О пользе игр со словами

О пользе игр со словами thumbnail

Вот это будет правда!

Астрид Линдгрен, Малыш и Карлсон, который живет на крыше, 1955

И было решительно непонятно, на чьей стороне правда.

Ф. А. Искандер, Стоянка человека, 1990

Правда, это было в самом начале его карьеры, и потом, когда он разбогател, то вспомнил о маме и полетел на ту планету, чтобы выкупить её обратно.

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Правда, если б он вдруг оказался в опасности, я бы не смог ему помочь, так как был слишком далеко, но согласитесь сами — выбирать не приходилось.

А. К. Дойл, Собака Баскервилей, 1902

Она сказала чистую правду.

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Лучше, правда, было удалиться, пока не поздно.

Б. Л. Пастернак, Доктор Живаго, 1945-1955

Только ему могла бы она рассказать всю правду.

Маргарет Митчелл, Унесённые ветром, 1936

Значит, это всё-таки правда!

Маргарет Митчелл, Унесённые ветром, 1936

И сам же нарушил это правило — в ту же неделю, даже в тот же вечер, по правде говоря.

Д. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи, 1951

Вы ведь не вините меня, правда?

Г. Д. Уэллс, Человек-невидимка, 1897

Но ведь она была тебе необходима, не правда ли, чтобы войти в роль.

Айзек Азимов, Конец Вечности, 1955

Правда, никаких сокровищ не нашли.

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

По правде говоря, она меня любит по-настоящему.

Д. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи, 1951

Только говори правду, и никого не надо бояться.

Харпер Ли, Убить пересмешника, 1960

Только говори правду, мальчик!

Д. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи, 1951

И не правда ли, он достойный, серьёзный.

Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы, 1880

По правде говоря, я не очень-то его любил.

Д. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи, 1951

Правда, их — мутило и теперь, но не так мучительно, как прежде.

Марк Твен, Приключения Тома Сойера, 1876

Правда, она тоже ничего не гарантировала, просто это был единственный выход из положения, который я видел.

Станислав Лем, Солярис, 1960

Да правда, зачем и ловить его.

А. С. Пушкин, Дубровский, 1833

Я знал, правда, что этот мятеж против царя.

Ю. К. Олеша, Ни дня без строчки, 1956

Правда, сначала никто не догадался, что это несчастный случай.

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Как донести до него правду!

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Но правда, умер в счастии.

К. Г. Паустовский, Аннушка, 1947

Мы придём туда, правда, прежде времени!

Ж. Г. Верн, Двадцать тысяч льё под водой, 1870

Ведь правда же, он мил?

О. Л. Хаксли, О дивный новый мир, 1932

Так это на самом деле правда?

Джейн Остин, Гордость и предубеждение, 1813

Правда, мы, конечно, никогда не будем друг для друга тем, чем были прежде.

Джейн Остин, Гордость и предубеждение, 1813

Вы помните наш разговор, не правда ли?

Айзек Азимов, Конец Вечности, 1955

Теперь таких людей уже нет — правду тебе говорю!

Марк Твен, Приключения Тома Сойера, 1876

Вот, стало быть, у меня и бездарность, — не правда ли?

Ф. М. Достоевский, Бесы, 1871

Надобно же быть приятным, не правда ли?

Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы, 1880

Правду сказать, мы предавались воспоминаниям.

К. Э. Кизи, Пролетая над гнездом кукушки, 1962

Пусть это останется нашей тайной, так будет куда интереснее, правда?

К. С. Льюис, Лев, колдунья и платяной шкаф, 1950

Да, я ненавидел эту женщину, но уже любил её как мою жертву, и всё это правда, всё было действительно.

Ф. М. Достоевский, Подросток, 1875

Расскажем тебе всю правду!

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Немного, правда, похоже на игру в призраки.

Маргарет Митчелл, Унесённые ветром, 1936

Он знал, что каждое сказанное слово — чистая правда, и говорить больше не о чем. Наклонив голову, словно сказал ей всё, что хотел, он вышел из кабинета.

Айн Рэнд, Атлант расправил плечи. Или-или (часть вторая), 1957

Всё идёт прекрасно, он не чувствует ничего дурного, не правда ли?

Ю. Н. Тынянов, Смерть Вазир-Мухтара, 1928

Так значит, правда, что он сам застрелился?

Б. Л. Пастернак, Доктор Живаго, 1945-1955

И тот показал всю правду.

Ф. М. Достоевский, Подросток, 1875

Как выманить из него правду? Как узнать, где он прячется?

Кир Булычёв, Приключения Алисы (цикл произведений), 1965-2003

Но ради одного дела он как-то, правда лишь на день, ушёл со стапеля.

Ж. Г. Верн, Таинственный остров, 1874

Не правда ли, громко звучит?

В. П. Аксёнов, Звёздный билет, 1961

Правда, он всего только полгода как переехал к нам жить; в такое время человека не узнаешь.

Н. В. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка, 1832

А сказать правду — мне понравилась она потому, что полная женщина.

Н. В. Гоголь, Женитьба, 1835

Ты же не хотел прыгнуть на меня, правда?

Маргарет Митчелл, Унесённые ветром, 1936

Правда должна быть правдой.

Ф. М. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели, 1859

Но часть правды я ему сказал.

Ф. А. Искандер, Стоянка человека, 1990

Сказать по правде, я испугалась: мне никогда не приходилось видеть девушку в таком состоянии.

Ф. С. Фицджеральд, Великий Гэтсби, 1925

Источник

Развитие речи ребёнка — непрерывный процесс. Игры со словами, которые могут быть использованы и в домашних условиях, и в детском саду, на прогулке или в поездке, помогут сделать процесс целенаправленным и продуктивным, а обучение радостным и интересным.

Какая польза от игр со словами

Игры со словами направлены на решение следующих задач:

  • обогащение словарного запаса;
  • создание условий познавательной деятельности;
  • прививание интереса к слову и родной речи;
  • формирование адекватного звукопроизношения;
  • улучшение памяти, интеллектуальных способностей;
  • развитие умения высказывать своё мнение, делать выводы, применять новые знания в различных ситуациях.

Игры со словами не только интересный, но и полезный досуг

Игры со словами для самых маленьких

Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.

Сопровождайте действия, за которыми наблюдает малыш или которые он сам производит, своими комментариями. Называйте ясно и разборчиво предметы, на которые смотрит ребёнок или на которые показывает пальчиком. Так малыш быстрее произнесёт первые слова и фразы.

«Скажи, что это»

В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».

Читайте также:  Эко слим польза и вред

Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.

Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого

«Чудесная коробочка»

Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.

Если все игрушки ребёнка всегда у него на виду, они быстро наскучивают ему. У моих детей игрушек много. Когда мой старший сын был маленьким, я всё его имущество раскладывала по небольшим коробкам. Доставала ему по одной коробке и он подолгу рассматривал её содержимое, затем складывал всё назад. Если к какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней воспринимались малышом, когда он получал её, как новые.

Разбирая и складывая по местам с ребёнком игрушки, чётко и разборчиво проговаривайте их названия

Игры со словами для детей трёх — четырёх лет

В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.

Помните, что дети во всём копируют взрослых, поэтому следите за своей речью: не допускайте «сорных» слов, грубых выражений.

«Кто так разговаривает»

В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.

Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.

Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки

«Скажи наоборот»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).

«Путаница»

Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.

Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке

Игры со словами для детей пяти — шести лет

Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.

В этом возрасте следует много читать ребёнку, задавать вопросы и внимательно слушать его, загадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, шарады.

«Испорченный телефон»

Для игры необходимо участие группы детей.

Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.

Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.

«Светофор»

Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.

Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.

Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» — «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.

Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова

«Поймай мяч»

Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).

Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.

Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать

Игры для младших школьников

К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.

На этом этапе огромную роль играет чтение. Если ранее ребёнку привили интерес к книгам, то он начинает самостоятельно читать простые тексты, черпая оттуда познавательную и поучительную информацию, развивая память и интеллект. Конечно, если родители не читают, маловероятно, что этим заинтересуется их сын или дочь.

«Что если бы»

Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.

Читайте также:  Курдюк бараний польза для мужчин

Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:

  • если бы исчезли все взрослые;
  • если бы никогда не наступала ночь;
  • если бы в нашей квартире поселился слон;
  • если бы не было насекомых.

Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.

Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно

«Составь слова»

На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.

«Сочиняем сказку»

Для игры требуется несколько участников.

Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.

«Глупые предложения»

Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».

Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории

Игры для детей среднего и старшего школьного возраста

Игры в этом возрасте используются подростками, когда нужно весело провести время в компании друзей, но также они могут быть использованы на уроках в школе. Речевые игры нужны подросткам для развития творческих, коммуникативных способностей, тренировки логики, мышления и памяти.

Командные игры помогут детскому коллективу сплотиться, освоиться стеснительным ребятам в незнакомой обстановке

«Города»

Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МинсК — КиеВ — Волгоград.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста есть другой вариант игры: называть не города, а просто любые слова на последнюю букву. Если слово заканчивается на букву, с которой невозможно придумать новое слово (ь, ы), то слово подбирают на предпоследнюю букву.

«Ассоциации»

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего — угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например: «На какую птицу похож этот человек: на сороку, воробья или орла?», «Если бы этот человек был животным, это был бы волк, бык или лиса?».

«Контакт»

Для участия в игре нужен один ведущий и несколько участников.

Ведущий задумывает слово (имя существительное в единственном числе, не имя собственное) и называет первую букву этого слова остальным участникам игры. Те пытаются догадаться, что это за слово, но не произносят его вслух, а задают наводящие вопросы. Например, задумано слово «кофе», названа буква «к». Участник задаёт вопрос: «Это не посуда, в которой варят суп?» Ведущий должен догадаться, что подразумевает задающий вопрос, и ответить: «Нет, это не кастрюля». Если догадка участника верная («Это крепкий напиток, который дарит бодрость и хорошее настроение?»), ведущий отвечает: «Да, это кофе». Когда слово отгадано, выбирают нового ведущего, который придумывает новое слово.

Задача ведущего — как можно быстрее догадаться, о чём его спрашивают, и назвать это слово. Если он не может догадаться, о чём ему задан вопрос, а другие участники догадались, они говорят: «Контакт», — и начинают хором считать от 10 до 0, а затем называют слово-отгадку. Если, пока они считают, ведущий догадался, о чём речь, то он называет отгадку («Нет, это не конфета») и участники придумывают новые вопросы.

Если участники назвали одну и ту же отгадку, но это не то слово, которое задумано ведущим, то он называет следующую букву в своём слове. Последующие вопросы должны быть о словах, которые начинаются с этих двух букв (в нашем случае с «ко» — кот, команда и т. д.). Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется и участники должны придумать новый вопрос-определение. Игра заканчивается, когда игроки произносят загаданное ведущим слово.

Игры со словами актуальны в любом возрасте, главное выбрать подходящий вариант

Игры со словами универсальны: можно найти для любого возраста и разного количества участников. Они помогают не только весело и интересно провести время, но и совершенствуют речевые и коммуникативные навыки, пополняют словарный запас, способствуют развитию памяти и интеллекта.

Источник

О важности и пользе игр со словами.

(Родителям для размышления)

«Тебе бы только играть!» – часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это Жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум, смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.

В чем же особенности игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотном письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а, напротив, даем ей простор для активной деятельности.

В какие лингвистические игры можно играть с ребенком? Вот некоторые из них.

«Начни с той же буквы». Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М», очень хорошо расширяет словарный запас ребенка. Сначала ребенок может не понимать, чего от него хотят, но, слушая, как это делают родители, начинает выделять в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву, а потом запоминает слова, расширяя словарный запас. Например: Папа: «макароны», Мама: «мыло», Папа: «мясо», Мама: «молоко», Ребенок:…

Читайте также:  Провести время летом с пользой

Если ребенку трудно, подскажите ему и похвалите за повторение, и опять – папа, мама, ребенок…

«Какой? Какая? Какие?»

Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.

Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода, и по очереди подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а вы выступаете в роли судьи.

Например: «трава».

Зеленая – мягкая – шелковая – высокая – изумрудная – болотная – густая – скользкая нежная – сухая и т. д.

Игр, развивающих речь детей, множество: «Отгадай букву», «Какое слово лишнее», «Лесенка», «Какая буква потерялась?» и т.д.

             Научить детей прислушиваться к слову, находить слова с определенным звуком позволяют и специальные дидактические игры: “Найди слово”, “Что в мешочке?”, “Будь внимательным”.

           Следующая группа игр самая многочисленная, так как способствует формированию непосредственно фонетического слуха и восприятия. ”Расколдуй слово”.

Родитель рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления ребёнку объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук [м], взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук [м] (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук [с], а буква ”бэ” в словах звучит как звук [б] и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься родителем очень четко, а гласные даже тянуться. Упражнения на узнавание согласных проводятся как с использованием наглядного материала, так и без него.

            Звуковой анализ является своеобразной основой, стержнем по ознакомлению с характеристикой звуков, с ударением, и со слоговой структурой слова, применяется он и на этапе анализирования с предложением. Умение анализировать слова различной звуковой структуры формируется благодаря различным упражнениям.

По мере того, как дети овладевают звуковым анализом 3-х звуковых слов, на начальной ступени обучения 4-х звуковым словам, становится возможным и необходимым углубление знаний детей о звуках речи. Детей знакомят с гласными, согласными, твердыми, мягкими согласными, звонкими, глухими. Учат использовать и соответствующие термины.

Так для закрепления навыков звукового анализа можно использовать такие игры:

“Посчитай звуки в слове” “Назови 1, 2, 3 звуки в слове”

“Добавь последний звук в слове”. Добавь слово из 3, 4 звуков”.

Игра «Путаница» –  для развития звукового различения.

             Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Родитель  называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

        Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

1. Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

– Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “А”; что начитается на “С”, в середине слова звук [Т] и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Развивать и обогащать речь детей – одна из главных задач родителей при подготовке детей к обучению в школе. Если ваш ребенок научился правильно подбирать слова по заданию, составить последовательный связный рассказ по сюжетной картинке или описать внешний вид предмета, усвоение программы общеобразовательной школы 1 класса
пройдет без затруднений.

                            Учитель-логопед                                           Н. Е. Белькова

Источник