О пользе пожертвований на церковь
Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может. Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку. Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.
Зачем нужна жертва на храм
Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.
На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.
И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.
Куда на самом деле идут деньги с тарелки
В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.
В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.
О налоге с прихода
Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.
Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос, насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.
Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.
Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.
В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.
О всех экономических вопросах касаемо храмов
https://ria.ru/20190612/1555484448.html
Стать “соучастником жертвы”. За что мы платим в церкви
Церковь существует на пожертвования — так заповедано в Библии. Но, зайдя в храм, мы зачастую видим ценники: на молебны, панихиды, свечи и иконы. Так где в… РИА Новости, 12.06.2019
2019-06-12T08:00
2020-03-03T18:52
россия
новости – религия и мировоззрение
москва
деньги
аналитика – религия и мировоззрение
религия и мировоззрение
общество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/155537/09/1555370968_0:125:1200:800_1400x0_80_0_0_7c42c371eb847d17cc472854dd0a3116.jpg
https://ria.ru/20190209/1550618406.html
https://ria.ru/20190626/1555912016.html
https://ria.ru/20090208/161305744.html
россия
москва
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn22.img.ria.ru/images/155537/09/1555370968_0:125:1200:800_1400x0_80_0_0_7c42c371eb847d17cc472854dd0a3116.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/155537/09/1555370968_0:0:1068:800_1400x0_80_0_0_ee5af08055e90e6257d950dfac2ef3f9.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/155537/09/1555370968_39:0:839:800_1400x0_80_0_0_ec3bbcb22da83c714639275eb8b3ed7a.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, новости – религия и мировоззрение, москва, деньги, аналитика – религия и мировоззрение, общество
08:00 12.06.2019 (обновлено: 18:52 03.03.2020)
МОСКВА 12 июн — РИА Новости, Артем Буденный. Церковь существует на пожертвования — так заповедано в Библии. Но, зайдя в храм, мы зачастую видим ценники: на молебны, панихиды, свечи и иконы. Так где в Церкви пожертвования, а где — бизнес?
“Питается от жертвы”
Церковь питается от жертвы прихожан, говорят священники.
“Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”, — сказано в Священном писании.
Основной доход православного прихода составляют пожертвования крупных благотворителей, компаний и обычных прихожан. Тем более что с точки зрения Церкви все, что вы оплачиваете в храме — будь то требы, свечи или книги, — это пожертвование.
“Эти деньги идут не на развитие коммерческой деятельности, а на нужды, на жизнедеятельность храма и общины. Бенефициар тут — весь приход, вся паства”, — объясняет протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии.
Та же логика отражена и в законодательстве. Приходы оформляются как религиозные организации (подвид некоммерческой организации). Благодаря этому статусу они не платят некоторые налоги, в том числе с отраженных в отчетности пожертвований, например, за освящение квартир или поминовение людей, указанных в подаваемых прихожанами записках о здравии или упокоении.
Слово “прибыль” в Церкви считают неуместным, однако призывают покупать свечи и прочие предметы, связанные с православными обрядами, именно в храме, ведь если человек пытается сэкономить и покупает все это на стороне, то доход получают те, кто торгует этим в коммерческих интересах.
“Молитвой не торгуем”
Но пожертвование должно быть добровольным, безвозмездным, а главное — посильным. Почему же тогда в церковных лавках цены на все, что там продается, — фиксированные?
“Сейчас принято говорить “сумма пожертвования”. Фарисейство, конечно, с одной стороны. Но с другой — напоминание о сути: это все же жертва, а не купля-продажа”, — считает архимандрит Филипп (Симонов), профессор МГУ, доктор экономических наук, начальник управления Счетной палаты России. По его словам, Церковь “не продает “товары и услуги”, но осуществляет религиозные обряды, не подпадающие под определение “услуги”.
Однако если у предметов, например, свечей или книг, есть себестоимость, и условной жертвой становится надбавка к ней, то у поминовения, молитвы себестоимости, кроме “трудочасов” читающих молитву — нет. Кроме того, “продажа” таинств вообще считается грехом. И тем не менее бывает, что у прихожан отказываются принять поминальные записки бесплатно или если у них не хватает денег, чтобы заплатить указанную цену.
“Никаких прейскурантов в церкви быть не должно — ни на таинства, ни на обряды, ни на поминовения, — заявил митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. — Могут быть только указания на рекомендуемые пожертвования для тех людей, которые хотят, чтобы им обозначили, какая сумма обычно жертвуется в том или ином случае. Но это не прейскурант, не обязаловка”.
По его словам, “ни один архиерей не вправе отказать ни одному человеку в совершении таинства или в поминовении, если этот человек не может или не хочет внести пожертвование”.
Откупиться жертвой
Впрочем, жертва это или покупка — зависит от нашего к этому отношения, уверен архимандрит Филипп. “Если вы жертвуете — это жертва, если покупаете — товар, — считает он. — Причем большинство сейчас стремятся ограничиться именно жертвой деньгами. Когда в церковь идут “свечку поставить”, а не Богу помолиться”.
Вот только принцип “ты мне — я тебе” там не работает. И даже если вы именно жертвуете, а не “откупаетесь”, — никто не гарантирует, что эта жертва будет принята. “Все зависит от вашего внутреннего расположения: если вы “веселыми ногами” пришли в храм и от души что-то принесли — хоть 20 копеек, — честь вам и хвала. Если же вы потом всю ночь промаялись, жалея о содеянном, это вряд ли жертва”, — предупреждает отец Филипп.
А для людей недоверчивых закон предусматривает возможность убедиться, что его пожертвование использовано “по назначению”: “Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества”. То есть жертвователь может спросить отчет, на что и как были потрачены его средства. Именно так зачастую происходит с пожертвованиями на строительство храмов: предоставляется детальный отчет об израсходованных средствах.
Учет и контроль
Контролирует ли сама приходская община, на что тратятся пожертвования? “В разных поместных Церквах это решается по-разному — в зависимости от законов и традиций. За границей есть приходы, где решения финансового плана принимаются приходским советом, который владеет информацией о всех доходах храма. Этот же совет назначает зарплату священникам”, — объясняет протоиерей Павел Великанов.
А вот самому жертвователю прежде всего надо задать вопрос себе: зачем ему учет и контроль в отношении его жертвы, считает архимандрит Филипп. “Напоминаю, по поводу жертвы в Евангелии сказано: “Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая”, — говорит он.
“А священноначалию надлежит руководствоваться законодательством о бухучете и отчетности, решая, в каких пределах расходовать собранные пожертвования с целью закупки, например, оборудования и материалов для содержания и ремонта помещений, эксплуатации транспортных средств, равно как и на выплату заработной платы, от которой в перспективе зависит и пенсия, — вплоть до разработки и утверждения соответствующих согласованных с госорганами указаний для юрлиц, составляющих данную централизованную религиозную организацию”, — поясняет отец Филипп.
Стать “соучастником жертвы”
“Во всех религиях жертва всегда являлась ключевым действием. В христианстве главная жертва, вокруг которой живет Церковь, — жертва Иисуса Христа. Бог сам отдает в жертву своего Сына, чтобы разрешить те проблемы, которые люди сами разрешить не в состоянии”, — рассказывает протоиерей Павел Великанов.
По мнению священника, люди не могут принести Богу ничего большего, чем Он сам принес в качестве жертвы, но они могут стать соучастниками этой его жертвы. “В Церкви все, что связано с жертвенностью, направлено на деятельную любовь. В чем она проявляется? В том, что мы в чем-то себя ограничиваем и за счет этого получаем возможность поделиться с другими людьми временем, средствами, вниманием, словами, заботой — чем угодно”, — говорит отец Павел.
Но главное, жертва — это от любви. “Даже простое общение людей друг с другом, когда оно не преследует каких-то деловых целей, какой-то выгоды, — это жертва. Мы отдаем часть времени, сил, интеллекта, душевной теплоты другому человеку, не ожидая, что он нам каким-то образом это вернет”, — полагает священник.
Сейчас в храмах действуют программы помощи бездомным, детям, инвалидам, можно узнать, кому конкретно сейчас нужна помощь. “При многих приходах организуются клубы взаимопомощи, люди начинают выстраивать горизонтальные связи. И такое превращение прихода в живую общину, в живую семью — одна из самых лучших форм христианской жертвы”, — уверен он.
Многие, приходя в храм, задаются вопросом, почему за свечи нужно платить деньги и почему вообще в храмах что-то продают. Многие люди убеждены в том, что Церковь — бюджетное учреждение и содержится на деньги государства, некоторые люди даже заявляют, что Церковь и деньги вообще не совместимы. Давайте разберемся на основании Священного Писания и опыта церковной жизни так ли это на самом деле.
Начнем с того, что в Церкви ничего не продается и не покупается. Когда вы берете свечу в храме и отдаете в церковную лавку деньги — вы совершаете ПОЖЕРТВОВАНИЕ, а не покупку. Но в чем разница?, спросите вы, если вместо слово «цена» написать «пожертвование», то от этого мол, ничего не изменится. Однако, это не так. В христианстве, как и в некоторых других религиях, изменение имени означает изменение сущности. То есть, например, если человек принимает монашеский постриг, то ему дается новое имя. Этот обычай означает, что с изменением имени человек кардинально меняет свою жизнь, свою сущность. Так же и в церковной лавке, когда вы видите слово «пожертвование», а не слово «цена», то это обозначает сущность того, что происходит, а именно происходит пожертвование на храм, на содержание здания и тех, кто в нем служит. При этом фиксированность пожертвования — вынужденная мера, обусловленная тяжелым финансовым положением большинства храмов. Некоторые храмы или крупные монастыри (например, Троице-Сергиева Лавра) практикуют нефиксированные пожертвования благодаря большому количеству посещающих их людей.
Обычай пожертвований на храм берет свое начало еще со времен Ветхого Завета. Согласно Закону Моисееву все евреи должны были жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, на содержание ветхозаветного храма. В свою очередь десятая часть из собранного на храм шла на содержание ветхозаветных священников (Числ. 18:21–24). Такой вид пожертвования называется десятина. Первым, кто пожертвовал десятину был патриарх Аараам (Быт.14:20).
Из Евангелия мы с вами знаем, что Господь Иисус Христос изгнал из храма продающих и покупающих, то есть тех, кто наживался на продаже жертвенных животных и размене священных сиклей на римские динарии: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Марк.11:15) Вот как комментирует это место святой Феофилакт Болгарский: «Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. … Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви».Однако этот поступок Господа вовсе не означает, что Господь Иисус Христос отменил пожертвования в Церкви. Напротив, мы знаем, что Он одобрил поступок бедной вдовы, пожертвовавшей на храм все что у нее было: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Марк.12:41-44). Отсюда мы видим, что пожертвование на храм, если совершается с усердием и любовью к Богу, то является делом богоугодным и спасительным.
Из Евангелия мы также знаем, что Сам Господь пожертвовал на храм сатир, чудесно найденный апостолами в рыбе по повелению Христа (Мф.17:24-27). Монета сатир — это две монеты дидрахмы. Таким образом пожертвование было дано по повелению Христа дидрахм за Него и дидрахм за апостолов. Господь здесь как и во многих других случаях показал нам пример как нужно поступать, хотя как Сын Божий мог и не совершать никаких пожертвований.
В общине первых христиан существовал обычай, когда все верующие при вступлении в общину жертвовали все свое имущество: «Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:34-35). Из книги Деяний мы знаем случай с Ананией и Сапфирой, которые пожертвовали только часть своего имущества и солгали Церкви, что пожертвовали все, за что были наказаны смертью (Деяния 5 глава). Отсюда видно, что пожертвования в церковную общину — не самая последняя темя в христианской жизни. Сейчас никто не требует при вступлении в Церковь приносить все свое имущество в общину.. В последствии сбором пожертвований для иерусалимской общины занимался сам Апостол Павел: «Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут» (1Кор.16:3,4)6.
С древности в христианстве существовало много практик сбора пожертвований. До нас дошли десятина и пожертвование при совершении треб. Десятина сейчас практикуется в протестантизме, в Православии – пожертвования при требах. Однако и в древности на Руси практиковалась десятина в некоторых княжествах.
Для чего Церкви нужны деньги? Для оплаты коммунальных услуг, оплаты труда работников храма — уборщиц, лавочниц, охранников и т. д.., а также для для содержания священнослужителей.
Если вы думаете, что государство содержит Церковь, то заблуждаетесь. Современное Российское государство является светским и по Конституции не обязано содержать какую-либо религию из государственного бюджета. Напротив, храмы обязаны по закону платить налоги в государственный бюджет.
Все, что в Священном Писании говорится о милостыне относится и к пожертвованию на храм. Здесь нуждающимся является храм Божий и те, кто в нем трудится. А если так, то пожертвование на храм это благоугодное и спасительное дело, которое вернется дающему стократ в Царстве Небесном: «Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой» (свт. Иоанн Златоуст).
священник Валерий Варнашов