О пользе олимпиад для школьников

Что дают различные конкурсы и состязания школьникам на практике?

Олимпиады существовали всегда. И слово «олимпиада» знакомо любому ученику, не зависимо от того, когда пришлось учиться в школе – 30 лет назад или сейчас. И даже значимость этого мероприятия не утратила своего значения. Такие конкурсы и состязания школьников — мерило их знаний и уровня подготовки для дальнейшего продолжения обучения в вузах. Но есть ли практический смысл участия в олимпиадах?

Олимпиадное движение в России

В России существует несколько видов интеллектуальных конкурсов, некоторые из которых могут открыть серьезные перспективы для школьников:

Олимпиады от вузов, которые проводят сами высшие учебные заведения. Ежегодно больше десятка столичных вузов организуют соревнования, направленные на выявление одаренных школьников. Главное отличие от других олимпиад заключается в том, что в них могут принять все желающие. Достаточно просто зарегистрироваться и придти в назначенное время в назначенное место. Обычно конкурсантам предлагается не только показать уровень знаний по тому или иному предмету, но и проявить логическое мышление, лидерские качества. Победители, как правило, получают возможность обучаться в вузе за счет государственного, регионального или местного бюджетов на специальности, соответствующей выбранному предмету. Информация о таких олимпиадах есть на официальных сайтах учебных заведений. В случае победы уже весной выпускник оказывается в списках поступивших в вуз. Ему остается только успешно сдать ЕГЭ и вовремя направить необходимые документы в приемную комиссию.

Олимпиады от Министерства просвещения РФ. Такие интеллектуальные соревнования проводят централизованно в школах. Они направлены на оценку уровня знаний по различным предметам среди всех школьников страны. Традиционно олимпиады проходят в несколько этапов: школьная, местная, региональная, заключительный тур (Всероссийская олимпиада) и международная олимпиада. Попадают ученики на эти олимпиады в соответствии с уровнем своей успеваемости по предмету. Учитель выбирает сильнейших и готовит их ко всем этапам. Утилитарная цель поступить по итогам олимпиады в вуз появляется не сразу. По крайней мере, ученики об этом задумываются не всегда. Однако шансы действительно есть, но только у тех, кто пройдет на всероссийский уровень. Победа в таких олимпиадах на заключительных этапах (победа во Всероссийской олимпиаде школьников, в международной олимпиаде), поощряется при поступлении в государственные колледжи и вузы дополнительными баллами.

Олимпиады от различных фондов и организаций, часто платные. Победа в таких соревнованиях не поможет школьнику поступить в университет, но может принести кругленькую сумму, так как основной приз — стипендия на изучение какого-либо предмета за границей либо грант на реализацию идеи. Ну и в портфолио грамоты о победах лишними не будут.

Насколько полезны олимпиады?

У многих школьников возникают сомнения в победе на всероссийском уровне. Риск провала существует и он велик. Но попытка участия даёт шанс, который не следует игнорировать. И если школьник с первого класса участвует в олимпиадах, уже знает все их тонкости, многому научился, готовится и старается, то победить, возможно, и гораздо проще, чем, придя впервые на олимпиаду в 10-11 классах. Нельзя забывать о привилегиях в случае победы на олимпиаде. Победители и призёры по решению образовательного учреждения в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призёров олимпиады имеют право на получение одной из следующих льгот в зависимости от уровня конкурса:

  • быть приравненным к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
  • быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой или профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приёмной комиссией образовательного учреждения;
  • быть зачисленным в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады;
  • получить стипендию или грант на учебу, в том числе за пределами России.

Но все равно многие школьники отказываются от участия в олимпиадах, так как не видят смысла тратить своё личное время на подготовку, а учителя не пытаются объяснить им какую выгоду можно извлечь из интеллектуальных конкурсов. Из-за недостатка информации одаренные ребята упускают возможность поступить в престижный вуз за счет государственных средств или даже выиграть солидную денежную премию. Но и это не все преференции, которые можно получить от самого конкурса и подготовки к нему. Есть еще более ценные приобретения:

  • Первое и основное – это знания! Если ребенок первый раз придет на олимпиаду и «провалится», то он поймет, что есть, к чему стремиться — к следующей олимпиаде он уже будет готовиться по-другому, исходя из предъявляемых требований. Да и сами вопросы олимпиады – это повод, придя домой, найти на них ответы и узнать много нового.
  • Нестандартное мышление: все вопросы и задачи олимпиад рассчитаны на творческое нестандартное мышление, на умение рассуждать и делать выводы, на способность самостоятельно анализировать имеющуюся информацию. Все эти навыки очень полезны не только в учебе, но и затем в работе, где уже придется принимать серьезные самостоятельные решения, не имея готовых шаблонов, как на уроке.
  • Получение опыта. Каждая олимпиада и конкурс – это подобие маленького экзамена, устного или письменного. Если ребенок с первого класса может спокойно писать в незнакомой обстановке, устно отвечать незнакомым людям, то ЕГЭ и экзамены в ВУЗе для него покажутся совсем простым и привычным делом.
  • Умение говорить и доказывать — это развитие коммуникативных способностей. Конференции и устные олимпиады требуют от ребенка умения защитить свою позицию, выражаясь связным, понятным языком, умения аргументировать свои ответы, а не говорить невнятное «ну… тут вот как-то так… короче говоря… в общем», употребляя слова-сорняки или используя междометия.
Читайте также:  Чай ромашковый польза для грудничка

Именно таких навыков многим не хватает не только в школе, но и в работе и общении с друзьями и близкими. И именно умение аргументировать свою позицию и не бояться устных выступлений прекрасно развивают олимпиады и особенно конкурсы.

Как начать участвовать в олимпиадах

Задача родителей, педагогов — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития: найти подходящий факультатив, кружок или заниматься самостоятельно. Также нужно помочь поискать информацию о конкурсах, где школьник сможет проявить себя, продемонстрировать свои знания. Но главное — нужно уметь поддержать интерес ребенка к интеллектуальному труду.

Иногда у ребенка есть внутренние или внешние причины для отказа от участия в публичных конкурсах. Это может быть и страх выступления, и опасение прослыть «белой вороной» в среде одноклассников, и многое другое. В таком случае нужно помочь ребенку увидеть эти «барьеры» и преодолеть их. Важно, чтобы ребенок занимался созидательным, полезным ему самому делом. Олимпиады и конкурсы стимулируют активность, инициативность, самостоятельность школьников. Но не нужно делать их самоцелью и превращать подготовку в муштру. Все должно быть в радость и удовольствие, а особенно соревнования. Помогите детям ощутить здоровый азарт и конкуренцию, удовольствие от своих знаний и радость победы. А в случае поражения, расскажите, как важно в жизни будет подниматься, если упал, не опускать руки и идти дальше, к цели.

А вы участвовали в олимпиадах?

Источник

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»  Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик  является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя – повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Читайте также:  Есть ли польза в чае

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада –  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность  организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством  участия в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах  по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку  попробовать себя в других областях знаний.

Разные  виды  внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

   С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «Китёнок», «Ребус», «Родное слово», «Познание и творчество», «Растим патриотов России»,  всероссийская олимпиада «Пятёрочка», «Инфо-урок», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада, детский экологический конкурс «Зелёная планета-2013», региональный конкурс «Красота Божьего мира», областная олимпиада по творчеству И. Тургенева, по физике «Наследники Левши», областной конкурс к 20-летию Конституции РФ», областная краеведческая викторина «Краеведы-исследователи Тульского края» и другие.

В текущем учебном году школьники приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах.

  1. Учащаяся 7 класса Конюхова Е. заняла 1 место во Всероссийской научной эколого-биологической олимпиаде, став победителем (учитель Сидорова Г.В.). В областной олимпиаде «Подрост-2014» в номинации «Природоохранная деятельность» Конюхова Е. заняла 3 место (учитель Сидорова Г.В.)
  2. Учащиеся Огальцова М. (9 класс), Нуржанова Е., Петросян К., Толоконцева Е., Булычева И., Алисина Е. (10 класс) стали призёрами Всероссийского конкурса «Познание и творчество» в номинации «Химия» (учитель Панфёрцева Н.А.)
  3.  В пятёрку лучших  во Всероссийском конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово» вошли Брындикова А.(3а класс), Косинов В.(4 класс), Дубровин А.(2 класс), Задорин Е.(4 класс), Яковенко М.(8 класс), Усков И.(2 класс), Сергеева Д. (2 класс), Жидкова Е.(4 класс), Минаева С.(5б класс), Конюхова Е.(7 класс) (учитель-организатор Дёмина В.О.)
  4. Учащаяся 11 класса Щербакова А. стала призёром региональной викторины «Краеведы-исследователи Тульского края» (учитель Смирнова Е.А.)
  5. Учащиеся 8б класса Акимова С., Петросян С. приняли участие во Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» и стали призёрами (учитель Орлова Е.В.)
  6. Учащиеся  Скороходова Н.(5б класс), Горбанёва С(5б класс)., Щербакова Н.(5б класс), Большов А.(5б класс), Бычков А.(6а класс), Мысик К.(6а класс), Селянина Н.(6б класс), Синяева А.(6б класс), Белоножкина Н.(6б класс), Коломоец Б.(6б класс), Серёгина Е.( 7 класс) стали победителями (1 место) Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс» в номинации «Среда обитания» (педагог-куратор Панфёрцева Н.А.)
  7. Учащийся 9 класса Гордюхин А. принял участие в областном конкурсе сочинений к 25-летию вывода советских войск из Афганистана и награждён грамотой за активную гражданскую позицию (учитель Смирнова Е.А.)
  8. Учащиеся Нуржанова Е. (10 класс). Колыванова В. (9 класс), Трунов Т. (9 класс) вошли в число победителей отборочного этапа Всероссийской олимпиады «Наследники Левши» по физике среди школьников 8-10 классов (учитель Бабаджанян А.А.)
  9. 17 учащихся 2 класса (классный руководитель Сапронова Н.В.), все 16 учащихся 3а класса (классный руководитель Суетина А.В.),  13 учащихся 3б класса (классный руководитель Надёжина О.А.), 12 учащихся 4 класса (классный руководитель Дёмина В.О.)  приняли активное участие во Всероссийских конкурсах «Слон», «Китёнок», «Родное слово», областном конкурсе школьных проектов, посвящённом празднованию 20-летия принятия Конституции РФ в номинации «Конкурс рисунков и плакатов», региональном этапе 9 Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», районном конкурсе «Край наш Тульский» и других конкурсах.
  10.  Более 20 учащихся школы приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Пятёрочка» по разным предметам (куратор Орлова Е.В.)
  11.  Учащаяся 7 класса Ланчева М. приняла участие во Всероссийском детском экологическом конкурсе «Зелёная планета-2013» (учитель Сидорова Г.В.)
  12.  Учащиеся Оглоблина К.(5б класс), Скороходова Н.(5б класс). Зайцев В.(5б класс), Белоножкина Н.(6б класс), Селянина Н.(6б класс), Берчев Б.(6 б класс), Коломоец Б.(6б класс), Нуржанова Е.(10 класс) приняли участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Инфо-урок» (учитель Лавриненко Е.В.)
  13.  Учащиеся 11 класса Щербакова А., Тарасова А. стали участницами Всероссийского конкурса «Растим патриотов России» (учитель Смирнова Е.А.)
  14.  Учащиеся 6б класса Кашков В., Сенькин И., Синяева А., Берчев Б., Селянина Н., Коломоец Б. приняли участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов  «Живая классика» (учитель Шаталова Н.В.)
  15.  Учащиеся 6а класса Пимкина Т., Хардыбакина Э., Алёшкина К., Мысик К., Козлова О. также приняли участие в школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (учитель Дёмина В.О.)
  16.  Учащиеся 5б класса Скороходова Н., Щербакова Н. приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Пятёрочка» по русскому языку (учитель Карпушкина Е.А.)
  17.  Учащиеся 8б класса Петросян С., Агаева К. приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Пятёрочка» по английскому языку (учитель Телкова В.И.)
  18.  Учащиеся 1 класса Карпушкина А., Щербакова Э. приняли участие во Всероссийском конкурсе «Это должен знать каждый», учащиеся Карпушкина А., Подловилина М. приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Пятёрочка» по математике, Абдурасулова А., Брацков К. по окружающему миру (учитель Чухляева Е.И.)
  19.  Учащаяся 6б класса  Целуйко А. приняла участие во Всероссийских  конкурсах  рисунков «Страна безопасности» и «И снова в сказку»,
Читайте также:  Льняное масло для кожи польза

Учащиеся 6б класса Кондрашова А., Синяева А., Белоножкина Н. приняли участие в областной олимпиаде по защите окружающей среды «Созвездие- 2014», учащаяся 9 класса Моисеева Е. приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Зеркало природы»,  учащаяся 8б класса Федотова Д. стала участницей районного литературно-художественного конкурса «Тёплое православное»  (учитель Артёмова Т.А.)

  1.  Учащиеся Марносова А. (6а класс), Ланчева М. (7 класс) приняли участие в областном экологическом  конкурсе «Зеркало природы» (учитель Бопп М.В.)
  2.  Учащаяся 7 класса Фролова С. приняла участие в областном конкурсе творческих работ «Благодатный отрок», посвящённый 700-летию Сергия Радонежского (учитель Лаптева С.Ю.)
  3.  Учащиеся Фёдорова П. (5а класс), Зайцев В. (5б класс),     Селянина Н. (6б класс) готовят материалы для участия в    областном Фестивале детских проектов «Храм души» по ОПК (учитель Лаптева С.Ю.)

              Молодцы, ребята!  Мы, педагоги, гордимся вами!

                   Спасибо родителям за помощь и поддержку.    

Источник