О пользе молока для дошкольников
Любовь Николаевна
Беседа «Чем полезно молоко?»
Задачи:
Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья.
Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения.
Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческий подход к своему питанию у детей.
Ход беседы:
Воспитатель:- Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать.И тогда мы с вами узнаем кто сегодня к нам пришел в гости:
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
– Правильно. К нам сегодня пришла корова Милка и принесла подарки.
Как вы думаете, какие подарки? (Молоко)
Воспитатель: Давайте расскажем какую пользу приносит молоко.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, запомнили, чем богато молоко.
В молоке полезных много
Витаминов и веществ.
Пейте молоко парное,
Чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепки,
Не болела голова,
Настроение чтобы было
Превеселое всегда.
Откуда пришло молоко.
Воспитатель: Ребята! Вам тоже дают молоко в детском саду. А вы знаете, как оно появилось у вас на столе?
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем, какой долгий путь прошло молочко, чтобы появиться на нашем столе?
«Откуда пришло молоко» (слайды)
С чего началось путешествие молочка?
Корова пасется на лугу, кушает травку;
После того, как она поела, у неё в вымени появилось молочко. Её подоили;
Машина «молоковоз» отвезла молоко на молочный завод;
На молочном заводе молоко переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты;
С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам.
В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молочко появляется на нашем столе.
– Сколько труда вложено в то, чтобы молоко попало к нам на стол?
Сюрприз “Подарки от Милки”.
Воспитатель: Какие молочные продукты вы знаете?
Из корзины (на слайдах) дети по очереди достают один предмет – молочный продукт.
(молоко, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, масло, сыр, глазированный сырок, сливки).
Воспитатель:
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр:
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко
Воспитатель:
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
Сметана:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Воспитатель:
Тут вмешался творог:
Творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны. Ну, слегка».
Воситатель:
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
Масло:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Воспитатель:
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
Мороженное:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Воспитатель:
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
Молоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Физкультминутка: «Буренушка»
Дай молока, Буренушка, Дети показывают, как доят корову
Хоть капельку на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки. Делают «мордочки» из пальчиков
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки, Загибают по одному пальчику на обеих руках,
Молока для кашки. начиная с мизинцев
Всем дает здоровье Снова «доят»
Молоко коровье!
Викторина “В гостях у сказки”.
– Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите.
1)«Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди» Русская народная сказка)
2) «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята» Русская народная сказка)
3) Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает,как ей тяжко жить-поживать:
– Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрому дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. (“Крошечка-Хаврошечка” Русская народная сказка)
4) «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил.Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка)
Воспитатель:
– Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Я желаю вам крепкого здоровья, помните, ребята, что молоко очень полезное!
Молоко полезно детям.
Пейте, дети, молоко — будете здоровы! Так поется в одном известном мультфильме. И о том, что детям молоко жизненно необходимо, знает каждый. Чем же полезно молоко детям?
Чем молоко полезно детям.
Молоко – это продукт, в котором большое содержание легко усваиваемого кальция. Он укрепляет и способствует росту детских костей, а также делает здоровыми зубы. Ни в одном другом продукте нет такого количества кальция и веществ, которые способствуют его усвояемости.
Молоко содержит в себе иммуноглобулины, которые помогают справляться с простудами и вирусными инфекциями. Поэтому, если ребенок заболел, нужно обязательно включать в рацион молоко, чтобы ускорить процесс выздоровления. Регулярное его употребление, помогает укреплять иммунитет и предупреждает возникновение заболеваний.
Благодаря содержанию в молоке аминокислот, этот напиток является хорошим успокаивающим средством. Когда ребенок набегается и наиграется на протяжении всего дня, теплое молоко с медом перед сном, обеспечат спокойную ночь и здоровый сон малыша.
Молоко также является очень полезным, для формирования комфортной работы желудочно-кишечного тракта ребенка, поскольку обладает свойствами, понижающими кислотность желудочного сока. Кроме того, оно формирует правильный обмен веществ в организме ребенка. Это является залогом здорового развития всех органов и систем подрастающего человека. А лактоза (молочный сахар) помогает формированию хорошей микрофлоры в кишечнике.
Усвояемость биологически активных веществ, которые есть в молоке, очень высока — до 95% (тогда как тех, которые содержатся в картофеле, например, — лишь 14%). Именно поэтому молоко входит в набор необходимых для детского питания продуктов (молоко, морская рыба, яйца, овощи, фрукты). Особенно полезен жир, который содержится в молоке. Он транспортирует витамины A, D, Е, а его компоненты — незаменимые жирные кислоты — способствуют усвоению белков и витаминов B и С. Роль молока в жизнедеятельности человека хорошо отражена в индусской пословице: пей молоко и проживешь долго.
Самым полезным является козье молоко, поскольку по составу похоже на материнское. Помимо перечисленных полезных элементов, оно содержит также калий и тиамин, который способствует правильному развитию нервной системы и головного мозга.
Если ребенок категорически не приемлет молока в чистом виде, его можно заменить различными молочными продуктами: кефиром, творогом, йогуртом.
Удивительно, но молоко также полезно в косметологии. Молоко прекрасно увлажняет кожу, снимает воспаления и раздражения. Все слышали о знаменитых молочных ваннах Клеопатры. Это же можно делать и в наши дни, просто вылив литр молока в теплую ванну.
Молоко является очень важным продуктом, необходимым для употребления подрастающего организма ребенка. Его пользу и положительное влияние на рост малыша сложно недооценить. Ведь самая первая еда для малыша – это молоко.
Совместимость молока с другими продуктами
По мнению ученых, молоко можно сочетать практически с любыми продуктами. Даже с такими, как соленые огурцы или селедка. Если ваш организм хорошо воспринимает такие, на первый взгляд, несочетаемые продукты, то можете спокойно к этому относиться. Ведь молоко нейтрализует все негативные воздействия соленой и острой пищи. Поэтому, вредно или полезно молоко с тем или иным продуктом, решать только вам. Что же касается более привычных продуктов — молочных каш и супов, то они полезны как детям, так и взрослым. Правда, в таком виде молоко теряет половину своих полезных качеств. Некоторые любят пить чай с молоком. В таком виде молоко прекрасно нейтрализует действие кофеина, что крайне полезно тем, кому вреден именно кофеин.
Одним словом, не бойтесь сочетать молоко с другими продуктами, а тем более, пейте его почаще в чистом виде — ведь польза молока несомненна.
Откуда пришло слово «молоко».
Древнерусское – молоко. Старославянское – млеко. Общеславянское – melko.
Слово «молоко» – славянское по происхождению. «Молоко» – «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детёнышей».
Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питьё»), готском (mihma – «облако»), это позволяет учёным предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.
У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское).
История употребления молока в пищу.
С раннего детства нам внушают, что молоко необходимо для поддержания здоровья. Это убеждение было свойственно людям во все времена. В течение нескольких тысячелетий молоко и приготавливаемые на его основе продукты были главной пищей у многих народов. Причем употребляли их и в лечебных целях. До наших дней дошло немало документальных свидетельств, в которых отразились накапливавшиеся веками сведения о пользе молока. В древности люди не имели ни малейшего представления о химическом составе продуктов и о действии содержащихся в них веществ на организм. Поэтому все их выводы были основаны на практических наблюдениях.
По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.
В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.
Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко.
Обычно европейцы пьют много молока. Например, во Франции около 429 литров в год, а в Великобритании — 286 литров. Молоко поддерживает силы человека уже на протяжении 7500 лет.
Ученые считают, что сначала молоко употреблять начали народы, проживающие между Центральной Европой и Балканами, скорее всего таким образом наши предки инстинктивно искали дополнительный источник фосфора, кальция и витамина D, который на протяжении целого года вырабатывается в организме человека в солнечных странах, а в Европе, где солнце светит не всегда, человек должен дополнительно получать его из продуктов.
Кроме витаминов древнее люди получали животные жиры из молока, которые являются отличным топливом. Молоко было хорошо и тем, что его можно было пить тогда, когда качество воды было сомнительным. На протяжении многих тысячелетий молоко стали пить не только дети, но и взрослые. Исследователи говорят, что благодаря молоку организм европейцев изменялся — в нем начали вырабатываться ферменты, которые работают над усвоением лактозы или молочного сахара. Поэтому многие из нас могут спокойно лакомиться и молоком, и молочными продуктами. У некоторых представителей народов Африки и Азии этот фермент отсутствует, поэтому молоко является для них не съедобным.
На Востоке до недавнего времени молоко тоже не было слишком популярно. Например, в Китае его начали больше употреблять после 1999 года, когда потребность молока в детском питании была определена на государственном уровне. Китайские врачи решили, что дети других стран растут быстрее благодаря молоку и молочным продуктам.
Особенно почитают молоко в Индии. Древние философские трактаты гласят о том, что человек, который пьет молоко, перенимает доброту, сострадание и любовь. Пить его необходимо в определенное время: с 6 до 9 утра и с 18 до 21 часа вечером. Согласно аюрведе, молоко лучше всего пить с сладкими продуктами.
Легенды о молоке
1. У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах, обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.
2. Учёные хотели узнать, из чего состоит наша пища.
Они исследовали разные продукты, но особенно долго исследовали молоко.
Однажды вечером оставили в тёплом месте на кухне стакан молока, а утром в стакане, вместо молока, увидели простоквашу.
Сверху простоквашу покрывали жирные сливки.
Вот молоко и рассказало, что содержит жир.
Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь.
Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога.
Химики стали исследовать творог. Они установили, что творог- это белок, похожий на яичный.
Белки находятся в мясе, икре, рыбе.
Без них нельзя прожить, их ничем не заменить в пище.
И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане содержится столько, будто в нём разболтали 2 яйца.
Жидкое молоко не такое уж водянистое.
Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить , выпаривать.
Когда она загустела и стала светло-коричневой, её поставили в холод.
Утром на стенках сосуда осели жёлтые кристаллики.
Кристаллики на вкус были сладкими и очень приятными.
Это молочный сахар. Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар.
Есть в молоке и витамины.
3. Кошка для людей спасла Молоко.
Когда-то вымя у коров было на всё брюхо и молока было «как воды».
Люди возгордились.
Стали купать в Молоке детей, да и сами умывались им.
Бог отнял у коровы вымя, но кошка упросила его оставить корове только четыре соска.
Интересные факты.
– Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
– Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
– Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
– Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
– За день корова дает 160 стаканов молока.
– В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.
– В одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Беседа с детьми средней группы на тему:
«Чем полезно молоко?»
Цель: Обогащение знаний детей о пользе, которую приносит корова, о пользе молока и молочных продуктов.
Задачи: закрепить знания детей о домашних животных, уточнить представления детей о разнообразии продуктов молочного происхождения; развивать интерес к художественному слову, желание запоминать и повторять текст; воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию; активизировать речь детей, учить отвечать на вопросы, называть разные виды каш и молочных продуктов, использовать в речи обобщающее понятие «молочные продукты».
Предварительная работа: Беседа о животных и детёнышах. Рассматривание альбома «Животные». Игра «Из чего что сделано?». Загадки, стихи о животных. Беседы «Кто живёт у тебя дома?», «Твоё любимое животное». Словесные и дидактические игры «У кого кто?», «Кто что ест?», «Кто где живёт?». Н/п игры о животных. Беседы о ЗОЖ. Чтение рассказов, сказок о животных. Рассказывание сказки «Горшок каши».
Оборудование: Игрушки: макет двор, домашние животные. Игрушка-кошка, блюдечко, муляж-пакет молока. Глубокие миски с крупой. Картинки на магнитах. Магнитная доска. Корзина с муляжами молочных продуктов.
Ход:
На столе макет двор и рядом домашние животные.
В. Отгадайте загадку:
Они мяукают, мычат,
Дом сторожат, ласкаются.
Живут с хозяином они,
Как, дети, называются?
В. Правильно, домашние животные.
Назовите, каких вы знаете дом. Животных (кошка, собака, лошадь, свинья, корова и т.д.)А почему они называются домашними? (ответы детей)
В. Да, потому что они живут рядом с человеком. Хозяин о них заботится, кормит.
В. Угадайте, о ком я сейчас расскажу.
Это крупное домашнее животное. У неё есть рога, вымя, копыта. Летом она пасётся на лугу и ест траву. (Корова)
В. Правильно, корова. Достает игрушку- корову и теленка.
Рассматривание игрушечной коровы и теленка.
– Что есть у коровы? (рога, вымя, копыта)
– Зачем ей вымя? (Там молоко)
– Кто рядом с коровой? (теленок)
– Что корова ест зимой? (сено)
– Где она живёт? (на ферме)
– Что делает летом? (пасется на лугу)
В. Мяу… Ой, кто это там?
Вносит игрушку – кошку.
Посмотрите, кто это к нам пришёл?
Какая кошечка пушистая, мягкая, добрая, игривая.
Дети гладят.
В. Посмотрите, какая у неё густая, блестящая шёрстка. Кошечка весёлая и шустрая.
А знаете почему?
Потому что она ест полезную пищу.
Я вам открою один секрет здоровья. Это полезный, чудодейственный напиток, который называется, угадайте как?
Загадка про молоко.
Из водички этой белой ты что хочешь сделай – маслице для каши, сливки, простоквашу. Можно даже творожок – очень вкусный он, дружок!
В. Конечно, это молоко.
Достаёт пакет молока (муляж), наливает кошке в блюдечко.
В. Откуда берётся молоко? Да, мы уже про это говорили, что его даёт нам корова.
Молоко коровье принесёт здоровье (повторить с детьми)
В. Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем много витаминов и других полезных для здоровья и роста детей веществ. Кто пьёт молоко – у того растут крепкие кости, белые зубки, появляется хорошее настроение.
А что можно сварить из молока? (Кашу)
В. Очень полезно кушать кашу на завтрак. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: он мало каши ел!(ответы детей)
В. Да, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каш.
А у нас с утра много дел, занятий, игр, на всё это нужно тратить немало сил, поэтому нам надо сначала хорошо подкрепиться.
Давайте мы с вами сварим кашу.
Физкультминутка. 1-2-3 кашу, горшок, вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем.
Наливаем молоко,
Сыплем соль и сахар,
А потом ещё крупу.
Все продукты поместили,
Ничего не позабыли.
Каша варится: пых-пых,
Для друзей и для родных.
Пых-пых, пых-пых!
В. Вот какая каша получилась! Вкусная, нежная, очень полезная.
Какую кашу сварила Маша, а ты, Вова, а ты Тая…?
В. Каждая каша по-своему вкусна и полезна. Но её можно сделать ещё вкуснее, если положить разные добавки.Какие?
Игра «Найди добавку» с массажем пальчиков. На столе тарелочки с крупой. Дети в крупе ищут картинки на магнитах и помещают их на магнитную доску. (ягоды, орехи, фрукты, мёд, варенье)
В. А мы что-то ещё забыли положить в кашу. С чем мы едим кашу в садике? Конечно, это масло. Даже есть такая пословица: кашу маслом не испортишь (повторить с детьми).
Стих. С детства каши кушать надо,
Они лучше шоколада.
Кашу скушай ты с утра,
День пройдёт как на ура!
В. А у меня, ребята, для вас есть ещё сюрприз!Вот какая красивая корзина.
А какая тяжёлая. Что в ней лежит? Сейчас посмотрим.
Воспитатель выкладывает из сумки муляжи молочных продуктов: кефир, сыр, масло, йогурт, сметану и т.д.
В. Ребята, из чего сделаны все эти продукты? (Из молока)
В. А как вы думаете, они полезные или нет?(да)
В. Конечно, очень полезные. В них, как и в самом молоке, много витаминов и других полезных веществ.
И всё это делается из молока.
Белая водица всем нам пригодится.
Из водицы белой всё, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванечка, дружок!
А кому мы скажем спасибо за все вот эти продукты? (Корове)
Конечно нашей коровушке.
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
Не забудьте, что его
Нам дают коровы!