü ïåðåäåëàòü êðàñîòó.

Ñõåìà êðàíåêèíà:

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Êîýôôèöèåíò ïåðåäà÷è íèæíåãî äåâàéñà ðàâåí 103.

Òî åñòü, ïðèëîæèâ óñèëèå 10êã, ìîæíî âçâîäèòü àðáàëåò íàòÿæåíèåì 1030 êã!

Ìåõàíèçì, ñ òî÷êè çðåíèÿ êîýôôèöèåíòà ïåðåäà÷è, ïðàêòè÷åñêè èäåàëåí.

Êðàíåêèí íà ïîñëåäíåì ôîòî äîâîëüíî òàêè íåñòàíäàðòíûé: âðàùåíèå ðóêîÿòè â âåðèêàëüíîé ïëîñêîñòè, ôèêñàöèÿ íà ëîæå ñòàëüíûìè çàöåïàìè.

Äëÿ áîëåå ïîçäíèõ ìåõàíèçìîâ ïðèâîäÿòñÿ êîýôôèöèåíòû ïåðåäà÷è îò 130 äî 170 (äëÿ ñîâñåì ëåíèâûõ, âèäèìî).

Ïîÿâëåíèå ñòàëüíîé äóãè áûëî çåíèòîì â ðàçâèòèè êîíñòðóêöèè àðáàëåòà.

Ñòàëüíûå äóãè îáëàäàëè òàêîé ãèáêîñòüþ, êàêóþ ïðåæäå íå ìîã îáåñïå÷èòü íè îäèí îðãàíè÷åñêèé ìàòåðèàë.

Ñïîðòñìåí âèêòîðèàíñêîé ýïîõè Ðàëüô Ïåéíå-Ãýëëâè ïðîâåë èñïûòàíèÿ áîëüøîãî âîåííîãî àðáàëåòà, íàòÿæåíèå òåòèâû êîòîðîãî ðàâíÿëîñü 550 êã. Ýòîò àïïàðàò ïîñûëàë 85-ãðàììîâóþ ñòðåëó íà ðàññòîÿíèå 420 ìåòðîâ.

Ý. Õàðìóò, ñïåöèàëèñò ïî èñòîðèè àðáàëåòà, óòâåðæäàåò, ÷òî ñóùåñòâîâàëè äóãè ñ íàòÿæåíèåì âäâîå áîëüøèì.

Îäíàêî, â ñðåäíèå âåêà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè áûëè àðáàëåòû ñ íàòÿæåíèåì ñóùåñòâåííî ìåíüøèì, êîòîðûå âçâîäèëèñü ðóêàìè èëè ðû÷àãîì. Âñ¸ æå ýòè êîíñòðóêöèè áûëè çàìåòíî äåøåâëå ïîëèñïàñòíûõ è ðåå÷íî-ðåäóêòîðíûõ âàðèàíòîâ.

Ìîëîäîé àðáàëåò÷èê óïðàæíÿåòñÿ ñ êðàíåêèíîì, ñêèíóâ ìîäíåéøåå ìåõîâîå ïàëüòèøêî (:

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Áîëåå ìîùíûå àðáàëåòû òðåáîâàëè íàäåæíûõ ñïóñêîâûõ ìåõàíèçìîâ.

Ñïóñêîâûå ìåõàíèçìû, èñïîëüçîâàâøèåñÿ åâðîïåéöàìè è îáû÷íî ñîñòîÿâøèå èç ïîâîðà÷èâàþùåãîñÿ çóáà è ïðîñòîãî ðû÷àæíîãî ñïóñêà, óñòóïàëè êèòàéñêèì, êîòîðûå èìåëè ïðîìåæóòî÷íûé ðû÷àæîê, ïîçâîëÿâøèé ïðîèçâîäèòü âûñòðåë êîðîòêèì è ëåãêèì íàæàòèåì íà ñïóñêîâîé ðû÷àã.

 íà÷àëå 16-ãî âåêà â Ãåðìàíèè íà÷àëè èñïîëüçîâàòü ìíîãîðû÷àæíûå ñïóñêîâûå ìåõàíèçìû áîëåå ñîâåðøåííîé êîíñòðóêöèè. Èíòåðåñíî, ÷òî íåñêîëüêî ðàíüøå Ëåîíàðäî äà Âèí÷è ïðèäóìàë òàêóþ æå êîíñòðóêöèþ ñïóñêîâîãî ìåõàíèçìà è ðàñ÷åòíûì ïóòåì äîêàçàë åå ïðåèìóùåñòâà.

Íåìåöêèé àðáàëåò 1620 ãîäà.

Äëèíà àðáàëåòà 870 ìì, äëèíà äóãè 940 ìì, ñâîáîäíûé õîä òåòèâû 455 ìì.

Ñèëà íàòÿæåíèÿ ýòîãî îáðàçöà îêîëî 120-150 êã. Íà àðáàëåòå ïðèñóòñòâóåò àóòåíòè÷íîå óñòðîéñòâî äëÿ íàòÿæåíèÿ òåòèâû. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Âî ìíîãèõ ñòàòüÿõ îïèñûâàþò çíà÷èòåëüíóþ ðàçíèöó ìåæäó âðåìåíåì ïîäãîòîâêè ëó÷íèêà è àðáàëåò÷èêà. Ýòî íå ñîâñåì òàê.

Òîëêîâîãî ëó÷íèêà-ñåðåäíÿ÷êà ìîæíî ïîäãîòîâèòü çà 6-9 ìåñÿöåâ ðåãóëÿðíûõ òðåíèðîâîê 3 ðàçà â íåäåëþ.

Àðáàëåò íåñêîëüêî ïðîùå â ïðèöåëèâàíèè è ñòðåëüáå, íî íàìíîãî ñëîæíåå â êîíñòðóêöèè è  îáñëóæèâàíèè. Òàêèì îáðàçîì, ïîëíîöåííàÿ ïîäãîòîâêà àðáàëåò÷èêà çàíèìàåò íåìíîãèì ìåíüøå âðåìåíè.

Íå ñòîèò çàáûâàòü, ÷òî óðîâåíü òåõíè÷åñêîé ãðàìîòíîñòè â ñðåäíèå âåêà áûë íåâûñîêèì. ×àñòü ãðàæäàí ìåõàíèçìîâ ñëîæíåå ëîïàòû îòêðîâåííî ïîáàèâàëàñü. Âîçìîæíî, íà ýòîé ïî÷âå àðáàëåòû ñòàëè íàçûâàòü äüÿâîëüñêèì îðóæèåì.

Àðáàëåò, Ãåðìàíèÿ, 1450-1500 ãîäû. Äóãà êîìïîçèòíàÿ, îáòÿíóòà çìåèíîé êîæåé. Ëîæå äåðåâÿííîå, ïîêðûòî êîñòÿíûìè ïëàñòèíàìè. Ìåõàíèçì íàòÿæåíèÿ òåòèâû ðû÷àæíî-ðåå÷íûé. Ðàçìàõ ïëå÷ 710 ìì, ñèëà íàòÿæåíèÿ îêîëî 90 êã. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Î ìîùíîñòè.

Ñèëà íàòÿæåíèÿ ëóêîâ ìîãëà êîëåáàòüñÿ îò 25 äî 50 êã, ñèëüíî â ñðåäíåì.

Ðàçáðîñ ìîùíîñòè àðáàëåòîâ â îäíîì ïîäðàçäåëåíèè ìîã áûòü îò 45 äî 400 êã, è äàæå áîëüøå.

Ñêîððåêòèðîâàòü ýôôåêòèâíóþ äàëüíîñòü ñòðåëüáû ñ òàêèì ðàçáðîñîì áûëî íåïðîñòî. Çàëïîâàÿ ñòðåëüáà èç àðáàëåòîâ áûëà íåâîçìîæíà èç-çà ðàçíîãî âðåìåíè çàðÿæàíèÿ, áîëåå ïîëîãîé òðàåêòîðèè ïîë¸òà áîëòîâ è ìåíüøåé ïëîòíîñòè ñòðîÿ.

Àðáàëåòû ñ êðþêàìè, ðû÷àãàìè, ìåõàíè÷åñêèìè â0ðîòàìè ïðèìåíÿëèñü â ðàçíûõ ïðîïîðöèÿõ ïî÷òè â ëþáîé ïåðèîä ñ ìîìåíòà âîçíèêíîâåíèÿ. Òî åñòü, àðáàëåòû áîëåå ïðîäâèíóòûõ êîíñòðóêöèé íå âûòåñíÿëè ìîäåëè ïîïðîùå.

Îòäåëüíî ïîä÷åðêíó: àðáàëåò è ëóê ÑÎÑÓÙÅÑÒÂÓÞÒ íà ïîëå áîÿ âåñüìà ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ. Äàæå îãíåñòðåë, ïîÿâèâøèéñÿ â 14-ì âåêå, ñìîã ïîòåñíèòü ýòè ðàçíîâèäíîñòè ìåòàòåëüíîãî îðóæèÿ òîëüêî ê 17-ìó âåêó.

Î ìåòàòåëüíîì ñíàðÿäå.

Áîëòû ñ àóêöèîíà Hermann Historica.

Àðñåíàëà ãîðîäà Çîëîòóðí, Øâåéöàðèÿ, îêîëî 1500 ãîäà. Äëèíà îò 310 äî 425 ìì. Âåñ îò 57 äî 110 ãðàììîâ. Îïåðåíèå – äåðåâÿííîå. Ïàðà ëåâûõ áîëòîâ èìåþò ëàòóííûå ïÿòî÷êè. Ýòè áîëòû èñïîëüçîâàëèñü äëÿ îõîòû. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Àðáàëåòíûå áîëòû îáû÷íî èìåþò äëèíó 300-450 ìì, òîëùèíó 10-20 ìì. Äðåâêî ìîãëî èìåòü ðàçíóþ ôîðìó, â òîì ÷èñëå îáðàòíîêîíè÷åñêóþ èëè âåðåòåíîîáðàçíóþ. Îïåðåíèå èçãîòàâëèâàëè èç áóìàãè, êîæè, äåðåâà.

Íà ôîòî íèæå áîëò ñíàðÿæ¸í îïåðåíèåì, âûðåçàííûì èç êíèãè. Ñòðàíèöû êíèã äåëàëè èç ïåðãàìåíòà – òîíêîé êîæè. Äàëåêî íå âñå âîåííûå óìåëè ÷èòàòü, ïîýòîìó ÷àñòü òðîôåéíûõ êíèã ìîãëè èçâîäèòü âîò òàêèì âàðâàðñêèì ñïîñîáîì.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Õðàíèëè àðáàëåòíûå áîëòû â íåáîëüøèõ êîë÷àíàõ êîðîá÷àòîãî òèïà. Êîë÷àíû-êîðîáêè èìåëè äåðåâÿííóþ îñíîâó, ìîãëè êðàñèòüñÿ, ïîêðûâàòüñÿ êîæåé, òêàíüþ, ìåõîì.

Êîë÷àí îáû÷íî íîñèëè íà ïîÿñå.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

Àðáàëåò, 1425-1475 ãîäû, Àâñòðèÿ.

Äëèíà 956 ìì, äëèíà äóãè 755 ìì, âåñ 3989 ãðàììîâ.

Àðáàëåò îñíàùåí êîìïîçèòíûì ëóêîì, èç íåñêîëüêèõ ñîðòîâ äåðåâà, ðîãîâûõ íàêëàäîê, ñóõîæèëèé æèâîòíûõ. Êëåé – æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ñíàðóæè ëóê îêëååí áåðåñòîé, ïîêðàøåí. Ëîæå àðáàëåòà ñäåëàíî èç åâðîïåéñêîãî ãðàáà, èíêðóñòèðîâàíî êîñòüþ. Ëóê çàêðåïëåí ñ ïîìîùüþ ïîëîñ ñûðîìÿòíîé êîæè è ïåíüêîâûõ âåðåâîê.

Îðóæèå èç ñîáðàíèÿ The Metropolitan Museum of Art. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.

Àðáàëåò. Îò ïîçäíåãî ñðåäíåâåêîâüÿ äî íîâîãî âðåìåíè. Àðáàëåò, Áàëåñòåð, Ñðåäíåâåêîâüå, Ðåíåññàíñ, Ìåòàòåëüíîå îðóæèå, Ôîòîãðàôèÿ, Äëèííîïîñò

 ðàçëè÷íûõ ïîïóëÿðíûõ ïóáëèêàöèÿõ åñòü ìíîæåñòâî ïðîòèâîðå÷èâûõ öèôð íà òåìó ïðîáèâàíèÿ áðîíè è äàëüíîñòè âûñòðåëà àðáàëåòà. Îñíîâàíû îíè íà ïîâåñòâîâàòåëüíûõ èñòî÷íèêàõ 15-17 âåêîâ. Òàêóþ èíôîðìàöèþ ñëåäóåò ïðèíèìàòü êðàéíå îñòîðîæíî.

Ïî ìîåìó ìíåíèþ, ýêñïåðèìåíò ñî ñòðåëüáîé ïî ìèøåíè ãîðàçäî áîëåå èíôîðìàòèâåí, ÷åì áàéêè êàêîãî-íèáóäü Ïåòåðà èç Øòóòãàðòà. Ýòîò ïîñëå ïàðû êðóæåê ýëÿ òàêîå ðàññêàæåò, òîëüêî óñïåâàé çàïèñûâàòü…

Èìåþòñÿ ðåçóëüòàòû èñïûòàíèé â àýðîäèíàìè÷åñêîé òðóáå ïÿòè òèïîâ ñòðåë, èçîáðàæåííûõ íà ðèñóíêå íèæå.

О пользе стрельбы из арбалета