О пользе пчел для детей
Пчелы – медоносные насекомые. Устрой их жизни является одним из самых удивительных явлений в природе. Взрослый человек вряд ли задастся вопросом о том, как выглядит это насекомое. А вот любопытным малышам, которые с каждым днем хотят знать все больше об окружающем мире, можно рассказать о внешнем виде этих насекомых и не только. Обо всем самом интересном про пчел для детей узнаем в этой статье.
Все про пчел для детей
Пчелы относятся к обширному отряду перепончатокрылых, насчитывается более 20000 тысяч их видов. Находятся в родстве с осами, которые схожи с ними по многим признакам. Есть целая наука – апиология, изучающая виды пчел, их поведение, строение улья.
Этих насекомых можно встретить на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды, поскольку они не любят холод.
Внешний вид
Размеры этого насекомого разные и зависят от вида. Самой маленькой является карликовая пчела (2 мм), а индонезийская мегахилид считается самой большой (3,9 см).
Тело пчелы имеет полосатый желто-черный окрас и состоит из трех отделов:
- верхний – голова;
- средний – грудь (сюда же крепятся 2 пары крыльев);
- нижний – брюшко.
С помощью длинного хоботка насекомое высасывает нектар из растений, превращая его в мед.
Это интересно! У каждой пчелы есть 5 глаз, 3 из них расположены на лбу (помогают различать свет и темноту), еще 2 находятся по бокам головы (нужны для кругового обзора).
Процесс развития
После вылупления пчела еще не готова к сбору меда. Первое время у молодых особей уходит на знакомство с внутренним устроем улья. Они убирают улья или же прикармливают личинок.
После этого пчелу могут отправить в первый полет, где она будет учиться собирать нектар и искать дорогу обратно в домик.
Образ жизни
Пчелы создают большие семьи, число особей может быть от 10 до 70 тысяч. У каждого насекомого свои обязанности. Так, матка откладывает яйца, рабочие пчелы осуществляют сбор нектара, кормят личинки и защищают улей, остальные занимаются строительством сот. В семье присутствуют и трутни, функция которых состоит в том, чтобы помочь обзавестись потомством.
Чем питаются
Насекомые питаются нектаром и пыльцой растений. Так пчелы запасаются необходимой энергией и питательными веществами. Если насекомые живут на пасеках, пчеловоды их подкармливают приготовленным сахарным сиропом.
Как и где живут
Как только люди узнал о том, что пчелы производят мед, то сразу занялись пчеловодством и стали строить для насекомых специальные домики – улья.
Из чего строят дом
Строительство домика – непростой процесс. Пчелам сначала нужно сделать воск, чтобы впоследствии построить соты. В дальнейшем они будут использоваться для откладки яиц, а также в качестве хранилища меда и перги.
Соты образуются из ячеек, форма которых похожа на шестигранник. Все ячейки между собой соединены. По мнению ученых, строительство сот можно сравнить со сложным математическим расчетом, поскольку все ячейки одного размера и одной формы.
Как защищают дом
Вход улья всегда находится под круглосуточным контролем двух пчел. Они всегда стоят на страже, ведь их основная задача состоит в том, чтобы в улей не проник враг.
Обычно в ход идет жало, но если это не сработало, и враг все-таки проник внутрь домика, есть 3 варианта действий рабочих пчел:
- Облепить врага, так легче вынести его из улья.
- Если этого сделать не удалось, насекомые окружают врага и крыльями пытаются разогреть воздух, вызвав его нехватку.
- Крайний метод – быстро обмазать врага прополисом, спустя пару секунд с ним будет покончено.
Зачем делают мед
В первую очередь, пчелы сами питаются медом. Для того, чтобы выжить осенью и зимой, пчелы усиленно трудятся весной и летом. Они добывают нектар, оплодотворяя при этом цветы. После его обработки складывают в соты. После их наполнения соты запечатывают. Так получается мед.
В холодное время пчелам необходимо питание, поскольку в этот период у них другая задача – поддержание в улье нужной температуры, чтобы сохранить личинки.
Пчелиная семья и ее члены
- Матка – королева, откладывающая яйца, число которых за день может достигать 2500 тысяч. В пчелиной семье репродуктивная система развита только у матки. Ее без труда заменят, если она вдруг заболеет или не будет класть яйца.
- Рабочие пчелы – собирают мед, ухаживают за домиком, кормят личинки, на них и защита улья.
- Трутни – не оплодотворенные личинки, мед не собирают, но успешно поедают тот, что собран за лето. Нужны они для того, чтобы оплодотворить матку.
Это интересно! В природе встречаются пчелы-кукушки. Они откладывают яйца в чужие гнезда. Это одиночный вид пчел, они не строят ульев и не собирают пыльцу.
Когда стоит бояться пчел
Рабочие особи атаковать первыми не будут, если для этого нет причины. Проявить агрессию они могут в случаях:
- запах спиртного, резкого одеколона и даже пота могут спровоцировать атаку пчел;
- запах животных, которых насекомые воспринимают, как врагов. Это собаки, лошадь, козы. Кстати, если пчела выпустила яд, остальные могут начать атаку, почувствовав его аромат;
- плохие погодные условия, которые могут вызвать нервное напряжение пчел в улье. Сбор меда в это время не осуществляют, поскольку насекомые сразу же атакуют.
История пчеловодства
Потом человек стал задумываться над тем, как получить лакомство, не причиняя вред пчелам. Было решено брать из улья лишь часть меда. Так пчелы и люди стали вполне мирно сосуществовать.
Вдруг появилась новая проблема: ходить и искать улья по лесу было непростой задачей. Тогда решили деревья с дуплами вырубать и располагать их в одном месте. Такой вид деятельности стал называться бортничеством.
Только потом появилось пасечное пчеловодство, где для насекомых стали строить специальные домики.
Кочевое пчеловодство в Древнем Египте
В Древнем Египте всегда любили мед. Сохранились папирусные свитки, которым более 5 тысяч лет, в которых сказано о пчеловодстве. Пчела даже являлась символом Нижнего Египта.
Жители ставили улья на плоты и пускали их по Нилу. Начало пути было в том месте, где уже наступил период медосбора. Во время плавания плота, пчелы успевали делать облет вдоль берега и возвращаться обратно. Это способствовало более продолжительному сбору меда. Когда в одной части Нила медосбор был окончен, в другой он только начинался.
Пчеловодство на Руси
Развитие пчеловодства на Руси началось в Х-ХI веках. До появления первых пасек (XVII в.) крестьяне занимались бортничеством. Однако в наших краях есть еще один любитель меда – медведь. Приходилось устанавливать ловушки. Так, если гнездо находилось в дупле дерева, на него вешали колотушки или бревна, которые мешали зверю взбираться на дерево. Отталкивая их лапой, он тем самым раскачивал их, из-за этого бревна ударяли его по носу.
Об истории пчеловодства рассказывается в этом детском мультике:
«Доспехи» пчеловодов
Каждый пчеловод обязан соблюдать меры безопасности. Для этого они применяют инструмент и специальную одежду. В комплекте:
- костюм из светлой плотной ткани,
- шляпа с сеткой;
- перчатки.
Каким бывает мед
Вид меда зависит от того, с каких цветов он был собран, как обработан, и в каком месте расположена пасека. Мед бывает:
- луговой;
- садовый;
- горный;
- степной;
- полевой.
Одним из лучших сортов является мед белой акации. Его аромат еле ощутим, и на вид он почти бесцветный. Выделяют и каменный мед, похожий на леденец. Его называют еще «абхазским». Некоторым нравятся темный мед – гречишный. Его аромат и вкус ярко выражены. Темный оттенок характерен и для лопухового меда, черничного и рябинового.
Полную версию статьи вы можете прочитать на моем официальном сайте: пчеловодам.рф
Дорогие читатели только Вы поможете моему каналу стать лучше, ставьте пальцы вверх и не забывайте делиться с близкими друзьями. Искренне Ваш Ильдар Маратович.
Ирина Терехова
Конспект беседы в детском саду «Малышам о пчелах, меде и пчелиной работе»
Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!
Стихотворение Якова Белинского
Беседа «Малышам о пчелах,меде и пчелиной работе.»
(приурочена к празднику Медовый спас”)
Тип беседы : информационный
По содержанию: обучающий.
По числу участников : групповой.
Возраст детей : 3-4 года
Материал: Игрушка пчеленок Вилли, баночка меда, мед в сотах, картинки с изображением пчел.
Задачи:
1. Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства.
2. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком.
3. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.
4. Сформировать у детей представление о пользе продуктов пчеловодства для человека.
5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым.
Воспитатель:Ребята к нам сегодня в гости прилетел пчеленок Вилли из мультфильма «Приключения пчелки Майи».
Пчелки – яркие медоносные насекомые.
А как выглядит пчела?
Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок – «носик». Им оно высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, пожалуй, и есть одно из отличительных особенностей этих насекомых от других – пчелы дают мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых.
Чем питаются пчелки?
Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.
Где живут пчелы?
В природе пчелы живут там, где им вздумается, на то они и дикие. Чаще всего они обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли.
Однако человек уже очень давно заметил пользу от продуктов, которые изготавливают пчелы (воск, мед) и решил заняться их разведением. Так, появилось одно из древнейших занятий – пчеловодство. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями.
Как живут пчелы?
Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица-мать,она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые. Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Однако, все же, одна задача у них есть – они помогают семейству обзавестись потомством.
Что производят пчелы?
Конечно же мед!
Мед, который дает пчелы, это не только сладость к чаю, но и очень полезный продукт, который применяется в лечении очень многих заболеваний.
Зачем делают мед?
В первую очередь, пчелы сами питаются медом. Для того, чтобы выжить осенью и зимой, пчелы усиленно трудятся весной и летом. Они добывают нектар, оплодотворяя при этом цветы. После его обработки складывают в хранилище – соты. После их наполнения соты запечатывают. Так получается мед.
Внимание! Будьте осторожны с пчелками:
Пчелки – трудолюбивые, умные, медоносные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое руками не стоит. В момент укуса, пчела оставляет в теле человека жало и пузырек с ядом, постепенно стекающим в ранку. Место укуса немного припухает и немеет. Однако, ужалив человека и оставшись без своего оружия, пчела умирает. Пчелиный рой, так называют семейство пчел, проживающих в одном улье, при нападении может быть смертельно опасно для человека. Но это вовсе не значит, что увидев пчелу, нужно бросаться бежать со всех ног куда подальше, пчелы просто так не нападают. Просто с ними нужно быть немного осторожнее, чем с другими насекомыми.
Воспитатель: Ребята, у Вилли сегодня не простое задание : пчелки сделали целую бочку меда, надо помочь Билли сделать хранилище для меда – соты.
Давайте поможем Вилли, сделаем вместе с Вами соты из конструктора. В них и будут пчелки хранить свой медок!
Воспитатель : Вы отлично потрудились, давайте теперь отдохнем. сделаем разминку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)Надо летом им стараться.
Воспитатель: Молодцы! А теперь можно и поиграть!
Подвижная игра “Пчёлы”
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.
Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные —
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Воспитатель: Мои милые друзья, мы с Вами узнали много интересного.
Скажем до свидания нашему гостю Вилли. До новых встреч!
Муниципальное учреждение «Управления дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект беседы с детьми средней группы на тему: «Какую пользу приносят пчелы человеку?»
Махмутова
Екатерина Александровна
Воспитатель I кв. категории
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны Нижнекамского района
Республики Татарстан
июль 2017 г.
Тема: | «Какую пользу приносят пчелы человеку?» |
Цель: | Расширить представления детей о пчелах. |
Программное содержание: | Задачи: 1.Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства. 2.Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком. 3.Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых. 4.Сформировать у детей представление о пользе продуктов пчеловодства для человека. 5.Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым. 6.Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. 7.Развивать диалогическую речь. |
Словарная работа: | Улей, трудолюбивая пчела, нектар, соты, пчеловод |
Оборудование: | Слайды по теме «Насекомые. Пчела», кусочки пчелиного воска на каждого ребенка, цветы из картона для подвижной игры. |
Ход беседы:
Вос-ль: Ребята, я хочу с вами побеседовать о пчелах. Когда мне было 5 лет, также как и вам, я любила бывать у дедушки в деревне. Дедушка всегда угощал меня мёдом. Вы знаете, что такое мёд?
Дети: Его пчелы приносят.
Вос-ль: Где пчелы берут мёд?
Дети: Достают из цветков.
Вос-ль: Вы хотите поесть мёда?
Дети: Да.
Вос-ль: Давайте мы с вами наберем мёда из цветков?
( Воспитатель раздаёт детям ложки, выставляет горшки с комнатными цветами. Выясняется, что меда там нет).
Вос-ль: А где же тогда берут мёд пчёлы? Вы правильно сказали, что мёд приносит пчела, вот и давайте отправимся к её дому и проследим за ней. Где живёт пчела?
Дети: Пчела живёт в домике.
(Вос-ль показывает слайд с изображением пасеки).
Вос-ль: Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков. Как называются домики, в которых живут пчёлы?
Дети: Ульи.
Вос-ль: В каждом улье живёт пчелиная семья
(Слайд с изображением улья, на котором виден вход в улей).
Вос-ль: Видите, возле входа стоят пчёлы, которые не заходят в улей и не улетают от него. Как вы думаете, что делают эти пчёлы?
Дети: Это охранники, они охраняют вход в улей, чтобы чужая пчела, или оса, не смогла проникнуть в дом.
Вос-ль: Смотрите, одна пчела выходит из домика и куда-то собирается улететь. Как вы думаете, куда? Давайте за ней проследим.
Смотрите, как далеко она улетает от своего дома. Пчёлы могут очень далеко улетать от своего дома и никогда не заблудятся. Почему?
Дети: Потому что перед тем, как вылететь, хорошо изучают территорию.
(Слайд с цветочной поляной).
Вос-ль: В полете пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы. Как вы думаете, пчела видит так же как мы с вами, или как-то по-другому? Как?
(Ответы детей).
Вос-ль: Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот, красный цвет ей кажется скучным, серым. Поэтому, пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики (слайд).
Наша пчела села на цветок. Она что-то собирает, а мы пока с вами поиграем на цветочной поляне.
Подвижная игра: «Найди себе цветок»
По кругу разложены цветы (на один – два меньше, чем играющих). Под музыку Н. Римского – Корсакого: «Полёт шмеля» дети «летят», как только останавливается музыка – «пчелки» занимают цветы. Оставшийся без цветка – выходит из игры. Игра продолжается.
Вос-ль: Пока мы играли, пчела уже что-то собрала, посмотрите. Как вы думаете, что у неё в лапках?
(Ответы детей).
Вос-ль: Это нектар. Нектаром называют прозрачную густую жидкость, сладкую на вкус. Много ли в одном цветке нектара?
(Ответы детей)
Вос-ль: Всего одна капелька. Нектар жидкий и пчёла смешивает его с сухой цветочной пыльцой. Пыльца у вас всегда остаётся на носу, когда вы нюхаете цветы. С помощью пыльцы нектар становится твёрдым, и пчела может взять его в лапки. Смотрите, наша пчела собрала нектар и летит обратно в улей (слайд). Как вы думаете, пустят ли в улей пчелу?
(Ответы детей).
Вос-ль: Отправимся за ней. Сколько тут пчёл?
Дети: Много.
Вос-ль: Все эти пчёлы – большая семья. Как вы думаете, у них есть мама? (Ответы детей)
Вос-ль: Матка, самая длинная из всех пчёл. (слайд). Матка откладывает яйца, из которых затем появляются молодые пчёлки. Матка никогда не выходит из улья. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Вос-ль: Она может погибнуть от ветра или внезапного дождя и тогда вся огромная семья останется без мамы и тоже погибнет. Посмотрите, наша пчела закладывает нектар в ячейку. Кто знает, как называются эти ячейки? (Ответы детей).
Вос-ль: Соты. Почему они так называются?
(Ответы детей).
Вос-ль: Их много, сотни. Как вы думаете, откуда пчёлы берут соты?
(Ответы детей).
Вос-ль: Соты делают сами пчёлы из воска. У пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. У вас есть слёзные железы, и когда вам больно, то слёзы льются из глаз, потому что работают такие каналы в нашем организме, которые называются железами. У пчел тоже есть такие каналы, только они выделяют не капельки слёз, а капельки воска. Давайте посмотрим, на экран (соты, воск) Какого цвета воск?
Дети: Зелёный, коричневый.
Вос-ль: Чем пахнет воск?
Дети: Мёдом.
Вос-ль: Посмотрите на ячейки, какой они формы?
(Ответы детей).
Вос-ль: Когда ячейка сот заполняется нектаром, то пчёлы запечатывают её воском. Что происходит дальше? И вот тут я вам открою один секрет: в запечатанной ячейке происходит превращение нектара в мёд. А как же люди берут мёд у пчёл, ведь они кусаются?
(Ответы детей).
Вос-ль: Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека? (Ответы детей).
Вос-ль: Пчеловод, пасечник. Для чего нам нужен мёд?
(Ответы детей (лакомство, лекарство, мед используют ухода за лицом, в кулинарии).
Вос-ль: Как вы думаете, легко ли получить мёд? Чтобы получилась ложка мёда, 200 пчёлам нужно целый день летать за нектаром на цветочную поляну. Как можно сказать про пчёл, какие они?
Дети: Трудолюбивые.
Вос-ль: Есть такая поговорка: «Трудится как пчёлка!» О каком человеке так говорят?
(Ответы детей).
Вос-ль: Вот сколько пользы пчёлы приносят человеку! А что мы можем сделать для пчёл полезного?
Дети: Не срывать цветы, сажать больше цветов.
Вос-ль: Где мы с вами сегодня побывали? Что узнали нового? Что было бы, если бы не было пчёл?