О пользе плавания в закаливании детского организма
О пользе плавания в закаливании детского организма
Уважаемые родители!
Здоровье ребенка – основная фундаментальная ценность.
В Концепции дошкольного воспитания говорится: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием является установление доверительного контакта между семьей и детским садом». Поэтому мы вместе должны заботиться о здоровье наших детей.
Вода – колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чье значение для человека было бы так велико и необходимо бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. В нашем детском саду имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введенных в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
В нашем детском саду созданы все условия для плавания. Имеется бассейн, душевые, теплые раздевалки. После плавания, взрослые помогают детям переодеться, просушить волосы. Потом дети идут в комнату отдыха, где постепенно восстанавливаются после физических нагрузок.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремленность, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать – это жизненно необходимый навык.
«Чтобы быть веселым, нужно хорошее самочувствие; здоровые сердце, нос, голова; здоровая радость свободная от боли и забот» Яшуш Корчак
Уважаемые родители! Мы призываем так же и вас «дружить» с водой, самим посещать бассейн, заниматься водными процедурами. Так вы сможете поправить свое здоровье, повысить свой жизненный тонус, поднять настроение.
Желаем вам и вашим детям здоровья!
Анна Фёдорова
Консультация для родителей «Польза плавания для детей»
Польза плавания для детей в период формирования организма и опорно-двигательного аппарата весьма велика, так как заложенная в этом возрасте «база» (общая физическая подготовка) позволит без проблем заниматься любым другим видом спорта, каким захочется. Ведь плавание, как никакой другой вид спорта, развивает абсолютно все мышцы и, как писалось выше, увеличивает возможности дыхательной системы. А ведь это наиболее важные качества в большинстве видов спорта.
Чем полезно плавание — известно каждому, кто сталкивался с искривлением позвоночника, потому что в большинстве случаев доктора, помимо основного лечения, рекомендуют ходить в бассейн. Ведь, когда вы находитесь в воде, сила тяжести не действует на позвоночник так сильно, как в воздухе, что позволяет ему отдохнуть. А равномерные нагрузки спинных мышц помогают выравнивать его. Польза плавания в бассейне заключается так же в том, что позволяет продолжать тренировки круглый год, даже когда на улице лютая стужа.
Вода – колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чье значение для человека было бы так велико и необходимо бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. В нашем детском саду имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введенных в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребенка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаваниемположительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание – мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.
Система кровообращения. Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Опорно-двигательный аппарат. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «Гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Закаливание, терморегуляция. Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.
Центральная нервная система. При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.
Стрессовые состояния ребенка. Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом. Плавание заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.
Формирование личности. Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая подсознательное чувство опасности глубокой воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность.
Лето –прекрасное время для того, чтобы начать обучение плаванию, подарить своему ребёнку не только здоровье, но и море положительных эмоций.
–
Ирина Чечнева
Плавание как средство закаливания детей
Плавание как средство закаливания детского организма.
Правильное физическое воспитание ребенка не мыслимо без закаливания его организма. В жизни имеют место самые разнообразные виды закаливания воздухом, солнцем, водой. Наиболее действенным из них является закаливание водой, так как его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – обтирание, обливание, купание. Особенно эффективным способом закаливания водой является купание, плавание. Оно сочетает в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождается движением.
В процессе закаливания участвует практически вся система регулирования жизненных процессов. Плавание как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом.
Погружаясь в воду, ребенок испытывает ощущение холода из – за большой разницы температуры воды и тела. Чтобы согреться перед плаванием дети принимают теплый душ. Использование упражнений на суше и энергичных упражнений в воде дает возможность разогреть организм ребенка и тогда по телу начнется разливаться тепло.
Регулярные занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию легких, закрепляет навык глубокого и ритмичного дыхания. При обучении детей плаванию,я использую дыхательные упражнения на суше: «Птички машут крыльями», «Вырастим большими», «Дровосек»,и в воде: «Насос», «Воронка», «У кого больше пузырей?», «Скольжение на груди в выдохом воздуха в воду».
Плавательные упражнения так же содействуют росту и укреплению костной ткани. Именно поэтому плавание является эффективным средством коррекционной работы профилактики и лечения различных нарушений.К этому направлению есть ряд упражнений : «Винт», «Звездочка», «Стрела».
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей. Массирующие и температурные воздействия воды при плавании оказывают положительное влияние на нервную систему. От скольких негативных эмоций избавляются дети, повизгивая от удовольствия. В этом направлении я включаю ряд игр и игровых упражнений,например: «Бегом за мячом», «Сердится рыбка», «Хоровод», «Смелые ребята»; Игровые упражнения «Крокодил», «Покажи метки», «Нырни в обруч», «Передай мяч». Игры и игровые упражнения я провожу для профилактики психосоциального напряжения детей и снятия стрессового состояния.
После занятий в бассейне дети принимают теплый душ. С помощью взрослых они выполняют гигиенические навыки. После этого дети пьют фито чай.
При систематических занятиях плаванием детский организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. В процессе обучения плаванию, здоровье детей, которые регулярно посещают бассейн, меньше болеют и практически вообще не болеют. Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и в особенности детей дошкольного возраста.
Источники:
1. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.
2. Викулов А. Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.
3. Иванченко Е. И. Наука о спортивном плавании. – Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. – 168 с.
4. Каптелин А. Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. – 1980. – № 7. – С. 26-27.
5. Энциклопедия Википедия
Польза плавания для детей дошкольного возраста Очень важно рассказать о физиологии и позитивном эффекте от плавания для детей дошкольного возраста. Физиология плавания Ещё со школьной скамьи нам известно, что закаляться нужно плаваньем. Оно способствует общему оздоровлению организма и его физическому развитию. Так что, дорогие мамы, чем раньше вы научите ребенка плавать, тем более полным будет эффект общего укрепления детского организма. Врачами подмечено, что мышечная масса дошкольников развита слабее (она составляет 22– 24% тела, в то время как у взрослого – больше 40%). Кроме того, мышцы ребёнка содержат намного больше воды и менее устойчивы к механическим повреждениям. Сокращение мышц происходит куда медленнее, чем у взрослого, но через меньшие промежутки времени. Именно эти особенности мышечной системы ребенка как раз и объясняют тот факт, что дети легко утомляются, но и быстрее отдыхают. Отсюда следует, дети мало приспособлены к длительным и однообразным нагрузкам. Только лишь плавание осуществляется за счет работы мышц рук, ног и туловища. Благодаря интенсивным движениям при плавании, задействованы слаборазвитые группы мышц. Движение в процессе плавания имеет большую амплитуду, выделяясь своей простотой и динамичностью. А повторение плавательных движений способствует правильному чередованию мышц: они то напрягаются, то расслабляются, что не даёт организму ребёнка переутомиться. У детей-дошкольников сердечно-сосудистая система приспособлена к потребностям постоянно растущего организма. У ребёнка больший объём крови и выше скорость её продвижения по сосудам, чем у взрослого. Высокая подвижность ребенка значительно облегчает ток крови по венам, а сердце малыша легко утомляется. Поэтому большие нагрузки ему противопоказаны, и отдыхать он должен чаще. Кровообращение и дыхательная система ребенка Когда ребенок плавает, его кровообращение прибывает в облегченных условиях за счет положения тела, приближённого к горизонтальному, а работа мышц происходит по большим дугам. Улучшается отток крови от периферии к сердцу. В связи с тем, что нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавательная лечебная физкультура подходит детишкам с сердечными заболеваниями. Органы дыхания у детей имеют свои отличия: дыхательные пути довольно узкие, слизистые оболочки нежные и ранимые, отличаются обильным количеством кровеносных и лимфатических сосудов. Это как раз и влияет на то, что инфекция так легко проникает в органы дыхания. У тех людей, которые уделяют плаванию много времени, дыхательная мускулатура и сами органы значительно развиты, у них наблюдается прекрасная согласованность дыхания с движением. В процессе плавания человек получает чистый, без пыли воздух. Когда человек движется в водоёме или бассейне, его дыхательные мышцы укрепляются, и улучшается подвижность грудной клетки. Непосредственно опорно-двигательный аппарат у ребенка прибывает на стадии формирования. Благодаря плаванию, подъемная выталкивающая сила воды удерживает тело на поверхности, что обеспечивает снижение давления на позвоночник и опорный аппарат скелета, тем самым укрепляя его. Кроме этого, у дошкольников слабо развит тазовый пояс, поэтому тяжёлые и резкие нагрузки на ноги противопоказаны. Следует заметить, что в возрасте до 6 лет прыжки с 40 см высоты недопустимы. Как плавание поможет вылечить болезни У детей до 7 лет может наблюдаться деформация стопы и развиваться плоскостопие. Избежать этого поможет плавание, которое благоприятно влияет на детскую стопу и является превентивной мерой против такого недуга. В связи с этим плавание входит в курс лечебной гимнастики для профилактики и лечения искажения осанки: сколиозов, кифозов и нарушений, связанных с перенесённым полиомиелитом. Плаванье также формирует чувство ритма у детей. Изучая центральную нервную систему дошкольников, специалисты выявили рассеянность внимания, склонность к подражанию и освоение речи. Поэтому, чтобы ребёнок запомнил движения гимнастики в воде, их следует не только показывать, но и озвучивать. Инструкторы по плаванию не должны демонстрировать ребятам в возрасте до 7 лет сложные и однообразные движения, ведь однообразие утомляет, а в силу рассеивания внимания, сложные движения повторить малышу весьма непросто.
Примечание: Дорогие родители, помните, что правильное физическое воспитание ребенка не может обойти стороной закалка организма. А самыми эффективными средствами закаливания являются солнце, воздух и, конечно же, вода. Из этих чудодейственных сил природы лучше всего на организм малыша воздействует именно вода. Закаливание следует дифференцировать, например, регулировать температуру воды, выбирая разный градус для обтирания, купания и обливания. Самой эффективной процедурой закаливания, по праву, считают плавание: ребёнок, пребывая на открытом воздухе, в воде и под солнышком, тренирует все группы мышц.
Консультация для родителей
«О пользе плавания и закаливаний детского организма!»
Польза плавания
Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию. При плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем улучшается кровообращение и укрепляется нервная система.
1. Плавание, является одним из лучших средств формирования правильной осанки ребёнка.
2. Улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
3. Дозированное плавание может быть полезно детям, склонным к простудным заболеваниям.
4. При продолжительном пребывании в воде совершенствуются процессы терморегуляций. Происходит закаливание организма, растёт сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды.
5. Регулярные занятия плаванием, способствуют укреплению нервной системы, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Закаляйся, если хочешь быть здоров
Ведь закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.
Общие принципы закаливания
Только систематические закаливающие даёт положительный результат. Закаливание детей следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться. Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку. Закаливание детей должно быть индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от его физических и психических способностей.
Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны, постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).
Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность. Правильным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.
Закаливание водой
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Потом можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 4-5 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.
Прогулка также является средством закаливания организма
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна.
Закаливание солевой дорожкой.
Очень хорошим средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 2-3 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.