О пользе стрельбы из арбалета
Профессионалы уверяют, что стрельба из арбалета намного легче, чем из лука. Чтобы обучиться ей, достаточно месяца, если тренироваться каждый день. А чтобы точно поражать мишень из лука, потребуется от шести месяцев до пары лет.
Арбалет (от латинского «arcaballista»: arcus — «дуга» и ballisto — «бросать») — это вид метательного устройства. Представляет собой механический лук. В его конструкцию входит деревянное ложе со встроенным спусковым механизмом, а снаружи — направляющий паз для стрел, плечи из дерева или металла и крестовина.
История возникновения арбалета
Прототип этого устройства был изготовлен в Сиракузах в 5 в. до н.э. Его называли гастрофетом или брюшным луком, потому что для осуществления выстрела необходим было надавить на спусковой механизм животом. В период Римской империи на смену гастрофету пришел карробалист — арбалет очень большого размера, устанавливаемый на повозку. Они были эффективны в бою вплоть до 6 в. н.э. Но потом об о нем забыли и оно вновь получило распространение в период крестовых войн.
Орудие наподобие арбалета имелось и в Китае во 2 в. до н.э. Его применяли в войнах с гуннами, но впоследствии о нем позабыли. Возрождение этого орудия в Китае произошло в 11 в. н.э.
Стрельба из арбалета приобрела популярность в Европе после Второй мировой войны. Был создан Международный арбалетный союз (1956 г., Бельгия), а в 1958 г. был организован первый чемпионат Европы. Вскоре были утверждены правила стрельбы. Первые международные состязания прошли в Австрии в 1979 г.
Основы стрельбы
Стрельба из арбалета предполагает освоение пяти основных направлений.
- Изучение строения и принципа действия.
- Подготовительный этап. На нем изучается и отрабатывается правильная стойка. Также происходит формирование мышечной памяти, для чего стрелку закрывают глаза и он ощущает только работу мышц.
- Взведение и зарядка арбалета. Арбалет устроен так, что при перекошенной тетиве стрела вылетит совсем не в том направлении. Поэтому правильной зарядке арбалета уделяется особое внимание. Прежде всего нужно натянуть тетиву. Это называется взведением. Арбалеты могут оснащаться различными механизмами для взведения:
— Ручной взвод — устройство из ручки и двух крючков. Ручку движут к себе, при этом крючки захватывают и натягивают тетиву.
— Рычаг — состоит из двух частей: передней и толкающей. Первая упирается в ложе по бокам, а вторая натягивает тетиву до щелчка.
— Кабель — специальный шнур с крючками. Его накидывают на торец приклада или на спусковой механизм, а крючки крепятся к направляющей. При взводе арбалет опускают, в приклад упираются животом, обеими руками тянут за кабель в направлении замка.
— Лебедка — наиболее удобное устройство, в наибольшей степени облегчающее процесс взведения.
После взведения стрела помещается в паз. Все, можно стрелять.
- Освоение стойки. Стрельба из арбалета стоя подразумевает правильную стойку: ноги на ширине плеч, корпус немного наклонен вперед, спина прогнута (для компенсации веса оружия), мускулатура шеи расслаблена, щека — у гребня приклада. Если стрелок правша, он поворачивается вполоборота направо, а если левша — то налево.
- Стрельба. При осуществлении выстрела следует дышать ровно, а курок спускать мягко, без резких движений. Прежде необходимо прикинуть удаленность цели, но это приходит с опытом.
Какие бывают арбалеты
Спортивные арбалеты
И хотя спортивная стрельба из арбалета сегодня не очень популярна, все же именно в ней изучаются все базовые технические элементы. Стрельбу ведут по очень маленьким целям (всего 4,5 мм) с дистанции 10 м.
Для спортивной стрельбы используются матчевые и полевые арбалеты. Отличие матчевых состоит в отсутствии стремени для ручного взвода. Взведение производится за счет различных устройств. У полевых стремя имеется, и взведение выполняется вручную.
Охотничьи арбалеты
Для ходовой охоты оптимальным вариантом выступают легкие рекурсивные арбалеты, ведь в поисках добычи можно долго бродить по лесу, порой согнувшись, а иногда и на коленях.
Для охоты из засады вес имеет не столь принципиальное значение, поэтому подходят блочные арбалеты. Они стреляют быстро и негромко, отличаются большой точностью и легкостью взвода.
Арбалеты для отдыха и развлечений
Используются для стрельбы на относительно малые расстояния – от 15 до 40 м. Как и охотничьи, бывают блочные и рекурсивные. Дальность дистанции определяется типом установленных плеч.
Существуют также арбалеты пистолетного типа. Они используются для соревновательных мероприятий среди детей и подростков.
Правда и вымысел
- В России стрельба из арбалета как спортивная дисциплина существует с 1993 г. Не совсем. Официальный статус она получила еще в 1991-м, но соревнования стали проводиться с 1993-го. А в 1994 г. отечественные стрелки отлично показали себя на Чемпионате мира в Германии. Сегодня наша команда — одна из самых сильных в мире.
- Правила турниров по стрельбе из лука и арбалета аналогичны. Это верно. Соревнуются в залах и на уличных стрельбищах, схожи расстояния, а также мишени из пяти цветов размером 25 см (для залов) и 60 см (для улицы). Стрелы для полевых арбалетов, как и для лука, имеют оперение.
- К соревнованиям допускаются только участники с полевыми или матчевыми орудиями. Классификация арбалетов на спортивные, боевые и маломощные допускает взаимозаменяемость первых двух классов. Это связано с тем, что их характеристики практически аналогичны. Поэтому в некоторых состязаниях допускается использование охотничьего. Однако оно должно соответствовать требованиям, установленным правилами соревнований по спортивной стрельбе.
- Все спортсмены используют на состязаниях идентичное снаряжение. Не вполне, определенные отличия имеются: стрелки матчевого направления надевают ботинки с жесткими берцами, надежно фиксирующими голеностоп, в полевом направлении, наоборот, такая обувь не разрешается.
- Качественные стрелы выполнены из карбона. Возможно, но для арбалетной стрельбы они — не лучший вариант. Стрелы из дерева быстро ломаются, а железные слишком тяжелы. Поэтому самым лучшим материалом выступает дюралевый сплав — он достаточно упругий, не деформируется, но в то же время прочный и не ломается.
Стрельба из арбалета — дорогое удовольствие. Это правда — цена хорошего арбалета довольно велика, поэтому его приобретение доступно не любому. Поэтому в нашей стране существовала практика — брать арбалеты для соревнований в аренду. Что касается развлечений, то его можно сделать своими руками. Достаточно выточить ложе из дерева и закрепить на нем дуги от любого спортивного лука.
- Охотиться с арбалетом в России запрещено. Такой запрет существовал, но 2 августа 2019 г Президент РФ внес изменения в Закон «Об оружии», которые формально разрешают охоту с арбалетом. Запреты по-прежнему касаются лишь браконьерства.
- Для покупки арбалета и пользования им необходимо специальное разрешение. Если назначение арбалета — отдых и спорт, и натяжение его дуг не превышает 43 кг, он оружием не признается. Разрешение на него получать не нужно, но должен быть в наличии сопровождающий сертификат.
Похожие темы:
- Спортивная стрельба. Виды и особенности. Плюсы и занятия
- Стрельба из лука. Виды и особенности. Плюсы и минусы. История
Конечно, абсолютно каждый вид спорта приносит пользу нашему организму. Но в силу уровня физической подготовки, темперамента или состояния здоровья люди зачастую не могут заниматься боксом или бегом, не хотят ходить на йогу или проводить время в прохладной воде бассейна. Однако существует лучный спорт – увлекательный и полезный для каждого, независимо от возраста и болезней.
Лучный спорт – отличный способ воспитать в себе спокойствие и силу духа, укрепить свой мышечный корсет, развить глазомер и поднять иммунитет. А стоит только купить лук, свой собственный, самый настоящий спортивный лук, как сразу сбудется главная мечта детства – стать похожим на героев преданий о Робине Гуде. Но вернемся к нашему здоровью. Даже медики отмечают, что самая лучшая осанка – у танцоров и лучников. А ведь от положения нашего позвоночника зависит очень многое. Даже надоедливая головная боль может возникать по причине неправильной осанки. Помимо прочего, лучный спорт улучшает состояние дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Стрельба из лука помогает в укреплении мышц. В первую очередь работают трицепсы и бицепсы, широчайшие мышцы, мышцы спины и груди. Это полезно для приобретения подтянутой, красивой фигуры в любом возрасте. Психологическое равновесие – еще один позитивный результат от занятий лучным спортом. Человек, стреляющий из лука, становится более спокойным, рассудительным и расслабленным, но при этом не теряет сосредоточенности и уверенности в своих силах. А ведь это прекрасные эмоции, которые вы получите вкупе с удовольствием от стрельбы и первыми попаданиями «в яблочко»!
Стрельба из лука является малотравматичным и очень интересным видом спорта, который оказывает как развивающее, так и воспитательное воздействие на организм. Этот вид спорта развивает за счёт специальных физических упражнений, которые выполняются в процессе стрельбы. Основная нагрузка идёт на мышцы верхней части плечевого пояса, а также затрагивает мышцы спины, например ромбовидные, которые имеют огромное значение при технически правильном выполнении выстрела. Также хорошо работаю дельтовидные и трапециевидные мышцы, при натяжении тетивы происходит экскурсия грудной клетки. Все вместе они улучшают крово- и лимфообращение в зонах плечевого пояса, верхней части спины, шеи, груди, рук, что в свою очередь улучшает кровообращение в спинном и головном мозгу. Большое насыщение кровью головного и спинного мозга – значит хорошее снабжение их кислородом, что улучшает их деятельность. Воспитательное воздействие заключается в том, что помимо физической силы, выносливости и стабильной техники, для достижения хороших результатов в этом виде спорта нужны сдержанность, уверенность и спокойствие, так как одним из основных факторов для хорошего результата является правильный моральный настрой [1].
Стрельба из лука требует предельно напряженной нервной деятельности. Регулярная тренировка обеспечивает выработку навыков выполнения двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развивает способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища, концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение, решительность.
Основам стрельбы из лука не так уж сложно обучиться даже самостоятельно. Однако устойчивая снайперская меткость требует долгих часов тренировки. Когда вы освоите азы стрельбы, у вас появится масса способов насладиться этим видом спорта. Тысячи любителей стрельбы из лука не охотятся и никогда не участвуют в соревнованиях. Они вполне довольны возможностью, предаться любимому занятию на природе или в специальных клубах. Они стреляют исключительно ради удовольствия. Стрельба из лука – это спорт, который может принести радость любому человеку, любого возраста. Многие из лучших в мире стрелков – женщины. Люди с ограниченными физическими способностями также могут реализовать себя в этом виде спорта, и не только как любители. Многие из них – состоявшиеся профессионалы турниров и успешные охотники. Словом, стрельба из лука – это море удовольствия, новые друзья и возможность открыть в себе новые таланты. Если просто развлечение стрельбой из лука не удовлетворяет амбициям, то к вашим услугам множество открытых региональных и федеральных соревнований, которые проводит Федерация стрельбы из лука России, да и многие международные соревнования, проводящиеся в различных странах, имеют открытый статус.
Стрелковый клуб “Стрелец”
Важное примечание: помните, что Ваша дальность полета стрелы, будет зависеть в основном от веса стрелы/наконечника, а также от технических характеристики Вашего арбалета. Для получения подробного понимания того, как это повлияет, как далеко может стрелять Ваш арбалет смотрите другую статью: падение скорости стрелы в зависимости от расстояния. В ней, Вы узнаете какую скорость теряет стрела при полете от нуля до 50 метров, в зависимости от начальной скорости вылета стрелы
Так …, как далеко?
Ответ будет зависеть от четырех факторов:
- Насколько хорош Ваш stuff (подбор арбалета, стрелы и наконечника)?
- Вы охотитесь или стреляете по фиксированной мишени?
- Какова начальная скорость вылета стрелы Вашего арбалета?
- Насколько хорош Ваш прицел?
Если достижение максимального показателя является главным, то возьмем к примеру популярные модели: арбалет Interloper Стикс или арбалет Man Kung XB 52, с показателями вылета стрелы от 105 м./с. Если стрелу выпустить под углом 45 градусов, то стрела пролетит более 400 метров. Но мы с Вами должны понимать, что попасть с такого расстояния прицельно никогда не получится, но и в принципе у Вас не должно быть задачи попадания с такого дикого расстояния.
Эффективный диапазон поражения на охоте стрелой из арбалета.
При использовании любого арбалета с начальной скоростью вылета стрелы от 100 м./с и выше, средний эффективный диапазон попадания в мишень равняется 45 до 60 метров. Можно, конечно попробовать сделать выстрел и на 80 и даже на 100 метров, но помните, что с каждым метром скорость стрелы падает и если к примеру, Вы на охоте, то мощности выстрела на больших дистанциях может и не хватить для поражения дичи. Реальный вопрос здесь состоит в том, можно ли поразить животное с совершенной точностью и пробить жизненный орган (ы); большинство людей так и не могут прийти к точному ответу. Именно поэтому, большинство охотников с арбалетами, предпочитают делать выстрел максимум с расстояния в 30 метров. Не потому, что стрела не поразит зверя на большом расстоянии, а потому что они хотят быть уверенными, что стрела попадет именно туда, куда и должна, в противном случае, охотник бы только ранил бы зверя, и он бы мучался. Охотники в 99% это гуманные люди.
Эффективный диапазон тренировочной стрельбы из арбалета.
Тренировочная стрельба, обычно происходит с обычным спортивным наконечникам по изолоновым щитам. Тренировочная стрельба, может проходить на любое удобное для Вас расстояние, но стоит знать, что если Вы собираетесь в лес на охоту, то желательно свой арбалет пристрелять на предполагаемую дистанцию для охоты. Так же помните, что Ваш охотничий наконечник, должен быть такого же веса, как и Ваш спортивный, соответственно стрелы должны быть идентичные на пристрелки на самой охоте. При желании Вы можете попадать и на 80 и на 100 метров, но это потребует от Вас много времени и терпения, чтобы пристрелять арбалет на такую дистанцию, но для охоты это уже будет не эффективный диапазон поражения.
Не забывайте, что стрела, выпущенная даже из самого мощного и быстрого арбалета, начнет снижение буквально уже через 15 метров.
Посмотрите более наглядно: стрела 400 гран, выпущенных из арбалета с начальной скоростью вылета стрелы в 107 м./с. (350 fps), понизятся по вертикали следующим образом:
1.5 см. на 18 метрах
9.67 см. на 27 метрах
27.45 см на 36 метрах
53.67 см. на 45 метрах
похожие материалы:
16.09.18 Падение скорости вылета стрелы в зависимости от расстояния
14.09.18 ТТХ блочных и рекурсивных арбалетов Man Kung – спецификация.
12.09.18 Инструкция и подсказки для первого использования своего арбалета.
21.05.18 Дальность стрельбы из арбалета
Âñåì ïðèâåò!
Ïåðâûì äåëîì âíåñó ïîïðàâêó ê ýòîé ñòàòüå î Áàëëåñòðèíî: https://pikabu.ru/story/ballestrino_instrument_professionala…
Äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ êðèìèíàëüíîå ïðèìåíåíèå äåâàéñîâ ìíå íå èçâåñòíî. Ïî ìíåíèþ ýêñïåðòîâ â òåìå ìåòàòåëüíîãî îðóæèÿ, ýòî ñêîðåå ðàçâëåêàòåëüíûé/òðåíèðîâî÷íûé àðáàëåò äëÿ ñîñòîÿòåëüíûõ ïàðíåé.
 ñåãîäíÿøíåé ñòàòüå õî÷ó îçíàêîìèòü âàñ ñ ðàçíîâèäíîñòÿìè àðáàëåòîâ 14-18 âåêîâ è îñîáåííîñòÿìè èõ ïðèìåíåíèÿ.
Íà÷í¸ì ñ íà÷àëà.
Âèêè íàì ñîîáùàåò, ÷òî àðáàëåò ýòî ëóê, çàêðåïë¸ííûé íà ëîæå è îñíàù¸ííûé ñïóñêîâûì ìåõàíèçìîì.
Àðáàëåò êàê ïðàâèëî ïðåâîñõîäèò ëóê ïî òî÷íîñòè è äàëüíîñòè ñòðåëüáû, íî ñèëüíî ïðîèãðûâàåò â ñêîðîñòðåëüíîñòè.
Äëÿ ñòðåëüáû èç àðáàëåòà èñïîëüçîâàëèñü áîëòû – îñîáûå àðáàëåòíûå ñòðåëû, êîòîðûå îáû÷íî áûëè òîëùå è êîðî÷å ëó÷íûõ. Òàêæå èçâåñòíû ðàçíîâèäíîñòè àðáàëåòîâ, èñïîëüçóþùèå ñôåðè÷åñêèå ïóëè èç ìåòàëëà è êàìíÿ.
Îñíîâíîé ÷àñòüþ àðáàëåòà ÿâëÿåòñÿ ëîæå.
Íà í¸ì çàêðåïëåíà äóãà (ëóê), ñòðåìÿ èëè äðóãèå óïîðû äëÿ ìåõàíè÷åñêèõ ïðèñïîñîáëåíèé çàðÿæàíèÿ. Âíóòðè ëîæà íàõîäèëñÿ ñïóñêîâîé ìåõàíèçì, îí æå ìåõàíèçì óäåðæàíèÿ íàòÿíóòîé òåòèâû.
Õîòÿ àðáàëåò áûë èçâåñòåí ñ àíòè÷íûõ âðåì¸í, íàèáîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå îí ïîëó÷èë â Åâðîïå â 14-16-ì âåêå.
Àðõåîëîãè÷åñêèå íàõîäêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî â Åâðîïå àðáàëåò èñïîëüçîâàëñÿ âåñü ïåðèîä ñðåäíåâåêîâüÿ. Ýòî 5-15 âåê, åñëè êòî íå â êóðñå.
Äî 13-ãî âåêà ñïåöèàëüíûõ ïðèñïîñîáëåíèé çàðÿæàíèÿ íå ïðîñëåæèâàåòñÿ.
Âçâîäèëè ðàííèé àðáàëåò ìóñêóëüíîé ñèëîé äâóõ ðóê.
Ïîÿñíîé êðþê ïîÿâèëñÿ â 13-ì âåêå, àðáàëåòû, âçâîäèìûå êðþêîì, ïîëó÷èëè çàìåòíóþ ïðèáàâêó â ìîùíîñòè. Âçâîäèëè òàêîé àðáàëåò ñ ïîìîùüþ ñòðåìåíè ðàçãèáàíèåì íîãè è/èëè ñïèíû. Ïîÿñíûå êðþêè ñî âðåìåíåì óëó÷øàëè äîïîëíèòåëüíûìè ðîëèêàìè. Òàêîé ïîÿñ ñ êðþêîì è ðîëèêîì íàçûâàþò *Ñàìñîíîâ ïîÿñ*.
Èçâåñòíà àðõåîëîãè÷åñêàÿ íàõîäêà ïîãèáøåãî àðáàëåò÷èêà â ðóèíàõ Èçÿñëàâëÿ â ñëîå 13-ãî âåêà. Íà ïîÿñå âîèíà îáíàðóæåí ñïåöèàëüíûé êðþê, êîòîðûì âçâîäèëàñü àðáàëåòíàÿ òåòèâà. Ïðè÷¸ì, åñëè ñðàâíèâàòü âñå íàõîäêè àðáàëåòíûõ ïîÿñíûõ êðþêîâ, òî îêàæåòñÿ, ÷òî êðþê èçÿñëàâëüñêîãî àðáàëåò÷èêà ñàìûé äðåâíèé â Åâðîïå!
Àðáàëåòíûå êðþêè èçîáðàæåíû íà ðèñóíêå íèæå ïîä íîìåðîì 3 è 4.
Íîìåð 2 – *ñàìñîíîâ ïîÿñ*
Ïîñòîÿííûå ïîïûòêè óñèëèòü àðáàëåòû âûíóæäàëè îðóæåéíèêîâ ïðèäóìûâàòü íîâûå ñïîñîáû çàðÿæàíèÿ.  14-ì âåêå ïîÿâëÿåòñÿ ðû÷àæíàÿ ñèñòåìà çàðÿæàíèÿ, àêà *Êîçüÿ íîãà*.
Ðàííÿÿ êîçüÿ íîãà âûãëÿäåëà âîò òàê:
Áîëåå ïîçäíÿÿ ðû÷àæíàÿ ñèñòåìà:
Êàê âèäèòå, âòîðîé âàðèàíò ðû÷àæíîé ñèñòåìû îïèðàåòñÿ íà ñêâîçíîé ñòàëüíîé øòèôò â ëîæå.
 òîì æå 14-ì âåêå ïîÿâèëàñü áîëåå ñëîæíàÿ ñèñòåìà íàòÿæåíèÿ òåòèâû ïîëèñïàñòíàÿ. Ïî ñóòè ýòî ëåá¸äêà, îäåâàåìàÿ íà àðáàëåò.
Èçâåñòíà êàê *Àíãëèéñêèé â0ðîò*, âûãëÿäèò òàê (ôîòî ñîâðåìåííîé ðåêîíñòðóêöèè):
Ìàòåðèàë òåòèâû è ëåá¸äî÷íîé âåð¸âêè – ïåíüêà.
Õâîñòîâàÿ ÷àñòü ñ âàëîì è ðóêîÿòêàìè – ñú¸ìíàÿ.
Âñå êîë¸ñà áëîêîâ êîâàíûå ñ ïîñëåäóþùèì ðó÷íûì äîïèëèâàíèåì. ×óäîâèùíûé îáú¸ì ðàáîò.
Ïåðâûå ïðîñòûå àðáàëåòû èñïîëüçîâàëè äóãó èç öåëüíîé äðåâåñèíû. Ïîçæå ìàòåðèàëîì äëÿ äóãè âñ¸ ÷àùå ñëóæèò êîìïîçèòíûé ëóê, ñêëååííûé èç íåñêîëüêèõ ïîðîä äåðåâà, óñèëåííûé ñóõîæèëèÿìè, èíîãäà ðîãîâûìè èëè êîñòÿíûìè íàêëàäêàìè.
Ïðàâèëüíî îáðàáîòàííûå ñóõîæèëèÿ âûäåðæèâàëè íàãðóçêó â 3-4 ðàçà âûøå, ÷åì äåðåâî. Äî 20 êèëîãðàììîâ íà 1 êâàäðàòíûé ìèëëèìåòð!
Ñëîè äðåâåñèíû â äóãå àðáàëåòà êëåèëèñü ðûáíûì êëååì. Íà Ðóñè ëó÷øèì ñ÷èòàëñÿ êëåé, ïðèãîòîâëåííûé èç í¸áà âîëæñêîãî îñåòðà.
Ðàçíîîáðàçèå íåîáû÷íûõ ìàòåðèàëîâ, ïðèìåíÿâøèõñÿ â ëó÷íîì äåëå, ãîâîðèò î òîì, ÷òî ìíîãèå êîíñòðóêòèâíûå ðåøåíèÿ äîñòèãàëèñü îïûòíûì ïóòåì.
Òÿæåëûé àðáàëåò, Ãîëëàíäèÿ, îêîëî 1700 ãîäà.
Ñòàëüíîé êîâàííûé ëóê, áëî÷íàÿ ñèñòåìà íàòÿæåíèÿ òåòèâû. Äëèíà îáùàÿ 1160 ìì, ðàçìàõ ïëå÷ ëóêà 830 ìì. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.
 íà÷àëå 15-ãî âåêà èíæåíåðíàÿ ìûñëü â îáëàñòè âîéíû ñîâåðøèëà ñðàçó äâà ñåðü¸çíûõ øàãà, ïîçâîëèâøèõ óñèëèòü àðáàëåòû â íåñêîëüêî ðàç:
1. Èçîáðåòåíèå ðåå÷íî-ðåäóêòîðíîãî ìåõàíèçìà íàòÿæåíèÿ, èìåíóåìîãî êðàíåêèíîì, òàêæå èçâåñòíîãî, êàê *Íåìåöêèé â0ðîò*.
2.  êîíñòðóêöèè äóãè àðáàëåòîâ íà÷àëè ïðèìåíÿòü ñòàëü.
Êðàíåêèí âûãëÿäèò òàê:
Áîëüøàÿ ÷àñòü êðàíåêèíîâ áûëà óòèëèòàðíîé æåëåçÿêîé. Äî íàøèõ äíåé äîøëî áîëüøå áîãàòûõ îáðàçöîâ ñ ôèãóðíûìè ïðîïèëàìè, ãðàâèðîâêîé è äàæå ïîçîëîòîé.
Î÷åâèäíî, ðóêà íå ïîäíÿëàñü ïåðåäåëàòü êðàñîòó.
Ñõåìà êðàíåêèíà:
Êîýôôèöèåíò ïåðåäà÷è íèæíåãî äåâàéñà ðàâåí 103.
Òî åñòü, ïðèëîæèâ óñèëèå 10êã, ìîæíî âçâîäèòü àðáàëåò íàòÿæåíèåì 1030 êã!
Ìåõàíèçì, ñ òî÷êè çðåíèÿ êîýôôèöèåíòà ïåðåäà÷è, ïðàêòè÷åñêè èäåàëåí.
Êðàíåêèí íà ïîñëåäíåì ôîòî äîâîëüíî òàêè íåñòàíäàðòíûé: âðàùåíèå ðóêîÿòè â âåðèêàëüíîé ïëîñêîñòè, ôèêñàöèÿ íà ëîæå ñòàëüíûìè çàöåïàìè.
Äëÿ áîëåå ïîçäíèõ ìåõàíèçìîâ ïðèâîäÿòñÿ êîýôôèöèåíòû ïåðåäà÷è îò 130 äî 170 (äëÿ ñîâñåì ëåíèâûõ, âèäèìî).
Ïîÿâëåíèå ñòàëüíîé äóãè áûëî çåíèòîì â ðàçâèòèè êîíñòðóêöèè àðáàëåòà.
Ñòàëüíûå äóãè îáëàäàëè òàêîé ãèáêîñòüþ, êàêóþ ïðåæäå íå ìîã îáåñïå÷èòü íè îäèí îðãàíè÷åñêèé ìàòåðèàë.
Ñïîðòñìåí âèêòîðèàíñêîé ýïîõè Ðàëüô Ïåéíå-Ãýëëâè ïðîâåë èñïûòàíèÿ áîëüøîãî âîåííîãî àðáàëåòà, íàòÿæåíèå òåòèâû êîòîðîãî ðàâíÿëîñü 550 êã. Ýòîò àïïàðàò ïîñûëàë 85-ãðàììîâóþ ñòðåëó íà ðàññòîÿíèå 420 ìåòðîâ.
Ý. Õàðìóò, ñïåöèàëèñò ïî èñòîðèè àðáàëåòà, óòâåðæäàåò, ÷òî ñóùåñòâîâàëè äóãè ñ íàòÿæåíèåì âäâîå áîëüøèì.
Îäíàêî, â ñðåäíèå âåêà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè áûëè àðáàëåòû ñ íàòÿæåíèåì ñóùåñòâåííî ìåíüøèì, êîòîðûå âçâîäèëèñü ðóêàìè èëè ðû÷àãîì. Âñ¸ æå ýòè êîíñòðóêöèè áûëè çàìåòíî äåøåâëå ïîëèñïàñòíûõ è ðåå÷íî-ðåäóêòîðíûõ âàðèàíòîâ.
Ìîëîäîé àðáàëåò÷èê óïðàæíÿåòñÿ ñ êðàíåêèíîì, ñêèíóâ ìîäíåéøåå ìåõîâîå ïàëüòèøêî (:
Áîëåå ìîùíûå àðáàëåòû òðåáîâàëè íàäåæíûõ ñïóñêîâûõ ìåõàíèçìîâ.
Ñïóñêîâûå ìåõàíèçìû, èñïîëüçîâàâøèåñÿ åâðîïåéöàìè è îáû÷íî ñîñòîÿâøèå èç ïîâîðà÷èâàþùåãîñÿ çóáà è ïðîñòîãî ðû÷àæíîãî ñïóñêà, óñòóïàëè êèòàéñêèì, êîòîðûå èìåëè ïðîìåæóòî÷íûé ðû÷àæîê, ïîçâîëÿâøèé ïðîèçâîäèòü âûñòðåë êîðîòêèì è ëåãêèì íàæàòèåì íà ñïóñêîâîé ðû÷àã.
 íà÷àëå 16-ãî âåêà â Ãåðìàíèè íà÷àëè èñïîëüçîâàòü ìíîãîðû÷àæíûå ñïóñêîâûå ìåõàíèçìû áîëåå ñîâåðøåííîé êîíñòðóêöèè. Èíòåðåñíî, ÷òî íåñêîëüêî ðàíüøå Ëåîíàðäî äà Âèí÷è ïðèäóìàë òàêóþ æå êîíñòðóêöèþ ñïóñêîâîãî ìåõàíèçìà è ðàñ÷åòíûì ïóòåì äîêàçàë åå ïðåèìóùåñòâà.
Íåìåöêèé àðáàëåò 1620 ãîäà.
Äëèíà àðáàëåòà 870 ìì, äëèíà äóãè 940 ìì, ñâîáîäíûé õîä òåòèâû 455 ìì.
Ñèëà íàòÿæåíèÿ ýòîãî îáðàçöà îêîëî 120-150 êã. Íà àðáàëåòå ïðèñóòñòâóåò àóòåíòè÷íîå óñòðîéñòâî äëÿ íàòÿæåíèÿ òåòèâû. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.
Âî ìíîãèõ ñòàòüÿõ îïèñûâàþò çíà÷èòåëüíóþ ðàçíèöó ìåæäó âðåìåíåì ïîäãîòîâêè ëó÷íèêà è àðáàëåò÷èêà. Ýòî íå ñîâñåì òàê.
Òîëêîâîãî ëó÷íèêà-ñåðåäíÿ÷êà ìîæíî ïîäãîòîâèòü çà 6-9 ìåñÿöåâ ðåãóëÿðíûõ òðåíèðîâîê 3 ðàçà â íåäåëþ.
Àðáàëåò íåñêîëüêî ïðîùå â ïðèöåëèâàíèè è ñòðåëüáå, íî íàìíîãî ñëîæíåå â êîíñòðóêöèè è îáñëóæèâàíèè. Òàêèì îáðàçîì, ïîëíîöåííàÿ ïîäãîòîâêà àðáàëåò÷èêà çàíèìàåò íåìíîãèì ìåíüøå âðåìåíè.
Íå ñòîèò çàáûâàòü, ÷òî óðîâåíü òåõíè÷åñêîé ãðàìîòíîñòè â ñðåäíèå âåêà áûë íåâûñîêèì. ×àñòü ãðàæäàí ìåõàíèçìîâ ñëîæíåå ëîïàòû îòêðîâåííî ïîáàèâàëàñü. Âîçìîæíî, íà ýòîé ïî÷âå àðáàëåòû ñòàëè íàçûâàòü äüÿâîëüñêèì îðóæèåì.
Àðáàëåò, Ãåðìàíèÿ, 1450-1500 ãîäû. Äóãà êîìïîçèòíàÿ, îáòÿíóòà çìåèíîé êîæåé. Ëîæå äåðåâÿííîå, ïîêðûòî êîñòÿíûìè ïëàñòèíàìè. Ìåõàíèçì íàòÿæåíèÿ òåòèâû ðû÷àæíî-ðåå÷íûé. Ðàçìàõ ïëå÷ 710 ìì, ñèëà íàòÿæåíèÿ îêîëî 90 êã. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.
Î ìîùíîñòè.
Ñèëà íàòÿæåíèÿ ëóêîâ ìîãëà êîëåáàòüñÿ îò 25 äî 50 êã, ñèëüíî â ñðåäíåì.
Ðàçáðîñ ìîùíîñòè àðáàëåòîâ â îäíîì ïîäðàçäåëåíèè ìîã áûòü îò 45 äî 400 êã, è äàæå áîëüøå.
Ñêîððåêòèðîâàòü ýôôåêòèâíóþ äàëüíîñòü ñòðåëüáû ñ òàêèì ðàçáðîñîì áûëî íåïðîñòî. Çàëïîâàÿ ñòðåëüáà èç àðáàëåòîâ áûëà íåâîçìîæíà èç-çà ðàçíîãî âðåìåíè çàðÿæàíèÿ, áîëåå ïîëîãîé òðàåêòîðèè ïîë¸òà áîëòîâ è ìåíüøåé ïëîòíîñòè ñòðîÿ.
Àðáàëåòû ñ êðþêàìè, ðû÷àãàìè, ìåõàíè÷åñêèìè â0ðîòàìè ïðèìåíÿëèñü â ðàçíûõ ïðîïîðöèÿõ ïî÷òè â ëþáîé ïåðèîä ñ ìîìåíòà âîçíèêíîâåíèÿ. Òî åñòü, àðáàëåòû áîëåå ïðîäâèíóòûõ êîíñòðóêöèé íå âûòåñíÿëè ìîäåëè ïîïðîùå.
Îòäåëüíî ïîä÷åðêíó: àðáàëåò è ëóê ÑÎÑÓÙÅÑÒÂÓÞÒ íà ïîëå áîÿ âåñüìà ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ. Äàæå îãíåñòðåë, ïîÿâèâøèéñÿ â 14-ì âåêå, ñìîã ïîòåñíèòü ýòè ðàçíîâèäíîñòè ìåòàòåëüíîãî îðóæèÿ òîëüêî ê 17-ìó âåêó.
Î ìåòàòåëüíîì ñíàðÿäå.
Áîëòû ñ àóêöèîíà Hermann Historica.
Àðñåíàëà ãîðîäà Çîëîòóðí, Øâåéöàðèÿ, îêîëî 1500 ãîäà. Äëèíà îò 310 äî 425 ìì. Âåñ îò 57 äî 110 ãðàììîâ. Îïåðåíèå – äåðåâÿííîå. Ïàðà ëåâûõ áîëòîâ èìåþò ëàòóííûå ïÿòî÷êè. Ýòè áîëòû èñïîëüçîâàëèñü äëÿ îõîòû. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.
Àðáàëåòíûå áîëòû îáû÷íî èìåþò äëèíó 300-450 ìì, òîëùèíó 10-20 ìì. Äðåâêî ìîãëî èìåòü ðàçíóþ ôîðìó, â òîì ÷èñëå îáðàòíîêîíè÷åñêóþ èëè âåðåòåíîîáðàçíóþ. Îïåðåíèå èçãîòàâëèâàëè èç áóìàãè, êîæè, äåðåâà.
Íà ôîòî íèæå áîëò ñíàðÿæ¸í îïåðåíèåì, âûðåçàííûì èç êíèãè. Ñòðàíèöû êíèã äåëàëè èç ïåðãàìåíòà – òîíêîé êîæè. Äàëåêî íå âñå âîåííûå óìåëè ÷èòàòü, ïîýòîìó ÷àñòü òðîôåéíûõ êíèã ìîãëè èçâîäèòü âîò òàêèì âàðâàðñêèì ñïîñîáîì.
Õðàíèëè àðáàëåòíûå áîëòû â íåáîëüøèõ êîë÷àíàõ êîðîá÷àòîãî òèïà. Êîë÷àíû-êîðîáêè èìåëè äåðåâÿííóþ îñíîâó, ìîãëè êðàñèòüñÿ, ïîêðûâàòüñÿ êîæåé, òêàíüþ, ìåõîì.
Êîë÷àí îáû÷íî íîñèëè íà ïîÿñå.
Àðáàëåò, 1425-1475 ãîäû, Àâñòðèÿ.
Äëèíà 956 ìì, äëèíà äóãè 755 ìì, âåñ 3989 ãðàììîâ.
Àðáàëåò îñíàùåí êîìïîçèòíûì ëóêîì, èç íåñêîëüêèõ ñîðòîâ äåðåâà, ðîãîâûõ íàêëàäîê, ñóõîæèëèé æèâîòíûõ. Êëåé – æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ñíàðóæè ëóê îêëååí áåðåñòîé, ïîêðàøåí. Ëîæå àðáàëåòà ñäåëàíî èç åâðîïåéñêîãî ãðàáà, èíêðóñòèðîâàíî êîñòüþ. Ëóê çàêðåïëåí ñ ïîìîùüþ ïîëîñ ñûðîìÿòíîé êîæè è ïåíüêîâûõ âåðåâîê.
Îðóæèå èç ñîáðàíèÿ The Metropolitan Museum of Art. ÊËÈÊÀÁÅËÜÍÎ.
 ðàçëè÷íûõ ïîïóëÿðíûõ ïóáëèêàöèÿõ åñòü ìíîæåñòâî ïðîòèâîðå÷èâûõ öèôð íà òåìó ïðîáèâàíèÿ áðîíè è äàëüíîñòè âûñòðåëà àðáàëåòà. Îñíîâàíû îíè íà ïîâåñòâîâàòåëüíûõ èñòî÷íèêàõ 15-17 âåêîâ. Òàêóþ èíôîðìàöèþ ñëåäóåò ïðèíèìàòü êðàéíå îñòîðîæíî.
Ïî ìîåìó ìíåíèþ, ýêñïåðèìåíò ñî ñòðåëüáîé ïî ìèøåíè ãîðàçäî áîëåå èíôîðìàòèâåí, ÷åì áàéêè êàêîãî-íèáóäü Ïåòåðà èç Øòóòãàðòà. Ýòîò ïîñëå ïàðû êðóæåê ýëÿ òàêîå ðàññêàæåò, òîëüêî óñïåâàé çàïèñûâàòü
Èìåþòñÿ ðåçóëüòàòû èñïûòàíèé â àýðîäèíàìè÷åñêîé òðóáå ïÿòè òèïîâ ñòðåë, èçîáðàæåííûõ íà ðèñóíêå íèæå.