О пользе изучения стихотворений в

«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:
1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!
В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!
Увлекательного чтения!
Ваш Книжный Клуб
1. «Рубаи», Омар Хайям
Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.
Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.
2. Сборник «Русь моя, жизнь моя…», Александр Блок
В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.
3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»
Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.
4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова
Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.
5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский
«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.
6. «Стихотворения», Роберт Рождественский
Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока…».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.
7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»
Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.
Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.
Не случайно оно и зовется зазубренным. С 5-го класса помню, что у пчелы
жало зазубренное, а у осы – гладкое. Поэтому пчела подыхает, единожды
всласть ужалив тебя. Но вот ради чего старались наши учителя, убеждая
учить наизусть стихи?
Сколько
раз ни отвечал на этот вопрос, а он волнует и волновал многих. Вот и
сейчас наткнулся на воспоминания англичанина Патрика Л. Фермора,
филолога-классика, который в 1934 году, восемнадцатилетним юношей,
отправился пешком из Оксфорда через всю Европу в Стамбул. В одиночку. В
конце путешествия он составил длинный список стихотворений (да и кусков
прозы), которые декламировал сам себе, пока стирал подошвы своих
башмаков. От Гомера и Алкея до Шекспира и Поля Валери, все то, что
запоминалось с 5 до 18 лет, всплывало в сознании путешественника так,
словно это сам пейзаж, или портал собора, или случайный взгляд
встречного-поперечного снова и снова писали для Фермора то, что тот
однажды выучил наизусть.
Это
– хорошо знакомое чувство. Из людей, которых я знал и любил, особенно
двое заразили меня таким отношением к стихам. Иосиф Львович Гринберг был
литературным критиком. Он обладал так называемой феноменальной памятью:
раз взглянув на текст, запоминал его навсегда. Но этого мало. Он мог
вызвать его в нужном месте и даже прочитать в обратном порядке и целыми
кусками, и отдельными знаками.
Эту его способность однажды обыграл в
юбилейном очерке о Гринберге другой критик – Лев Аннинский. Немного
уколов Гринберга, Аннинский назвал свою статью о собрате по перу
«Яицикафину». Если прочитать наоборот, получается «унификация». И в
самом деле, разве заучивание наизусть стихов, пусть даже и канонических,
лучших, прекраснейших стихов, не унифицирует сознание целых поколений?
Пусть и по самой высокой планке?
Ну
да, мы ведь беспрерывно цитируем, даже когда говорим самые простые
вещи. И без «иицикафину» мы бы попросту не понимали друг друга. Так что
пусть лучше будем цитировать Пушкина, чем кого-нибудь еще.
И все-таки
зараза принудительного цитирования стихов в тот самый миг, когда под них
начинает подлаживаться сама так называемая действительность,
прицепилась крепко, прицепилась навсегда. Не знаю, сколько тысяч раз,
наблюдая, как падают сумерки, я декламировал Николая Заболоцкого «Когда
минует день, и освещение природа выбирает не сама…» А когда попадал под
дождь и ветер ломал зонтик, сколько раз повторял его же стихи «Мой
зонтик рвется, точно птица, и вырывается, треща…»
А
вдова Иосифа Львовича, Лариса Владимировна, когда я говорил молодой
жене, что все ее просьбы едва ли выполнимы, цитировала: «Сколько просьб у
любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает…»
Если
бы жив был мой другой старший друг – Виктор Моисеевич Смирин,
замечательный историк, переводчик, знаток поэзии, он обязательно
вспомнил бы вот какую историю. Дело было под Прагой, мы страшно
продрогли в замке Карлштайн и спускались с крутой горки. Не знаю, что на
меня нашло, но я вдруг прочитал начало стихотворения Ходасевича «Что ж,
от озноба и простуды Горячий грог или коньяк. Здесь музыка и звон
посуды И лиловатый полумрак…» Смирин шел чуть впереди и вдруг
остановился как вкопанный. Поравнявшись с ним, я понял, в чем дело: за
поворотом было питейное заведение, и на грифельной доске мелом были
написаны два слова и две цифры: Грог – 6, кажется, крон; коньяк – 9,
кажется, крон. Смирин в ответ часто цитировал свою любимую поэтессу –
Ольгу Седакову, особенно нравились ему стихи про «светлочерного кота». А
от меня требовал медленного чтения Фета. Светлочерный кот Седаковой
рифмовался с тем хрестоматийным котом, который «поет, глаза прищуря». И
оба мы, уже далеко не дети, были в эти минуты тем самым мальчиком,
который «дремлет на ковре» у Фета.
К
чему я все это говорю? А вот к чему. Все эти воспоминания и раздумья о
смысле заучивания стихов наизусть разом, одним ударом вернулись в
память, когда я прочитал в книге Фермора эпизод его фронтовой молодости.
Высадившись во главе британского разведотряда на Крите, молодой майор
Фермор оказывается в греческом партизанском отряде, взявшем в плен
генерала вермахта. Как-то под вечер, пишет Фермор, генерал пробормотал
себе под нос полтора латинских стиха Горация…
«А я знал продолжение и тут же ответил генералу полным текстом “Оды к Талиарху”. Вот они в переводе Афанасия Фета:
Ты видишь, как Соракт от снега побелел:
Леса под инеем с повисшими ветвями
Едва не ломятся, и ток оцепенел
От злого холода меж сонными брегами.
На очаге огонь широкий разведя,
Ты стужу прогони веселою пирушкой,
И пей, о Талиарх, подвалов не щадя,
Четырехлетнее вино сабинской кружкой.
А впрочем, на богов бессмертных положись:
В тот час, когда они ветрам повелевают
Не бороздить морей, не дрогнет кипарис,
И старых ясеней вершины замолкают.
Что завтра принесет — не спрашивай!
Лови Минуты счастия душою благородной:
Не бегай, юноша, веселия любви,
Для сердца сладостной, и пляски хороводной.
Пока от седины угрюмой ты далек,
Теперь еще твое, по прихоти желанья,
Все: поле Марсово и площадь, в вечерок
Любовь при шепоте условного свиданья,
И в темном уголке красотки молодой
Предатель звонкий смех, и вовремя проворно
Похищенный у ней с руки залог немой
Иль с тонкого перста, упрямого притворно.
“Ах вот как, господин майор!” – сказал генерал, дослушав до конца».
На чей-то вкус, признаемся, все это как-то и пафосно, и банально, и даже
почти вульгарно – заставлять Горация работать коллективной совестью
европейцев. И все-таки что-то кроме ненависти и вражды возникло в этот
самый момент, решивший, что людям, стоявшим рядом возле Иды – места, где
когда-то появился на свет Зевс, – жить дальше, а не убивать друг друга.
Бывают,
конечно, и ужасные моменты, когда стихи цитируются до того неуместно,
до того не вовремя, как это случилось некоторое время назад со мной,
когда, по неосторожности, отмечая с бывшей ученицей, взрослой дамой и
даже матерью малолетних детей, ее академические успехи, я возьми и
процитируй все того же любимого Ходасевича: «Что верно, то верно: нельзя
же силком Девчонку тащить на кровать! Ей надо сначала стихи почитать,
Потом угостить вином!» О ужас, думал я, еще механически дочитывая
опасные строки. Что она должна подумать обо мне?! Да ладно тебе,
дурачина! – отвечал мне внутренний голос. – Вино-то вы пить начали до
чтения стихов, поэтому никакой опасности неверного истолкования как
самого стихотворения, так и твоей, так сказать, педагогической
стратегии, нет и быть не может. Потрясенный, я даже и не вспомню теперь,
чем дело кончилось.
Потому что главное все-таки, чтобы не кончались стихи.
Андрей П. · 18 сентября 2019
1,9 K
Студент на РЖД.
Немного шарю в искусстве и литературе.
Не думаю, что открою Америку, если скажу, что стихи развивают память)
Память человека способна “расширяться”, наполняясь объёмом новых знаний. Вот и стихи незаметно её тренируют,что способствует в будущем к более хорошему запоминанию разной информации.
Стихи совершенствуют интеллект
По началу кажется, будто человек просто учит стих, на деле в этот момент наш мозг совершает огромную работу. Образуются новые нейроные связи между клетками мозга, что в свою очередь развивает внимание, мышление, речь, воображение и, как выше сказано-память.
Почему в школе не учат межстрочной паузе при чтении стихов?
главный редактор журнала поэзии «Воздух»
Ну, вероятно, в какой-то школе не учат, а в какой-то и учат… Но, безусловно, большинство школьных учителей воспитано советской и постсоветской образовательной системой, в которой формальный, структурный аспект поэзии (равно как и прозы, и вообще любой культурной реальности) по возможности не рассматривался. Это не только путь наименьшего сопротивления (структуру надо анализировать, а, скажем, про сюжет всегда можно просто так наболтать) — тут есть некоторая причинно-следственная связь с самим характером советского общества как построенного на идеологических предписаниях, не подлежащих сомнению. В результате этого ухода от анализа структуры поэзия для большинства советских читателей (и, следовательно, для большинства советских учителей) — это как бы такая проза, только с парочкой дополнительных украшений вроде рифмы и размера. Отсюда оба полярных «школьных» подхода к чтению стихов: либо делаем вид, что там нет никакой разбивки на строчки, и читаем как прозу, — либо скандируем стихотворный метр, отбивая голосом рифмы, поскольку в стихах главное — украшения. Оба подхода бьют мимо цели, потому что в лучших стихах важно именно то, как структура (и прежде всего — разбивка на строки) влияет на содержание.
Как научиться писать стихи?
Ну, для начала, нужно сказать, что писать стихи ради того чтобы писать стихи — это не поэзия, а графоманство. Как бы это пафосно ни звучало, научиться писать стихи получится только у того, кто не только обладает техникой и знаниями, но и имеет талант.
Чтобы наработать технику, для начала нужно почитать чужие стихи и понять из чего и как они сделаны. И кто бы что ни говорил, но читать нужно не только классиков, но и более-менее современных поэтов.
Иначе можно приучить себя к использованию в лирике высокого слога и архаизмов. И именно из-за этого у вашего читателя может начаться кровотечение из глаз. Или точнее: «алая руда хлынет из очей щеголя, порешившего лицезреть сиё творение».
Такое нужно избегать. 21 век как-никак.
Перекрестившись, возьму грех ну душу и добавлю: помимо современных и несовременных поэтов можно просмотреть или, если вы сильны духом, послушать тексты современных рэперов. Назвать это поэзией сложно. Но, глядя на рэп-тексты, можно понять, как подбираются рифмы и строится лирический текст.
Еще нельзя игнорировать одно важное правило:
Нужно избегать глагольные рифмы.
Да, классики возможно и не чурались таких рифм.
Вроде:
Пора, красавица, проснись!
Звездою севера явись…
Но мы с вами не классики. И строки с «убить-любить» и «видеть-ненавидеть» будут смотреться в стихотворении отвратительно и сразу же оттолкнут читателя.
Вообще:
Умение писать стихи, приходит с опытом. Нужно работать. Нужно много работать.
Писать в стол. Перечитывать. Редактировать.
Даже если у вас есть талант — он никак не поможет, если за плечами нет никакого опыта и знания.
А если нет ни знания, ни таланта — то лучше вообще не беритесь за это дело.
Прочитать ещё 20 ответов
Как объяснить ребенку, почему важно читать?
Мне кажется, это странный вопрос. Вы никогда не объясните ребёнку то, чего не понимаете сами, а если такой вопрос возник, значит проблема не у ребёнка, очевидно, Вы не ответили на этот вопрос для себя.
Я встречала разные варианты:
1. Просто потому что это интересно
2. Для того, чтобы быть начитанным, расширять кругозор и блистать в разговорах и спорах
3. Для того, чтобы развиваться интеллектуально и добиться бОльших успехов в учёбе/на работе
Вся фишка в том, ЧТО читать – цели могут быть разные, от этого различия в выборе книг, отсюда разные ответы на этот вопрос.
Когда дети спрашивают об этом меня, то речь обычно идет о художественной литературе или о книгах в целом (иногда – зачем предмет литература в школе?). Мой ответ продиктован моим личным опытом и восприятием: Читать нужно потому, что книги – значимая часть человеческой культуры. Мир становится объемным, если мы ухватываем как можно больше частей этой культуры – наука, искусство, развлечения, общение – части пазла, которые нужны нам, чтобы понимать мир и себя самих. Все ситуации, которые обыгрываются в книгах не новы для нас (здесь можно доступно объяснить ребенку, что такое архетип и почему они эксплуатируются из века в век, это работает, дети понимают намного больше, чем многим кажется), но могут дать подсказки – не столько ответит на вопрос “как действовать в этой ситуации?”, сколько показать, какие могут возникнуть чувства, эмоции; показать, что они нормальны, что ты не единственный, кто их переживает. Чтение – это поддержка твоего внутреннего мира. Крайне трудно строить его, если тебе не хватает таких важных кирпичиков – они так же важны, как логика или навык анализировать. Литература растит в нас личность с точки зрения чувствования, как музыка, например.
Ну и, ко всему прочему, без определенного пласта текстов в сознании человек становится маргиналом в обществе, которое опирается на ряд прецедентных феноменов, многие их которых зародились в книгах.
Говорите с ребёнком искренне! Для чего читаете именно Вы? Если у Вас нет ответа на этот вопрос, то, возможно, стоит сначала найти его для себя, а уже потом пытаться говорить с детьми. Это будет честнее.
Прочитать ещё 2 ответа
Сколько стихов наизусть учат дети за 11 лет российской школы? Такого подсчёта пока никто не подводил. Подсчитаем вместе. Предположим, среднестатистический школьник в России запоминает 1 стихотворение в неделю. Да, это грубый подсчёт: не будем оглядываться на разные учебные программы, уклон школы и философию каждого отдельного учителя.
Получается 4 стиха в месяц, 36 стихотворений в год (не обращаем внимания на каникулы), 144 стиха – за 4 года начальной школы, 1584 стихотворения – за 11 лет обучения. 1584 стиха – внушительная цифра! Для сравнения в Америке – 0. Ошеломительная разница. Американцы предпочитают не напрягаться, не запоминают стихотворные строчки. По их мнению, дополнительная умственная работа отвлекает от глубинного смысла поэзии, перенапрягает мозг. Российские школьники из поколения в поколение справляются с этой задачей. Всё потому что отечественное образование твёрдо знает ответ на вопрос: Зачем учить стихи? 5 веских причин, чтобы учить стихи:
1) Стихи развивают память
Память человека похожа на воздушный шар. Шарик создан, чтобы взлететь в небо и летать. Для этого его надувают воздухом. Так же и память человека призвана «раздуваться», наполняться информацией и увеличиваться в объёме. Стихи, как воздух, наполняют нашу память, незаметно тренируют. После стихотворений мозг готов лететь и развиваться с новой силой. Как по маслу в будущем запоминаются исторические даты, формулы и даже целые книги. Да что там книги, человек запоминает жизненно важную информацию, учится на ошибках и помнит о своих победах. Это первая причина, по которой недоумевающее «Зачем учить стихи?», отпадает само собой. Недаром каждый взрослый хотя бы раз в жизни слышал: «Учи одно стихотворение каждый день, и старческий склероз тебе не грозит».
2) Стихи совершенствуют интеллект
Со стороны кажется: человек просто учит стишок, а мозг в это время усиленно трудится. Образуются новые нейронные связи между клетками мозга, включаются все умственные способности: память, внимание, воображение, мышление, речь. Поэтому стихи учат с пелёнок. Стишки, словно витаминки для мозга малышей, запускают их развитие. Доказано научными экспериментами: школьники, которые запоминают стихи наизусть, учатся лучше тех, кто не тренирует память с помощью стихотворений. Согласитесь, интеллектуально развитый ребёнок имеет больше шансов стать счастливым и успешным в жизни. Тогда любящим родителям стоит заменить «Зачем учить стихи в школе?» на вопрос: «Как эффективно подготовить ребёнка к взрослой жизни?»
3) Стихи помогают учиться
Лингвисты подсчитали: стихи запоминаются в 1, 5 раза легче и быстрее, чем простой текст. Ритмичные, приятные для уха стишки без всяких препятствий оседают у нас в голове. Стихи делают трудный материал лёгким для запоминания, весёлым! Поэтому в детсаду и в школе с помощью стихотворений учат всё, что только возможно. Начиная с алфавита, таблицы умножения и заканчивая органической химией. Наверняка, вы помните из школы:
– Кое, то, либо, нибудь – чёрточку не позабудь!
– Уж замуж невтерпёж!
– Медиана – это обезьяна, которая прыгает по сторонам и делит сторону напополам.
Хотите ещё? Другие стишки-запоминалки читайте здесь: Стихи-запоминалки. ТОП-10
4) Стихи учат презентовать себя
В детском саду, в школе стихотворения нужно не просто учить для развития памяти. Но ещё и читать наизусть перед толпой родителей на утреннике или перед классом у доски. Это своего рода тренажёр публичных выступлений. Детки учатся владеть собственным голосом, расставлять акценты, справляться с волнением и стеснением. Замечено: ребята, участники конкурсов чтецов, становятся хорошими ораторами. Они умеют донести точку зрения, знают, как быть услышанными, как вдохновить слушателей.
5) Стихи растят разностороннего человека
Распространяется мнение: стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского и других авторов прошлых столетий не подходят современным детям. Мол, трудные непонятные слова, тяжеловесные строчки, картинки из прошлой жизни… Их стремятся заменить на удобные, простецкие. Но нет! Не попадёмся в ловушку! Скажем спасибо таким стихам и авторам за то, что они неудобные, яркие, созданы до наступления компьютерной эры. Дети, которые учат строчки Пушкина, Есенина, Пастернака, помнят историю страны, развивают мышление, словарный запас и поэтический вкус. Эти школьники, знают: кто такой ямщик и что такое пролётка, как звучит Благовест и зачем нужна ендова. Они понимают: до кнопочных и сенсорных телефонов была другая жизнь. И жизнь раскрывается перед ними во всей своей красе!
Вы всё ещё спрашиваете: «Зачем учить стихи?» Тогда мы идём к вам.
Курс “Стихотворный БУМ” поможет вам быть счастливыми, когда вы учите стихи.
С уважением, тренер
по развитию памяти и скорочтению
Екатерина Додонова
Похожие статьи