О пользе игры на свирели

О пользе игры на свирели thumbnail

«О пользе игры на свирели»

Выступление на родительском собрании в МАУ ДО ДДТ м.о. Бронницы 09.09.2019.

Слушать игру на свирели приятно, а играть на ней двойное удовольствие. Но сегодня я буду прагматиком и расскажу  вам о той пользе, которую приносит игра на народном инструменте свирель.

Самое очевидное – это польза, приносимая правильным дыханием. Оказывается, что от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние и интеллектуальное развитие. От неправильного дыхания могут возникнуть проблемы. При поверхностном неглубоком дыхании кровь не обогащается кислородом в нужной мере. От этого страдают внутренние органы. В первую очередь нехватка кислорода ведет к проблемам сосудов головного мозга. Конечно, контролировать дыхание весь день невозможно, но вполне возможно выделить для этого немного времени и позаниматься игрой на свирели.

При игре на свирели используется груда – брюшное дыхание. Задействована работа диафрагмы. Диафрагма во время дыхания двигается и тем самым производит массаж брюшной полости и легких, которые работают при этом с полной отдачей. Особенно ценно это для тех, кто имеет предрасположенность к респираторным и бронха легочным заболеваниям. Массаж желудочно-кишечного тракта может нормализовать деятельность брюшной полости и улучшить ее работу. По утверждению многих специалистов люди, страдающие ранее запорами, через пару недель излечиваются от такой болезни. Кроме того у вас улучшится работа других органов, таких как сердце, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки и другие.

Иногда этот способ дыхания применяют в специальных упражнениях для похудения и в различных боевых искусствах для скорейшего восстановления дыхания и работы сердца. Исполнительское дыхание помогает омолодить и укрепить свой организм, избавится от многих проблем, продлить жизнь. Этот тип дыхания практикуется в тибетской медицине и при занятиях йогой.

Игра на свирели положительно воздействует на головной мозг и нервную систему. Помогает преодолеть апатию и депрессию. Дыхание напрямую влияет на интенсивность чувство страха.  Медленно-равномерное дыхание служит нервной системе хорошим сигналом. «Все в порядке». «Можно успокоиться и снизить сердечный ритм».

Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течении жизни. Это происходит естественным путем. Так как, игра на свирели требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. На пальцах располагаются нервные окончания. Их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. При игре на свирели надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения. Кроме того, всем известно, что мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности. Следовательно, можно заявить, что игра на свирели сделает вашего ребенка умнее. Обучение игре отлично развивает память и внимание, соответственно – ваш ребенок будет, более успешным.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что получая удовольствие от игры на свирели, ваш ребенок будет меньше болеть, существенно укрепит свой иммунитет и станет умнее и успешнее в последующей жизни.

Источник

Здоровье детей, играющих на свирели.

Л. Ю. Смирнова,
Почетный работник общего образования,
зам. директора по УВР и
учитель музыки высшей категории,
МОУ СОШ № 31 г. Вологды

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом.1

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения. 2

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние.3

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений. 4

Читайте также:  Занятие для старшей группы польза овощей и фруктов

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны. 5

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности.6

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дизгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1) свирели легко держать в руках;

2) отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие – пальцами правой руки;

3) звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту».7

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей).8

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается – человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание. 9

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мунштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»).10

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей.11

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мунштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука.12

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения. 13

Читайте также:  Есть ли польза в консервированной помидоре

hello_html_34cde2d6.jpg

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ №31 «г. Вологда ( руководитель Смирнова Л.Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

Список литературы

1.Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2.Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

3. Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

1Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

3Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

4Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

5Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

6Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

7Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

8Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

9Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

10Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

11Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

12Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

13Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

Источник

Игра на свирели как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

       Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В Древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается.

      Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Формировать музыкальные способности можно в разных видах музыкальной деятельности. Считаем, что обучение детей игре на свирели является отличным способом развития музыкальных способностей детей.

     Свирель – простой, легкий и, что немаловажно дешевый инструмент для музицирования, а игра на свирели   хорошим фундаментом для  дальнейших занятий детей по обучению игре на фортепиано, баяне, аккордеоне или скрипки.

     Трудно представить себе коллективное обучение детей игре на каком-либо инструменте, а обучение игре на свирели предполагает это.

     Во время игры на свирели связки находятся в рабочем состоянии, и ребенок слышит то, что воспроизводит, что улучшает качество звуковысотного слуха.

     Работу по обучению детей игре на свирели можно разделить  на несколько этапов, а именно:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Развитие ритмического слуха.
  3. Упражнения на дыхание.
  4. Знакомство с историей создания свирели.
  5. Первые уроки игры на свирели.
  6. Работа над качеством звука.

     1.У детей с речевыми нарушениями,  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Занятия над мелкой моторикой способствуют не только коррекции речи, но так же и развитию высших, корковых функций (памяти, внимания, пространственного восприятия, воображения, наблюдательности).

      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук. Игра на свирели помогает справиться с этим недостатком, т.к. сама природа игры на свирели способствует развитию техники пальцев.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, играя на свирели, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, способствует развитию речи, подготавливает ребенка  к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

  2.При работе с детьми логопедических групп, важно делать особый акцент  на развитие ритмического слуха, ведь в детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя короткие  отрывочные высказывания. Упражнения на развитие чувства ритма играют безусловно положительную роль по становлению речи ребенка.

          3.Игра на свирели предполагает хорошее физиологическое дыхание. Работа со свирелью, как и пение способствует вентиляции легких. Это и дыхательная гимнастика, а известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других странах встречается инфаркт Миокарда. Под воздействием игры на духовом инструменте облегчается отхождение мокроты, происходят позитивные изменения в структуре дыхания больных, сокращается восстановительный период после пневмонии, облегчается страдания больных астмой.  

      По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (груднобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Дети в основном используют ключичное дыхание. Но при игре на свирели оно неприемлемо, так как ведет к напряжению мышц шеи. Наиболее целесообразным для игры на свирели является грудобрюшное и брюшное дыхание. Задержка дыхания необходима для дальнейшего звукоизвлечения.

Читайте также:  В чем польза витамина е для беременных

Выдох происходит за счет работы мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным для создания ощущения опоры. Детям необходимо объяснить, что для игры на свирели вдох нужно делать более глубоким по сравнению с обычным дыханием. Плечи не должны подниматься, Надо набрать столько воздуха, чтобы хватило на исполнение всей музыкальной фразы.

       При обучении детей правильному дыханию использую дыхательные упражнения без  звука и дыхательные упражнения со звуком. Вот некоторые примеры:

  1. «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот.  Педагог поднимает  руку вверх и говорит: «Вдох». Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «Выдох» дети выдыхают воздух через чуть приоткрытые губы.
  2. «Мороз». Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них  воздух, как будто стараются согреть руки.
  3. «Цветочек». Дети берут в руку искусственный цветок, делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе произносят: «Ах, как вкусно пахнет».
  4. «Пароход», «Автомобиль». (У-у-у, Би-и-и)
  5. «Пчела». Сжать руки в кулачки, слегка прихлопывать себя по грудной клетке и при выдохе произносить «З-з-з». В это время происходит вибрация звука.
  6. «Снежный человек». Сжать руки в кулачки, отвести за спину и слегка прихлопывая себя по бокам на выдохе произносить «У-у-у».
  7. Детская игра «Пузырь».
  8. «Воздушный шар». Дети произносят стихотворение, выполняя соответствующие движения тексту:

Надуваем шарик быстро, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он маленький такой.

В. Цвынтарный.

     9. «Ежик». Делать быстрые, энергичные вдохи и выдохи носом.

    10. «Собачка».Открыть рот, высунуть язык вперед и быстро дышать.

     11. Произнесение на одном дыхании скороговорок.  Например: «Шла    Саша по шоссе и сосала сушку».

      Можно порекомендовать дыхательные упражнения по методике дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

     Путем планомерных тренировок, объем дыхания значительно увеличивается.

4. Чтобы играть на каком-либо инструменте, необходимо знать его историческое происхождение. Знакомство детей со свирелью начинается с прекрасного рассказа , мифа Древней Греции о рождении флейты: «Пан, бог лесов и полей, покровитель пастухов, воспылал любовью к прекрасной нимфе СИРИНКС. Спасаясь от преследования, Сиринкс обратилась о помощи к речному богу, и тот превратил ее в тростник. Не желая расставаться с любимой, Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную флейту».

     Далее можно проиграть задушевную мелодию на свирели. Дети с удовольствием слушают мягкий, теплый, бархатистый тембр свирели, а значит, уже смогут различать ее звук и среди других музыкальных инструментов.

     Детям надо объяснить, что свирель нельзя ронять, бросать, стучать ею. Пластмасса относительно хрупкий материал и ее можно расколоть. Кроме того при ударе теряются звуковые качества.

     При условии соблюдения элементарных правил, свирель может служить не один год. Она может  даже пригодиться в школе, в которых очень популярен этот инструмент.  

     Детям необходимо рассказать, что свирель не любит, когда в нее сильно дуют – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого глубокого дыхания и она ответит вам так же ласково. Ребятам можно сказать: «Давайте попробуем мягко  подуть в свирельку, вот так, как мы греем руки, когда они замерзнут, так погреем и свирельку».

5. Очень ответственны первые уроки игры на свирели. Необходимо объяснить детям, что свирель нужно взять правой рукой как карандаш. Можно попробовать нарисовать солнышко, дерево.

 «Жил был утенок». – Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.  

«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». –  Большим пальцем придерживать свирель снизу, а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».

Далее необходимо проиграть «на раз» песенки «Андрей-воробей», «Я иду с цветами» и другие, сочиненные на одном звуке.

«Утенок непоседа, он все время прыгает». –Поднимать и опускать палец на отверстие, получается тремоло.

«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». – Соединить средний палец и большой.

«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» – Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».

Теперь нужно проиграть песенки, выученные ранее на секунду, например «Уж как шла лиса по травке».

«Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел и сел на третью кочку. Это «три».

Так постепенно в игру на свирели вводятся пальчики и  правой руки.

6. Звучание инструмента зависит так же от исполнительских навыков ребенка, который должен знать и понимать, что на одном и том же инструменте у разных людей может получиться разный звук. Все будет зависеть от желания и находчивости исполнителя.

Вот некоторые возможные недостатки исполнения:

– звуковые дефекты

– технические промахи

– ритмическая неточность

– Отсутствие умения слышать в коллективе голос своего инструмента

– неумение расчленять элементы музыкальной формы

– бессодержательность исполнения.

Нужно найти у ребенка причину некачественного исполнения и работать над ее устранением.

          Благодаря занятиям на свирели у детей значительно развивается воображение, музыкальная память,  слух,  объем непроизвольного внимания. На уровне слухового анализа развивается первоначальные понятия элементарной музыки, восприятие характера музыки, отдельных средств музыкальной выразительности (лад, размер, ритм), строение мелодии (мотив, фраза, предложение), понятие о мелодии и аккомпанементе/

Источник