О пользе контакта детей с животными
Польза общения детей с животными.
Животные, они не только братья наши меньшие, но и наши друзья. Хотя конечно есть и враги, но по большей части они просто защищают себя и свою территорию. Лошади, мулы, собаки и кошки — наши помощники, кто как не лошадь или мул поможет перевезти повозку, кто как не кошка поможет переловить всех мышей в доме, или кто как не собака защитит нас и наш дом от грабителей?
Но кто-то из вас задумывался о том, что животные могут быть не только для красоты или помощи, но и лечить нас от депрессии или помогать маленьким детям, познавать мир и принимать позитивную энергию от животных? Да об этом мы задумываемся очень редко, а вот ученые напротив — очень заинтересовались положительным эффектом, который хорошо виден у детей и подростков после общения с животными.
В конце прошлого века, ученый и врач из Нью-Йорка Б. Левинсон обосновал психотерапевтические и лечебные воздействия некоторых животных, среди которых были лошади, собаки, дельфины и кошки. Впоследствии предложенный им метод назвали зоотерапией, хотя в разных странах его называют по-разному.
Зоопарк — это удивительное место, где посетители могут не только наблюдать за поведением животных, но и потрогать их, ощутить тепло и мягкость шерсти, покормить и подержать на руках. Чудодейственная сила этого живого общения приносит огромную пользу. Взаимодействие с природой и ее представителями призвано воспитывать самые лучшие качества. Человек становится добрее, чувствительнее и заботливее, он учится быть внимательным и ласковым, видеть не только собственные потребности, но и осознавать потребности окружающих. А отзывчивость и благодарность каждого питомца за такие маленькие знаки внимания не оставят равнодушным ни одного посетителя.
Взаимодействие с различными животными
Наши друзья – животные – выполняют особую задачу, взаимодействие с ними оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека, это наши союзники в борьбе с депрессией и тревогой. Нежность и ласка братьев меньших нередко становятся лучшим лекарством, при общении с ними в организме вырабатываются «гормоны счастья» — эндорфины, поэтому зоотерапия, сегодня практикуется повсеместно. Дружеское общение с животными помогает справиться со стрессом, расслабиться и успокоиться, восстанавливается артериальное давление, нормализуется дыхание и сердцебиение, именно такое общение и необходимо детям.
Взаимодействие с природой обладает большим потенциалом для социальной реабилитации личности. Ученые выделяют медико-психологический и психолого-педагогический подходы к решению этой проблемы.
В последнее время широкое распространение в мире получили такие направления медицины, как пет-терапия, анималотерапия или зоотерапия. По мнению ученых, значительное целебное действие оказывает зоотерапия на людей с хроническими невротическими и психическими заболеваниями.
При определенных заболеваниях животные могут выступать как «со-врачи», т.е. помогать медицинским работникам установить контакт с теми пациентами, которые в силу ряда психофизических причин отказываются от общения с врачом, психологом или медсестрой.
- Животные дают больному ощущение «не быть в одиночестве»;
- Обуславливают его «занятость», «полезность»: он может кого-то погладить, приласкать; должен уделять кому-то внимание; вынужден двигаться; получает чувство уверенности благодаря тому, что другое существо его приемлет, не отвергает.
Лечение с помощью животных охватывает следующие основные категории пациентов:
– детей, страдающих депрессией,
– аутизмом,
– синдромом Дауна,
– поражениями головного мозга с проявлениями зависимости или агрессивности,
– находящихся в состоянии одиночества или изоляции,
– подавленности,
– имеющих низкую самооценку.
У пациентов, имеющих травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутых в себе, общение с животными вызывает улыбку, а нередко и смех; пациенты с гипертрофированной активностью, неспособные совершать обычные действия из-за слишком высокого уровня тревоги, при контакте с животными успокаиваются настолько, что начинают нормально взаимодействовать с другими людьми. Животные обладают способностью дарить любовь и придавать осязательную уверенность, стимулируют потребность оказывать помощь и защиту.
Любые знания, полученные из общения ребенка с животными в рамках образовательного процесса, должны закрепляться.
Ниже предлагаю картотеку дидактических игр на тему «Дикие животные»
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы – … (медвежонок, медвежата).
У лисицы – … (лисенок, лисята).
У белки – … (бельчонок, бельчата).
У волчицы – … (волчонок, волчата).
У ежихи – … (ежонок, ежата).
У зайчихи – … (зайчонок, зайчата).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа – медведь, мама – … (медведица), детеныш – … (медвежонок).
Папа – волк, мама – … (волчица), детеныш – … (волчонок).
Папа – еж, мама – … (ежиха), детеныш – … (ежонок).
Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детеныш – … (зайчонок).
Папа – лис, мама – … (лисица), детеныш – … (лисенок).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
– Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
– Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
– Серый, злой, голодный. (Волк.)
– Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
– Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
– Скажите, как подают голос звери?
– Что делает волк – …(воет).
– Что делает лиса – … (тявкает).
– Что делает медведь – … (ревет).
– Что делает белка – … (цокает).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы – … (лисий нос).
Лапа лисы – … (лисья лапа).
Глаза лисы – … (лисьи глаза).
Нора лисы – … (лисья нора).
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц – … (маленький).
Волк – сильный, а белка – … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя – … (короткий).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
– Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
АиФ Здоровье №30. Планируем отдых с малышом 27/07/2016
Наш эксперт — зоопсихолог кинологической школы Анастасия Пятницкая.
Не пугайте!
С самого раннего детства воспитывайте у малыша доброе отношение к животным. Не пугайте его: «Сейчас собака укусит!», «Отойди подальше от клетки!» К трём годам дети обычно сами понимают, что можно ожидать от брата меньшего.
Предупреждаем конфликт
Питомец может ненароком толкнуть ребёнка или прикусить, и малыш начнёт его побаиваться. Чтобы этого не произошло, не оставляйте их наедине, по крайней мере пока ребёнку не исполнится 4 года. Следите за настроением крохи: когда малыш не в духе, он может отыграться на вашем домашнем питомце — и тот его укусит.
Первое знакомство
Когда и как познакомить малыша и животное? Многое зависит от того, заметит ли ваш питомец младенца в принципе. Рыбкам, мышкам, мелким пернатым он будет безразличен. Другое дело кошка или пёс. Вот что говорит о знакомстве собаки и новорождённого кинолог Анна Евтеева: «Не нужно сразу знакомить собаку с новым членом семьи. Пусть животное привыкнет к новым запахам, звукам, потом собаке можно разрешить подойти к кроватке. Когда именно это произойдёт? Всё зависит от индивидуальных особенностей пса».
В целом руководст- вуйтесь следующим:
- ребёнку от 0 до 1 года стоит быть на расстоянии от питомца;
- от 1 года до 4 лет возможно общение крохи и зверя под надзором родителей;
- от 4 и старше — дети могут сами играть с животными и даже помогать взрослым ухаживать за ними.
Взвешенные планы
Если в доме есть ребёнок и вы решаете купить зверушку, учитывайте при этом следующее.
- Возраст и психологические особенности развития ребёнка. До определённого момента дети не осознают, что причиняют другому боль. Животное может пострадать, а осознавший содеянное ребёнок получит психологическую травму.
- Физические особенности малыша.
- Ваше материальное положение. Любое животное требует капиталовложений. И подчас весьма серьёзных.
- Особенности ухода за питомцем.
- Характер малыша. Гиперактивному ребёнку вряд ли понравится возиться с черепашкой. Но он будет рад побегать с котёнком или щенком. Спокойному малышу будет интересно общение с морскими свинками и кроликами.
Домашние животные многому учат детей — любви, заботе, дружбе, сочувствию… Заведите малышу питомца — и вы сделаете его мудрее и богаче.
Приручаем с умом
В медицине существует отдельное направление — зоотерапия. Известно, что общение с животными помогает ребёнку снять стресс, избавиться от страхов и комплексов, научиться ответственности, позволяет разобраться, что такое дружба.
Придумывая кличку зверьку, выбирайте имя короткое и лёгкое в произношении (лучше со звонкими согласными).
Многим людям свойственно очеловечивать животное, наделяя его нашими мыслями, чертами характера. На самом деле психология зверей иная и наши сложные психические и мыслительные процессы кошкам, собакам и рыбкам незнакомы.
Научно доказано: в неполных семьях (или там, где одному из членов семьи не хватает ласки и внимания) животное частично компенсирует дефицит любви.
Позволять питомцу спать в вашей кровати опасно для здоровья. В недавно опубликованном докладе учёных Калифорнийского университета в Дэвисе (отделение ветеринарной медицины) утверждается, что даже здоровые животные могут быть переносчиками различных возбудителей болезней. Есть риск передачи нематод, аскарид, стригущего лишая. В группе риска — люди с ослабленным иммунитетом: пожилые и дети младше 5 лет.
Смотрите также:
- Муж «с довеском». Как ужиться с его детьми от другого брака →
- Защищая границы. С чего начинается безопасность ребенка? →
- Может ли беременность спасти брак →
Оставить
комментарий (0)
Самое интересное в соцсетях
Семьи, в которых есть домашние питомцы — особенные. Люди в них — счастливчики, которым удалось познать всю радость безграничной и всепоглощающей любви. Ведь животные по-другому не умеют. Хозяин для них — друг, божество. Тот, кто дороже собственной жизни.
Вспомните, как в детстве вы завидовали своим друзьям, которые взахлеб рассказывали о своих животных. А когда друзья выходили с питомцами на прогулку, вокруг них сразу собирались много ребятишек. И каждому хотелось прикоснуться, погладить это живое чудо рядом со своим маленьким, но таким значимым хозяином.
Дети, у которых были домашние любимцы, всегда выделялись среди прочей ребятни уверенностью и ответственностью. Они никогда не забывали выгуливать питомцев, бежали со школы, чтоб их покормить. Но самое главное — эти дети были взрослее нравственно, добрее и мудрее своих сверстников.
Некоторым из нас посчастливилось: в один прекрасный день родители все-таки принесли в дом тявкающее (мяукающее, пищащее, поющее, ползающее и т. п.) чудо. Вместе с питомцем в дом пришла радость — нам бескорыстно отдавали любовь чистые и верные существа, ждали, встречали, будили по утрам, повсюду сопровождали. Смешили нас забавными проделками, заставляли гордиться достижениями, доводили до паники и слез своими болячками. А еще они любили нас за то, что мы просто есть. Со всеми достоинствами и недостатками.
Увы, для некоторых из нас мечта о домашнем любимце так и осталась не сбывшейся. Но подарить эту мечту своим детям — в наших силах! Она согреет их жизнь чудесными воспоминаниями и научит быть добрыми и счастливыми.
Семейный «психотерапевт»
Животное в доме — персональный семейный психотерапевт. Питомцы всегда с абсолютной точностью улавливают душевное состояние и настроение
хозяев.
Они понимают абсолютно все! Щедро отдавая свою целительную энергетику, они возвращают нашей душе покой и умиротворение.
Конечно, питомец в доме — это маленький ребенок, которому нужен соответствующий уход. Питомец сам себя не накормит, не искупает, не выгуляет, не уберет туалет. От него в доме полно шерсти, перьев и другого мусора. То есть — куча проблем. Но радости от маленького друга несравнимо больше! И пользы тоже.
Если приучить ребенка с самого начала заботиться о любимце, то в детском характере очень быстро разовьется (и закрепится) чувство ответственности и пунктуальность. Кормя питомца, ребенок научится быть заботливым, а гуляя с ним — самостоятельным. Играя с маленьким другом или обучая его, дети становятся общительнее. Разумно наказывая питомца за маленькие шалости (как правило, с последствиями), дети учатся обдумывать свои действия и быть терпеливыми.
Еще один громадный плюс домашнего питомца в том, что ребенок, заботясь о нем, сам становится немного родителем. И ему уже легче понять нас, взрослых. А родители, общаясь с животными, сами становятся немного детьми. И начинают лучше понимать своих детей. Вот такой семейный круговорот, который приводит к взаимопониманию и сплоченности семьи.
И самый главный аргумент, чтобы обязательно завести домашнего питомца — с ним ребенок никогда не будет одинок! Даже если родители постоянно заняты, маленький друг всегда сможет отвлечь ребенка, утешить и развлечь. И однажды из маленького друга он превратится в большого, настоящего и самого преданного друга семьи.
Можно еще долго рассуждать и обдумывать вопрос, почему ребенку нужен контакт с животными. Взвешивать все преимущества и выискивать несуществующие недостатки. Только, чем дольше мы рассуждаем, тем старше становятся наши дети. Поэтому, дорогие родители, перестаньте думать и начните действовать! Если у вас еще нет домашнего питомца, обязательно в ближайшие выходные сходите в зоомагазин! Может быть, с первого раза вы никого там не присмотрите (что маловероятно), тогда в следующий раз возьмите с собой ребенка. Он уж точно найдет того, кто скоро сделает всех вас счастливей!
История из жизни
Однажды девочка-подросток шла с друзьями мимо одного ставка. Внимание компании привлекли странные звуки и женщина, высыпающая какую-то пищащую массу в яму. Надо сказать, что девочка отличалась вспыльчивым нравом, несдержанностью и дерзостью. По какой-то, известной только Создателю, причине именно эта девочка (одна из всей компании) бросилась к этой женщине.
В яме девочка увидела копошащиеся пушистые комочки. Женщина деловито занесла над ямой ведро с водой. Дальше события происходили, как в советских рассказах об отважных пионерах. Щенков (в яме были именно они) девочка спасла. Женщина со словами: «Если тебе больше всех надо, то и забирай!» — растворилась в сумерках.
Девочка с помощью подоспевшей компании быстро вытащила щенков из ямы. Добрые люди из магазина одолжили ящик со старым покрывалом. Ребята стали решать: что дальше-то с этим «сокровищем» делать? Все оказались умными и под разными предлогами удалились по очень важным делам. Кроме той самой девочки. Взяла она пищащий ящик и понесла домой.
Мама воспитывала дочку одна. Работала библиотекарем, поэтому всей маленькой семьей они часто слушали романсы в исполнении финансов. Эмоции, завладевшие родительницей при виде шести слепых щенков (двух дней от роду), были неподдельными. И далекими от восторга. Но ругать дочку за правильный, с человеческой точки зрения, поступок она не стала.
Всю ночь мама с дочкой возились с пипетками и бесконечным разогреванием молока. В промежутках между кормлениями звонили ветеринарам, кричали о помощи в интернете. По собранным сведениям, шансов выжить у щенков, практически, не было.
На следующий день пятерых щенков удалось пристроить юннатам. В надежде, что при таком количестве рук, заботы и опыта имеющихся специалистов у щенков появится шанс. Шестого щенка мама с девочкой решили выходить сами, не смотря на безутешные прогнозы.
Бессонные ночи сменялись напряженными и хлопотливыми днями. Надежда крепла, но и опасения оставались.
Сейчас щенку 2 месяца. Привит, накормлен и ухожен. Обувь надежно спрятана, мебель под угрозой. Руки искусаны, команду «сидеть» выучили, а на «фу» пока только фуканье в ответ. Опять надежда, только теперь на воспитание. А вместе с ней — радость каждый день, смех, повзрослевшая и поумневшая дочь, взаимопонимание и недоумение: как же раньше-то жили, без собаки?