О пользе поста для души

О пользе поста для души thumbnail

В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. О том, как поститься с пользой, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко.

Подготовка к Празднику праздников — прекрасное время! В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. Это все чаще замечают и практикующие врачи. О том, как поститься с пользой и для души, и для сердца, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко. А совсем скоро на нашем сайте каждый сможет задать Сергею Васильевичу вопрос о «сердечных» проблемах.

— Сергей Васильевич, расскажите, как родилась идея странички «монастырского доктора»?

— В 2017 я пришел в монастырь на первую свою исповедь, которая положила начало моей новой жизни… Я испытывал глубокую благодарность Богу и монастырю, и у меня возникло ответное желание сделать что-то полезное для обители. Некоторый волонтерский опыт у меня уже был, и я предложил организовать в монастыре свой медицинский кабинет или что-то в этом роде, чтобы решать хотя бы простейшие вопросы, связанные со здоровьем насельников и служителей. Через несколько месяцев было принято совместное решение по созданию целого медицинского раздела на портале obitel-minsk.ru. Мы будем оказывать помощь людям, сталкивающимся с разного рода медицинскими проблемами.

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

— Начался Великий пост — прекрасное время поправить здоровье, и телесное, и духовное… А в своей врачебной практике Вы наблюдали благотворное действие поста?

— Сейчас хорошо, если встретишь одного пациента из сотни, кому можно попробовать осторожно намекнуть о духовных причинах его нездоровья. Что, как мне кажется, в абсолютном большинстве ситуаций… А собственно пост (в полном смысле этого слова, а не кулинарно-фарисейская его разновидность) — это вообще для многих высший пилотаж. Большое утешение, когда лечишь какую-нибудь из немногих оставшихся в живых благообразную молитвенную бабушку. Для таких пост, Великий пост, — это неотъемлемая часть жизни. И течение какой-либо патологии, и отношение к себе самой у такой вот пациентки — совсем другое… У таких молитвенных бабушек и сам доктор научается. (улыбается).

— Как Вы думаете, почему пост лечит не только душу, но и сердце — в прямом смысле?

— Это, пожалуй, самый легкий вопрос. Здесь все на поверхности — как для простого «сердечного пациента», так и для православного христианина. Заглядывая в великопостный календарь питания (если уж говорить сугубо о пище), можно увидеть: «хлеб и вода», «сырая пища без масла», «вареная пища без масла», «вареная пища с маслом, вино», «рыба», «строгий пост». При таком «менеджменте питания» — отсутствии мяса, животных жиров, вредных режимов приготовления пищи, умеренности — польза для сердца очевидна. В постном меню отсутствуют продукты, которые повышают в крови уровень глюкозы и холестерина, отсутствуют животный белок, промежуточные жиры и другие соединения, образующиеся иногда при жарке. Уменьшается количество соли, а растительных волокон, фруктовых кислот, минералов и витаминов, наоборот, становится больше. Все это освобождает метаболизм от вредных веществ, одновременно обогащая всем тем, что необходимо сердцу и сосудам. Конечно, здесь мы говорим о физически здоровых людях…

— Да, конечно… А люди, имеющие хронические заболевания, часто боятся поститься. Как быть «сердечникам»?

— Общеизвестно, что пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение. Некоторые сердечно-сосудистые заболевания предусматривают определенные акценты в питании. И они не всегда совпадают с «меню» Великого поста. Но здесь важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то не постится в пище, он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от сигарет, не смотреть телевизор, спортивные соревнования…

Красивый пример из своей практики приводит протоиерей Олег Стеняев. Он пишет: «Однажды ко мне подошел мальчик лет 6‒7 и говорит: “Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?” Я ему сказал: “Откажись от жвачки”. Мы видели, что он все время жует, и, когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки, и он отказался! Для него это было большим испытанием — не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: “Тяжело?” “Да, — говорит, — особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду”».

Так что всегда есть, в чем себя ограничить для духовного возрастания. Собственно, именно духовное возрастание — это и есть цель поста. Кулинарная часть — всего лишь инструмент.

Зимой организм очень устает от тяжелой мясной пищи, а Великий пост избавляет нас от этого груза. Когда мы едим больше растительной пищи — овощей и фруктов, — то у нас улучшается сон, тело отдыхает. Легче работать и сердцу — оптимизируется его ритм, артериальное давление.

—Что особенно полезно при сердечных заболеваниях во время поста?

— На самом деле, выбор постной пищи многообразен. И кушать надо все понемногу. «Вегетарианский» постный рацион включает и овощи, и злаки, и зелень, и многое другое. Все эти продукты богаты микро- и макроэлементами, которые благотворно влияют на наше здоровье. В том числе и на здоровье сердца.

PreviousNext

— Не секрет, что калий и магний особенно необходимы нашему сердцу. А почему?

— Сердце — электрический орган. В связи с этим минералы калий и магний для него имеют особое значение. Они обеспечивают создание и проведение импульса для сокращения мышечных структур, восстанавливают сократительную способность сердца при ее недостаточности, тормозят тромбообразование и повышают текучесть крови, препятствуют отложению холестерина и кальция на стенках сосудов, поддерживают энергетический обмен в миокарде.

Читайте также:  Спиртовая настойка пчелиного подмора польза и вред

Самый физиологичный способ пополнения запасов калия и магния — это, конечно, правильная система питания. Калий в большей мере содержится в бобовых, морской капусте, свежей зелени, семечках, сухофруктах (больше всего в кураге), орехах (особенно в миндале), печеном картофеле. Одновременно ограничивается употребление соли, чтобы снизить выведение калия из организма.

Для нормализации поступления магния нужно включать в ежедневное меню семечки тыквы и подсолнечника, орехи, гречневую и овсяную крупу, отруби, бобовые, горький шоколад.

— А есть ли постные продукты, которыми, наоборот, не стоит «увлекаться» при сердечно-сосудистых заболеваниях?

— Да. Все! (Улыбается). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. …Позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру (1 Кор. 6: 12). Думаю, тут и добавить нечего…

— А самое главное — не забывать о цели поста…

— Безусловно. Пост — это аскетическая практика. Ее цель — умножение любви, приближение к Богу за счет концентрации на духовной жизни. Время поста — не случайные дни!..

Беседовала Анастасия Марчук

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>

Источник

торыкатэн

Великий пост – это главный, наиболее строгий и продолжительный из всех постов, и для верующих людей он имеет особое значение. В этом году он начнется 15 февраля  и продлится до 3 апреля. Основной смысл Великого поста – очищение души человека от грехов, страстей, приготовление к празднованию Пасхи. Пост великолепно сочетает в себе возможности для духовного и физического оздоровления, именно поэтому популярность поста сохранилась до наших дней.

Сегодня для многих даже далеких от религии людей соблюдение постов стало важным аспектом поддержания здоровья. Для современного человека возможность похудеть и привести тело в порядок является очень важной, при этом духовный смысл поста дает силы и дополнительную мотивацию к ограничению рациона.

Поститься, действительно, можно с пользой для тела: во время поста разрешены здоровые продукты, в которых особенно нуждается наш организм. С другой стороны жесткое ограничение в пище может стать причиной серьезных нарушений и даже болезней, вот почему так важно подходить к соблюдению поста максимально ответственно!

Пост – это серьезно

Рассматривать Великий пост как некую диету, которая не только приносит пользу здоровью, но и способствует похудению, не совсем верно. Очень часто надежда сбросить лишние килограммы за время поста не оправдывается, а порой строгое соблюдение наложенных постом ограничений приводит к прямо противоположному результату!

Этому не стоит удивляться, ведь постное питание – это питание высокоуглеводными продуктами, а они как раз и способствуют набору веса.

С точки зрения диетологии, помимо положительных моментов, пост таит в себе и  достаточно серьезную угрозу для здоровья. Ведь исключение из рациона продуктов животного происхождения (мяса, рыбы, молока, сливочного масла и т.д.), приводит к недостаточному поступлению в организм таких важных микроэлементов как йод, железо, цинк, витаминов D,  В2, В6 и В12 и других необходимых веществ. А ведь это может привести к развитию анемии, гиповитаминозу, а так же снижению усвоения кальция, следствием чего является снижение плотности костей.

Кроме того, исключение белковых продуктов из рациона, приводит к дефициту  серотонина, а значит – к повышенной утомляемости, ухудшению настроения, апатии, снижению иммунитета, нарушению пищеварения.

Кому не стоит поститься

Есть категории людей, которым соблюдение поста противопоказано. Это дети, беременные и кормящие женщины, люди преклонного возраста, а так же люди, имеющие хронические заболевания в фазе обострения (туберкулез, почечная и печеночная недостаточности, воспалительные процессы любой локализации, недостаточности кровообращения и сердечной проводимости), особенно болезни желудка (язвы, гастриты, гастродуодениты и др.).

Помните, только здоровый человек может полноценно соблюдать пост, поэтому перед началом поста необходимо пройти общее медицинское обследование!

Проконсультируйтесь с врачом

Какова бы ни была причина вашего обращения к посту – приверженность к вере или стремление похудеть, не стоит забывать, что только правильный, рациональный подход сделают пост полезным.

Своевременная консультация с врачом – залог здоровья и хорошего самочувствия во время поста. Ограничение в пище, резкое изменение рациона – серьезный стресс для организма, поэтому так важно особенно внимательно отнестись к своему самочувствию.

Грамотный совет диетолога поможет сбалансировать рацион, не нарушая поста. После тщательного обследования, врач подскажет, как сделать питание в течение поста более полезным и разнообразным. Специалисты наших клиник помогут составить меню, подходящее именно вам, благодаря которому Великий пост станет полезным не только для вашей души, но и тела!

Советы, которые помогут Вам при соблюдении поста:

  • Белок – необходимая часть рациона человека. В пост следует обратить особое внимание на продукты, содержащие белок растительного происхождения: семечки, орехи, различные злаковые и бобовые.
  • Макаронные изделия, картофель и некоторые крупы достаточно калорийны, а значит – являются отличными источниками энергии, поэтому если вы ведете активный образ жизни, они вам просто необходимы!
  • Употребляйте во время поста оливковое масло: 1-2 столовые ложки в день помогут получить витамины A, D, E, K, снизить уровень вредного холестерина.
  • Финики, бананы, арахис, мед и горький шоколад помогут поднять настроение и уберегут от развития весенней депрессии.
  • Обязательно включайте в меню фрукты и овощи в количестве не менее 600 граммов ежедневно.
  • Так как пост приходится период весеннего авитаминоза, обязательно каждый день принимайте сбалансированный витаминно-минеральный комплекс.
  • Постарайтесь планировать свое питание так, чтобы в течение дня не возникало больших перерывов между приемами пищи, а их количество было 4-5 – это позволит вашему организму быстрее адаптироваться в условиях нового для него растительного рациона.
  • По окончании поста очень важно постепенно возвращать в свое меню продукты, которые были исключены на время его соблюдения.
Читайте также:  Крупа амаранта польза и вред

Отнеситесь с вниманием к своему организму, ведь главная суть Великого поста в духовном очищении, а ограничение в пище является скорее средством, чем целю! 

Помните, пост должен быть во благо!

Если Вам понравился материал, поделитесь им с друзьями!

Источник

Отрывок из книги “Православный пост”,
изданной Сретенским монастырем в 2005 г.

Православный пост. Сретенский монастырь, 2005 г. Переплет – мягкий, 96 с.
Православный пост. Сретенский монастырь, 2005 г. Переплет – мягкий, 96 с.

Цель воздержания в пище, телесного поста
– укротить чувственность плоти, чтобы она меньше
влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его
страстями. Вместе с тем, как уже говорилось,
«поститься должно благоразумно, рассудительно,
соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое
изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а
страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский).
Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со
своим духовным наставником, учитывая свою телесную
крепость и состояние здоровья.

Согласно 69-му Правилу Апостолов для
«немощных», то есть слабых здоровьем,
разрешается послабление поста. Как поясняет святитель
Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому
что «немощь сама собою доставляет то, что ищется
посредством поста, то есть укрощение чувственности и
бездействие плотских страстей. И, следовательно, для
немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то,
чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить
душе».

Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья
человека. Вот какие советы дает святитель Феофан
Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог
благословит. Тут нет греха, когда делается по
необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть,
тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то
воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и
без этого можно, когда немощь». «Никаких нет
законов убивать себя, коль скоро известно, что постное
расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал
монахам больным есть мясо, если то нужно для
здоровья».

В книге «Древние иноческие уставы» описывается
следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два
монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса.
Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не
должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом,
то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил
больных накормил их мясом.

Если пост сильно истощает организм больного человека, то,
конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если
достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных
продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо
мясо, тогда оно будет уже лекарство. «Относительно
поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан
Затворник, – терпение болезни и благодушие во время
ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая
требуется по свойству лечения, хотя она и не
постная». Но при этом надо обязательно
посоветоваться с духовником и, даже если он благословит
ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи.

Известно, что великие подвижники и Божии угодники
относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели.
Они пользовались им, как средством. Суббота для
человека, а не человек для субботы
(Мк. 2, 27),
– сказал и Сам Спаситель, что применительно к посту
означает: «пост для человека, а не человек для
поста».

Нарушение поста – это когда человек может поститься,
но не прилагает к этому усилия. Если человек болеет и ему
для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная
пища, – то принятие их не будет нарушением поста.
Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его
соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, – то
это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не
буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять
церковные постановления, а постигать их дух.

Бывает, что люди не постятся, слушая то, что внушает им
лукавый: «Вы заболеете, произойдет истощение
организма, особенно сейчас, при недостатке витаминов, при
ослаблении сил». Враг всевает такой ложный страх, а
причина этого – наше маловерие. Из «Житий
святых» мы знаем, что подвижники питались пищей
самой скудной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это,
«святые постники, к удивлению других, не знали
расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к
делу, – пишет преподобный Серафим Саровский. –
Болезни между ними были редки, и жизнь их текла
чрезвычайно продолжительно». Так, например,
преподобные Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский
– 113 лет, Сергий Радонежский – 78 лет, Кирилл
Белозерский – 90 лет, Макарий Желтоводский –
95 лет… Как видно, строгие посты и умерщвление
плоти не сокращают жизнь человека.

«Удивительная вещь, – пишет святой праведный
Иоанн Кронштадтский, – сколько мы ни хлопочем о
своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых
и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни
пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в
конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и
тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее
беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой
земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною,
обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много
питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а
иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при
жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая,
разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы,
обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они,
не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была
благоуханием для Бога, – облагоухали свои
тела».

То, что пост вреден, могут говорить только те люди,
которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, по
личному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и
телу, а главное – делу спасения.

6 декабря 2005 г.

Источник

Пост — это не разгрузочная диета

О пользе поста для души

Фото: miloserdie.ru

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.

Читайте также:  Польза заимствованных слов в русском языке

— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».

— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

Источник