О пользе кружков и секций

О пользе кружков и секций thumbnail

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Читайте также:  Овсянка его польза и вред для здоровья

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник

Валерия Бригадина
Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Каждый родительрано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».

Аргументы «ЗА»:

– смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой;

– смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами;

– это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

– это формирование ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу;

– развитие способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься – пусть попробует себя в разных кружках, меняя их периодически – в этом случае его способности тоже будут развиваться;

– повышение самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Читайте также:  Что означает фраза в пользу бедных

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. К сожалению, чаще всего из-за дополнительных занятий дети лишены прогулок и времени на игру, которые не менее важны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Действительно, даже у дошкольника они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для ребенка дошкольного возраста это 1-2 кружка разной направленности, например, спортивный и художественный. Не записывайте дошкольника в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 30-45 минут в неделю.

3. При отсутствии мотивации (желания посещать ту или иную секцию) для ребенка эта деятельность может стать ненавистной, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания – встречать.

Вот еще несколько рекомендаций:

– если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей, а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;

– составляя паззл нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось;

Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

Источник

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Большинство детей ходит в школу и получает там основное образование, но для полноценного развития и воспитания ребёнка этого мало. Дополнительное образование детей – очень важное звено в воспитании многогранной личности, её развития и ранней профессиональной ориентации. Поэтому родители обращают внимание на увлечения детей и стараются определить их в кружок или секцию. Но при этом возникает множество проблем: со свободным временем, с желаниями ребёнка и с выбором хорошей организации.

Для чего ребёнку кружки и секции?

В каждом человеке скрыто очень много возможностей, которые желательно как можно раньше обнаружить и реализовать. Взрослым в этом плане намного легче, чем детям. Дети зачастую не знают, чего они хотят, поэтому обнаружить какие-то возможности и таланты можно только на практике и с помощью родителей.

Развитие и воспитание – вот что даёт дополнительное образование ребёнку. Без лишних нравоучений и навязываний в обществе единомышленников ребёнок усваивает многие жизненные принципы и социализируется.

Как правильно определиться с дополнительным образованием и не пожалеть об этом?

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Пожалуй, главная ошибка родителей при выборе дополнительного образования ребёнка – это навязывание своих интересов. Например, отец хочет, чтобы сын стал боксёром, и начинает подталкивать своего сына к такому решению. Иногда, конечно, это действительно работает, но чаще это выход для родителей, которые пытаются сделать ребёнка тем человеком, каким они не смогли стать в детстве.

Детей условно можно разделить на три типа: те, кто изначально знает, что им нравится; те, которые хотели бы чем-то заниматься, но не могут сделать выбор без посторонней помощи и те, кто вообще не хочет ничем заниматься.

С первыми всё понятно: у них уже есть какие-то интересы, и родителям остаётся лишь обеспечить им реализацию этих интересов, подобрав подходящее учреждение.

Второму типу детей нужна помощь в выборе. Определить направление довольно просто. Стоит обратить внимание на то, как проводит досуг ребёнок. Любит рисовать – художественная школа, поёт – музыкальная, любит воображать и кривляться – актёрский кружок, часто сочиняет небылицы – возможно, у него есть талант к журналистике или писательству.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Предоставить выбор действительно важно. На первый взгляд может показаться, что ребёнок не сможет самостоятельно определиться со своими интересами. Отчасти это так: дети зачастую неопределённые. Сегодня им нравится одно, а завтра – совсем другое. Верный вариант – выбор методом проб и ошибок. Стоит провести пробное занятие в нескольких кружках, а потом, когда впечатления несколько остынут, спросить, что понравилось больше.

Почему дети не хотят ничем заниматься?

С третьим типом всё сложнее. Нужно понять, почему ребёнок не хочет ничем заниматься. Два основных варианта – собственная лень и сильная нагрузка в школе.

В первом случае родителям нужно посмотреть на своё поведение: возможно, именно они и послужили примером, приходя с работы и проводя весь вечер лёжа перед телевизором. Дети часто копируют поведение родителей, и важно стать для них авторитетом, которому можно подражать.

Во втором случае следует понимать, что получение образования по-разному сказывается на детях: кому-то это даётся легче, чем другим. Младшеклассники могут не хотеть заниматься чем-то дополнительно, так как ещё не привыкли к школьному миру. В таком случае можно поднять вопрос допобразования немного позже: первоклашкам вообще не рекомендуется идти в кружки, пока они не освоятся в школе.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Читайте также:  Куриный помет вред и польза

Важно понимать, хотя ребёнок – своего рода сосуд, который нужно наполнять знаниями, не следует переполнять его. В погоне за воспитанием идеального человека родители часто перегибают палку и создают неимоверные нагрузки на ребёнка, взваливая на него домашние задания, занятия в секциях, посещение дополнительных уроков иностранного языка.

В этом вопросе важно качество, а не количество, поэтому надо отказаться от навязчивого желания любой ценой впихнуть в своего ребенка как можно больше знаний. Стресс не сделает ничего хорошего с ребёнком.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.

Источник

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота», — секции и кружки неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Но какие выбрать? Малыши, да и дети постарше, не всегда в состоянии определить собственные интересы и возможности, и эта задачка достается родителям. Вариантов интересных дополнительных занятий на сегодня предлагается огромное множество. Чем руководствоваться при их выборе? И зачем они вообще нужны?

Прежде всего опирайтесь на интересы, таланты и потребности ребенка, а не на свои амбиции. Отправлять дочь в балетный кружок или сына на хоккей только потому, что маме хотелось стать балериной, а папа с замиранием сердца смотрит игры НХЛ неправильно и эгоистично.

О пользе кружков и секций

Чтобы определиться с выбором, нужно понимать, чем полезно то или иное занятие:

· Любые спортивные занятия развивают ребенка физически, компенсируя гиподинамию и снимая психологическое напряжение. Полезны они как детям с повышенной активностью для сброса энергии, так и малоподвижным ребятам для профилактики лишнего веса.

· Командные игры учат взаимодействию с коллективом, достижению общей цели.

· Плавание развивает физически, а главное — формирует жизненно важный навык. При пребывании в воде происходит декомпрессия позвоночника, что очень важно при сидячем образе жизни школьника. Посещение бассейна также тренирует иммунитет.

· Танцы, хореография способствуют развитию правильной осанки и хорошего чувства ритма. Кроме того, они помогают преодолеть стеснительность, почувствовать красоту собственного тела.

· Кружки художественного развития тренируют усидчивость и способность к концентрации, развивают заложенные природой таланты. Стимуляция мелкой моторики полезна для умственного развития ребенка. На занятиях по рисованию или лепке происходит формирование чувства прекрасного.

О пользе кружков и секций

· Музыкальная школа развивает музыкальный слух, мелкую моторику и… математические способности!

· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.

· Театральная студия поможет реализоваться маленькой звездочке или победить комплексы застенчивому ребенку. Навыки четкой дикции, привычка заучивать большие объемы текста полезны для учёбы.

· Полезны и языковые школы — изучая иностранные языки ребенок не только познает культуру другой страны, но и развивается более гармонично

Чтобы вы не выбрали формируйте распорядок жизни ребенка таким образом, чтобы ежедневно у него было не менее 2 часов физической активности, будь то занятия спортом или прогулки.

Зачем нужна секция?

Можно определить три основные причины выбора дополнительных занятий:

· Общее развитие — под этим понятием скрывается знакомство с новой для ребенка сферой жизни или родом деятельности.

· Развитие заложенных природой способностей, талантов.

· Усиление слабых сторон ребенка — преодоление застенчивости, неорганизованности, подтягивание «хвостов» по иностранному языку и прочее.

О пользе кружков и секций

Как не парадоксально это звучит, спросите мнения ребенка. Даже если ему 3 года. Вы можете предложить тот кружок, который считаете нужным, привести плюсы занятий, но не тяните ребенка силком.

С какого возраста отдавать?

На сегодняшний день можно найти кружки для детей любого возраста, в том числе самого раннего. Уже с 2 лет малышам полезно общаться с кем-то помимо близких родственников. Занятия в специально организованной обучающей среде принесут огромную пользу для его развития. Многие специалисты считают эффективным в этот период первое знакомство с иностранными языками.

С возраста 4 лет можно пробовать некоторые специализированные занятия на регулярной основе — футбол, хоккей, танцы. Даже если из ребенка не получится знаменитого футболиста или балерины, эти дадут понять, что такое урок, научат учиться. Однако не все детки психологически готовы к секциям в этом возрасте. Если ребенок много шалит, мешает другим — стоит отложить посещение дополнительных занятий на год.

К 5 годам у детей формируются личностные пристрастия, и они готовы сказать, чем хотят заниматься. Однако стоит понимать, что их представления могут отличаться от реальности. Девочке может нравиться образ балерины на сцене, но она будет не готова к тяжелому труду у станка. Дайте ребенку возможность познакомиться с новым видом деятельности на пробном занятии, не оплачивайте весь курс сразу.

О пользе кружков и секций

Групповые или индивидуальные?

Детям обычно веселее и интереснее делать что-то в коллективе. Однако слишком большие по численности кружки и секции неэффективны: чем меньше возраст учащихся, тем меньше должна быть группа. Индивидуальные занятия пугают большинство ребят. Они нужны либо детям с яркими талантами, либо с особенностями в развитии. Также они применяются, если ученика нужно «подтянуть» за основной группой.

Если ребенок отказывается от кружка или секции, выясните причину. Не всегда причина в самом занятии. Часто дискомфорт вызывает личность тренера или коллектив.

В стремлении занять ребенка полезной деятельностью не забывайте, что детство пролетает очень быстро. Оставляйте ему время для игр, прогулок с друзьями, самостоятельных занятий и простого ничегонеделания. Не стремитесь заполнить каждую минуту его дня.

Источник