О пользе словарей для школьников

О пользе словарей для школьников thumbnail

… и почему ребёнок должен чётко понимать слова, которые слышит

… и почему ребёнок должен чётко понимать слова, которые слышит

О пользе словарей для школьников

Умение и привычка самостоятельно пользоваться толковым словарём — это неотъемлемый учебный навык, которому школа должна научить каждого ученика. Если, конечно, она следует требованиям ФГОС и законам здравого смысла. Почему толковый словарь — важнейшая книга в жизни школьника, рассказывает Андрей Шалаев.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Сегодня сел с младшим позаниматься. Первый класс, задачка. Нарисован квадрат, разбитый на девять клеток (3 на 3), в центральной клетке стоит цифра 9. Задание: впишите цифры в пустые клетки так, чтобы вдоль сторон квадрата сумма чисел была равна 9.

Ребёнок сам решить не может. Начинаем разбираться. Мой личный опыт подсказывает, что проблема всегда связана с непониманием условия задачи. А последнее вытекает из непонимания использованных в условии задачи слов. Спрашиваю по порядку.

— Что такое цифра?

— …

— Хорошо, сколько всего цифр существует?

— Бесконечно много.

Понятно. Лезем в «Толковый словарь русского языка для школьников» (Ю.В. Алабугина): «Цифра — знак, обозначающий число». Разобрались, прояснили, назвали все цифры, написали их, составили предложения. Идём дальше.

— Что означает слово «вдоль»?

— …

Снова лезем в тот же словарь для школьников. Нет такого слова! Видимо, оно из словаря для дошкольника? Такого у меня нет, и вряд ли он существует. Берём Ожегова. Проясняем слово «вдоль», составляем предложения с этим словом. Дальше проверяю понимание слов «впиши», «клетка», «пустая», «квадрат», «сторона квадрата», «сумма». Начинает решать. Правильно выполняет задание с использованием повтора цифр. Усложняю задачу требованием не применять одну цифру дважды. Не быстро, но справляется.

К чему я всё это?

1. Бесполезно обучать ребёнка чему угодно, если использовать слова, которые он не понимает. Нужно либо оперировать его словарным запасом, либо сначала объяснить ему до понимания каждое новое слово.

2. Толковый словарь должен стать настольной книгой каждого ученика и использоваться им на каждом уроке. Опыт показывает, что применять большие толковые словари на уроке неудобно: в них много неиспользуемых в школе слов, что отвлекает ученика и усложняет поиск нужного слова.

Для каждого уровня образования должен быть определён минимальный набор слов и понятий, которые школьник должен знать и понимать для успешного освоения программы. А ещё издан школьный толковый словарь, содержащий в том числе учебные термины изучаемых предметов этого уровня. Конечно же, с картинками!

Полезно иметь полный толковый словарь для школьника, в котором растолкованы все понятия и термины, применяемые при получении общего образования, начиная с простых слов типа «в», «на», «из», «до», «к» и так далее.

3. Выпускник-дошкольник должен знать минимальный набор слов и понятий для того, чтобы успешно начать обучение в начальной школе. То же касается любой другой ступени образования.

4. Как только ученик научился читать, его нужно познакомить с толковым словарём. За время обучения ребёнок не только пополняет свой словарный запас, но обучается и привыкает самостоятельно пользоваться толковым словарём.

Источник

Конкурс семейных проектов

 «Книга-источник семейного чтения»

Номинация: «С книгой по жизни»

Тема: «Словарь – книга на всю жизнь»

Смирнова Дарья Владимировна

Ученица 2 В класса

МБОУ «Гимназия №136»

Руководитель

Галанова Марина Николаевна

Учитель начальных классов

Консультанты:

Мерикина Ольга Николаевна

мама

Юхова Надежда Васильевна

бабушка

Введение        3

1. История словарей        5

2. История словаря в моей семье        7

3. Исследование использования словарей моими одноклассниками        8

Заключение        13

Список литературы        14

Приложения        15

Словарь должен быть у каждого человека и являться настольной книгой. Словари – это книги без времени и возраста, ими пользуются и маленькие дети, и школьники и взрослые. Ведь человек не может знать абсолютно всё в этом мире, а словарь даёт эти знания тому, кто хочет их постигнуть и в тот момент времени, когда это нужно. Настольную книгу никогда не смогут заменить компьютер или другие электронные штуки. Словарь – это источник знаний для меня и моей семьи. Мы с мамой и бабушкой часто обращаемся к словарю для того что бы узнать что обозначает то или иное слово, как оно правильно пишется. Поэтому я решила написать работу о словарях, узнать, как часто мои сверстники и одноклассники пользуются словарями и рассказать ребятам о том, как необходим словарь в жизни каждого человека.  

         Цель исследования: изучить историю словаря, рассказать о необходимости наличия этой книги в каждой семье.

        Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • Изучить историю словаря, история словаря в моей семье;
  • Провести опрос среди одноклассников, выяснить, что они знают о словарях;
  • Рассказать ребятам о разных словарях.

        Объектом моего исследования является словарь.

        Предметом исследования являются история происхождения словаря, использование этой книги в повседневной жизни.

        Методы исследования. Основным методом является беседа, интервьюирование, анализ полученной информации.  

        Временные рамки исследования: с древних времён по настоящее время.        Для изучения темы исследования я прочитала книги по истории о происхождении словарей. Побеседовала с бабушкой и мамой о пользе словарей в жизни. Провела опрос одноклассников. Изучила словари и справочники, энциклопедии.

    Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья. В процессе совершенствования «словариков» малого объема и узкого назначения постепенно складывалась многовековая лексикографическая практика. 

    Читайте также:  Домашние животные свиньи какую пользу приносят

    Самым древним из дошедших до наших дней словариков было приложение к новгородской Кормчей книге 1282 г. В нем помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные. В XVI—XVIII вв. появились азбуковники большего, по сравнению с прежними — объема, с алфавитным расположением и систематизацией слов. Среди широко распространившихся азбуковников (сохранилось более 200 списков) были сборники учебного, нравоучительного и энциклопедического характера.   

    Первый печатный словарь, появился в 1596 г. как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания. В нем содержится 1061 слово, расположенное по алфавиту. Толкование старославянских слов и заимствований из западноевропейских языков дается в нем при помощи живого белорусского, украинского и русского языков того времени (фото 1). 

    Следующий по времени печатный словарь был составлен в 1627 г. украинским филологом Памвой Берындой. Как показывает название книги (“Лексикон славеноросский”), автор поставил своей целью объяснить книжные старославянские слова. И по количеству слов (6982), и по точности их объяснений на материале живой разговорной лексики, и по критическому отношению к источникам этот словарь выделялся своим высоким  уровнем. Составлению словаря Берында  посвятил 30 лет, использовал  всю доступную ему литературу (фото 2).

    В XVIII в. возникает интерес к вопросам происхождения и образования отдельных слов. В конце века был издан ряд словарей церковнославянского языка (“Церковный словарь” и “Дополнение” к нему содержали объяснение более 20 тысяч слов). 

    На основе предшествующей  работы появилась возможность приступить к работе над созданием нормативного словаря русского языка. В основу его могли быть положены, в частности, рукописные материалы Ломоносова и других исследователей.

    Первым  толковым словарем явился изданный в 1789-1794 гг. шеститомный “Словарь Академии Российской” (фото 3), содержавший 43257 слов, взятых составителями из современных им светских и духовных книг, а также из памятников древнерусской письменности.

    Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 гг. четырехтомного “Толкового словаря живого великорусского языка” В. И. Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени.  Из всего сказанного можно сделать вывод, что словарь это очень древняя книга.

      История словаря в моей семье, конечно же, намного короче, но не менее интересна. Как мне рассказали мама и бабушка за долго до моего рождения в нашей семье появился первый словарь, но они даже не помнят какой именно. Словарь был куплен моим дедушкой Николаем Александровичем. Мама рассказала мне, что когда ей в детстве встречались незнакомые слова, она спрашивала родителей что это? Тогда мой дедушка брал словарь, читал и объяснял маме значение слова. А позже когда мама училась в школе, она сама  стала использовать словари. Например, по истории и обществознанию было домашнее задание написать определения каких-либо слов. Кому то нужно было идти в библиотеку, а у мамы словарь всегда лежал на столе. Даже одноклассники иногда спрашивали у моей мамы значения некоторых слов, так как знали, что она всегда найдёт ответ в словаре.  Дедушка покупал всё новые и новые словари и энциклопедии, наша семейная библиотека росла, сейчас в ней около 10 различных словарей и несколько энциклопедий. После того как дедушка умер мама стала пополнять нашу библиотеку. Последний словарь, который купила мама это “Школьный Словообразовательный Словарь Русского Языка” А. Н. Тихонова (фото 4). И я думаю это не последний словарь в нашей семье. Так как в моей семье словарь – это настольная книга. Я решила узнать, у своих одноклассников используют ли они словарь в повседневной жизни и учёбе.

        Для того что бы узнать, как часто мои друзья и одноклассники используют словари, я провела анкетирование (фото 11).

        По итогам анкетирования я получила следующие результаты. В моем классе учится 28 человек.

        На вопрос «Как часто ты пользуешься словарем?» ребята ответили следующее:

        А. Каждый день – 10 человек

        Б. Раз в неделю – 11 человек

        В. Раз в месяц – 7 человек

        На вопрос «Какие словари ты знаешь?» я получила следующие результаты:

        А. Орфографический словарь – 28 человек

        Б. Словарь русского языка – 28 человек

        В. Современный словарь иностранных слов – 8 человек

        Г. Мифологический словарь  – 2 человека

        Д. Школьный словообразовательный словарь русского языка – 4 человека

        На вопрос «Какие области знаний освещаются в словаре?» ребята ответили так:

        А. Русский язык – 28 человек

        Б. Литература – 20 человек

        В. Зависит от самого словаря – 14 человек

        На вопрос «Умеешь ли ты правильно пользоваться словарём?»

        А. Умею – 20 человек

        Б. Испытываю сложности – 8 человек

        В. Не умею – 0 человек

        На вопрос «Как ты думаешь, нужен ли словарь в обычной повседневной жизни или только в школе на уроках?» были получены следующие ответы:

        А. Словарь нужен всегда – 10 человек

        Читайте также:  Можно с пользой для здоровья

        Б. Только в школе и для выполнения домашнего задания – 12 человек

        В. Затрудняюсь ответить – 6 человек

        Из проведенного анкетирования можно сделать выводы, что ребята хорошо знают орфографический словарь и словарь русского языка, которыми пользуются в основном на уроках и для подготовки домашнего задания, многие из детей умеют пользоваться словарем, но не умеют использовать словарь в повседневной жизни.

        Я побеседовала с ребятами о том какие словари есть у них дома и как часто они берут в руки эту книгу что бы что-то прочитать. После этого я поняла, что многие ребята больше пользуются интернетом, чем книгами. А словари они используют в основном, те которые даны в конце учебников по русскому языку и литературному чтению. Тогда я подошла к своему классному руководителю Галановой Марине Николаевне и рассказала ей об этом. Учитель предложила мне подготовить небольшую презентацию о словарях, и показать на практическом примере как я пользуюсь словарями в повседневной жизни, для того что бы ребята узнали какие словари существую и может быть кто-то из них станет больше использовать эти книги.

        С начала я решила наглядно на своём примере показать, почему и в каких случаях я использую словарь. Например, недавно по литературному чтению мы проходили норвежскую народную сказку «Про лиса Миккеля и медведя Бамсе». В произведении я встретила незнакомое мне слово тузить. (фото 12) Я спросила у мамы, что это значит, мама тоже не знала значения этого слова. Тогда мы открыли словарь русского языка Ожегова и узнали, что слово тузить, обозначает бить кулаками, и правильно ставить ударение на букву и. (фото 13) Таким образом мы с мамой узнали новое слово и его значение, если в следующий раз встретится это слово, то я буду знать, о чем идёт речь. Некоторые ребята сказали, что они узнали бы в интернете эту информацию. Но я объяснила, что не всегда в интернете можно найти точную информацию и вообще не всегда есть доступ в интернет, а книгу можно открыть всегда. Потом, я спросила, какие словари ребятам известны и выяснила, что мои одноклассники почти не знакомы с такой книгой как словарь.

        Строила я свой рассказ о словарях на тех книгах, которые есть у меня дома (фото 5). Словари бывают разные. Есть “ Словарь Русского Языка” (фото 6), в нем даётся значение  слов. Я считаю, что эта книга нужна каждому человеку, потому что даже взрослый человек не может знать значения всех слов нашего великого и могучего русского языка, поэтому, когда чего-то не заешь можно обратиться к этой книге и узнать всё что необходимо. Есть орфографический словарь русского языка (фото 7), в нем указано правописание слов. Есть современный словарь иностранных слов (фото 8), там написано значение иностранных слов. Иностранные слова очень давно пришли в наш русский язык и многие даже не знают, что эти слова иностранного происхождения. А в словаре всё подробно описано, от какого иностранного слова оно произошло, что обозначает (пример фото 9). Существует так же мифологический словарь (фото 10). В нем даются статьи о богах, духах, и демонических персонажах, фольклорных героях, о конкретных мифологических объектах – животных, растениях. Все статьи излагаются на основе, преданий, фольклора подавляющего большинства народов мира. Так же у нас есть школьный словообразовательный словарь русского языка. Эту книгу сейчас я открываю чаще всех других, потому что она просто необходима мне для того что бы правильно выполнять задания по русскому языку, так как мы изучаем словообразование, а при помощи этого словаря легко узнать однокоренные слова, суффиксы, приставки и многое другое, что может помочь при изучении русского языка.  

        Я думаю, что есть и ещё масса интереснейших словарей, которые пока мне не известны, но в будущем  я хочу знакомиться с ними и получать новые знания. Словарь – это книга, которая охватывает очень много областей знаний и наук. Русский язык и иностранные языки, литература, история, биология и многие другие.

        После знакомства ребят со разными словарями (фото 14,15), я раздала ребятам памятку «Как пользоваться словарем» (фото 16).

        Прошло 2 месяца. В своем классе я снова провела анкетирование и вот получила какие результаты:

        На вопрос «Как часто ты пользуешься словарем?» ребята ответили следующее:

        А. Каждый день – 25 человек

        Б. Раз в неделю – 3 человека

        В. Раз в месяц – 0 человек

        На вопрос «Какие словари ты знаешь?» я получила следующие результаты:

        А. Орфографический словарь – 28 человек

        Б. Словарь русского языка – 28 человек

        В. Современный словарь иностранных слов – 28 человек

        Г. Мифологический словарь  -28 человека

        Д. Школьный словообразовательный словарь русского языка – 28 человека

        Читайте также:  Перепелиные яйца какая от них польза детям

        На вопрос «Какие области знаний освещаются в словаре?» ребята ответили так:

        А. Русский язык – 28 человек

        Б. Литература – 28 человек

        В. Зависит от самого словаря – 28 человек

        На вопрос «Умеешь ли ты правильно пользоваться словарём?»

        А. Умею – 28 человек

        Б. Испытываю сложности – 0 человек

        В. Не умею – 0 человек

        На вопрос «Как ты думаешь, нужен ли словарь в обычной повседневной жизни или только в школе на уроках?» были получены следующие ответы:

        А. Словарь нужен всегда – 28 человек

        Б. Только в школе и для выполнения домашнего задания – 0 человек

        В. Затрудняюсь ответить – 0 человек

        Из проведенного анкетирования можно сделать выводы, что ребята стали чаще пользоваться словарями,  знают разные словари: орфографический словарь, словарь русского языка, современный словарь иностранных слов, мифологический словарь, школьный словообразовательный словарь русского языка. Словари используют не только на уроках и при подготовке домашнего задания, но и в повседневной жизни (постановка правильного ударения при произнесении слова, при изучении новой темы самостоятельно, при появление новых непонятных слов), все дети пользуются памяткой «Как пользоваться словарем» и с лёгкостью находят в словаре любое слово.

             После проделанной работы я ещё больше убедилась, что такая книга как словарь должна быть в каждой семье. У всех разные потребности, а соответственно нужны разные словари, но толковый словарь русского языка нужен каждому человеку, не зависимо от возраста, пола или каких-то других факторов. Я замечала на улице, как маленький ребёнок спрашивает у, мама или папы, а что это, такое и называет какое либо слово. Но родители не всегда могут ответить на этот вопрос, потому что не знают значение этого слова. А когда я спрашиваю маму или бабушку о чём-либо и они не знают ответа, мы вместе открываем словарь и ищем ответ. Я когда вырасту, тоже хочу продолжить традицию нашей семьи и пополнять нашу семейную библиотеку новыми, интересными словарями и энциклопедиями.

        В конце повествования я сделала неожиданные для себя выводы. Чтение толкового словаря русского языка – это изучение истории нашей великой страны. Ведь в словаре много слов, которые сейчас не употребляются в речи, а когда встречаются, мы смотрим в словарь что бы понять, значение этого слова. Таким образом, мы можем себе представить, о чем и как говорили и думали наши предки, какая была наша страна.

        Школьный Словообразовательный Словарь Русского Языка” А. Н. Тихонова

        Словарь Академии Российской

        Приложение 1

        Анкета для моих одноклассников.

        1. Как часто ты пользуешься словарем ?

          А. Каждый день.

          Б. Раз в неделю.

          В.Раз в месяц.

           2) Какие словари ты знаешь?

              А. Орфографический словарь.

              Б. Словарь русского языка.

              В. Современный словарь иностранных слов.

              Г. Мифологический словарь.

              Д. Школьный словообразовательный словарь русского языка

          3) Какие области знаний освещаются в словаре.

               А. Русский язык.

               Б. Литература.

               В. Зависит от самого словаря.

        4) Умеешь ли ты пользоваться словарём.

              А. Умею.

              Б. Испытываю затруднения.

              В. Не умею.

         5) Как ты думаешь, нужен ли словарь в обычной повседневной жизни или только в школе на уроках?

           А. Словарь нужен всегда.

           Б. Только в школе и для выполнения домашнего задания.

           В. Затрудняюсь ответить.

        Приложение 2

        Памятка « Как пользоваться словарем»

        1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.

        2. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного тебе русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4-томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.).

        3. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

        4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

         5. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).

        6. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря

        Источник