О пользе обучения чтению для детей

О пользе обучения чтению для детей thumbnail

Римма Чеботарева
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?»

Раннее обучение чтению – польза или вред?

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима – каждый желает для своего ребенка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность еще задолго до того, как их ребенок пойдет в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка трех-четырех лет является достаточно сложным.

Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребенка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребенка.

Наиболее часто встречающиеся изменения в развитии личности ребенка в связи с ранним обучением чтению представлены в таблице.

Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению

Положительное Отрицательное

1. Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика) 1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность)

2. Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки) 2. Игровая деятельность приобретает формальный характер

3. Повышается уровень общего умственного развития 3. Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная)

4. Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности 4. Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия

5. Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас) 5. Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции

6. Развивается способность ребенка занимать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время 6. Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи

Рассмотрим отдельно каждый аспект.

Развивается левое, обедняется правое полушарие

У большинства дошкольников ведущим полушарием является правое. Оно обеспечивает им возможность познания мира посредством эмоций. Дети радуются, огорчаются, ярко проживают свои чувства, на этой основе у них формируются духовно-ценностные представления о хорошем и плохом, отношение к себе и другим. Через эмоции зарождаются привязанность и дружба. Ребенок прочно запоминает только те события, которые были эмоционально значимыми для него.

Характерная особенность правополушарных детей – потребность в активном включении в любую практическую деятельность (танцы, рисование, ролевые игры, что обеспечивает развитие творчества, интуиции. Кроме того, по мере развития правого полушария развивается гибкость мышления, формируется способность находить разнообразные варианты выхода из проблемных ситуаций.

Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами и знаками (чтение, письмо, счет, приводит к обеднению эмоциональной жизни ребенка и его дальнейшей аутизации. Все логические операции предполагают четкие алгоритмы действий. Дети учатся думать стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише. Это «ходячие энциклопедии», абсолютно не владеющие элементарными навыками бытовой и социальной ориентации.

Если же в ребенке от природы имеются признаки шизоидности, то ранний упор на развитие логического мышления может настолько усугубить психическое состояние дошкольника, что придется обращаться к врачу.

Игровая деятельность приобретает формальный характер

К сожалению, на сегодняшний день стоит признать очевидное – современные дети не умеют играть. Это кажется весьма странным, ведь игра является неотъемлемой частью детской жизни. Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. В игре ребенок познает мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.

Читайте также:  Молоко питьевое польза и вред

Опыт наблюдений за взаимодействием старших дошкольников в игровой деятельности показывает, что у детей 5–6 лет уровень сформированности игровых навыков не соответствует возрасту.

Проведенный анализ игровой деятельности выявил следующее: дошкольники способны самостоятельно распределить роли в игре, выполнить действия, определяемые ролевыми ожиданиями, однако игровой спектр действий жестко фиксирован, игра заключается в однообразном повторении одних и тех же действий. Кроме того, способность к динамичному, разнообразному построению сюжета недостаточная, развернутой ролевой речи на всем протяжении игры не наблюдается, периодически дети переходят на прямое обращение.

Очень часто одной из причин неумения ребенка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребенком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.

Формируется неадекватная самооценка

Одна из особенностей ранней интеллектуализации – стремление родителей к интеллектуальному превосходству собственных детей над остальными. С детства в юных «буквоежках» подогреваются эгоизм и чувство соперничества. Родители начинают сравнивать возможности ребенка с возможностями его сверстников. И здесь начинается проверка дошкольника на прочность.

Если он действительно успешен, родители восхищаются уникальностью своего чада, возвеличивая его перед другими. Такому ребенку достаточно трудно найти себе единомышленников в детской среде, ведь его амбиции часто непомерные из-за формирующейся завышенной самооценки.

Если ребенок с трудом справляется с поставленной задачей, то автоматически он попадает в тяжелую эмоциональную ситуацию. Мама начинает раздражаться, стыдить, ругаться, сравнивать с соседским успешным мальчиком. Следствие этого – неизбежное формирование чувства собственной несостоятельности, заниженной самооценки.

Необходимо также отметить, что, как любой интеллектуальный процесс, обучение чтению способствует умственному развитию ребенка. С чтением книг расширяется кругозор, общая осведомленность дошкольника. Ребенок получает интересующую его информацию, удовлетворяя свой познавательный интерес. Такой ребенок привлекателен для взрослых, ведь с ним интересно вести разговор, хороший словарный запас позволяет вести развернутые беседы.

Нарушения на уровне физиологического развития

Родителям, проявляющим активный интерес к раннему обучению своего ребенка чтению, необходимо понимать, что любая интеллектуальная нагрузка в младшем и среднем дошкольном возрасте может повлечь за собой нарушения не только в психологическом, но и в физиологическом плане.На уровне физиологического развития проблемными зонами в здоровье дошкольника могут стать следующие:

1. Качество зрения. Для того чтобы глаз ребенка был подготовлен к работе со знаками и буквами, должна быть сформирована зрительная система. Интенсивное формирование глаза ребенка происходит в течение первых 2–3 лет жизни.

На этом периоде окончательное развитие зрения не заканчивается. Активно продолжает формироваться бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображения предметов двумя глазами, формируется объем аккомодации, величина полей и острота зрения.

Только к 6–7 годам функциональное созревание глаза достигает взрослых характеристик.

2. Гиподинамия. Чтение литературы, как и любой другой интеллектуальный процесс, неизбежно приводит к малоподвижному образу жизни.

Ребенок, читающий книгу, погружается в интересный мир героев, проживает события, которые с наибольшей силой вовлекают его в происходящее. Таким образом, его времяпрепровождение за книгой затягивается.

Гиподинамия (низкая двигательная активность) влечет за собой нарушения осанки, деформацию позвоночника. С целью профилактики возможных нарушений чтение литературы необходимо чередовать с активным отдыхом на свежем воздухе.

Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков

Практика раннего обучения детей чтению может неблагоприятным образом отразиться на формировании коммуникативных способностей ребенка.

Средний дошкольный возраст – это период зарождения интереса детей друг к другу. Дошкольники все чаще проводят время в совместной игре, наблюдая за действиями сверстников, либо активно включаясь в любой совместный процесс. Начинает складываться со-бытийность. Формируются избирательные предпочтения детей в выборе партнера по общению.

Ребенок, вступая во взаимодействие со сверстником, начинает открывать для себя совсем иной мир человеческих взаимоотношений, в котором действуют другие правила и законы, не похожие на отношения со взрослыми. Мир, где приходится считаться с мнением другого, делиться игрушками, уступать в ущерб собственным интересам, отстаивать свои позиции с «боем».

Формируется психологическая избирательность, социальный опыт в выборе предпочтений.

Как отмечалось выше, ребенок, ориентированный родителями на раннюю интеллектуализацию (обучение чтению, учится заполнять свое коммуникативное пространство посредством погружения в мир информации, не требующей развития социально-коммуникативных навыков.

В книге предлагается готовый сюжет, зачастую далекий от решений тех жизненных проблем, с которыми сталкивается дошкольник в детской среде. Один на один с книгой ребенок отстраняется от происходящего вокруг, аутизируется. Ему так хорошо и комфортно, что проблемы других становятся непонятными и неинтересными для дошкольника. Из-за аутизации поведение такого ребенка выглядит не совсем адекватно, что еще больше затрудняет контакты со сверстниками. Ребенок либо уединяется где-нибудь в укромном уголке, либо использует неконструктивные формы взаимодействия, проявляя повышенную раздражительность, обиду и гнев. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой – инфантильнее в социальном плане.

Читайте также:  Чайный гриб о вреде и пользе

Дефицит общения между членами семьи

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворенность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

Таким образом, каждый член семьи занят своим делом, никто никому не мешает. И все хорошо, если бы не одно очень важное обстоятельство – дефицит общения между детьми и родителями.

Межличностные контакты в современной семье обеднены не столько отсутствием времени, сколько недостаточностью эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, наличием эгоцентрических потребностей в реализации собственных интересов и игнорированием духовных потребностей растущих детей.

Самое ценное, что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличает одну семью от другой!

В заключение стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать реальные возрастные потребности и возможности ребенка.

Для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя когнитивный багаж опытом прежде всего практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми. А знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель.

Источник

Перед тем, как начать обучение чтению дошкольника, каждый родитель должен задать себе вопрос, зачем им всем это надо.

Зачем и когда

Если за стремлением  родителей научить ребенка читать  не скрываются гордость и тщеславие («А мой ребенок научился читать в 3 года!»), то есть два условия, при которых  надо начинать обучение. Первое – если ребенок интересуется буквами самостоятельно. Второе – если он не интересуется, но приближается школа, а в школе хоть и должны учить читать, но хотят видеть первоклассников уже умеющими это делать.  В этом варианте дети, которые умеют читать до школы проще пройдут адаптационный период, но начинать обучение следует не раньше 5,5 – 6 лет.

Существует множество различных методик по обучению чтению. Лучший вариант – комбинация этих методик. Например, обучение можно начать с букваря Жуковой, играя в кубики (Зайцева, Чаплыгина), запоминая слова на карточках Домана. Не стоит забывать, что перед началом обучения чтению, ребенок должен знать буквы, поскольку последовательность обучения такова: буквы, слога, слова, предложения. Если ребенок может повторить написанное вами слово (сложить его из кубиков, например), значит, к обучению чтению он готов.

Как

Многие делают ошибку, когда начинают самостоятельно обучать детей читать. Так, родители пытаются донести мысль, что «МАМА» — это «ЭМ», «А», «ЭМ», «А». Это неправильный подход. Учиться читать надо слогами, соответственно, запоминать надо слоги. Важно знать, что обучение чтению — это развитие памяти. Чтобы ребенку запомнить навсегда что-то новое, ему это надо показать и назвать около 600 раз. Ребенок просто запоминает (а не понимает, как принято считать), как пишутся буквы, читаются слоги, слова и предложения. Создайте вспомогательную среду дома – окружите ребенка слоговыми таблицами, буквами в кубиках, на магнитах и т.д. Чем чаще он будет видеть буквы, тем быстрее к ним привыкнет и запомнит.

Техника обучения: сначала взрослый читает сам и водит своим пальцем или указкой по тексту, чтобы ребенок видел, что он читает. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать, показывая пальчиком ребенка, то есть, двигая по тексту его руку. На этот этап можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем непосредственно к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить ребенка. Когда ребенок научится читать простые слоги, можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить ребенка повторить.

И напоследок 5 правил для успешного обучения чтению:

  1. Старайтесь заинтересовать ребенка. Это нетрудно сделать, благо существуют различные пособия, тетради, развивающие кубики и игры.
  2. Главное не длительность занятий, а их частота. Необходимо, чтобы занятия были регулярными.
  3. После зарядки для ума, делайте с ребенком обычную зарядку – подвижные игры хорошо снимут умственное напряжение.
  4. Не требуйте невозможного. Если ребенок не хочет заниматься, отложите свои амбиции и проанализируйте, что было сделано не так. Имейте терпение.
  5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Читайте также:  Свойства и польза белого чая

Когда ребенок обучился чтению, родители облегченно вдохнули, мол, наконец, всё сам теперь читать будет. Но не тут-то было: психологи рекомендуют читать детям книги вслух до 14 лет для их полноценного эмоционального развития.

Сказка о том, как Петя  с буквами подружился

Эта сказка написана для тех малышей, которые еще не очень хорошо читают или только собираются учиться читать. Прочитайте эту сказку своему ребенку и он обязательно подружится с буквами! (Юлия Гусева, психолог)

«Жил-был мальчик Петя. Он был очень добрым, веселым и любознательным мальчиком. Больше всего на свете Петя любил слушать сказки. Он с замиранием сердца слушал о приключениях Буратино, веселые истории про Вини Пуха и Пятачка и другие сказки. Однажды бабушка читала Пете историю про Незнайку. Пете понравился этот веселый, добрый и неугомонный малыш. Петя и сам не любил долго сидеть на одном месте, все время находил себе новые занятия. Он часто играл «в Незнайку»: катался на автомобиле, сочинял, как Незнайка, разные небылицы. Книжка про Незнайку была очень большой, Петя с бабушкой читали ее очень долго. И вот однажды бабушка прочла Пете историю о том, как Незнайка научился читать. Петя задумался. Ему тоже захотелось научиться читать.

— Бабушка, а трудно научиться читать? – спросил Петя.

— Не очень, – ответила бабушка.

— А что для этого нужно?

— Немножко терпения.

— Здорово! – подумал Петя. – Я научусь читать и буду совсем как Незнайка!
Петя с бабушкой стали учиться. Сначала бабушка показывала Пете буквы. Петя очень радовался, что скоро научится читать, и прыгал вокруг бабушки на одной ножке. Буквы тоже весело прыгали у него перед глазами и почему-то не хотели запоминаться.

— Когда же я буду читать? – все время спрашивал Петя.

— Не торопись, — отвечала бабушка, – сначала нужно выучить буквы, потом будем составлять из них слова.

Пете стало скучно, буквы казались ему одинаковыми и он убежал играть в мяч. Петя даже не заметил как бабушка куда-то ушла. Но через некоторое время она появилась в дверях с большой коробкой в руках.

— Что это? – закричал Петя и выхватил коробку из рук бабушки.

Из коробки вывалились разноцветные кубики.

— Ураааа! Кубики!

Петя начал быстро строить башню, разрушил ее. Взялся за дом, но не достроил, устал… Бабушка сидела на диване и молча смотрела на Петю. И только тут Петя заметил, что кубики были не простые. На них были нарисованы какие-то закорючки. Некоторые из закорючек были как будто знакомы Пете. Да это же буквы!

А бабушка начала рассказывать:

— В волшебной стране Букляндии живут буквы. Они все разные: одни веселые, другие слишком озорные, третьи – задумчивые. Но все они мечтают подружиться с детьми. Только им бывает обидно, когда дети забывают их имена. От таких детей они убегают…

— Однажды один мальчик забыл как меня зовут, — перебил бабушку Петя.
— Вот видишь, тебе это не понравилось. И буквам не нравится, когда их забывают и когда путают. Ведь они все очень разные. Гласные буквы можно петь, а согласные нельзя. Есть буквы, которые умеют шипеть, некоторые умеют свистеть.

— Я очень хочу подружиться с буквами. Ведь Незнайка смог с ними подружиться, значит и я смогу.

— Конечно сможешь, — ласково ответила бабушка. Только сядь рядом со мной и смотри буквам в глаза. Ведь мы знакомимся с ними. Нам нужно узнать их характер. Вот это буква «О». Как ты думаешь, какая она?
— Привет, буква О. Ты пухленькая и добрая. И веселая. Да?

— А вот это буква «Л».

— Здравствуй, «Л». Ты, наверно, быстро бегаешь, ведь у тебя такие длинные ноги. Может быть, ты любишь ловить бабочек? Я очень люблю.

Постепенно Петя познакомился со всеми буквами. Он узнал, что «Ф» любит фыркать как ёжик и все время ходит «руки в боки», буква «Ё» — озорница, она все время куда-то торопится и иногда теряет свои точечки. Петя подружился с буквами, а буквы полюбили его. Теперь они уже никуда не убегали, а становились в ряд и Петя мог складывать из букв слова. Так Петя научился читать».

Источник