О пользе страданий и лишений

16 января в духовно-просветительском Центре «Наследие», под руководством протоиерея Александра Бянкина состоялось очередное заседание Общества православных врачей.
На повестке дня был доклад о преподобном Сергии Радонежском: житие и личность, который подготовила Филимонова Ольга Ивановна – заведующая кафедрой стоматологии и ортодонтии Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), доктор медицинских наук, профессор. Второй доклад — о пользе страданий и лишений, подготовлен врачом-терапевтом Гречущевой Еленой Анатольевной.
О личности Преподобного Сергия можно сказать очень многое, именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой. Этот святой внес огромный вклад в развитие христианства, он основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра). Основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских. Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (Википедия). Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Это был великий подвижник церкви, заступник и воспитатель русского народа, заложивший фундамент русской культуры, основой которой является прилежное учение и стремление к познанию. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, исцелял множество болезней, спасая людей от их скорбей и недугов, и по сей день, творит чудеса для тех, кто с верой обращается к нему.
Претерпевая скорби и лишения, человек должен помнить, что часто это является врачеванием и спасением самого человека, ведь Господь не посылает нам зла, если из него не выйдет много добра. Об этом на заседании нам рассказала врач-терапевт Елена Анатольевна. Скорби — это лекарства Божьи, ведь страдания ценны не сами по себе, а по своим результатам. «Бог создал человека чистым, добрым и наделил его высокими духовными качествами, уподобив его себе» — начала свой доклад Елена Анатольевна. Но человек не устоял на высоте своего призвания. Как повествует книга Бытия, первый человек по внушению змея-обольстителя вкусил запретный плод и нарушил этим прямую заповедь Божию. Греховность этого поступка в том, что человек захотел уподобиться Богу не путем развития в себе добрых качеств, а автоматически, одним смелым скачком. Человек отвернулся от своего небесного отца, чтобы служить себе лично, делать не то, что содействует благу, а то что приятно лично ему. Он возгордился и не захотел покаяться. Но в падении человека обнаруживается и бесконечная милость Творца, Который последствия греха — страдания, болезни и смерти – премудро обратил в средства врачевания и спасения человека, ведь после отпадения от Бога начинается длинный и тернистый путь возвращения к нему. «Многими скорбями надлежит нам войти в царство Божие» (Деян. 14:22), но при этом важно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Он Отец наш и лучше нас знает, что могут понести его дети, а что нет. Правильно сказал один современный церковный писатель: «Мало верить в Бога, надо еще и верить Богу». Если христианин доверяет Богу, то он готов все принять от руки Его: и муки, и блаженства, ибо знает, что Бог бесконечно добр. Когда он наказывает нас, то ради нашей же пользы. Он настолько любит нас, что и небо, и землю перевернет, чтобы спасти нас.
Закончилось наше заседание чаепитием и приятными обсуждениями тем, изложенных докладчиками. Хочется сделать акцент на дружеской обстановке данного мероприятия.
«Чудеса — это естественные явления, которые происходят в нужное время и в нужном месте» — этой позитивной фразой увенчал нашу встречу отец Александр, а также призвал всех участвовать в церковных таинствах, всегда оставаться людьми и уповать на Господа.
Текст и фото Мария Иргалина
все новости
- Страдания Христовы Энциклопедия изречений
- Почему верующие страдают
- О невинных страданиях проф. А.И. Осипов
- О страдании И. Ильин
- Я полюбил страдание архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- О страдании и действии св. Иоанн Дамаскин
- О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа свт. Василий Великий
- Тайна Иова еп. Иоанн
- О страдании, по сочинению епископа Л. Буго Е. Поселянин
- Почему страдают невинные? еп. Пантелеимон
- Вопросы Иова Андрей Десницкий
- Бог не хочет страдания людей проф. Жан-Клод Ларше
- Возможно ли спасение без страданий? архим. Захария
- Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь
- Молитвы в скорбях
Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).
Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
свт. Иоанн Дамаскин
Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
диакон Андрей
Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.
Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:18)
Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.
Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это.
Обязан ли праведник страдать?
Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха. Но значит ли оное, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?
Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ. Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному. Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.
Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.
В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.
Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что Образчиком богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно (Мф.16:24)).
Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.
Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)
***
Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
иерей Олег Давыденков
Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
протодиакон Иоанн Шевцов
***
О духовном смысле страдания
Архимандрит Елеазар,
духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.
Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.
Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.
Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.
Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».
Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.
Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».
Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.
Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.
Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.
Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.
Радио Петербург, 2009 год.
Ñòðàäàíèÿ, îãðàíè÷åíèÿ, òðóäíîñòè íàøè íåèçìåííûå ñïóòíèêè ïî æèçíè. «Â ìèðå áóäåòå èìåòü ñêîðáü», ñêàçàë Èèñóñ Õðèñòîñ. È ñêîðáü íå îáìèíóëà åùå íèêîãî ó êàæäîãî ñâîÿ ÷àøà.
Êàê íè ïàðàäîêñàëüíî, ôèçè÷åñêèå ñòðàäàíèÿ (íàïðèìåð, áîëåçíü) äëÿ ÷åëîâåêà ýòî áëàãî. Âî-ïåðâûõ, îíè ïîçâîëÿþò ñîõðàíÿòü áàëàíñ ìåæäó ìèðñêèì è äóõîâíûì. Ê ÷åìó ïðèâîäèò áåçóäåðæíàÿ ïîãîíÿ çà ìèðñêèìè óäîâîëüñòâèÿìè? Ñíà÷àëà ê «ïåðåäîçèðîâêàì», à ïîòîì è ê «çàâèñèìîñòè» (ïèùåâîé, àëêîãîëüíîé, íàðêîòè÷åñêîé, ñåêñóàëüíîé è ò.ä.).  òî æå âðåìÿ, ôèçè÷åñêè ñòðàäàþùåìó ÷åëîâåêó, êàê ãîâîðèòñÿ, «íå äî æèðó». À åñëè îí, ê òîìó æå, äóìàþùèé, òî è î äóõîâíîì, íå èñêëþ÷åíî, íà÷íåò ðàçìûøëÿòü. À òàì è ê âåðå ïðèäåò.
Âî âòîðûõ, ñòðàäàíèÿìè èñêóïàþòñÿ ãðåõè. Ãðóáî ãîâîðÿ, ñòðàäàíèÿ äëÿ âåðóþùåãî ÷åëîâåêà ýòî ïðîïóñê â ðàé.  Áèáëèè ãîâîðèòñÿ äàæå, ÷òî æåíùèíà ìóêàìè äåòîðîæäåíèÿ ìîæåò áûòü ñïàñåíà.
×òî èíòåðåñíî, â Åâàíãåëèè ïðÿìî ñêàçàíî, ÷òî Áîã, êîãî ëþáèò, òîãî íàêàçûâàåò. Òî åñòü, Îí çàáîòèòñÿ, ÷òîáû î÷èñòèòü íàñ äî ïåðåõîäà â ìèð èíîé. À âîò òîò, ó êîãî âñå «â øîêîëàäå», ïóñòü íå ñïåøèò ðàäîâàòüñÿ. Ìîíàõè â òàêèõ ñëó÷àÿõ ãîâîðÿò, ÷òî Áîã «çàáûë» î ÷åëîâåêå. È îí åùå áóäåò äîëãî «ïîëó÷àòü íàãðàäó ñâîþ íà ýòîì ñâåòå», äóìàÿ, êàê æå åìó ïîâåçëî.
Íà ñàìîì äåëå, âñå íàîáîðîò. «Òàì» åìó ñêàæóò: «Îò âèíòà, òû óæå ïîæèðîâàë ââîëþ, óñòóïè ìåñòî ãîëîäíûì, ó êîòîðûõ òû îòáèðàë ïîñëåäíèé êóñîê». Åâàíãåëüñêàÿ ïðèò÷à î áîãà÷å è Ëàçàðå ÿðêîå òîìó ïîäòâåðæäåíèå.
Ïîèñòèíå, ñëåïî âåðèòü êîììóíèñòàì, ÷òî ðåëèãèÿ îïèóì äëÿ íàðîäà è íå ÷èòàòü Åâàíãåëèå, ïî êðàéíåé ìåðå, ãëóïî.
Òàì äàæå ðåöåïò óìåðåííûõ ñòðàäàíèé äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà ïðîïèñàí â âèäå ïîñòîâ. Ïîïðàçäíîâàë ïîïîñòèñü, íå ðàññëàáëÿéñÿ, âñïîìíè î âå÷íîì. Íå ìîæåò âñÿ æèçíü áûòü ñïëîøíûì ïðàçäíèêîì.
Íàøà îøèáêà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ìû îò æèçíè õîòèì òîëüêî ïðàçäíèêà, è íè÷åãî èíîãî. Íèêàê ìû íå õîòèì ñìèðèòüñÿ ñ òåì, ÷òî Áîã òåðïåë è íàì âåëåë. Íàøà öåëü òàê îðãàíèçîâàòü ñâîþ æèçíü, ÷òîáû æèòü áåç ôèçè÷åñêèõ òðóäíîñòåé, áåç ëèøåíèé, áåç áîëè, áåç ÷ðåçìåðíûõ óñèëèé. Êîìôîðò, ïðàçäíèê, ôåéåðâåðê! Ëåòî ó íàñ íûí÷å çà÷àñòóþ âû÷åðêíóòîå äëÿ ðåøåíèÿ ìíîãèõ ñåðüåçíûõ ïðîáëåì âðåìÿ, ïîñêîëüêó âñå â îòïóñêàõ, âåçäå «ìåðòâûé» ñåçîí. Êðîìå òîãî, ìàéñêèå è íîâîãîäíèå ïðàçäíèêè ïðàçäíóþòñÿ ïî÷òè ïî äâå íåäåëè. À âåäü åùå ñîâñåì íåäàâíî òàêîãî íå áûëî.
Êîãäà-òî Áîã ñêàçàë Ïàâëó, êîòîðûé òîãäà åùå áûë Ñàâëîì è óñòðàèâàë ãîíåíèÿ íà õðèñòèàí: «Òðóäíî òåáå èäòè ïðîòèâ ðîæíà». Íå ïîëó÷èòñÿ è ó íàñ, êàê áû ìû íè ñòàðàëèñü, èäòè ïðîòèâ Áîæüåãî óñòðîéñòâà ìèðà.
Áëàãîïîëó÷íàÿ Åâðîïà, óâëåêøàÿñÿ ïîãîíåé çà áëàãàìè îáùåñòâà ïîòðåáëåíèÿ, ïîçàáûëà, ÷òî çà âñå íóæíî ïëàòèòü, è ïîñòðîèòü ãðåøíûìè ðóêàìè çåìíîé ðàé íà îòäåëüíî âçÿòîì êîíòèíåíòå íå ïîëó÷èòñÿ. Âîò è ïðèøåë òóäà ôèíàíñîâûé êðèçèñ âìåñòå ñ êðèçèñîì ìîðàëüíûì â âèäå ðàñïðîñòðàíåíèÿ îäíîïîëîé «ëþáâè» è îñëàáëåíèåì âåðû â öåëîì. Çàêàò èõ äåìîíñòðàòèâíîãî ïåðåä âñåì ìèðîì áëàãîäåíñòâèÿ óæå ìàÿ÷èò ìóñóëüìàíå óñèëåííî çàñåëÿþò Åâðîïó è íà÷èíàþò äèêòîâàòü åé ñâîè ïðàâèëà æèçíè, ïîëíûå, êñòàòè, îãðàíè÷åíèé, îò êîòîðûõ îíè íå îòñòóïàþò äàæå ïåðåä ñòðàõîì ñìåðòè.
Íî Åâðîïà ïîêà äåðæèòñÿ, ïîòîìó ÷òî òàì åùå îñòàëèñü ñòðàíû, êîòîðûå óìåþò ïî-íàñòîÿùåìó ðàáîòàòü. Ó íàñ æå ñèòóàöèÿ ñîâñåì äðóãàÿ ðàáîòàòü íàñ îòó÷èë ñîöèàëèçì. Òîãäà âåäü íèçû òîëüêî äåëàëè âèä, ÷òî ðàáîòàþò, à âåðõè ÷òî ïëàòÿò.
Äîëãî ëè ìû ïðîäåðæèìñÿ, åñëè âñå òîëüêî è äåëàþò, ÷òî ñîðåâíóþòñÿ äðóã ïåðåä äðóãîì, ÷òîáû æèòü áîãàòî è êîìôîðòíî, äà åùå áåç óñèëèé, ñòðàäàíèé è îãðàíè÷åíèé ñåáÿ â ÷åì-òî?..
Íàäî íå ïûòàòüñÿ èçáåãàòü ñòðàäàíèé ëþáîé öåíîé, à íàó÷èòüñÿ âîñïðèíèìàòü èõ êàê ñðåäñòâî äëÿ äîñòèæåíèÿ âûñøèõ äóõîâíûõ öåëåé.