О пользе лука для дошкольников

надежда царегородцева
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред»
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред».
Тема: «Лук репчатый – польза и вред».
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование знаний детей о пользе лука.
Задачи:
– формировать знания детей о полезных свойствах репчатого лука;
– воспитывать бережное отношение к природе;
– воспитывать положительное отношение к труду людей.
Форма НОД: беседа.
Форма организации: групповая.
Предварительная работа: чтение сказки Джанни Родари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Чиполлино», беседа о пользе овощей.
Средства:
– наглядные: картинки с изображением лука.
– литературные: загадывание загадки, чтение стихотворения, проведение физкультурной минутки.
Подготовка воспитателя к НОД: разработка конспекта.
Словарная работа: обогащение активного словаря детей.
Ход НОД.
Дети присаживаются на коврик и внимательно слушают воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вот и лето закончилось. Скажите, пожалуйста, какое наступило время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: Верно. Осень золотая! А почему осень называют золотой?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё верно. Листья становятся жёлтыми, и нам кажется, что лес одет в золото. Ребята, а что осенью, взрослые делают в огороде?
Дети: Убирают овощи!
Воспитатель: Правильно! Убирают овощи на зиму. Предлагаю и нам с вами собрать все овощи.
Воспитатель проводит д/и: «Овощи и фрукты».
Дети отделяют овощи от фруктов и складывают их в корзинку.
Воспитатель: Молодцы! Все овощи собрали!
Воспитатель: Ребята, все овощи очень полезны, в них много витаминов, но сегодня я хочу вам рассказать подробней об одном овоще. А о каком именно, вы узнаете, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно.
Воспитатель загадывает загадку:
Уж давно о нем не спорят –
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем – горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это. (Лук)
Дети: Лук!
Воспитатель: Верно! Молодцы! Именно о нём мы сегодня и поговорим. Репчатый лук горький овощ, когда его чистят, то плачут и поэтому его не все любят, а зря! Лук очень полезный овощ!
Воспитательчитает стихотворение: Е. Борисова «Лук»
Дед сказал сегодня: – Лук,
За обедом лучший друг!
Ну, какой же это друг,
Если плачут все вокруг?
Режут, режут, режут лук,
Плачут, плачут, все вокруг.
Плачут бабушка и внук,
У окошка плачет жук.
Даже кошка прячет нос,
Кто ответит на вопрос?
Отчего же лучший друг,
Плакать всех заставил вдруг?
Воспитатель: Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и впервые блюда, и во вторые. В ход идут и зеленые «прышки», и сами луковицы. Однако многие забывают о том, что некоторые продукты могут не только приносить пользу, но и вред. В этот список попадает и лук. Конечно, пользы от него гораздо больше, чем вреда. Однако лучше не кушать лук при некоторых заболеваниях. Основной вред репчатого лука заключается в том, что его употребление плохо сказывается на работе сердца, а ещё лук способен вызвать приступ астмы, а также повысить кровяное давление. К тому же этот овощ может вызвать сильное недомогание и нагнать сон.
Воспитатель: Не уснули ещё? Предлагаю нам немного отвлечься и взбодриться.
Воспитательпроводит физкультминутку: «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Продолжим. Лук обладает огромным количеством полезных свойств. Прежде всего, сок данного овоща – природный антибиотик. Регулярное употребление лука в сыром виде обеспечивает защиту организма от простуды. В составе продукта присутствуют фитонциды, которые помогают бороться с вирусами ангины. Помимо этого, сок лука способен убить такие бактерии, как туберкулезная, дизентерийная и дифтерийная палочки.
Для борьбы с простудой, а также для профилактики гриппа врачи рекомендуют примерно раз в семь дней нюхать нарезанный лук. Стоит отметить, что в составе продукта имеется витамин С, который прекрасно укрепляет иммунную систему. Свежий лук способен удовлетворить потребности нашего организма при авитаминозе. По мнению ученых, пользы репчатого лука для организма намного больше, чем вреда. Ведь в 150 граммах данного продукта содержится суточная норма витаминов А и С, пятая часть суточной нормы кальция и калия. Данные компоненты улучшают работу здорового сердца, а также укрепляют костную систему. Стоит отметить, что в репчатом луке содержится много сахара. Сахара в луке больше, чем в яблоках и грушах.
Очень часто против укуса ос применяют именно лук репчатый. После того как насекомое ужалило, необходимо смазать место укуса свежим соком. Средства на основе лука широко используют при различных воспалениях и нарывах, а также для заживления ран. Сок репчатого лука часто применяют против перхоти, выпадения волос, отеков, лишаев, ревматических болей. Достаточно регулярно смазывать больное место. Помимо этого, продукт позволяет быстрее адаптироваться после смены часового пояса. Такое средство идеально подходит для стюардесс и пилотов.
Воспитатель: Ребята, как видите, репчатый лук обладает множеством положительных качеств. Конечно, есть и противопоказания. Однако стоит помнить, что вареный или же тушеный лук не представляет опасности. В таком виде его могут кушать все.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №42
Проект для детей старшей группы
«Лук от семи недуг».
Автор проекта: Воспитатель
Рахманина Елена Александровна
Г. Люберцы
февраль 2019г.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий, групповой.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, практический.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатель, дети старшей группы.
Возраст детей: 5-6лет.
Тип проекта: Познавательно-экологический, исследовательский.
Объект исследования: репчатый лук.
Актуальность: Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию и наблюдения за ростом репчатого лука в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»;
представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
2. Познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста
растения; со значением витаминов в жизни человека.
3. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
4. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с
почвой и в воде.
5. Создать условия для исследовательской деятельности.
6. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
7. Научить детей видеть результат своего труда.
Проблема: Дети почти ни чего не знают о зеленом витамине.Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Предполагаемый результат:
Научить детей сажать лук и ухаживать за ним, познакомить с условиями его содержания;
Стараться дать знания о пользе зеленого лука зимой.
Формирование знаний и представлений о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Получить знания о строении лука.
Предварительная работа:
1. Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино»;
2. Чтение стихотворений о луке;
3. Заучивание пословиц и поговорок;
4. Разгадывание загадок;
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по
цвету, форме, размеру, вкусу);
6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде; что мы знаем о витаминах?
7. Презентация «Что мы знаем о луке?»;
Материал: земля, вода, лук, контейнеры для посадки, дневник наблюдения, лейка для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для детей.
Реализация проекта.
Беседа «Лук от семи недуг».
Цель: показать значимость лука для здоровья человека.
Загадка:
«Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает». (…Лук)
– Правильно, это лук
Рассматривание луковицы.
Посмотрите на луковицу и скажите, какого она цвета? Какой формы, твердый или мягкий лук. (Ответы детей)
– А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет! Где шуба его?
Это так говорят. Но на самом деле это луковица, которая покрыта множеством слоев тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой, «шубой» про которую говорилось в загадке.
Можно сказать, что она золотистая?
Показать детям шелуху.
А снизу есть маленькие корешки.
Сейчас я разрежу луковицу. (Предложить детям понюхать лук.)
Чем пахнет? (ответы детей)
А почему вы плачете? (ответы детей)
Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Воспитатель: Горький, но очень полезный, в нем очень много витаминов.
Как вы думаете, почему говорят: «Лук — от семи недуг»? (Ответы детей)
«Лук от семи недуг» так говориться в народной мудрости, а ведь в ней высказан народный вековой опыт. Еще издревле людям были известны целебные свойства лука. На Руси, например, во время больших эпидемий в каждом доме люди вешали венки лука, они знали, что лук защищает от всех болезней. В наше время учёными были обоснованы целебные свойства лука. Вещества, которые были обнаружены, это летучие вещества, которые называются «фитонциды». Это вещества разрушают болезнетворные бактерии.
Так же известно, что лук – отличное средство против нехватки витамина С. В давние времена путешественники, особенно те, которые уходили в северные просторы на долгий срок, всегда запасались луком.
Свежий сок лука всегда помогает при начинающемся кашле – все болезнетворные микробы погибнут и болезнь пройдет.
Если мы будем есть лук, то он убьёт микробы в нашем организме, и мы не будем болеть. Лук можно кушать сырым, варёным, жареным.
Физминутка
В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед – назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку. потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко. присесть.
Трудовая деятельность. Посадка лука.
Цель: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых, для роста растения. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить). Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Загадка:
Сверху жёлтый, а внутри он бел,
Дает пучок зелёных стрел.
Лишь порежь его, тотчас
Слезы выступят из глаз. (Лук)
Правильно, это лук.
Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и провести эксперимент по выращиванию лука в различных условиях. Мы будем выращивать лук в воде и в земле на подоконнике.
Сейчас я покажу вам как это сделать.
Посадка лука в землю.
Оборудование: лук, земля, лейки.
Чтобы лук вырос, необходимы: вода, тепло, свет и земля. Это самое необходимое для жизни растений. Всё у нас с вами есть.
Землю нужно насыпать в коробку. Затем перемешать так, чтобы не было комочков, чтобы земля была мягкой и однородной. После этого сделать углубление для посадки луковицы.
Давайте еще раз внимательно посмотрим на луковицу. Найдём верх (показываю его, вот здесь появятся зелёные пёрышки).
А вот низ у луковицы – донце (показываю, тут будут корешки).
Лук надо сажать донцем вниз.
Теперь берём луковицу и сажаем в землю, слегка придавливая.
А что ещё нужно сделать, чтобы наш лук начал расти? Конечно, его нужно полить.
(поливаем и ставим на подоконник к свету).
– А теперь каждый из вас посадит свою луковицу.
Посадка лука в воду.
Оборудование: стаканчики с водой, лук.
Мы уже посадили лук в землю на подоконник. Сегодня мы ещё посадим, но только без земли. Вспомним, какие условия нужны для роста растения? (ответы детей). Правильно – это вода, тепло и свет. И сегодня мы поэкспериментируем. Интересно, сможет ли лук вырасти без земли? Посадим его прямо в воду и посмотрим, что же будет.
Поставим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступила из воды, а донцем вниз.
Теперь подумайте, какие условия необходимы для роста луковиц? (ответы детей) Действительно – свет, тепло. Ставим лук на подоконник.
Наблюдение за растущим луком.
Цель: воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять знания о строении и назначении лука. Развивать наблюдательность. Уточнить представление о последовательности роста и развития растения.
Рисование. «Вырос наш зеленый лук».
Цель: воспитывать самостоятельность, творчество, приобщать к изобразительному искусству; закрепить представление о внешнем виде луковицы; учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз, рисование перьев лука ворсом всей кисти; закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть, обсушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.
Задачи. Вызвать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зеленого лука, желание его, нарисовать красками. Учить самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги; аккуратно пользоваться красками.
Материал. Бумага. Краски – гуашь зеленого и желтого цвета, кисти, салфетки.
Предварительная работа. Наблюдение за ростом зеленого лука.
Содержание занятия: Попросить детей подойти к окну, и посмотреть, вырос ли лук, который они сами посадили. Когда дети подойдут, радостно воскликнуть: «Какой большой вырос у нас лук, какие зеленые у него перышки!» Солнышко помогло луку так быстро подрасти. Ребята, лук очень полезен, его надо кушать, чтобы вырасти сильными и крепкими, чтобы не болеть».
Похвалить детей за то, что они заботились о луке, когда он рос, поливали, поэтому он и вырос таким высоким, зеленым!
«А теперь, ребята, вы все нарисуете зеленый лук, который сами вырастили».
Каждый ребенок берет лист бумаги и самостоятельно изображает ритмичными движениями кистью зеленые перышки лука.
В процессе рисования похвалить их за старание и посоветовать использовать краски разных оттенков, получаются яркие, сочные по цвету, изображения растения, что привлекает внимание детей. Детям нравятся рисунки лука, выросшего на окне.
Чтение художественной литературы, стихотворений.
Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, внимание.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Л. Генералова
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
– Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок – полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
Сказка «Три брата».
«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.
– Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
– Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.
– А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
– Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответили луки.
– Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
– Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка, — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука».
Показать ребятам семена лука.
– Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?)
Читать сказку дальше.
«- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»
Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять»).
– А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?)
– Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?
Читать дальше.
«- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»
– Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки).
– А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
– Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.
– Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.
– Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый»
2.– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету).
– Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?
– Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Речевое развитие»:
совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
Разучивание пословиц, загадок.
Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Образовательная область «Физическое развитие»:
Формирование представлений о ЗОЖ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе;
воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Результат.
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста
лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в
комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. 3.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания
успеха, осознание собственных умений.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
Список литературы:
– Интернет ресурсы.
– Сайт «Планета детства», «Педагогика 21 века».
– Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников», Москва, 2016г.;
– Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших
школьников», № 10 – 2006г.;
– И.Э.Куликовская и Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование старшего
дошкольного возраста», Москва – 2003г.;
– А.И.Савнеков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания», Ярославль – 2002г.
– Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада». М.: Изд. «Просвещение» 2006.
Приложение
Зеленый лук был подан к обеду
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!