О пользе интернета беседа для детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 п.Саккулово»
Конспект беседы по познавательному развитию
«Безопасный интернет»
для старших дошкольников.
Провела: Шеренгина О.В.,
инструктор по физической культуре
Игровое – познавательное занятие
по информационной безопасности «Безопасный интернет»
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Задачи:
повышение уровня знаний воспитанников о компьютере;
развитие познавательной активности;
активизация словаря: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет;
повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;
формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета;
развивать навыки самоконтроля при общении в Сети;
воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки по теме.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики» (серии «Интернет», «Компьютер»), беседы: «Для чего нужен компьютер?», »Что такое Интернет?», компьютерные игры для детей.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая.
Методы и приемы: проблемно-ситуативные, игровые, наглядные, словесные, практические.
Ход
Звучит песня «До чего дошел прогресс»
Воспитатель: Да, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наука, техника. И сегодня мы будем говорить об очень умной, интересной и полезной машине. Узнайте, о чём пойдёт речь?
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нём сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем не сложно
Что загадка про… (компьютер)
Слайд 2
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о компьютере и интернете.
А вот из каких частей состоит компьютер, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
Это – чудо чемодан.
Лампа, кнопка да карман.
Он окутан проводами,
Провода и тут и там (системный блок).
Слайд 3
На столе он перед нами,
на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя (монитор)
Слайд 4
Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей? (клавиатура).
Слайд 5
По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (мышка).
Слайд 6
Воспитатель: Молодцы ребята! Слайд 7. Да, действительно компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть дома компьютер?
А для чего вам нужен компьютер?
Дети: Печатать,играть в компьютерные игры.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?
Дети: Нет, нельзя
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: Может испортиться зрение, осанку.
Воспитатель: Совершенно верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение, осанка, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время 15-20 минут.
Физкультминутка.
За компьютером играли,
И немножко мы устали.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим,
Мы разминку делать будем, при любой погоде.
Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем
Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками,
А теперь давайте вместе, пошагаем мы на месте.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:
Есть такая сеть на свете,
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж? (Интернет).
Слайд 8
Воспитатель: Ребята, а что такое интернет, вы знаете?
Дети: Это такое место, где есть любая информация.
Воспитатель: Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информации. Подключаться к Интернету нужно только вместе с родителями. Скачивать с Интернета игры, музыку и загружать файлы нужно только в присутствии взрослых!
А вы знаете правила безопасности в интернете?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда расскажите их. Посмотрите на экран.
Правила безопасности в интернете.
Слайд 9.
1.Мы хотим, чтоб Интернет,
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в Интернете!
Слайд 10.
2.Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Слайд 11.
3.Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
Слайд 12.
4.Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
Воспитатель – А что обычно ребята вы делаете за компьютером?
Дети: Играем в игры, смотрим мультфильмы.
Воспитатель: В какие игры вы играете? А какие мультфильмы любите?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Игры тоже бывают разные: есть полезные, которые развивают внимание, память, мышление, учат вас считать. А есть игры, которые учат нас плохому, в них стреляют и убивают, в такие игры играть нельзя!
В моем компьютере есть интересная игра для вас. Хотите поиграть?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Прочитай слово и найди картинку». Слайд 13 и 14.
Дети начинают играть, компьютер зависает и появляется черный экран. Слайд 15.
Воспитатель: Что случилось с компьютером, может он сломался? Что делать?
Слайд 16. На экране появляется вирус.
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Вирус.
Воспитатель: Верно, это-вирус.
Воспитатель: Послушайте, что он «говорит»:
Ха- ха ваш компьютер под угрозой!
Я мастер маскировки,
Троянский вирус злой.
Могу файлы я стирать
И компьютер ваш сломать
И вам не победить меня
Нет антивируса у вас.
Ха – ха – ха.
Слайд 17. Воспитатель: И, правда, ребята, я вспомнила, что у нас в компьютере нет антивируса. Ведьобязательно нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам попадать в компьютер. Видимо, из-за этого у нас «завис» компьютер? А вы как считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я сегодня обязательно поставлю антивирус на свой компьютер. А сейчас давайте вспомним еще несколько правил безопасного поведения в Интернете. А помогут нам наши любимые сказки.
Слайд 18
«Волк и 7 козлят»
Воспитатель: Какое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
Дети: Под маской виртуального друга может скрываться злой человек!
Не заходить без родителей в интернет.
8.Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото.
В Интернет не помещай,
И другим не сообщай.
Слайд 19
«Красная шапочка»
Воспитатель: Как вы думаете, какое правило можно сформулировать?
Дети: Не разговаривай с незнакомцами.
6.Злые люди в Интернете,
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
Слайд 20
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Воспитатель: Придумали правило?
Дети: Опасайся мошенников.
Воспитатель: Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей.
5.Иногда тебе в Сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь
Информацию проверь!
Слайд 21
«Морозко»
Воспитатель: Акакое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
Дети: Не кричать, не грубить.
Воспитатель: Будь вежливым при общении в сети интернет, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же.
7.С грубиянами в Сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай —
Никого не обижай.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Вы сегодня молодцы! Но не забывайте ребята, что в игры играть можно только 15 минут в день!
Слайд 22
Воспитатель: Ребята, не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
“Лишь ты позаботься о личном здоровье”, –
Такие компьютер нам ставит условия.
Спасибо вам большое.
Воспитатель: А сейчас давайте посмотриммультфильм «Фиксики – Осторожней в интернете!»
Тема: Безопасный интернет.
Цели: познакомить детей с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде; развивать мышление, воображение; воспитывать чувство взаимопомощи, единства.
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Сообщение темы и целей занятия.
1. Игра «Угадай-ка».
На мониторе демонстрируются картинки, вы должны назвать, что это. (Картинки: компьютер, монитор, мышь, клавиатура, системный блок.
2. Уточнение знаний о компьютере.
Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.
– Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?
– А как вы используете компьютер?
(слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения)
Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
– Ребята, где вы видели компьютер?
(в авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).
Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним – что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, узнаем какие опасности подстерегают нас в Интернете и составим правила безопасного пользования Интернетом.
III. Что мы знаем об Интернете.
1.Что такое Интернет?
– Что такое Интернет?
1 ученик. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.
2 ученик. Интернет – это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.
3 ученик. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.
4 ученик. В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле – и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.
5 ученик. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
2. Тестирование учащихся.
3. Достоинства интернета.
Итак. Интернет помогает нам общаться, узнавать новое, делать покупки, заключать сделки и т. д.
IV. Будь осторожен в Интернете.
Опасности в Интернете.
Интернет – технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей.
Виртуальное общение.
Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Интернет-хулиганство.
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
Недостоверная информация.
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
Онлайновое пиратство.
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
Материалы нежелательного содержания.
К материалам нежелательного содержания относят: материалы порнографического, ненавистнического характера. Материалы, которые распространяют идеи насилия, жестокости, ненормативную лексику.
V.Правила безопасности в Интернете.
– А теперь попробуем сформулировать эти простые правила.
- Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
- Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
- Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
- Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
- Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
- Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
- Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
VI. Итог занятия.
1. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
2. Не хочу попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
3. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать –
Мы на это нет ответим,
Будем все держать в секрете!
4. С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Никого не обижай.
5. Злые люди в интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
6. Как и всюду на планете
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
7. Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Игра «Вирусы».
Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Материалы: листы А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения:
Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками.
Также задача каждой команды – успеть откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые.
Игра «Три лица».
Цель игры: эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Ведущий:
Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю.
(далее ведущий показывает по очереди три различных эмоции: ярость, печаль, радость)
Какое выражение лица я пытался(-ась) вам показать?
(верно, свирепое лицо)
Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки – покажем свирепое лицо. Такое лицо бывает у нас, когда нас обижают.
А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.
– Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль? Такое лицо бывает у нас, когда нас обманывают.
Показываю третье лицо.
– Какое?
(счастливое)
Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу. Такое лицо бывает у нас, когда мы общаемся со своими близкими людьми и любимыми друзьями.
Давайте попробуем еще раз: свирепое, печальное, счастливое.
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно из трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер.
Готовы? Раз, два, три…
Игра «Сеть».
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения; повторение правил безопасного использования интернета.
Процедура проведения: Два ребенка берутся за руки и поднимают руки вверх. Ведущий с остальными ребятами становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит цепочку из ребят под руками и одновременно произносит стихи. Например,
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
При слове «интернет» дети опускают руки, и тот, кто оказался между ними, становится в круг и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не поймают.