О пользе и вреде эмоций

О пользе и вреде эмоций thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Эти вопросы были розданы каждому участнику третьего занятия, а запись ответа не заняла более минуты.

Чтение летописи прошлого занятия с уточнением задач этого занятия я резюмировала в следующей схеме:

— По вашим ответам получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, а есть такие чувства, которых лучше бы не было. Почему-то особым вашим нерасположением пользуется страх: 10 человек из 12 сказали, что не хотели бы его испытывать. И стало обидно за чувство, которое и нам и многим другим людям и животным сослужило бесценную службу. Поэтому позвольте мне произнести РЕЧЬ В ЗАЩИТУ СТРАХА.

Иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: «Соберись! Будь особенно внимательна! Здесь что-то не так. Разберись в обстановке. Где-то таится опасность!»

— Но ведь может никакой опасности не быть, и бояться нечего!

— Да, это так. Но сколько времени тебе надо на то, чтобы, ра­зобравшись в незнакомой обстановке, сказать себе: «Все в порядке, тревожиться не о чем»? Это происходит мгновенно или потребуется хотя бы 30 секунд?.. Верно, чтобы осмотреться и обдумать

ситуацию, нужно время. А чувство возникает мгновенно, быстрее, чем мысли, глаза и уши собирают нужную информацию. Чувства, эмоции — самый быстрый источник информации, которым располагает человек. Эмоция даст нам самую срочную, самую необходимую оценку новой ситуации. Так, страх говорит: «Здесь возможны опасности. Включи все свое внимание и разберись».

— Но ведь есть люди бесстрашные!

— Бесстрашные, то есть не испытывающие страха, очень часто оказываются жертвами собственной неосмотрительности: их ничто не предупреждает об опасности, и они не принимают мер предосторожности. •

— Если бы не было страха, не было бы подвига!

— Золотые слова! Ведь на подвиг способны лишь те, кто не теряет голову, может разумно действовать даже тогда, когда очень страшно, когда страх буквально парализует.

— Но все-таки страх очень неприятно испытывать!

— Конечно, неприятно. Вопрос в другом: ты готов от него отказаться? Он тебе не нужен? Бесполезен?

— Тебе что, страх Божий не нужен?

Эта реплика Андрея привела к взрыву страстей, но завязавшуюся дискуссию о связи страха и совести пришлось приостановить, возвращаясь к теме занятия.

ПРИМЕЧАНИЕ. Такая свободная беседа на тему, глубоко задева-‘; ющую детей, обычно происходит слишком бурно. Навыки слушанья и культура диалога еще не освоены в группе, поэтому «норма» собеседования может выглядеть несколько дикой и варварской: все говорят одновременно, комментарии на реплики бывают грубыми, но обычно реплики других просто не выслу­шиваются. На этом нецивилизованном этапе ведения дискуссии можно использовать один игровой прием, который поможет (по крайней мере ведущему) регулировать взрыв дискуссионных страстей. Но не стоит обольщаться: подлинное уважение к говорящему таким путем не воспитывается.

Я принесла на занятие красивый мячик и, когда все сели в круг, объяснила его назначение: «Мячик будет в руках у того, кто в

данный момент говорит. Сейчас я закончу мысль, задам вопрос и передам мячик тому, кто захочет мне ответить. Надеюсь, что это поможет другим не перебивать говорящего и ждать своей очереди. Считайте, что это — тренировка для игры «Счет до десяти»: когда говорит один, другим лучше молчать. Понятно, какую пользу может сослужить мячик?» В этот момент я передаю мячик тому, кто поднял руку. Когда говорящий закончил реплику, жестами показываю, что мячик вовсе не обязательно возвращать мне, лучше передать его любому из присутствующих, кто выразил готовность ответить на твое высказывание.

Приведу запись в летописи, сделанную одной из участниц занятия и ясно характеризующую отношение ученицы к описан­ному эпизоду работы.

«Психология. Эксперимент 4.02.93.

По совету Галины Анатольевны мы поставили стулья в круг. У Галины Анатольевны в руках был мячик. Сначала мячик у некоторых вызывал больший интерес, чем разговор, но потом все заинтересовались. Галина Анатольевна сказала нам, что у каждого чувства есть две стороны: хорошая и плохая. Например, ГНЕВ. Хорошая сторона — можно разрядиться, плохая — можно обидеть человека.

Потом попросила слово Маша, она высказала свои мысли. А потом еще кто-то и еще кто-то. А потом что началось! Все стали выхватывать мячик из рук друг у друга. У всех сразу хлынул поток мыслей. Никто не хотел кончать этот этап эксперимента, все хотели его повторить.»

Характерно, что в этой ранней записи, сделанной совершенно добровольно, от избытка чувств, начисто отсутствует содержание мыслей, высказанных участниками дискуссии. По школярскому обыкновению девочка воспроизвела лишь мысль учителя, полагая, что именно учитель формулирует главное содержание урока. Но как ярко запечатлены динамические особенности занятия, очевидно, составляющие мотивационный стержень работы для этой ученицы.

Вернемся, однако, к содержанию занятия, которое складывается не из реплик и резюме ведущего, а из всей совокупности вербальных и невербальных реакций участников обсуждения.

— Итак, мы установили, что страх приносит пользу. Но одну ли только пользу?

Читайте также:  Вис на одной руке польза

— Если все время страшиться, то ничего не сделаешь, будешь только оглядываться и прятаться.

— Точно! Известно, что люди трусливые, испытывающие страх постоянно, не умеют извлекать из него пользу. Они просто не слышат, что страх им приказывает делать и даже не пытаются понять: существует ли реально какая-нибудь опасность. Они постоянно прислушиваются к доводам и фактически «не слышат» своего рассудка.

— Да, например, на контрольной кто-то все время сидит и боится:

«А вдруг не решу! А ведь будет двойка!» И даже не пытается решить, а задача может быть совсем легкая!

— Спасибо. Твой пример помог нам окончательно уяснить природу страха. Но ведь все прочие чувства тоже посещают нас не просто так, а для того, чтобы о чем-то важном, неотложном проинформировать. Гнев говорит… Впрочем, вы сами испытывали и гнев, и обиду, и лень и сможете сейчас провести самостоятельное исследование вреда и пользы разных эмоций на основе собствен­ного опыта.

Разбейтесь на группы по 3—5 человек, впрочем, желающие могут работать и парами, и в одиночку, и заполните вот такую таблицу:

ЭМОЦИЯ ЕЕ ПОЛЬЗА ее вред

Я предлагаю для исследования два чувства: ЛЮБОВЬ и ЛЕНЬ. Если группа захочет продолжить работу, выберите любое третье чувство по собственному желанию. На обсуждение и запись результатов дается 15 минут.

Чтобы убедиться в эффективности этого приема, достаточно прочитать выдержку из летописи, где собраны все высказывания о любви, сделанные в группе из 17 человек.

Приведенные высказывания свидетельствуют, с одной стороны, о том, что подобные анализы даются отрокам чрезвычайно легко, но, с другой стороны, о том, что в их сознании перепутаны следующие понятия: субъективный опыт переживания чувства, объективная ситуация, вызвавшая чувство, форма переживания чувства и последствия выражения чувства. На расчленение этих понятий будут направлены следующие занятия.

Описываемое занятие закончилось игрой «СКУЛЬПТОР — ГЛИ­НА», в которой удалось выстроить связь «чувство — его телесное выражение» (невербальный язык эмоций).

I//

Все участники разделились на пары. Каждая пара договорилась, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен был задумать какое-то чувство, записать его на карточку и спрятать карточку в карман, никому ее не показывая. После того, как название скульптуры было загадано, «скульптор разминал гли­ну»: делал «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру». После того, как скульптор ставил статую в нужную позу, придавал ее лицу нужную мимику, творец произносил магическую формулу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требовалось только одно: назвать себя, то есть указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Услышав ответ «скульптуры», «скульптор» доставал карточку с тайной записью. Если ответ совпадал с замыслом, «скульптура» отправлялась на выставку шедевров. Постаментами служили стулья, а восхищенными зрителями могли быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывали ‘ название, автор шедевра получал звание: «Лучший выразитель чувств». Каждый участник имел возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины». На описанном занятии не было ни одной неотгаданной «скульптуры». Остается только : сожалеть, что не было возможности сделать видеозапись этого занятия. Материал видеозаписи был бы неоценим для дальнейшего изучения невербального языка эмоций.

| ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Перед зеркалом вылепить из самого ; себя скульптуру под названием «БОДРОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ,

<-. СИЛА, ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ». Запомните позу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день. Запомнить испытываемые при этом чувства. Тем, кто настроен на психологи­ческое экспериментирование рекомендуется: а) «надевать» позу бодрости в самые неподходящие моменты: когда тебе неуютно или страшно, когда ты расстроен, рассержен или обижен, когда что-то не получается; 6) записывать, какое чувство возникает при «надевании» позы бодрости.

Источник

Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Любовь”. Вторая группа рассматривает пользу и вред эмоции “Лень”.

Время работы 2- 3 мин.

Эмоция Её польза Её вред
Любовь
 
– Испытываешь приятные чувства.
– Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.
-Любовь помогает понимать чувства другого человека
– Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…
– Влюбленный не очень много думает о неприятностях.
-Насмешливость других.
– ревность и недоверие к тому, кто любит.
-чувство неразделенной любви.
– Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.
-Любовь легко перерастает в ненависть.

Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Вывод: Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что подобный анализ дался вам легко, так как имеется и субъективный опыт переживаний, и способы выражения этого чувства и последствия выражения чувства. Если мы рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то говорит).

Например: Страх упасть – быть осторожным в гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине, сэкономил время.

В современной культуре, СМИ существуют запреты на чувства и их внешнее проявление. Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Читайте также:  Польза зеленых яблок для похудения

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);

“Страх – признак слабости” (запрет на страх);

“Злиться на близких недопустимо” (запрет на злость);

“У меня никогда не получиться быть успешным и радостным” (запрет на радость).

Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства?

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещё носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом “взрывается” и вредит тем самым и окружающим, и себе.

 В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Как поступить?

Если вы хотите научиться изменять свои эмоциональные состояния, то вам необходимо выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны на себя, испытывающего эмоции, с иной точки зрения, глазами другого. Это не единственное, но исходное и необходимое условие изменения эмоционального состояния. Существуют много способов посмотреть со стороны на свои эмоции. Один из самых доступных способов –

4. Игра “Эмоциональный термометр”.  

Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно играть всем вместе.

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером.

Например, утром:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 2-3 мин.

Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %,

то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– “Крайние” настроения – очень плохое и очень хорошее, так же больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к “крайним” настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться аутотренингом;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

5. Упражнение “ЗАТО”

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная школьная ситуация:

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете в своём расписании незапланированных 2 “окна”?

Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)

– зато у меня есть время проверить тетради;

– зато я могу сходить в столовую;

– зато я могу отдохнуть;

– зато я могу выпить кофе;

– зато я могу сходить в свой класс;

– зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Рефлексия занятия.

Ощущения и впечатления о проделанной работе.

1. Что нового вы узнали о себе?

2. Ваши впечатления о занятии?

Развлекательно-познавательная викторина
“Умники и умницы”

Ребята, здравствуйте! Сегодня с утренней почтой мы получили письмо от Незнайки! Давайте вместе прочитаем его.

Письмо Незнайки.

Дорогие ребята!

Я знаю, что вы меня очень любите! Думаю, что вы все прекрасно учитесь, старательны и аккуратны. Очень рад вашим школьным успехам!

Дорогие мои, со мной приключилась беда! Злая волшебница заколдовала меня. Теперь меня никто не может узнать. Но она предупредила, что если мне помогут ребята с добрым сердцем и правильно справятся со всеми её заданиями, то колдовство потеряет свою силу.

Прошу вас, помогите мне, пожалуйста!

Незнайка.

Красочная фигура Незнайки, вырезанная из картона, спрятана на доске под бумажными цветами.

За правильные ответы дети получают баллы (цветы), тем самым, расколдовывая Незнайку.

Вот первое задание злой волшебницы.

1. “Путаница”. Вам необходимо отгадать слово, в котором перепутались слоги, и написать на бумаге правильный вариант.

лет жи жилет
пак кол колпак
ги день деньги
аз ка бу азбука
ин ки бо ботинки
Читайте также:  Цветки топинамбура и их польза

А теперь угадайте, какому сказочному герою принадлежат все эти вещи (Буратино).

2. “Угадай, кто пел эту песенку?”. Команда, правильно ответившая на этот вопрос, получает 1 балл. Если же вы можете напеть несколько слов из этой песни, то можете получить еще 1, дополнительный балл. Итак, 2 – это максимальное количество баллов, которое вы можете заработать в этом конкурсе.

1) Красная шапочка.

Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (Если долго-долго…).

2) Вини-пух.

Песня о содержании головы одного из животных с бурой шерстью, который любит ходить по гостям. (В голове моей опилки…)

3) Чебурашка .

Песня о существе, которого каждая дворняжка знает. (Теперь я Чебурашка…)

4) Львенок и черепаха.

Песня двух животных, загорающих на солнышке. (Я на солнышке лежу…)

5) Крошка Енот

Песня маленького зверька, который боялся собственного отражения в воде. (От улыбки станет всем теплей…)

Вот у Незнайки уже появились ботинки и брюки. Справившись со следующим заданием волшебницы, мы не только поможем Незнайке, но и узнаем, у какой команды лучше всего развит глазомер.

3. “Глазомер”. Вам нужно согнуть полоску бумаги на три равные части. Та команда, которая сделает это быстрее и точнее всех и будет победителем.

Ребята, вы любите кушать фрукты, овощи и сладости?! Тогда вы легко справитесь со следующим конкурсом.

4. “А я люблю”. Ваша задача закончить вкусную фразу, поочередно придумывая слова – продукты (и все, что можно съесть). На ту букву алфавита, которую вы вытянули. (Каждая команда вытягивает по 3 буквы)

5. “Узелки”. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им раздаются нитки (отрезки одинаковой длины). За 1 минуту они должны завязать как можно больше узелков.

6. “Волшебные слова”. В этом конкурсе побеждает та, команда, которая быстрее всего расшифрует пословицу при помощи специального ключа.

Ответы:

· Старый друг лучше новых двух.

· Любишь кататься, люби и саночки возить.

· Делу время, а потехе час.

· Тише едешь, дальше будешь.

· Терпенье и труд все перетрут.

7. “А ну-ка, попади”. Нужно попасть пуговицей в ведро. Командам начисляются баллы по количеству заброшенных пуговиц.

8. “Разрезные картинки”. Дети предлагаются конверты с разрезанными открытками (на любую лексическую тему: цветы, животные, насекомые и т.п.). Нужно собрать как можно быстрее.

Логические задачки”.

1. В лесу росла береза. На ней было 12 веток, на каждой из которых висело по 1 яблоку. Сколько всего яблок было на дереве?

2. Сколько половинок может быть у яблока?

3. Интересно, доплывет ли до берега корабль, если маяк то потухнет, то погаснет?

4. По чему ходят люди?

5. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

6. Перед тем, как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

7. Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

8. Какой день недели бывает перед средой?

9. Маша старше Юли. Кто из девочек младше?

10. Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял первым?

Прочитай по схеме”.

А О, Ч Т О В Ц П О Г
Б Т Ц О Л Ы М Г Ч Н
В А З И О Г Е О Н Т
Г Б М, Б Р Ф Н Я Р В
О В А К П Ц Л Н А С
Б Ш А Ю В И Х М Я К
И С Е Ж Ю Т О Д Л О
К А Р Н О Л В Н Ы Ж
С П Ж Ф У Ь А Л Й Ю
К Щ В Х О Х Е И! Н Ь

Ответ: Спасибо вам за то, что вы меня расколдовали!

Подведение итогов. Награждение победителей грамотами “Умники и умницы”:

· Самая быстрая команда;

· Самая веселая команда;

· Самая дружная команда;

· Самая эрудированная команда;

· Самая находчивая команда.

Литература

1. Бубен, С.С. Школьникам о правах человека/С.С.Бубен.- Мн.: РУП «Издательство «Пачатковая школа», 2005.-352с.

2. Бубен, С.С. Школьникам о международном гуманитарном праве/ С.С.Бубен. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003.-338с.

3. Завучу на заметку/ Составители Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Мн.: Красико- Принт, 2006.-176с.

4. Знай свои права/ Составители Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнёва.- Мн.: Красико – Принт, 2006.-176с.

5. Идейно-нравственное воспитание / Составители О.А.Минич, О.А.Хаткевич.- Мн.:ИООО Красико-Принт, 2005.-128с.

6. Козинец, Л.А. Теория и практика гражданского воспитания учащихся/ Л.А. Козинец, Е.Ю. Крикало.- Мозырь «Содействие»,2006.-144с.

7. Осложненное поведение подростков/ Автор-составитель Т.А. Шишковец. -М.: 5 за знания, 2006.-192с.

8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой.- СПб: Питер, 2007.-304с.

9. Профилактика социально опасного поведения школьников/Автор- составитель Е.Ю. Ляпина.- Волгоград: Учитель, 2007.-231с.

10. Ребёнок и социум/ Составители Ю.В.Мелешко, Ю.А. Лежнёва.- Мн.: Красико-Принт, 2007.-128с.

11. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности/ Под ред. В.Н. Наумчика.- Мн.: «Вышэйшая школа»,2004.-143с.

11. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога/ Т.А.Шишковец.- М.: ВАКО, 2005.-208с.

Источник