О пользе и вреде тренингов
Если у вас есть пара-тройка свободных дней и желание провести их с пользой, то перед вами открываются огромные перспективы. Можно стать лидером. Повысить женскую привлекательность. Соблазнить всех мужчин без исключения. Сказочно разбогатеть. Достичь мирового господства и исполнить все мечты. Одним словом, вы можете отправиться на тренинг личностного роста.
Продавцы счастья
Развиваться модно. Модно расти духовно, воспитывать в себе “лидера” и мыслить категориями успеха. Высокоэффективная жизнь предполагает постоянный рост, но этот процесс сложный, долгий и не дает никаких гарантий. А когда хочется молниеносных результатов, происходит вполне закономерное – спрос рождает предложение. И вокруг вас вдруг появляется множество людей, которые клянутся обеспечить результат буквально в считанные часы – тренеры, коучи, гуру современного мира.
фото: playtimelasvegas.com
Все тренинги субъективно можно разделить на три типа. Первый – тренинги жесткие и опасные, организаторы которых частенько проходят по статье “мошенничество”. Их посетители порой становятся пациентами психотерапевтов, а знакомые таких за глаза называют “зомби”: нервное возбуждение, глаза горят, все разговоры только о счастье и необходимости всем и каждому пройти этот тренинг.
Такие тренинги имеют структуру пирамиды и предполагают агрессивное вовлечение друзей и родственников. К примеру, к таким относят скандально известный “Лайф-спринг”, который на Западе почил в бозе, а у нас – на пике популярности. Психологи называют такие тренинги психокультами, РПЦ – сектами. Единственный совет и от тех, и от других – обходить подобные мероприятия за три версты, это серьезный бизнес, который к саморазвитию никакого отношения не имеет.
Второй тип – авторские тренинги-первоисточники, которые затем копируют остальные тысячи коучей. Эти тренинги заслуживают наибольшего доверия и, по сути, в каждом направлении (будь то целеполагание, достижение богатства или женской привлекательности) таких можно пересчитать по пальцам. Основной совет: если вы хотите тренироваться по конкретной авторской методике, то отправляйтесь на семинары “родных” институтов и филиалов, а не на занятия тренера из соседнего подъезда.
И третий тип заслуживает отдельного внимания – это оставшиеся 90% тренингов, число которых год от года растет в геометрической прогрессии. Они не так опасны, как первые, не так полезны, как вторые, и представляют собой наиболее популярный продукт на “рынке ментальных услуг”.
Безопасно и бесполезно
Однажды я занялась поиском хорошего тренинга, посвященного методике изучения иностранных языков. Методике авторской, уникальной и безоговорочно эффективной.
Один знакомый, авторитетный “личностный” тренер решил провести именно такой. Вот только ни одного иностранного языка сам он не знал и предлагал с помощью его программы учиться вместе. Советы от дилетанта дилетантам стоили 100$ за первую ступень.
Следующий тренинг был самым популярным в данном направлении и до сих пор таковым остается. Автор обещал поделиться настоящим секретом, который позволит “быстро и легко выучить любой иностранный язык за год”. Степень доверия повышали прямо-таки восторженные отзывы от прошедших тренинг – для большей достоверности под каждым именем был электронный адрес. Секреты стоили убедительно – 500$.
Всему списку я отправила письмо, в котором рассказала о своем желании пройти тренинг. Из тридцати человек ни один не посоветовал впустую тратить деньги. Как оказалось, всю уникальную программу можно пересказать одним предложением. Остальное время занимала вдохновляющая и мотивирующая лирика – которая дает исключительно временный эффект. Энтузиазм у всех до единого прошел через неделю и стало понятно, что искусственный заряд энергии полиглота из вас не сделает.
По такой схеме строится подавляющее большинство тренингов. Минимум информации (которой в специализированной литературе можно найти несравнимо больше), максимум энергетики. Посетители заражаются чужим энтузиазмом, и вреда это, в сущности, не принесет. Равно как и пользы.
А тренер кто?
Обратите внимание на вышеупомянутый тренинг от новичка в изучении иностранных языков – коуч сам впервые знакомится с темой, но уже готов обучать мастерству. Это весьма показательная привычка многих современных тренеров. Зачастую это выглядит так: коуч прочитал любопытную книгу или решил овладеть новым навыком. Через неделю готова очередная программа, и можно приглашать гостей.
фото: peakperformersonline.com
Год назад я посетила один из женских тренингов, где мне пообещали “повышение женской энергетики” и лучших мужчин мира штабелями вокруг подъезда. Публика собралась разнообразная – от жен преуспевающих бизнесменов до одиноких учительниц. И все бы ничего, вот только меня не покидало ощущение дежа-вю: весь тренинг представлял собой пересказ бестселлеров Ларисы Ренар.
Налицо неадекватное соотношение цены и качества. Книга госпожи Ренар стоит 300 рублей, тренинг – 300$. Знакомые тренеры после этой истории тут же набросились с логичным аргументом – никакая книга не сравнится с живым преподаванием.
Только вот в тонкости построения семейной жизни несведущих дам посвящала бывшая сотрудница собеса, женщина незамужняя, которая после тренинга тут же бежала домой, кормить кошку. А в собственной жизни единственным способом построить любовь считала еженедельные посещения экстрасенсов с последующим снятием то “венца безбрачия”, то порчи. Если вы думаете, что поймете прочитанную книгу хуже, чем такой тренер, то определенно стоит пройти тренинг повышения уверенности в собственных возможностях.
Это российские особенности коучинга: искать мужа учат незамужние, привлекать богатство учит тот, кто зарабатывает исключительно на тренингах, тренинг по игре на бирже проводит тот, кто сам на бирже так и не смог заработать. В моей профессиональной среде делом понятным и никем не осуждаемым является разработка различных курсов, если основное занятие не приносит убедительного дохода. Заказов нет, работа стоит, значит есть время на проведение тренинга “как стать копирайтером и зарабатывать 100 000$ в месяц “.
Я не говорю, что хороших тренеров нет. Они есть, но – таких единицы. И самым наивным было бы считать, что выбранный вами тренер как раз попадает в мизерный процент настоящих мастеров. Проверяйте, спрашивайте мнения людей, давно прошедших курс, прислушивайтесь к критике, а не к восторженным отзывам.
Комментарий психолога
Илья Шабшин, психолог-консультант, автор книги “Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить”: “Люди, получившие серьезное психологическое образование, тренингов личностного роста не ведут. Потому, что они понимают: личность – многоплановое понятие. Зато нередко такие тренинги ведут те, кто получил математическое образование. Дело в том, что каждый хороший математик (или физик-теоретик) является обладателем аутистического характера. Аутист живет в мире созданных им теорий, он реальную жизнь воспринимает, даже можно сказать, объясняет через теории. Например, у великого физика Льва Ландау была теория о том, как прожить счастливую жизнь.
Все эти разработки представляют собой кусочки психологических знаний, завернутые в обертку, которая нравится автору и его последователям. Фактически то, что происходит на подобных тренингах, иногда ближе к тому, как работают секты, чем к обычному обучению. Человека очень легко “раскачать” в эмоциональном плане, перевести в слегка измененное состояние сознания – и внушить ему обладание некими ресурсами, особое к нему отношение”.
Совершенство не продается
У постоянных посетителей тренингов есть несколько личностных проблем, от которых ни один тренинг не избавит.
Во-первых, замена саморазвития его иллюзией. “Я хожу на все семинары, я развиваюсь, стремлюсь к совершенству”. Бесконечный процесс обучения формирует иллюзию роста: я обучаюсь, но не расту. Совет из собственной практики: не записывайтесь на следующий семинар, пока уроки предыдущего не станут частью вашей повседневной жизни, не будут отработаны до автоматизма. Вы сразу ощутите, насколько проще записаться на очередной тренинг и вновь подменить настоящий рост его иллюзией.
Во-вторых, привычка к постоянной стимуляции. В основе всех достиженческих тренингов лежит простой совет – запишите свои цели, регулярно перечитывайте список и стремитесь к победе. Элементарно, не так ли? Все это можно сделать самостоятельно, но как-то надежнее с тренером, который будет контролировать каждый шаг и мотивировать. А может мы разучились двигаться вперед без кнута?
В-третьих, стойкое ощущение отсутствия “ключевого звена”. Казалось, вы изучили все законы успеха, все правила, согласно которым функционирует Вселенная, но чего-то явно не хватает. И кажется, что очередной тренинг, очередная психологическая или эзотерическая книга предоставит вам как раз это недостающее “ключевое звено”. И вы вновь отправляетесь на поиски истины. Тщетно. Ключевое звено – это ежедневная практика, которую так легко подменить вдохновляющим чтением или очередным тренингом.
И есть кое-что еще. Мы хотим получить информацию в готовом виде и максимально комфортной обстановке. Мы не хотим делать выводы и ставить эксперименты. Наполеон Хилл не ходил на тренинги, но именно его советы легли в основу всех сегодняшних тренингов, направленных на достижение успеха и богатства. У настоящих лидеров – президентов крупных компаний, президента страны, в конце концов, – нет времени на прохождение лидерских программ. И все потому, что эти люди имеют смелость делать собственные выводы.
Зачем мы ходим на тренинги? По той же причине, по которой покоряем Эверест, прыгаем с парашютом, занимаемся йогой. Ищем себя. И в этом процессе главное – не заблудиться на рынке ментальных услуг. Слишком много “уникальных” предложений и заманчивых обещаний. На рынке лучше купить симпатичную вещь и покинуть его пределы, прочь от умелых торговцев и манящих сокровищ. Пока целы деньги и умение видеть мир за пределами рынка.
В последнее время появилось много статей о вреде тренингов «Личностного роста». Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных сторон, что же происходит на самом деле.
Печально наблюдать рассуждения человека, который не является специалистом в сфере формирования личности. Человека, который никакого отношения к тренингам «Личностного роста» не имеет и занимается исключительно технологиями продаж, «1С: бухгалтерией», подбором персонала, т.п. Дать оценку «о пользе и вреде» может только специалист, профессионал в этой области, а иначе это из рубрики «Я где-то слышал…».
И главное, рассуждая о вреде тренингов «Личностного роста», практически никто не раскрывает само понятие «Личности», кого, какого человека можно назвать Личностью. Ведь только после введения данного определения можно будет говорить, а что, собственно, стоит за самим понятием «Формирование Личности» и что несут данные тренинги – пользу или вред.
Личность – это человек Сильный, Совершенный, Достойный, Благородный. Человек, который воплощает в себе все лучшие черты характера. Соответственно, развитие личности – это целенаправленное изменение человека к лучшему. Структура Личности определяется целями, которые перед собой ставит человек, его личными качествами и убеждениями – во что он верит. Исходя из этого, можно сказать, что развитие Личности это осознанное устранение недостатков и формирование достоинств. Коль так, возникает вопрос: кому от этого будет хуже?
Например: человек прощается с вредной привычкой, а значит, будет меньше болеть, проживёт лет на 20 дольше – разве это плохо? Начинает заниматься спортом – эффективность деятельности, энергетический заряд, здоровье улучшается в два-три раза. Перестает хамить и быть эгоистом ─ огромное число проблем «уходит» из его жизни автоматически. Освобождение от страха позволит его состоянию и поведению вместо позорных – стать достойными, и то, что раньше было недоступным, становится – доступным.
И наоборот. О чем говорит статистика? На самом деле, человека губят пороки, вредные привычки, бесцельность, другое. Вдумайтесь в эти ужасающие цифры: от курения и наркомании в России умирают сотни тысяч в год! При таком положении, за 50 лет почти 25 миллионов человек умрут только от курения – практически, каждый седьмой! Это в несколько раз больше, чем от всех войн, фактически – это геноцид народа.
Без целей, по самой примитивной схеме – «дом – работа – быт» – живут 97% людей. Отсюда, в основном, удручающие показатели по психическим расстройствам, апатии, депрессиям, самоубийствам. И корни этих проблем лежат в сфере духовности, вернее, бездуховности – в отсутствии четких позитивных убеждений, четких жизненных целей и принципов. Когда не сам человек (его воля и разум) управляет собой, а его нерешенные вопросы. В этой связи следует отметить, что именно высококачественные, долговременные программы по формированию личности направлены на устранение этих проблем.
Кто и почему критикует тренинги личностного роста.
Оправдывать свое неразвитие и нежелание изменяться «вредом» тренингов личностного роста проще простого. И, по крайней мере, смешно выглядят рассуждения человека о вреде тренингов личностного роста, мотивы которого очевидны – поливать грязью чужое, для того чтобы «пропиарить» своё. Но, как говорят римляне, «первый вопрос, какой нужно задать о совершенном преступлении: кому это выгодно?» В данном случае ответ очевиден: к сожалению, так происходит, когда продвигают профессиональные тренинги, формирующие те или иные профессиональные навыки.
Тренинги и тренеры бывают разные, и недобросовестность одного – не должна ложиться пятном на других. Ошибочно обобщать и делать заключение о вреде всех тренингов личностного роста, основываясь на единичном примере. Действительно, нужно очень тщательно подходить к выбору тренингов (что является основой программы, какие результаты уже получены другими людьми после данного тренинга) и тренера.
Без развития и самосовершенствования человека ждет обыденность и «колея». На самом деле, это выбор человека между жизнью, судьбой, наполненной яркими событиями, настоящими делами, надежными, преданными друзьями – и обыденностью и скукой.
Всегда проще на новое непонятное повесить ярлык – «вредно». Так удобнее и спокойнее, и при этом не нужно задавать вопросов и разбираться в сути:
•«Личность» – это кто?
•какие основные характеристики Личности?
•кто и почему Личностью не является?
•структура Личности: убеждения, самооценка, цели, т.д.;
•ступени личностного роста: от тех, кто полностью махнул на себя рукой и катится вниз, до тех, кто достигает самых высоких вершин;
•классификация школ развития по полноте целей, по позитивности реализуемых ценностей, продолжительности обучения, т.е. по возможным результатам, эффективности, скорости развития, сложности решаемых задач и многое другое.
Данная сфера не менее сложная, чем кибернетика. Поэтому и выводы в ней может делать только профессионал, который в этом разбирается и понимает, о чем говорит.
История и современное общество.
Печально – не печально, но необходимо признать, что подавляющее большинство наших современников, в принципе, личностями не являются.
Для примера обратимся к истории. Норма для каждого спартанца – это супер высокая физическая подготовка и служение своему отечеству: «Никто не может нас лишить права сражаться в мире за родину». Это же можно сказать и о рыцарях, и об аристократах всех стран, достигавших в свое время значимых результатов.
А что мы имеем в современном мире? И как выглядит Украина в глазах мирового сообщества? Судите сами:
•36% украинцев курят (по данным ВОЗ, это выше среднего показателя по Европейскому региону), причем, средний возраст курильщиков снижается и на сегодняшний день составляет 16 лет;
•20% украинцев не отказывают себе в чрезмерном употреблении или злоупотреблении алкоголем (среди европейских стран по уровню смертности от злоупотребления алкоголем, включая алкогольный психоз, Украина занимает второе место, уступая первенство лишь Эстонии);
•по уровню смертности от наркотиков, согласно ежегодному отчету ООН, Украина также занимает лидирующие позиции, войдя в число стран, где эти показатели являются одними из самых высоких в Европе (на миллион жителей в возрасте от 15 до 64 лет приходится более 100 смертей от наркотиков);
•количество суицидов в стране – на одном уровне с числом ДТП. Самоубийства занимают третье место после смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По данным Главного управления статистики, в прошлом году в Украине покончили с жизнью более 10 тысяч людей. Причем сегодня сводят счеты с жизнью не только от неразделенной любви, смертельной обиды или жуткого одиночества. Убивают себя из-за хронической безработицы, краха надежд, отсутствия перспектив и… просто от того, что «жизнь не удалась».
И этот печальный список, а приведенные цифры и факты свидетельствуют, что он более чем печальный, можно еще и еще продолжать. Хотя и так очевидно, проблема приобрела такие масштабы, что оставаться равнодушным – непозволительная роскошь.
Основы Личности.
Что дает человеку шансы в жизни уверенно идти к высоким целям, иметь друзей надежных, преданных и многое другое:
•Убеждения. Для достойного, жизнь – уникальная возможность, используй эту возможность по максимуму, насладись и достигни максимальных результатов.
•Знания. Как достигать всех возможных целей. Знания – это возможности этого мира и пути к их достижению.
•Самооценка. Вера в себя и свои силы: «Я верю, я смогу, я рожден для достойной судьбы!», «Дорогу осилит идущий!», «Я изменяю себя к лучшему, поэтому любые цели достижимы!», многое другое. ◦Цели – лучшие из возможных.
◦Развитие – все составляющие внутреннего мира, от убеждений до внешних проявлений.
◦Самореализация – на предел возможного, достойными методами.
◦Взаимоотношения – друзья надежные и преданные, семья – доверие, личная жизнь – доверие и самые высокие чувства.
◦Образ жизни – в жизни должно быть все (все успевать, никуда не спешить): занятия, тренинги личностного роста регулярно, спорт, творческие студии, мероприятия, увлечения, друзья, отдых. Темпоритм жизни максимально высокий, насыщенный, интересный, т.д.
◦Качества – видеть и ценить в себе, в этом мире все достойное, быть благодарным.
Эмоции и управление собой – это, прежде всего, покой, отсутствие внутренних проблем или контроль над ними. Должен быть свет – то есть доброжелательность, сияние, свет в глазах, легкая улыбка, огонь в сердце, удовлетворенность, др.
Богатство души: обращаться к лучшему в каждом человеке, от этого выигрывает целое, раскрывать сердца. Далее: имидж, этика поведения, внешние проявления – мимика, взгляд, улыбка, манера, осанка, привычки, т.д. У такого человека есть все шансы на успех.
С другой стороны, если ты таков, то не важно, что происходит вокруг, и не важно, что ты делаешь – у тебя в душе покой, свет, ты наслаждаешься жизнью, просто живешь в этом состоянии. Не мир окружающий и обстоятельства определяют, что ты чувствуешь, а твой выбор и твоя воля вызывают то состояние, которое тебе нужно здесь и сейчас.
И прямо противоположная картина – человек недостойный, слабый.
Его убеждения: мир ужасен, опасен, страшен, переполнен проблемами, все зла желают, шансов нет, что-либо изменить невозможно. Самооценка: «Я плохой, я рожден, чтобы страдать, измениться не могу, т.д.». Качества: нацеленность видеть все плохое в себе и в этом мире; как следствие, вызывают соответствующие реакции убегания, защиты или нападения (агрессия). Цели: полное отсутствие или позорные, ничтожные, такие, о которых честно вслух не скажешь. Как показали исследования, только 3% людей, и не более, ставят цели и прописывают их, при этом большая часть из них касается исключительно карьеры.
Большинство людей живут бесцельно, все, ради чего они живут – выживание, интимные удовольствия и продолжение рода. Взаимоотношения для них – не роскошь общения, а «лишь бы были». Эмоции – мягко говоря, изяществом не блещут. Поэтому и устойчивая репутация граждан России и Украины – «алкоголики, хамы, грубияны и воры» – к сожалению, имеет под собой все основания. По статистике, половина граждан Украины не улыбается вообще, а вторая половина, в массе своей, не чаще двух раз в день.
По всем остальным вопросам картина аналогичная.
Формирование личности в истории.
Если обратиться к истории, то основой всех выдающихся достижений всех великих стран и империй было как раз целенаправленное формирование человека как Личности. Это занимало примерно половину всего учебного времени, причем в течение десяти–пятнадцати и даже двадцати лет, начиная с пяти- или семилетнего возраста. И во многих случаях продолжалось всю жизнь, если брать духовно-рыцарские ордена, если брать элиту общества, тех, кто творил историю, кто вошёл в историю.
«Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск». (Никколо Макиавелли. Государь)
«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». (Платон)
«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». (Аристотель)
А там, где этого не было, где вопросам воспитания не уделялось должного внимания, в полном объёме, там история дает нам другие примеры – та же Древняя Русь, когда множество удельных княжеств воевали друг с другом, когда брат убивал брата, приглашал врагов, чтобы расправиться с друзьями. В Европе каждый третий король умирал не своей смертью.
В то же время, в Португалии за тысячу лет не было ни одного покушения на короля.
Страны, на которых пишется история, они и дали самые высокие достижения этому миру: Древняя Греция, и практически все великие империи: Римская империя, Византия, Португалия, Испания, Великобритания, Россия, сюда же можно отнести и духовно-рыцарские ордена. Что их объединяет в данной случае? Четкое понимание – люди решают все: не будет кадров, надежных, преданных, высокоэффективных – не будет достижений. Именно поэтому все великие правители ставили на первое место не профессионализм, а личные качества.
Служить другим и делать добро – в этом видели высший смысл жизни философы древности. «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим», «Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью». (Аристотель)
Так в чем же суть формирования Личности?
Прежде всего, это:
1) формирование убеждений: во что верить, как относиться к Богу, стране, императору, к другу, семье;
2) формирование личных качеств: честность, преданность, высочайшее чувство долга, честь, ответственность, др.;
3) формирование навыков владения собой: этика, имидж, поведение на балах, обращение к даме и т.д.;
4) первоклассная физическая подготовка;
5) творчество: танцы – чтобы заслужить право быть на балу, человек должен был знать минимум 34 танца (заметьте, не три-четыре, а 34!), вокал, театр. В кадетских корпусах России детей обучали творчеству, искусству. Если человек не может что-то сыграть на сцене, пережить, скажем так, в тренировочных ситуациях, он не сможет это сделать хорошо и в жизни. Не будет понимания, он не готов, нет ни слов, ни подходящих эмоций.
Каким образом это реализовывалось на практике?
Как уже говорилось, время подготовки, как правило, это десятки лет. Скажем, в Спарте с пяти лет – начало обучения, в тридцать три года – ты становишься гражданином, если проходишь все испытания, а это 10-20 лет. В остальных случаях примерно аналогично. При этом половина учебного времени отводится именно формированию человека как личности.
Второе, это изучение законов, уставов и формирование правильного отношения к ним, а именно: быть способным выполнить все их требования.
Третье. Формирование личных качеств, каким необходимо соответствовать, чтобы поведением своим быть примером для других: ты должен быть «абсолютно достойным человеком, воином – абсолютно бесстрашным в бою и безупречным в мирной жизни», «ты должен быть тонким знатоком этикета и обладателем изысканных манер». Обязательна физическая подготовка с детства, для безупречных манер и необходимой осанки.
В конечном итоге, как жизнь прожить не напрасно, как ставить и достигать цели, как верить в себя и свои силы. Как зажигать огонь в своем сердце и воодушевлять других. Как достигать успеха и счастья.
Сейчас всем этим вопросам в системе образования уделяется ноль часов учебного времени. Многие эти вопросы целенаправленно не изучаются и не финансируются. Общество об этом, по большому счету, молчит (общество – это государство), а государство, если и говорит, иногда, то практически ничего не делает.
Люди, в подавляющей своей массе, абсолютно не знают, как это было в истории. Не уважают ни историю, ни ее героев, не понимают, не ценят. А ведь это – именно то, что формировало достойного человека и приносило государству Величие и Славу.
Макарова Л.Е. – член-корреспондент Международной кадровой академии,
бизнес-тренер, руководитель Симферопольского филиала системы акад. Миание М.Ю.
https://kfl.crimea.ua/o-vrede-i-pol-ze-treningov-lichnostnogo-rosta/