О пользе и необходимости изучения священного писания

О необходимости и пользе изучения Священного Писания.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что великая польза для человека хотя бы один раз прочитать всю Библию разумно. Так что не будем пренебрегать этим советом преподобного. К сожалению, опыт показывает, что очень многие современные православные люди чтение Ветхого Завета для себя считают делом совершенно необязательным, бесполезным и, по сравнению с многочисленными брошюрками благочестивого содержания, считают пустой тратой времени. Хотя теоретически, наверное, каждый из вас представляет, что это не так, и что от Самого Спасителя, апостолов и святых Отцов нам передана заповедь изучать и вникать в Священное Писание. Для нас с вами Священное Писание — это есть, в первую очередь, свидетельство о Христе, свидетельство о Боге, и если мы с вами хоть немного стараемся соблюсти заповедь Божию: «”и люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими” (Втор. 6:5): сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37–38). И если хоть немного мы эту заповедь принимаем во внимание, то, наверное, Священное Писание, как книга о Том, Кого мы возлюбили всем сердцем своим, всем помышлением своим, всею крепостию своею, — должно быть нам дороже любой другой книги. Священное Писание мы еще называем божественным Откровением. Это то, что Богу было угодно открыть нам о Себе, о Своем действии в мире, о Своих отношениях с человеком, поэтому и с этой точки зрения, конечно, Священное Писание для нас необычайно важно.

Собственно, весь наш курс будет строиться именно на этой первой заповеди, и если хоть немного мне удастся вам привить любовь к чтению Священного Писания, я буду очень рад и буду считать свою цель достигнутой. Чтобы вдохновить вас, я хочу вам почитать немного из писаний святых отцов. Святитель Златоуст в одной из проповедей говорит своим слушателям о том, как много внимания они уделяют овладению какими-нибудь светскими ремёслами, заботой о своём доме, хозяйством, а потом говорит: «Скажи мне, если попросить кого-нибудь из вас здесь присутствующих, кто может прочитать один псалом или какое-либо место из Священного Писания? Конечно, никто, и не только это худо, а то, что, не радея о духовном, на дела сатанинские вы быстрее огня: если кому вздумается наведаться у вас о диавольских песнях, о сладострастных напевах, — найдешь, что многие твердо их знают и произносят с большим удовольствием. И чем оправдываются, если станешь их обвинять? Я, говорят, не монах, но имею жену и детей, хлопочу о доме, а от того-то и выходит весь вред, что чтение Священного Писания считаете приличным для одних только монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в этом нужды. Кто живет в мире и каждый день получает новые язвы, для того особенно нужно врачевство, поэтому чтение Писания считать излишним гораздо хуже, чем не читать его — такая мысль есть сатанинское внушение. Не слышите ли сказанного Павлом, что все сие написано в наше наставление». Далее он говорит следующее: «когда говоришь о богослужении, если у вас нет даже времени читать Писание дома, то почему вы не внимаете ему за богослужением? Слушайте и ужасайтесь: диакон от лика всех стоит и, громко восклицая, говорит: “вонмем” — и это неоднократно. Этот глас, который он произносит, есть общий глас Церкви, но никто не внимает. После него чтец начинает: “пророчества Исаина чтение” — и опять никто не внимает, хотя пророчество содержит в себе нечеловеческое учение. Потом вслух всех вещает: “сия глаголет Господь” — и также никто не внимает, но что я говорю: читается далее нечто страшное и ужасное, но и при этом никто не внимает. И что говорят против этого многие? “Всегда, — говорят, — читается одно и то же” — но это-то и особенно погубляет вас. Если бы вы знали все это, то тем более не следовало бы оказывать пренебрежение. Ибо и на зрелищах всегда бывает одно и то же, однако вы не знаете в них сытости. О каком одном и том же ты дерзаешь говорить, когда не знаешь даже имен пророков? Не стыдно ли тебе говорить, что ты не слушаешь потому, что всегда читается одно и то же, когда не знаешь даже имен читаемых писателей, хотя и слушаешь всегда одно и то же, ибо ты сам сказал, что читается одно и то же. Если бы я говорил это к твоему осуждению, то тебе надлежало бы обратиться к другому оправданию, а не к такому, которое служит к твоему же осуждению» [1]. «Не будем возлюбленные пренебрегать своим спасением — все это написано для нас в научение наше, в них же концы век достигоша. Великая защита от грехов — чтение Писания, а неведение Писания — великая стремнина, глубокая пропасть; великая гибель для спасения — не знать ничего из божественных законов. Это незнание породило ереси, оно ввело развратную жизнь, оно перевернуло все вверх дном, ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением Писания» [2]. Вот в каких убедительных и сильных словах обращался к своим слушателям святитель Иоанн Златоуст уже почти 1600 лет назад. Но с тех пор, к сожалению, не очень сильно мы продвинулись.

В житиях святых мы встречаем такой факт, что некоторые святые, будучи абсолютно неграмотными и никогда нигде не учившись, высотой своего подвига стяжали то, что знали Писания наизусть и всегда к месту его цитировали. Вспомним, например, житие преподобной Марии Египетской; из египетских пустынников — преподобного Патермуфия, преподобного Ора, о которых говорится, что они получили знание Священного Писания сверхъестественным образом. Это тоже возможный путь.

Читайте также:  Черная фасоль вред или польза

Объяснение его в своих беседах на Евангелие от Матфея дает святитель Иоанн Златоуст: «по настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа и чтобы, как те, исписанные чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом, но как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем» [3].

Тот же святитель, возражая на слова своих слушателей о том, что они иногда читают Писание, но понять в нём ничего не могут, говорит следующее: «не будем же, прошу, пренебрегать чтением Писания, но понимаем ли содержащиеся в нем или не понимаем, — во всяком случае, будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти прочитанное и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум», — такие высказывания повторяются нередко у многих святых отцов о том, что растворяемое смирением усердие человека в изучении Священного Писания Богом всегда вознаграждается просвещением его ума.

Вот еще из Симеона Нового Богослова: «Душа, желающая поучаться в законе Божием день и ночь, ни от чего не получает в сем отношении столько пользы, как от исследования Божественных Писаний; потому что внутрь сих Писаний сокрыты помышления благодати Святого Духа, каковыя, быв постигнуты, производят в душе великое некое услаждение, которое возвышает ее над всем земным и мирским и возносит на небеса, располагая помышлять только о божественном, его одного вожделевать и проводить жизнь ангельскую в этом мире» [4] — вот смотрите, каких в течение года можно сподобиться великих духовных благ, если прилежно заняться изучением нашего предмета.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Душа, которая днем непрестанно поучается слову Божию, обыкновенно и во сне упражняется в том же, ибо сие второе является истинным воздаянием за первое делание для отгнания духов и лукавых мечтаний» [5].

Святые Отцы нас предупреждали и предупреждают, что изучение Священного Писания не может сводиться к чисто механическому его перечитыванию, не может быть вполне успешным, даже если мы читаем соответствующие толкования. Настоящее уразумение Писания подается только тому человеку, который своей жизнью старается исполнять то, что в Писании он встречает.

В своей речи на молебне перед началом учебного года в МДА в 1912 году бывший тогда ректором МДА епископ Феодор Поздеевский сказал: «Ведь если бы и мы смотрели на слово Божие не как на совокупность истин, открытых в интересах только человеческой любознательности, а как на откровение высших истин богоподобной жизни, как на откровение законов нравственного миропорядка, то само собой понятно, что и усвоение и уразумение этих истин совершалось бы иным путем, чем это бывает обычно. Ведь не тайна для каждого из нас, что когда мы начинаем вникать глубже в смысл слов Священного Писания, то эти наши попытки остаются почти совершенно напрасными и как бы какое-то покрывало мешает нам чистыми очами уразуметь сокровенный смысл Писаний. И это, конечно, потому, что “закон (Божий) духовен”, а человек “плотян, продан под грех” (Рим. 7:14), и никогда, конечно, человек, живущий по закону плоти, не может уразуметь законов духовной жизни, жизни богоподобной, ибо, чтобы знать эти законы, нужно приблизиться к ним в самой жизни и опытно познать их. Вот почему и святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о способах уразумения Слова Божия, сравнивает его с запертым сундучком с сокровищами. Этот сундучок можно бесполезно таскать на своих плечах и не достать сокровищ, в нем хранящихся, если не иметь к нему ключа. Ключ же к духовному сокровищу, заключенному в Слове Божием, один — нравственная чистота и святость; вот почему и Слово Божие, содержащее в себе все богопознание, нужно изучать не столько умом, сколько чистым сердцем, способным видеть и самого Бога» [6].

Приведу цитату из преп. Симеона, на которого ссылается преосвященный Феодор. Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивает Священное Писание с неким сундуком крепким, внутри которого заперто сокровище. И он говорит, что «как если кто поднимет этот сундук на плечи, не может еще по одному этому видеть сокровище, которое внутри него, — так, если кто прочитает и даже на память, заучит все Божественные Писания и может прочитать их все как один псалом, — не может по одному этому постигнуть благодать Святого Духа, которая сокрыта в них; ибо ни того, что находится внутри сундука, нельзя обнаружить посредством самого сундука, ни того, что скрыто в Божественных Писаниях, нельзя открыть посредством самих писаний» [7]. Он говорит, что такой человек, который выучил Писания даже наизусть, но механически, подобен тому, кто носит этот сундук на своих плечах. Самое большое, что он сможет добиться — это заработать себе какую-нибудь болезнь спины от усердия и все, а сокровища он таким образом достать не сможет. А вот исполнение заповедей, исполнение добродетелей здесь куда полезнее, — он говорит, что «от заповеди рождаются добродетели, а от добродетелей явными делаются таинства, сокрытые в букве Писания. Тогда преуспевают в добродетелях, когда хранят заповеди и, опять, тогда хранят заповеди, когда ревнуют о добродетели, — и от этого уже открывается дверь ведения — то есть, те таинства, которые скрыты в божественном Писании». Так что, видите, оказывается, что, конечно, нужно ревновать о чтении Священного Писания, нужно стараться о том, чтобы знать его как следует, но окончательную пользу можно получить только тогда, когда мы с вами стараемся то, что в Писаниях для нас открывается, применять в своей жизни.

Читайте также:  Польза свекольного сока при похудении

Источник

Ñâÿùåííèê Èîàíí Ïàâëîâ

Îäèí èçâåñòíûé èåðàðõ Ðóññêîé Öåðêâè ãîâîðèë, ÷òî îòíîøåíèå ê Ñâÿùåííîìó Ïèñàíèþ ó íàñ «áëàãîãîâåéíî-õîëîäíîå». Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ìû õîòÿ è ïðèçíàåì âåëèêîå çíà÷åíèå Ñëîâà Áîæèÿ, íî ìàëî ÷èòàåì è ïëîõî çíàåì åãî. Ýòî ïîäìåòèëè, êñòàòè, è ïðîòåñòàíòû, êîòîðûå ñ èðîíèåé ãîâîðÿò, ÷òî ïðàâîñëàâíûå Áèáëèþ öåëóþò, íî íå ÷èòàþò. Êîíå÷íî, òàêàÿ îöåíêà ñèëüíî ïðåóâåëè÷åíà, îäíàêî äîëÿ ïðàâäû çäåñü âñå æå åñòü: äåéñòâèòåëüíî, ÷àñòî ìû íåäîñòàòî÷íî õîðîøî çíàåì Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå.

Ìåæäó òåì, íå çíàÿ Ïèñàíèÿ, íåâîçìîæíî áûòü èñòèííûìè õðèñòèàíàìè, íåâîçìîæíî ñëåäîâàòü çà Õðèñòîì. «Êòî Ìíå ñëóæèò, Ìíå äà ïîñëåäóåò», — ãîâîðèò Õðèñòîñ â Åâàíãåëèè. Ìû äîëæíû ñëåäîâàòü çà Õðèñòîì, êàê îâöû çà ñâîèì ïàñòûðåì.  Åâàíãåëèè íàïèñàíî, ÷òî âåðíûå îâöû ñëóøàþò ãîëîñ Õðèñòà è èäóò çà Íèì, ïîòîìó ÷òî çíàþò ãîëîñ Åãî. Êîììåíòèðóÿ ýòè ñëîâà, ñâÿòèòåëü Èãíàòèé Áðÿí÷àíèíîâ ãîâîðèò, ÷òî ãîëîñ Õðèñòà — ýòî ó÷åíèå Åãî, èíà÷å Åâàíãåëèå, è ïîòîìó ñëåäîâàíèå çà Õðèñòîì åñòü äåÿòåëüíîñòü, âñåöåëî íàïðàâëåííàÿ ïî Åâàíãåëüñêèì çàïîâåäÿì. Îäíàêî, ÷òîáû íàïðàâëÿòü ñâîþ äåÿòåëüíîñòü ïî ýòèì çàïîâåäÿì, íóæíî ýòè çàïîâåäè çíàòü.

Êîíå÷íî, îñíîâíûå çàïîâåäè Õðèñòà ìû çíàåì.  ñðåäå ïðàâîñëàâíîãî íàðîäà îíè ïåðåäàþòñÿ, ÷òî íàçûâàåòñÿ, ñ ìîëîêîì ìàòåðè. Îäíàêî çíàíèå ãëàâíåéøèõ çàïîâåäåé Õðèñòà íè â êîåì ñëó÷àå íå îòìåíÿåò äëÿ íàñ îáÿçàííîñòè áîëåå ãëóáîêîãî èçó÷åíèÿ Áèáëèè. Èññëåäóéòå Ïèñàíèå, ãîâîðèò Ãîñïîäü. «Èññëåäîâàòü Ïèñàíèå» îçíà÷àåò èçó÷àòü åãî ãëóáîêî, âíèìàòåëüíî è ñ áëàãîãîâåíèåì. Åñëè áóäåì èçó÷àòü Ïèñàíèå òàêèì îáðàçîì, òî ïîñòåïåííî íàì îòêðîþòñÿ òå ãëóáîêèå åãî ñìûñëû, êîòîðûå ðàíåå áûëè äëÿ íàñ íåäîñòóïíû. Ïðèîáùàÿñü ê ýòèì Áîæåñòâåííûì ñìûñëàì, ìû ïðèîáùàåìñÿ ê Ñàìîìó Áîãó è ïðèáëèæàåìñÿ êî Õðèñòó. Ñâÿòûå îòöû ãîâîðÿò, ÷òî Õðèñòîñ ñîêðûò â Åâàíãåëèè è ÷òî æåëàþùèé íàéòè Õðèñòà äîëæåí ÷èòàòü è âíèìàòåëüíî èçó÷àòü Åâàíãåëèå. «Èçó÷è Åâàíãåëèå, — ãîâîðèò ñâÿòèòåëü Èãíàòèé, — è âîçìîæåøü æèçíèþ òâîåþ ïîñëåäîâàòü Õðèñòó».

Êîíå÷íî, íå òîëüêî îäíî ëèøü Åâàíãåëèå äîëæíû ìû ÷èòàòü è èçó÷àòü, íî è âñå ïðî÷èå êíèãè Íîâîãî è Âåòõîãî Çàâåòà. Åâàíãåëèå ìû äîëæíû ïîñòàâèòü íà ïåðâîå ìåñòî è åìó óäåëÿòü íàèáîëüøåå âíèìàíèå. Íà âòîðîì ìåñòå — Äåÿíèÿ, ïîñëàíèÿ àïîñòîëîâ è Àïîêàëèïñèñ. Íà òðåòüåì — Ïèñàíèÿ Âåòõîãî Çàâåòà.

Ïðè èçó÷åíèè Áèáëèè ïåðåä íàìè áóäóò âîçíèêàòü ðàçëè÷íûå òðóäíîñòè è äàæå ìîãóò ïîäñòåðåãàòü îïàñíîñòè. Òðóäíîñòè — ýòî ìíîæåñòâî íåïîíÿòíûõ ìåñò, à îïàñíîñòè — âîçìîæíîñòü íåïðàâèëüíîãî èõ òîëêîâàíèÿ. Èç íåïðàâèëüíîãî òîëêîâàíèÿ Áèáëèè ìîãóò âîçíèêàòü, è äåéñòâèòåëüíî ÷àñòî âîçíèêàëè, ëîæíûå èäåè, çàáëóæäåíèÿ è åðåñè. È âðàã íàø äèàâîë, êîíå÷íî, âñåìó ýòîìó ñïîñîáñòâóåò.  Åâàíãåëèè ìû âèäèì, ÷òî, óñèëèâàÿñü îòâðàòèòü Õðèñòà îò Åãî ïóòè, äèàâîë ïðèâîäèë Åìó öèòàòû èç Áèáëèè. È ïîòîìó íåëüçÿ íåäîîöåíèâàòü îïàñíîñòè íåïðàâèëüíîãî òîëêîâàíèÿ Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ. Îäíàêî íàëè÷èå ýòîé îïàñíîñòè íå ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé äëÿ òîãî, ÷òîáû îòêàçàòüñÿ îò èçó÷åíèÿ Ñëîâà Áîæèÿ. Îïàñíîñòè ìîãóò ïîäñòåðåãàòü ÷åëîâåêà è ïðè ëþáîé åãî äåÿòåëüíîñòè, íî ýòî âåäü íå ïîâîä, ÷òîáû ïåðåñòàòü äåëàòü íåîáõîäèìûå äåëà — ïðîñòî â êàæäîì ñëó÷àå íóæíî ïðèíÿòü íåîáõîäèìûå ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïðàâèëüíî è áîãîóãîäíî èçó÷àòü Áèáëèþ, íóæíî ñîáëþäàòü îïðåäåëåííûå ïðàâèëà. Ïîïðîáóåì ïåðå÷èñëèòü íåêîòîðûå èç íèõ.

Èòàê, ïåðâîå ïðàâèëî: ê èçó÷åíèþ Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ íóæíî ïîäõîäèòü ñ áëàãîãîâåíèåì. «Ðàñêðûâàÿ äëÿ ÷òåíèÿ êíèãó — Ñâÿòîå Åâàíãåëèå, — ãîâîðèò ñâÿòèòåëü Èãíàòèé, — âñïîìíè, ÷òî îíà ðåøèò òâîþ âå÷íóþ ó÷àñòü. Ïî íåé ìû áóäåì ñóäèìû è, ñìîòðÿ ïî òîìó, êàêîâû áûëè çäåñü íà çåìëå ïî îòíîøåíèþ ê íåé, ïîëó÷èì â óäåë èëè âå÷íîå áëàæåíñòâî, èëè âå÷íûå êàçíè. Áîã îòêðûë Ñâîþ âîëþ íè÷òîæíîé ïûëèíêå — ÷åëîâåêó! Êíèãà, â êîòîðîé èçëîæåíà ýòà âåëèêàÿ è âñåñâÿòàÿ âîëÿ, — â òâîèõ ðóêàõ. Òû ìîæåøü è ïðèíÿòü, è îòâåðãíóòü âîëþ Ñîçäàòåëÿ è Ñïàñèòåëÿ òâîåãî, ñìîòðÿ ïî òîìó, êàê òåáå óãîäíî. Òâîè âå÷íàÿ æèçíü è âå÷íàÿ ñìåðòü â ðóêàõ òâîèõ: ðàññóäè æå, ñêîëüêî íóæíî òåáå áûòü îñòîðîæíó, áëàãîðàçóìíó. Íå èãðàé ñâîåé ó÷àñòüþ âå÷íîé!»

Ñ áëàãîãîâåíèåì è ñòðàõîì Áîæèèì íóæíî ïîäõîäèòü ê ÷òåíèþ Áèáëèè åùå è ïîòîìó, ÷òî òîëüêî áëàãîãîâåéíîìó ÷åëîâåêó îòêðûâàþòñÿ ìíîãèå ãëóáîêèå èñòèíû Ïèñàíèÿ, êîòîðûå äëÿ äðóãèõ ëþäåé, ïóñòü äàæå î÷åíü ó÷åíûõ è óìíûõ, îñòàþòñÿ ñîêðûòûìè. Áëàãîãîâåéíûé íå îøèáàåòñÿ îòíîñèòåëüíî Áîæåñòâåííûõ ñìûñëîâ, ãîâîðèò ñòàðåö Ïàèñèé Ñâÿòîãîðåö. È ñàìî Ïèñàíèå ó÷èò íàñ, ÷òî íà÷àëîì èñòèííîé ïðåìóäðîñòè ÿâëÿåòñÿ ñòðàõ Ãîñïîäåíü.

Ñëåäóþùåå ïðàâèëî: ê èçó÷åíèþ Ïèñàíèÿ íóæíî ïðèñòóïàòü ñ ìîëèòâîé. Ýòîìó ó÷àò íàñ ñâÿòûå îòöû. «Ìîëèòâó ïî÷èòàé êëþ÷îì ê èñòèííîìó ðàçóìåíèþ ñêàçàííîãî â Áîæåñòâåííûõ Ïèñàíèÿõ», — ãîâîðèò ïðåïîäîáíûé Èñààê Ñèðñêèé. Êàê Ãîñïîäü Áîã íàø áåñêîíå÷åí è íåïîñòèæèì, òàê è Ñëîâî Åãî èìååò òå æå ñâîéñòâà: â íåì — áåçäîííàÿ ãëóáèíà, ÷åëîâåêó äî êîíöà íå ïîñòèæèìàÿ. È ïîòîìó ïðè ÷òåíèè Áèáëèè ìû íóæäàåìñÿ â ïîìîùè Áîæèåé, ÷òîáû Ñàì Ãîñïîäü ïîìîã íàì óðàçóìåòü è óñâîèòü Åãî Ñëîâî. «Ê ñëîâåñàì òàèíñòâ, çàêëþ÷åííûì â Áîæåñòâåííîì Ïèñàíèè, — ãîâîðèò ïðåïîäîáíûé Èñààê, — íå ïðèñòóïàé áåç ìîëèòâû è èñïðîøåíèÿ ïîìîùè ó Áîãà, íî ãîâîðè: «Äàé ìíå, Ãîñïîäè, ïðèíÿòü îùóùåíèå çàêëþ÷àþùåéñÿ â íèõ ñèëû». À ñâÿòèòåëü Èãíàòèé ñîâåòóåò ìîëèòüñÿ â ýòîì ñëó÷àå ñëîâàìè öàðÿ è ïðîðîêà Äàâèäà: «Îòêðîé î÷è ìîè, è óâèæó ÷óäåñà çàêîíà Òâîåãî».

Читайте также:  Оса какая от них польза

Òðåòüå ïðàâèëî: ïðè òîëêîâàíèè Áèáëèè, îñîáåííî ñëîæíûõ, âàæíûõ è êëþ÷åâûõ åå ìåñò, íóæíî ñëåäîâàòü ñâÿòûì îòöàì Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè, à íå òîëêîâàòü îò ñâîåãî óìà. Ïðè òîëêîâàíèè Ïèñàíèÿ ñâîèì óìîì ìîãóò áûòü îøèáêè, à îøèáêè â ïîíèìàíèè ñâÿùåííûõ òåêñòîâ îïàñíû, òàê êàê ñïîñîáíû ñîâðàòèòü ÷åëîâåêà ñ ïóòè èñòèíû è ñïàñåíèÿ.  êíèãå Äåÿíèé îïèñàíî, êàê çíàòíûé ýôèîïñêèé âåëüìîæà, ÷èòàÿ ïðîðîêà Èñàèþ, íå ìîã ñàìîñòîÿòåëüíî ðàçîáðàòüñÿ â òîëêîâàíèè âàæíåéøåãî ìåñòà, ãäå èçëàãàëîñü ïðîðî÷åñòâî î Õðèñòå. Îáúÿñíèë åìó ýòî ïðîðî÷åñòâî ñâÿòîé àïîñòîë Ôèëèïï. «Ðàçóìååøü ëè, ÷òî ÷èòàåøü?» — ñïðîñèë îí âåëüìîæó. À òîò îòâå÷àë: «Êàê ìîãó ðàçóìåòü, åñëè êòî íå íàñòàâèò ìåíÿ?» Èç ýòèõ ñëîâ âèäíî, ÷òî ÷åëîâåê, ÷èòàþùèé Áèáëèþ, íóæäàåòñÿ â íàñòàâëåíèè, â ðóêîâîäñòâå ê ïðàâèëüíîìó åå ïîíèìàíèþ. Èíà÷å åñòü áîëüøàÿ îïàñíîñòü çàáëóäèòüñÿ è èñòîëêîâàòü Ïèñàíèå ëîæíî. Çà ïðèìåðîì íå íàäî äàëåêî õîäèòü: âñå ìû ñòàëêèâàëèñü íà óëèöå ñ ñåêòàíòàìè, êîòîðûå, ïðîïîâåäóÿ ñâîå åðåòè÷åñêîå èçóâåðñêîå ó÷åíèå, âñåãäà ïîäõîäÿò ê ëþäÿì ñ Áèáëèåé â ðóêàõ.

×òîáû íå âïàñòü â òàêóþ áåäó, íóæíî â òîëêîâàíèè Ïèñàíèÿ íåïðåìåííî ñëåäîâàòü ñâÿòûì îòöàì, òî åñòü ëþäÿì, êîòîðûå ïðàâèëüíîå ïîíèìàíèå Áèáëèè ïîäòâåðäèëè ñâÿòîñòüþ ñâîåé æèçíè. «Íå äåðçàé ñàì èñòîëêîâûâàòü Åâàíãåëèå è ïðî÷èå êíèãè Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ, — ãîâîðèò ñâÿòèòåëü Èãíàòèé, — Ïèñàíèå ïðîèçíåñåíî ñâÿòûìè ïðîðîêàìè è àïîñòîëàìè, ïðîèçíåñåíî íå ïðîèçâîëüíî, íî ïî âíóøåíèþ Ñâÿòîãî Äóõà. Êàê æå íå áåçóìíî èñòîëêîâûâàòü åãî ïðîèçâîëüíî? Ñâÿòîé Äóõ, ïðîèçíåñøèé ÷åðåç ïðîðîêîâ è àïîñòîëîâ Ñëîâî Áîæèå, èñòîëêîâàë åãî ÷åðåç ñâÿòûõ îòöîâ. È Ñëîâî Áîæèå, è òîëêîâàíèå åãî — äàð Ñâÿòîãî Äóõà. Òîëüêî ýòî îäíî èñòîëêîâàíèå ïðèíèìàåò ñâÿòàÿ Ïðàâîñëàâíàÿ Öåðêîâü! Òîëüêî ýòî îäíî èñòîëêîâàíèå ïðèíèìàþò åå èñòèííûå ÷àäà! Êòî îáúÿñíÿåò Åâàíãåëèå è âñå Ïèñàíèå ïðîèçâîëüíî, òîò ýòèì ñàìûì îòâåðãàåò èñòîëêîâàíèå åãî ñâÿòûìè îòöàìè, Ñâÿòûì Äóõîì. Êòî îòâåðãàåò èñòîëêîâàíèå Ïèñàíèÿ Ñâÿòûì Äóõîì, òîò, áåç âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, îòâåðãàåò è ñàìî Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå».

Êîíå÷íî, âñå ñêàçàííîå íå îçíà÷àåò, ÷òî ïðè ÷òåíèè Áèáëèè íàì ñëåäóåò ïîëíîñòüþ îòêàçàòüñÿ îò ñâîåãî ðàçóìà. Íåò, ñàìîñòîÿòåëüíî ìû òîæå äîëæíû äóìàòü, äîëæíû ñòàðàòüñÿ ñâîåé ãîëîâîé, ñâîèì ñåðäöåì ïîíÿòü ñìûñë íàïèñàííîãî â Áèáëèè, íî òîëüêî äåëàòü ýòî íóæíî îñòîðîæíî, íå ñëèøêîì ïîëàãàÿñü íà ñâîé óì è ïîñòîÿííî ñâåðÿÿ ñâîè âûâîäû ñ òîëêîâàíèåì ñâÿòûõ îòöîâ, ñòàðàÿñü óñâîèòü ñåáå èõ ïîíèìàíèå Ïèñàíèÿ, èõ îáðàç ìûñëåé.

Íàêîíåö, ÷åòâåðòîå ïðàâèëî: äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîíèìàòü Ñâÿùåííîå Ïèñàíèå, íóæíî íå ïðîñòî ÷èòàòü è èçó÷àòü åãî, íî èñïîëíÿòü â ñâîåé æèçíè òî, ÷òî òàì íàïèñàíî. Òàéíû Áîæèè èìåþò ñëåäóþùóþ îñîáåííîñòü: îíè ïîñòèãàþòñÿ íå îäíèì òîëüêî óìîì ÷åëîâåêà, íî âñåì îáðàçîì åãî æèçíè. Èñòèííîå çíàíèå åñòü æèçíü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîçíàííîé èñòèíîé, ãîâîðèò ïðåïîäîáíûé Èîàíí Êàðïàôñêèé. Îäíî ëèøü òåîðåòè÷åñêîå çíàíèå, íå îïðàâäàííîå æèçíüþ, åñòü òîëüêî âèäèìîñòü, ëè÷èíà èñòèíû. Ê ëþäÿì îäíîãî ëèøü òåîðåòè÷åñêîãî çíàíèÿ ïðèìåíèìû ñëîâà àïîñòîëà Ïàâëà: «Êòî äóìàåò, ÷òî îí çíàåò ÷òî-íèáóäü, òîò íè÷åãî åùå íå çíàåò òàê, êàê äîëæíî çíàòü». Ìîæíî, íàïðèìåð, ìíîãî èçó÷àòü Áèáëèþ ñ òî÷êè çðåíèÿ ÷èñòîé íàóêè, êàê ôèëîëîãè èçó÷àþò àíòè÷íóþ ëèòåðàòóðó, Ãîìåðà èëè Âåðãèëèÿ, îäíàêî òàêîå âíåøíåå èçó÷åíèå íå ïðèáëèæàåò íàñ ê èñòèíå è íå ïðèâîäèò ê Áîãó. Âåäü íåðåäêî è àòåèñòû äëÿ ñâîèõ öåëåé èçó÷àþò Áèáëèþ, íî ðàçâå ïîìîæåò èì òàêîå èçó÷åíèå? Òàêæå è äèàâîë çíàåò, êîíå÷íî, òåêñò Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ, íî ïðè ýòîì îí äàëåê îò Áîãà è îò èñòèíû, êàê íèêòî äðóãîé.

Òàêèì îáðàçîì, íåïðåìåííûì óñëîâèåì ïðàâèëüíîãî èçó÷åíèÿ Ñëîâà Áîæèÿ ÿâëÿåòñÿ èñïîëíåíèå â ñâîåé æèçíè òîãî, ÷òî òàì íàïèñàíî. «Íå äîâîëüñòâóéñÿ, — ãîâîðèò ñâÿòèòåëü Èãíàòèé, — îäíèì áåñïëîäíûì ÷òåíèåì Åâàíãåëèÿ; ñòàðàéñÿ èñïîëíÿòü åãî çàïîâåäàíèÿ, ÷èòàé åãî äåëàìè. Ýòî — êíèãà æèçíè, è íàäî ÷èòàòü åå æèçíèþ». Òàêæå è ïðåïîäîáíûé Ìàêàðèé Åãèïåòñêèé ãîâîðèò, ÷òî Áîæåñòâåííûå Ïèñàíèÿ — ýòî êàê áû ïîñëàíèÿ, íàïèñàííûå öàðåì, â êîòîðûõ ñêàçàíî: «Ñòàðàéòåñü ñêîðåå ïðèéòè êî ìíå è ïîëó÷èòü îò ìåíÿ öàðñêèå äàðû» — è åñëè íå ïðèäåì è íå ïîëó÷èì, òî íå ïðèíåñåò íàì ïîëüçû ÷òåíèå ïîñëàíèé, à íàïðîòèâ, ñêîðåå áóäåì ïîâèííû ñìåðòè çà òî, ÷òî íå õîòåëè ïðèéòè.

Òàêîâû îñíîâíûå ïðàâèëà ÷òåíèÿ è èçó÷åíèÿ Áèáëèè. Åñëè ìû áóäåì èõ ïðèäåðæèâàòüñÿ, òî, íåñîìíåííî, òàêîå èçó÷åíèå ïðèíåñåò íàì âåëèêóþ ïîëüçó. Ñâÿòèòåëü Èîàíí Çëàòîóñò ãîâîðèò, ÷òî îò ÷òåíèÿ Ñâÿùåííîãî Ïèñàíèÿ äóøà ÷åëîâåêà ñòàíîâèòñÿ ñèëüíîé, îïûòíîé è ìóäðîé. Òàêàÿ äóøà ïðèáëèæàåòñÿ ê Áîãó è íåçàìåòíî ìàëî-ïîìàëó âîñõîäèò ïî ëåñòíèöå äóõîâíîãî ñîâåðøåíñòâà. Èòàê, ïðèëîæèì, áðàòèÿ è ñåñòðû, óñèëèÿ ê òîìó, ÷òîáû ÷èòàòü è èçó÷àòü Ñëîâî Áîæèå òàê, êàê íàó÷èëè íàñ ñâÿòûå îòöû, ÷òîáû è íàì ïðèáëèçèòüñÿ ê Áîãó, ÷òîáû è íàì ïîëó÷èòü îò Íåãî Áîæåñòâåííûå äàðû, è ñàìûé ãëàâíûé èç íèõ — äàð æèçíè âå÷íîé. Àìèíü.

    Источник