О пользе сказок и сказкотерапии

О пользе сказок и сказкотерапии thumbnail

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Сказкотерапия для детей

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возрастаДидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Читайте также:  Как провести 15 минут с пользой

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Психотерапевтические сказкиРебенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Медиативные сказки

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Читайте также:  Железо в яблоках вред и польза и вред

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Источник

В сказках дети находят себя, видят, что их герои борются с теми же проблемами. Маленькие читатели, отождествляя себя с персонажами, находят веру в себя. Эти сказки также предоставляют решения о том, как справляться с трудными ситуациями. Поэтому, далее разберем, что же такое сказкотерапия (лечения сказками) и как ее можно научиться применять.

Какие виды арт-терапии существуют

Арт-терапия проводится для коррекции психоэмоциональных нарушений у детей.

Применяются различные ее виды:

  1. Песочная терапия
  2. Куклотерапия
  3. Сказкотерапия
  4. И другие

Вид терапии подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Иногда используют совмещенные варианты и другие коррекционные методики: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия, художественная терапия, лечебная физкультура и другие.

В данной статье, мы больше разберем именно сказкотерапию.

Виды сказкотерапии

Лечение сказками можно разделить на следующие терапии:

  • Работа с существующей сказкой. Обсуждение героев народной либо авторской сказки, их взаимоотношений, событий сказки.
  • Написание своей сказки. Ребенок придумывает сюжет, а специалист следит за ходом мыслей, подсказывает, какое решение должны принять герои и почему.
  • Постановка сцены из сказки. Ребенок становится героем сказки, пробует испытывать эмоции и переживания персонажа, чтобы понять его действия.
  • Арт-терапия по сюжету сказки. Ребенок рисует, лепит, изготавливает куклы, символизирующие героев, наделяет их определенными чертами.

Как же действует сказкотерапия

Чтение сказок — чрезвычайно важный метод терапевтического взаимодействия на ранних стадиях развития ребенка. Сказка дает новые слова, учит правильной формулировке мыслей в словах и объединяет их в предложения. Обучает ребенка слушать и понимать, приносит новую информацию о окружающем их мире, развивает воображение и улучшает концентрацию. Прослушивание сказок формирует способность ребенка обобщать и сравнивать. Это позволяет ему приобретать абстрактные понятия, которые ему было бы трудно понять без надлежащего контекста (например, любовь, дружба, сострадание). Это дает возможность познакомиться с новыми впечатлениями, отличными от тех, которые ему даны каждый день. Рассказы о персонажах, с которыми они встречаются, формируют систему ценностей и моральных и социальных установок ребенка.

В дополнение к перечисленным, есть ряд других преимуществ чтения, среди которых нельзя пропустить простейшее — чтение — отличный способ провести время с малышами.

Когда нужно “прибегнуть” к лечению сказками

Вышеупомянутые преимущества чтения сказок, вероятно, известны всем в большей или меньшей степени. Однако не все понимают, что этот простой и очень приятный способ провести время также может быть своего рода терапией. Самая простая — сказочная терапия, оказалась хорошим способом помочь вашему ребенку (особенно в возрасте 4-9 лет) адаптироваться к трудным жизненным ситуациям.

Каковы ситуации? Это все «переход» в жизни малыша, к примеру: появление нового младшего в семье, развод родителей, смерть бабушки, и т.д . Часто мы понимаем , что в данном случае лучше для ребенка забыть о событии.

Не только важные события могут существенно повлиять на психику ребенка. Как взрослые, мы не всегда понимаем, что повседневные, по-видимому банальные ситуации, на которые мы иногда почти не обращаем внимания или не уделяем им, могут быть отличным опытом для ребенка. Иногда малыш данного события просто не понимает должным образом, и мы, из-за его банальности, мы не посвящаем ему время или интерес. В результате события остаются в памяти ребенка долгое время, связанные с чувством, которое они вызывают, например, беспокойство, стыд или чувство вины. Такой опыт может повлиять на более поздние пути ребенка реагировать не только на одни и те же, но даже на подобные ситуации.

Почему важно родителям узнать причину агрессивности детей

Детские страхи различного происхождения и интенсивности являются неотъемлемым элементом детства и развития в дошкольном возрасте. Агрессия среди детей не является полезным феноменом и может быть причиной образовательных трудностей, как в дошкольной, так и в домашней среде. Такие аспекты, как, например, неспособность удовлетворить потребности детей, негативные эмоции и разочарование, испытываемые детьми, могут проявляться в форме агрессивного поведения.

Можно выделить несколько типов агрессии:

— физическое — оно проявляется в причинении боли другим людям посредством прямых действий, таких как избиение, кусание и т. д.

— словесный — проявляется в таких поведении, как насмешка, вызов или жалоба,

— подражательный — является следствием наблюдения агрессивного отношения к людям из ближайшего окружения,

Читайте также:  Каши в пакетиках вред польза и вред

— фрустрация — вызвана неспособностью справиться с каким-либо физическим или психическим препятствием, которое является препятствием для удовлетворения данной потребности,

— самоагрессия — агрессивное поведение, направленное на человека, проявление может быть, например, удариться головой о стену, царапая себя.

Агрессивное поведение дошкольников должно быть импульсом для родителей и учителей, что с ребенком происходит что-то неблагоприятное. Это сигнал, чтобы обратить на них больше внимания и попытаться помочь решить проблему, с которой он сталкивается.

В отношении проявлений агрессии или детских страхов вы можете использовать детскую литературу, которая является неотъемлемым элементом детства. Сказки, прочитанные родителями, рассказанные бабушками, полные невероятных приключений и сказочных персонажей, могут стать оружием в борьбе с трудностями детства.

Как действовать

Реагируя на все эмоциональные состояния ребенка, чтение того, что происходит в его или ее не полностью сформированном уме, не является простым. Многие родители, однако, очень стараются читать и реагировать на любые изменения в поведении ребенка. Как оказалось, говорить о опытах не всегда помогает. Объясняя ребенку, что происходит, и почему это должно было произойти «простыми словами», не всегда легко.

Вот где сказка приходит на помощь. Обстоятельства, в которых рассказ, представленный в сказке, подобен тому, в котором сам ребенок, действие происходит в мире, полностью изобретенном. Ее герои — игрушки, инопланетяне, животные. Иногда дети также ходят в сказочный мир. Цель представления такого рода истории ребенку — предложить ему то, что ему нужно в данный момент: поддержка, понимание, принятие, представление новых стратегий мышления и способов действий в сложной ситуации. Терапевтические басни содержат специальные элементы, которые компенсируют конкретные «нарушенные» потребности ребенка (иногда просто компенсируя чувство такого нарушения), такие как безопасность, любовь, принятие.

Как работают терапевтические сказки

Задача сказок — познакомить ребенка с ситуацией с угрозой, представив его ему простым, живописным, понятным способом. Терапевтическая сказка учит, как рационализировать проблему, объясняет причинно-следственные связи между событиями, знакомится с лексикой, позволяющей выражать эмоции. Он показывает модели эффективного действия в подобных ситуациях, позитивное мышление и ориентированное на действия отношение. Это также побуждает вас говорить о ваших проблемах и эмоциях. Благодаря терапевтической сказке ребенок получает ощущение, что он не одинок и у других есть подобные проблемы и чувства.

Какие сказки

Терапию можно разделить на три основных типа:

  • психообразовательная;
  • психотерапия;
  • релаксации.

Психообразовательные и психотерапевтические сказки показывают ребенку метафору ситуации, в которой он находится, поэтому герой сказки похож на «второе я» ребенка, но важно, чтобы у него не было особенностей, которые четко идентифицировали его с ребенком. Что важно, другие персонажи помогают ему в решении проблем. Герои не скрывают своих чувств, не говорят о своих страхах, но важно также иметь юмористические элементы в содержании сказки.

Такая сказка не должна содержать буквальной морали, она должна быть слишком поучительной для ребенка, потому что ее целью является только представить ситуацию и возможные решения. Есть некоторые различия в цели обоих типов сказок. Психообразовательные сказки направлены на изменение поведения ребенка, они должны давать модели определенного поведения. Психотерапевтические сказки имеют более обширный сюжет, и их основная цель — уравнять неудовлетворенные потребности у детей, а иногда и повышать самооценку.

Важно то, что оба типа сказок могут также использоваться в качестве превентивной меры, поэтому в ситуации, когда мы знаем, что скоро произойдет сложное событие. Расслабляющие сказки предназначены для расслабления и уменьшения умственного и мышечного напряжения, например, после эмоционально утомительного дня, тяжелого, напряженного события.

Где взять сказку

Сказки могут быть изобретены самими родителями, которые лучше знают, с какими эмоциональными проблемами сталкивается их ребенок. Но прежде чем мы начнем создавать такой рода истории должны поддерживать проверенные примеры, многие из которых можно найти в книжных магазинах или даже веб-странице, посвященной сказочным терапии. Конечно, сказочная терапия заключается не в том, чтобы однажды представить конкретную историю ребенку — это процесс, который должен занять определенное время. Вам не нужно говорить о сказках, которые вы читаете с ребенком, вы можете оставить его думать об этом, если вам не нужен такой разговор.

Рекомендуемые книги для терапии

«Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками» Коновалова Н.В.

«Тренинг по сказкотерапии.» Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой

«Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д

«Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко

«Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации» Короткова Л.Д.

«Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» Вачков И.В.

«Сказки и Сказкотерапия» Соколов Д.

«Библиотерапия и сказкотерапия» Ольга Каяшев

Сказка про тигрёнка. Коррекция агрессии, агрессивного поведения у ребенка: Видео

Источник