О пользе пения на клиросе

О пользе пения на клиросе thumbnail

Когда я просила у своего духовника благословения петь на клиросе, он произнес фразу, на которую я в тот момент не обратила особого внимания: “Клирос — это передовая. Передний край. Не любит лукавый церковного пения, так что жди искушений”. Через месяц со слезами пришла к духовнику за новым благословением — с клироса уйти: “Не могу, не получается, не мое это”. Ответ был суров: “Уйдешь, когда выгонит регент. Считай это своим послушанием. Надо терпеть и учиться”. Теперь и представить не могу, как бы жила без пения. Хотя до сих пор иногда спрашиваю себя: а решилась бы я пойти в хор, если б знала, сколько будет обещанных искушений?

О пользе пения на клиросеНедавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная “элита”: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий “вырастает” из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой “переход” совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — “правый” и “левый” (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми “Верую” и “Отче наш”, наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: “А можно мне в хор… попробовать?”. Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: “Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?”.

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же “едиными усты Бога славить”? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и “никакая-я-не-певчая!”. Хорошо спели — хочется себя похвалить: “Надо же, как у меня хорошо получается!”. Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — “Слава Богу!”. Плохо — все равно “Слава Богу!”… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: “А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?”.

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших “праздничных” хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится “воспитывать” нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: “Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник”. У “корыстолюбцев” из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: “Требуются певчие”, указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: “Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить”. Обычно такие “бывшие певчие” в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, “бывших певчих” вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Источник

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Читайте также:  Отказ от доли квартиры в пользу другого собственника

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

 Обычно было четыре партии:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • бас.

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».

Современное пение

В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.

Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

Кто может петь на клиросе

На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

Руководит профессиональным хором регент, а народным хором – псаломщик.

Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику, который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать, отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

А.И. Осипов о пении на клиросе

Источник

О пользе пения на клиросе

https://anfir70.ru

Здравствуйте мои родные и неутомимые обучающиеся гласовым песнопениям у меня на блоге https://anfir70.ru/

Мне приходят от вас многочисленные письма на электронный адрес моей почты и у многих из вас очень схожие вопросы в плане пения и разучивания стихирных и тропарных гласов. И особенно часто возникает вопрос о том, как научиться хорошо петь.

Многие из вас пишут мне о том, что не получается петь свободно, что часто зажимается горло при пении, что сбиваетесь со своей партии на другой голос. И даже если со мною в аудио — уроке вы поёте и у вас получается, то придя в храм и начав во время богослужения петь на клиросе, у многих возникает некий спазм в горле или зажим.

Почему так происходит? Как удержать на клиросе свою партию и не «уплыть» интонационно к соседу? И когда же всё — таки можно будет запеть на клиросе свободно и непринуждённо, наслаждаясь пением и славя Бога-Отца-Вседержителя?

Не секрет, что музыка — это очень сложный пласт обучения, ведь постигать азы и оттачивать своё мастерство музыканту приходится на протяжении всей своей жизни. Юный музыкант учится от семи и более лет в начальной музыкальной школе, затем его творческое образование продолжается в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Ваша покорная слуга не есть исключение. Я до сих пор учусь и совершенствую свой профессионализм в церковном пении. И хотя  прошла весь этот путь от юного до зрелого музыканта, мне ещё предстоит улучшать и улучшать наше пение в храме. Ведь мне довелось лишь постичь верхушки того великолепного айсберга, что называется пением в церкви, пением на клиросе и пением вообще.

Так как же всё таки научиться хорошо петь на клиросе?

Про молитву не буду здесь упоминать, так как проговаривание богослужебного текста даже человеком не воцерковлённым будет отчасти молитвой, а вы, мои дорогие, наверняка все очень верующие и давно воцерковлённые. Думаю, что с этим у вас всё в порядке.

Но чтобы научиться грамотно и правильно петь на клиросе, недостаточно одной лишь молитвы или одних только музыкальных навыков. Здесь как у айсберга вся глубина скрыта от глаз. Мало обладать всего лишь знанием нотной грамоты. Нужно понимать суть богослужения, хотя бы примерно знать о чём или для чего то или иное песнопение или богослужебное действие.

Но и одно только знание всех церковных основ православного богослужения не даст вам полных знаний по пению церковному. Потому что это всего лишь одна сторона того самого айсберга. Чтобы начать хорошо петь на клиросе, нужно просто начать… петь (на этом самом клиросе).

Конечно, ни один регент — псаломщик не допустит вас сразу петь на клиросе. Сначала вы постоите и помолчите, мысленно пропевая с тем или иным голосом свою партию. Затем, после нескольких занятий (если регент проводит спевки), вам будет позволено петь простенькие гласовые песнопения, которые вы успели усвоить или, например, Ектении.

Практика, практика и ещё раз практика.

Но вы никогда не научитесь петь, если НЕ БУДЕТЕ ПЕТЬ. Раньше у вас были оправдания. Вы могли сказать о том, что не умеете петь потому что вас никто не учит. Сейчас нет никаких оправданий. Материал по церковному пению выложен у меня на блоге и продолжит пополняться песнопениями как гласовыми, так и неизменяемыми на богослужениях.

Читайте также:  Ходьба на носках и пятках польза

Просто берите и учите. Учите так, чтобы попроси я вас, подняв ночью спящего, спеть пятый стихирный или восьмой ирмосный гласы, и вы без сучка и задоринки могли бы это сделать. Свой голос, тот, которым на клиросе поёте. В своей тесситуре или тональности, но точно и чётко свой напев. А то ведь как ещё бывало у моих студентов, когда я преподавала в НПДУ.

Лучше качество, чем количество.

Учит, учит, некая Маруся первый тропарный глас. Выучила второй голос — спела. К следующему уроку учит первый. Тоже спела — значит сдала. А потом я её прошу вновь вспомнить второй голос и спеть мне. Так вот она его уже не помнит… забыла или сбивается при пении на первый, который только что мне сдала.

Вот и получается, что не выучен гласовый мотив. Не споёт такая певчая на клиросе, так как собьётся в пении сама и собьёт всех остальных своим неправильным звучанием. Не навреди! Что же ты делаешь? Это же храм! Поём Богу и всем Святым с Богородицею.

А если ты ещё и управляешь клиросом, то гласы тебе нужно знать на 300% лучше, чем твоим подопечным, что поют рядом. Развивать голос, чтобы суметь перепеть тех, кто «заедет» вдруг не туда, а ты своим голосом «вывезешь».

Нельзя плохо. Нужно отлично, великолепно, божественно, одухотворённо… Какой тут…одухотворённо. В ноты бы попасть и напев нужный текущего гласа вовремя вспомнить. Вот и получается, что не до божественности и одухотворённости тут… А зря. Лучше бы вообще пение на клиросе никогда в жизни не начинать, чем вот так…небрежно.

Не всё так плохо, мои родные. Я чуть — чуть сгустила краски, но вы сами подумайте, допустимо ли в храме петь небрежно, плохо, не зная напевы и суть богослужения? Конечно нет, ни в коем случае не допустимо. Но это всё поправимо. Только трудом и усердием можно добиться хорошего пения на клиросе.

В пении, как и во всём нужна тренировка.

И не просто добиться, а удержать певческое мастерство и продолжить улучшать. Ведь нет предела совершенству. Поэтому, чтобы научиться хорошо петь на клиросе, нужно заниматься по аудио — урокам, распеваться каждый день и петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь… Нужно ОЧЕНЬ МНОГО ПЕТЬ.

Всё время, слушать гласы, а потом воспроизводить их голосом. Сначала мысленно пропевать, слушая тот или иной напев гласа, потом начать учить свою партию. Петь вместе с аудио. Петь, свободно открывая рот  с точностью воспроизводя всю мелодию. Не получается точно воспроизвести (вы часто это и сами слышите), снова только слушайте миллион раз (шутка) :) , а потом вместе со мною воспроизводите.

И вот когда на миллион первый раз, вы, слава Богу, запомнили свой голос в шестом тропарном, начинайте петь его самостоятельно, без включенного аудио. Петь, смотря в ноты, воспроизводя звуки точно интонационно и правильно вокально. Ведь для этого всё уже есть. От вас требуется только желание и бесконечное усердие в освоении гласов.

И ещё. Если возникают трудности или есть непонятность, ребята мои родные, есть волшебная штука под названием СКАЙП, где я могу наглядно вам показать ГОЛОСОМ и подкорректировать ваше пение. То есть вместе с вами ВЫУЧИТЬ какой то неполучающийся фрагмент гласа. Чтобы не сбиваться в пении на клиросе, учите НАИЗУСТЬ тот или иной напев, и будет вам счастье. ????

На богослужении вы будете сосредоточены уже на самом богослужении, а не на: «ой, а правильно ли я пою, а нужный ли голос, или напев, или звук издаю сейчас?» Всё в ваших руках, а Бог, видя ваше стремление обязательно поможет, как помог когда то мне. Абсолютно безграмотной в плане церковного пения и православного богослужения.

Зная гласовые песнопения, на клиросе можно спеть всю службу. Без нотных хоровых песнопений. Учите гласы и вы можете стать полезным в любом православном храме. И Бог нам всем в помощь.

Нажмите на кнопочки, сказав автору блога БлагоДарю:

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

Источник

“Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже
воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень”
(Пс. 136, 8-9)

Аргументов у меня больше нет. Тут Вы правы. Против десяти лет клиросного послушания я пас. Клирос – это в 80% случаев диагноз. Там знают все церковные сплетни, слухи, анекдоты, там знают всё про иномарки священников и их связи с теневой экономикой, про их любовниц и любовников, там вырабатывается особый вид религиозного сознания, зачастую циничного. Там могут петь абсолютно неверующие, но обладающие музыкальными способностями люди. Из-за хорошего голоса годами на клиросе может держаться и пьяница, и курильщик, и блудница. Большая часть ссор и скандалов в храме – клиросного происхождения“.
Протоиерей Георгий Бирюков https://www.rusk.ru/st.php?idar=8783&page=5#form
(сообщение 22.03.2007 22:48)Написано это было батюшкой два года назад в ходе обсуждения фильма “Остров”. И хотя батюшка потом извинился за некоторую резкость, понимание глубины этих слов пришло только сейчас, когда клиросной певческой деятельностью убито еще два года жизни. Именно убито, практически вычеркнуто из духовной жизни прихожанина.

Чтобы избежать непонимания, следует оговориться, что речь пойдёт в первую очередь о клиросах Санкт-Петербурга. Потому что отдалённые от города клиросы, по-видимому, не столь заражены вирусами вседозволенности и распущенности, или же, хочется надеяться, вообще не заражены. Тема, однако, очень актуальна, и касается не только Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что тема озаглавлена, как “особенности клиросного послушания”, речь пойдёт о явлениях, зачастую противоположных послушанию.

Клиросная вседозволенность и расхристанность

Считается нормальным на всё большем числе клиросов, среди всё большего количества певчих, что женщинам, к примеру, можно ходить в брюках, без платка; что певчим можно и посты не соблюдать, и сидеть на службе. Даже этикет особый образовался – вставать(!) во время чтения Евангелия. Да и то даётся с трудом. Не хотят некоторые певчие вставать.

Очень популярно чтение художественной литературы на службе. Тут и детективы, тут и романы, тут и сканворды. Особенно тягостно бывает некоторым певчим пересидеть (не простоять) Шестопсалмие. Идут на улицу (подышать воздухом, или до трапезной за чайком, ну или в туалет, на худой конец). Обсуждение разнообразных проблем также, зачастую, помогает скоротать оплачиваемое время Богослужения. Выручает также наличие мобильного телефона – можно поиграть, либо попереписываться смс-ками.

Особенно уверенно и по-хозяйски чувствуют себя на клиросе некоторые дамы. Благо и бразды правления хорами, чаще всего, принадлежат им.

Кто и где сказал: “женщина в храме да молчит”?

Отвечает священник Александр Ионов, клирик храма во имя св. Димитрия Солунского:
“Это выражение апостола Павла (1 Кор. 14, 34): “Жены ваши в церквах да молчат” – синодальный перевод тут допускает славянизм, по-русски точнее было бы сказать “женщины”. Аналогичные мысли высказываются в Новом Завете неоднократно. Это выражение “женщины да молчат” касается не только поведения в храме, но и участия в Богослужении. В Православии никогда не было женщин-епископов и женщин-священников; церковная проповедь с амвона тоже не удел “слабого пола”. Мало кто знает, что петь на клиросе женщины в России стали только в XIX веке (вот когда началось оскудение веры в народе!), и воспринималось это как рискованное новшество. У каждого человека есть свой способ послужить Богу, и надо следовать ему. Однако время и обстоятельства так же диктуют свое, и сегодня мы очень ценим наших женщин, которые преподают в воскресных школах, занимаются миссионерско-катехизаторской работой и составляют большую часть прихожан наших храмов”.
https://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=737

Читайте также:  Крупы быстрого приготовления польза или вред

Таким образом, мы видим, что в участии женщин в клиросном пении нет ничего плохого, хотя это и совпало, странным образом, с началом оскудения веры. Чтобы не останавливаться на поисках виновных, перейдём сразу к главному.

Главное – это господствующая и распространяющаяся всё более повсеместно мировоззренческая концепция, которую можно коротко охарактеризовать, как полное бездуховно-материалистическое клиросное равнодушие.

Повторно надо оговориться, что имеются в виду не все клиросы, и не все певчие, но очень многие. Причём становится таких певчих всё больше, что и вызывает беспокойство.

Описанное состояние наступает не сразу, оно формируется постепенно. Можно даже условно описать стадии.

1. Прихожанин, желающий петь. 2. Первые посещения клироса. Принятие им певческих “законов” и “порядков” за духовный идеал, следование этим “установлениям”. Либо сразу принимает всё за чистую монету, либо поначалу относится настороженно, но постепенно “смиряется” и втягивается в процесс. 3. Желание не быть “белой вороной” и (или) извлекать какую-то выгоду из посещения храма. К этому времени остатки духовных ценностей бывших прихожан весьма и весьма оскудевают. Певчий начинает получать денежное вознаграждение за пение. Вырабатывается как бы условный рефлекс: сходил в храм – тебе заплатили, не сходил – не заплатили. 4. Приблизительные дальнейшие суждения (могут варьироваться) материализовавшегося певчего: “смысл работать за жалкие гроши?” “Хоть бы платили нормально, а то всё жмутся”. “Они (священники) покупают крутые тачки, да квартиры с дачами, детей у них много, едят тоже не мало”. “А мы за своё (ангельское) пение еле концы с концами сводим”. 5. Постепенно решаются в свою пользу либо компромиссно вопросы о послушании регенту, послушании настоятелю. 6. Адекватная реакция регента и священнослужителей. Переход певчего на новое место. Уже в новом качестве. С каждым последующим переходом певчего новые ценности всё более устойчиво кристаллизуются в уже описанное состояние полного бездуховно-материалистического клиросного равнодушия.

У клиросных певчих формируется совершенно особая идеология, совершенно уникальная система ценностей. И самое опасное, что эта сформировавшаяся система ценностей навязывается новичкам. И, в большинстве случаев, не принудительно, а за счёт численного превосходства клиросных певчих, имеющих данную систему ценностей. В число последних входит приятное извлечение выгоды из посещения храма, элитность певческого коллектива перед обычными прихожанами; красота, сила, звучание своего собственного голоса, и прочее. Самое плачевное, что такому певчему становится сложным (или невозможным) находится в храме в качестве обычного прихожанина, даже если он заходит в другой храм. Всё перечисленное свидетельствует о том, что новые ценности не дополнили уже существующие ценности христианина, а заменили их. То есть заменили главное – личное молитвенное общение с Богом.

Какие возможны выходы из данной, усугубляющейся с течением времени, ситуации?

Вся сложность решения данной проблемы заключается в том, что формирование хора во многих случаях (или, может быть, в большинстве случаев) перешло в руки регента. Даже в тех редких случаях, когда регент ИМЕЕТ желание заботиться о духовном состоянии певчих, это у него получается настолько коряво, что результат скорее отталкивает, чем вызывает положительный отклик. Обычно же регент не занимается не своим делом, поскольку совершенно верно полагает это обязанностью священника.

Сейчас всё реже испрашивается благословение священника на участие певчего в клиросном пении. И уж, тем более, никакого значения не придаётся духовной готовности певчего к исполнению данного послушания.

Между тем, настоятель имеет всю полноту власти, хотя бы даже из-за одного того, что оплачивает пение.

Может быть, это громко прозвучит, но кандидатам на исполнение оплачиваемого клиросного послушания вполне можно было бы проходить некое испытание (экзамен), контролируемое не регентом, а настоятелем. Не только на знание вечерних и утренних молитв, обихода, гласов; не только на работу ушей и связок; но и серьёзное собеседование касательно идеологии певчих, их прошлого, как светского, так и церковного. После чего певчему целесообразно было бы исполнять клиросное послушание в течение испытательного срока, во время которого он должен был бы проявить себя как молящийся христианин, соблюдающий дисциплину и осознающий то, где он находится.

Таким образом, хотелось бы предложить устранить губительный самотёк в ситуации с набором певчих в клиросные хоры.

Ещё один аспект рассматриваемой проблемы заключается в том, что не посвящённым и не искушённым в клиросной жизни прихожанам, начавшим петь, или поющим какое-то время уже на клиросе, может, в течение какого-то периода, казаться возможным подавать положительный пример остальным певчим, как следует себя вести в храме Божием. То же самое могут возразить и певчие отдалённых клиросов, где рассматриваемые клиросные явления не успели укорениться.

Однако это не так. Можно подавать пример некоторое время (может быть, даже длительное время). Можно стоять всю службу, среди сидящих и занимающихся своими делами певчих. Можно повторять мысленно прошения ектении, стараясь не обращать внимания на коллег, общающихся с мобильными телефонами. Можно выполнять даже поклоны. Хотя, конечно, поклоны – не главное, и без них можно обойтись.

Всё это показывание примера и попытки молиться на таком клиросе – это потерянное время. Это растерянная добродетель. Это полная духовная пустота, от которой никак нельзя предохраниться. К ней можно только привыкнуть и начать воспринимать её, как должное, как норму.

Может возникнуть закономерный вопрос – зачем выносить все эти особенности на всеобщее обозрение?

Иметь в виду всё вышеописанное просто необходимо для тех прихожан, которые собираются стать певчими. И бороться с данными несоответствиями тоже нужно.

И последнее, что следует сказать, и в Санкт-Петербурге, и за его пределами, конечно же, есть очень много достойных певчих, добросовестно, с пониманием, выполняющих свой нелёгкий труд. И необходимо выразить всем таким людям глубокое уважение и попросить у них прощения за некие обобщения, сделанные в данной заметке.

Источник