О пользе эбру для детей

Наталья Лаушкина
Эбру — обыкновенное Чудо.

В последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

Одним из видов Арт-терапии является изотерапия.

Изотерапия развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

А теперь о чуде! Нет человека оставшегося равнодушным впервые увидев рисунки на воде – эбру.

О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде».

Вода — это самое интересное и непредсказуемое вещество на земле. Она дает жизнь, она же ее иногда забирает… Вода живет своей жизнью, имеет память и свой характер… Эбру это больше чем просто искусство — это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра….

Техника создания эбру начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор, который сгущает воду.

А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги, она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку нравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести на бумагу.

Для взрослых людей, это не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а так же один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время.

В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества.

Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного клиента. Рисунки являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.

В условиях детского сада психолог может использовать эбру как для работы с педагогами, так и с детьми. Развивающие занятия на воде эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на воде, ребёнок быстрее осваивает цвета, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на воде можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений.

Занимаясь рисованием на воде, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно для детей с двигательной расторможенностью – не спеша.

Читайте также:  Польза кваса для организма из квасного сусла

Эбру – это просто, естественно и приятно!

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Рисуя различные сюжеты, ребёнок может отразить различные трудности в своей жизни. Например, эмоциональную неустойчивость или свои страхи.

Эбру – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином своего творения и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В рисовании на воде идет борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Формы и варианты эбру терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

В. В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович —проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Эбру – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таком рисовании все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Один раз, побывав на занятии песком – дети мечтают снова вернуться, а чаще всего совсем не хотят уходить.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно – двигательная координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Для того, чтобы заняться эбру,необходимо приготовить следующие материалы и инструменты:

Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре – вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus, произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора. Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Читайте также:  Польза или вред мастурбация для девочек

Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки – из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.

Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона

Эбру стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Эбру – это необычное искусство создания картин даже для тех кто не умеет рисовать.

Эбру – это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Эбру развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга.

Эбру- даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

С помощью эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Статья подготовлена по материалам Сандаковой О. Д., Паномаренко А. и др., взятыми из свободных интернет-источников.

Источник

Применение техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста.

Применение техники рисования на воду «Эбру» на занятиях в ДОУ.

Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия художественным творчеством – является одним из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование является источником хорошего настроения и дает интенсивное познавательное развитие

Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Оригинальное название техники “обру” адаптированное в турецком как “эбру”, значит “на воде”. В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы – это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.

Эбру – это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге. Он не требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.

В России искусство Эбру появилось около пяти лет назад. Искусство рисования на воде почти никто не знал и первым мастерам потребовалось немало усилий, чтобы выучить турецкий язык, проникнуть в сердце турецкой культуры и освоить искусство эбру.

Данное направление очень нравится детям и взрослым, ведь всегда получается что-то красивое и завораживающее.

Целью изучения техники рисования на воде «Эбру» является развитие творчества и воображения с помощью необычных материалов.

Предполагаемый результат

  1. Владение техническим навыками рисования на воде;
  2. Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности, координации рук);
  3. Развитие психических процессов (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжить, придумать рисунок, выполнение задуманной цели, контроль за собственными действиями).
  4. Нахождение материалов для рисования (использование предложенных педагогом и собственных).

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует:

  1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
  2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
  3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров «шила» и т. д.).
  4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).

Методические рекомендации

Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Читайте также:  Если польза превышает риск для плода

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-проведение выставок детских работ;

-проведение открытого мероприятия;

-проведение мастер-класса.

Подготовка к рисованию

Что необходимо:

  • Лоток (с ровными краями, лучше белый, размером дна под будущий рисунок);
  • Шило для рисования (при работе с детьми можно использовать деревянные шпажки);
  • Кисть из щетины (натуральная щетина №4-№8);
  • Гребень (из пластмассы или металла, разного размера);
  • Краски (профессиональные, только «для Эбру»);
  • Бумага (по размеру лотка, обязательно более плотная 90-100г/метр);
  • Писчая бумага (для защиты раствора и снятия лишних красок);
  • Раствор.

Эбру – это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

Как приготовить раствор для Эбру:

  1. Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.
  2. Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.
  3. Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут. Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.
  4. После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.
  5. Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз газету на раствор и оставьте ее там до следующего “сеанса” рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка.
  6. Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора. Чтобы собрать микро-пузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее “на себя” через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.

Полезно знать! Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами.

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.

Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок эбру используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании. [4]

Техника рисования

После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:

  1. На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.
  2. Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.
  3. Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.
  4. Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.
  5. В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.

Занятия «Эбру» формируют у дошкольников представления о возможностях использования необычных предметов.

Помимо творчества – Эбру это прекрасный способ творческого самовыражения, душевной самопомощи на пути к себе, к самоидентификации, это возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые ресурсы.

Источник