О пользе группы продленного дня
: Время прочтения:
Родители младших школьников, а особенно — родители первоклашек, задаются вопросом — стоит ли оставлять ребенка на продленку в школе?
В большинстве случаев с психологической точки зрения продленка «выгоднее» и детям, и родителям, при условии, что соблюдаются следующие условия:
- ребенку нравится воспитатель группы продленного дня, если это не так — будут постоянные конфликты и жалобы, ребенок не будет успешно выполнять домашние задания?
- вам и ребенку нравится, как организовано времяпрепровождение в продленке, ведь если у вас есть выбор, оставлять или не оставлять ребенка на продленке, то лучше выбрать лучшее из тех вариантов, которые есть.
Психологические плюсы продленки:
- Хорошая группа продленного дня однозначно повышает самостоятельность ребенка. Ответственность за домашние задания ложится во многом на его плечи, как это и должно быть. Ребенок вынужден учиться одеваться и раздеваться самостоятельно, ориентироваться в помещении школы, не выходить за ворота во время прогулки, эффективно общаться с одноклассниками и т.п. Иными словами, ребенок учится, в широком понимании этого слова, контролировать себя. Самостоятельность — такой же навык, как навык хождения или чтения. Научиться ему быстро с нуля — невозможно, нужно учиться постепенно, маленькими шажками. Продленка, в которой, с одной стороны, есть четкая структура и рядом всегда присутствует взрослый, готовый помочь, а с другой, в которой ребенок во многом должен сам за собой следить — идеальный первый шаг в воспитании самостоятельности и автономности.
- В группе продленного дня ребенок однозначно общается больше, чем дома. Это происходит и на прогулке, и в свободное время после выполнения уроков, как со взрослыми, так и с детьми. Это крайне важно, особенно в случае социально-тревожных детей, которые избегают общения, пока они не оказываются в ситуации, где необходимо общаться, хочется этого или нет.
- Во многих школах продленка до предела насыщена самыми различными кружками и дополнительными занятиями, зачастую теми же самыми, на которые вы бы и водили ребенка, вот только не хватает времени / лень идти / ребенок хотел бы, но боится, а за компанию пошел бы и т.д. Продленка включает в себя обязательную прогулку (на которую у многих не хватает времени или сил) и одновременно исключает трату времени за компьютером или телевизором. Таким образом, хорошая группа продленного дня не только формирует стабильный распорядок дня (что полезно гиперактивным, тревожным, социально-изолированным детям) и развивает психику и интеллект ребенка за счет разнообразия видов занятости, но и дает ребенку возможно участвовать в тех мероприятиях, на которые вы противном случае ребенку времени бы не хватило.
- Родители часто отдают ребенка на продленку, чтобы избежать дома конфликтов (и правильно делают!). В задачи родителей детей, посещающих продленку, реже входит выполнение или проверка домашнего задания, а также им нужно меньше волноваться о том, чтобы вовремя покормить и отвести на занятия. Все это — типичные ситуации, в которых младшие школьники конфликтуют с родителями, и которые не возникают (или возникают, но хотя бы в меньших количествах) в тех случаях, когда ребенок посещает продленку. Многие родители возражают: «Но тогда я буду проводить совсем мало времени с ребенком!» Да, это безусловно так, но не лучше ли проводить мало времени, зато в удовольствие, за чтением книг, играми, прогулками и пр., нежели чем за «стоянием с палкой» над ребенком?
- Главное, о чем родители забывают в размышлениях о продленке — это о самих себе. Мы так хотим сделать «как лучше ребенку», что забываем, что ребенку не бывает хорошо, если плохо его родителям. Что вам будет легче? Как вам будет удобнее? Что кажется вам более справедливым и эффективным не по отношению к ребенку, а по отношению к вам?
Часто, все вышеперечисленные доводы упираются в то, что родителям страшно и тревожно оставить ребенка на продленке. Опасения у всех свои: «не сделает домашку, потом придется ночью доделывать», «пойдет на улицу без шапки», «потеряется» и т.д.
Если единственная причина, по которой вы не отдаете ребенка на продленку — ваша тревога за него, спросите себя: о чем тревога — о каких-то фактах, или же о будущем, которые вы предсказываете в самых черных тонах? Как с вашей точки зрения ребенок преодолеет объективные трудности (например, научится сам делать уроки) или обучится важным навыкам (например, аккуратно и правильно одеваться или общаться с людьми), если вы ему будете постоянно помогать? На самом ли деле обеднеет ваше общение, если ребенок будет на 3-4 часа в день больше проводить не с вами?
Можно ли оставить его на пару часов на один месяц, и лишь затем принимать окончательное решение?
Получайте новые статьи раз в неделю:
Электронная почта:*
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Сейчас подавляющее большинство младшеклассников ходит в продленку. Когда я встречаю своего внука после уроков (он пошел во второй класс), вместе с ним выходит несколько человек. Остальные ребята остаются в школе до вечера.
Понаблюдав за детьми и поговорив со взрослыми, я смогла составить себе представление о продленке в ее нынешнем виде, о ее преимуществах и недостатках. Расскажу вам о них, а вы еще раз подумаете, стоит ли отдавать ваше чадо в группу продленного дня или все-таки забирать домой.
Итак, плюсы продленки:
-ребенок под присмотром и родители свободны;
-там учат уроки, причем делают это довольно быстро и организованно. Если учитель, ведущий группу, ответственно относится к своим обязанностям, он очень хорошо помогает детям. Сразу снимается несколько проблем. Родителям не нужно заставлять, уговаривать, следить за выполнением заданий, а также беспокоиться о том, с какой клеточки начать и как что-то важное подчеркнуть. Все под контролем специалиста. Тут, правда, есть еще одно “если”. Не в каждой продленке учат уроки, и тогда ситуация только усугубляется. Если ребенок сам уроки не сделал, ему приходится садиться за них вечером, а это ужас, ужас, ужас;
-удобно посещать школьные кружки и секции. Не надо бежать домой обедать и переодеваться, перекусывать на ходу, догонять троллейбус или искать место парковки (знакомо всем, кто водит детей на кружки, не правда ли?) Все на месте.
Теперь минусы:
-за продленку надо платить. Количество бесплатных групп исчезающе мало. Слышала недавно, что в какой-то школе осталась бесплатная продленка, но только в гимназическом первом классе, со второго – плати. Суммы, вроде бы божеские, но для кого-то и такая финансовая нагрузка ощутима, а если сложить ее с оплатой дополнительных занятий (всевозможных секций, бассейнов, клубов и кружков), то выходит вполне круглая цифирь;
-за день, проведенный в школе, ребенок очень устает. Представьте себе, что вас поместили в некое закрытое пространство и заставили находиться в нем с 8-30 утра до 5 вечера. Там вы должны или неподвижно сидеть за партой, или носиться в компании сотоварищей. Все это под несмолкаемый гул голосов, окрики учителей, в присутствии множества детей. Изредка вас выводят из этой резервации в спортивный зал, на улицу, в столовую. Не знаю, как у вас, а у меня точно голова к вечеру распухнет. На детях все это сказывается не сразу, а постепенно, незаметно и потом проявляется в виде усталости и неврозов;
-казенная еда. К ней, как и вообще к пище, все люди относятся по-разному. Кто-то метет все подряд, кто-то на дух не переносит. Известно, что качество еды в школьной столовой зависит только от степени окаянства поваров. Так что тут как повезет.
Есть еще несколько пунктов, которые могут быть как плюсом, так и минусом в зависимости от организации продленки. Про подготовку уроков я уже упомянула.
Прогулки. В прошлом году бабушка Диминой одноклассницы рассказывала мне, что внучка вообще не видит солнечного света. Только из окошка школы. Когда зимой они идут на уроки, то солнца еще нет, возвращаются домой – уже нет. Потому что в холодное время года с детьми не гуляли. Хотя во многих школах прогулка на свежем воздухе в продленке обязательна, и это им в зачет.
Общение. Многие родители считают, что их детям очень полезно как можно больше общаться со сверстниками. Безусловно, общение – самая важная часть жизни школьников, они-то лишь для этого в школу и ходят. Но, согласитесь, во всем нужна мера. Целый день в окружении “братьев по разуму” – это не всегда полезно. Устанешь от них, пожалуй.
Я прекрасно понимаю, что для огромного числа семей продленка – единственно возможный вариант. Но если выбор все-таки есть, стоит подумать. Оно вам точно надо?
Доклад на родительском собрании
Тема: “Зачем нужна группа продленного дня.”
Ритм современной жизни заставляет нас очень много времени уделять своей работе, поэтому ребенок часто находится один на один со своими проблемами. Чтобы заполнить пустоту, окружающую его и не допустить негативного влияния улицы были созданы группы продленного дня.
Решение создавать группу продленного дня или нет каждая школа принимает самостоятельно. Поскольку правительство России не обязывает все школы создавать группы продленного дня.
На сегодняшний день группы продленного дня есть практически в каждой школе, родители могут отдать туда ребенка после учебы и забрать в 5-6 часов вечера, когда вернутся с работы.
Группа продленного дня может состоять как из детей одного класса, из целой параллели, из детей разных классов.
С 2014 года “продленку” переименовали в “группу социально- педагогического развития”, но тем не менее ее функции остаются прежними.
Чем же занимаются дети в группе продленного дня?
В группе продленного дня дети занимаются внеурочной деятельностью, учатся самостоятельно выполнять домашнее задание и просто весело проводят время.
Выполнение домашних заданий – обязательное условие пребывания детей в ГПД. В целом за время обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, предпосылки для широких познавательных возможностей; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.
Преимущества группы продленного дня:
1. За то, чтобы отдать ребенка на занятия в продленку, нужно заплатить гораздо меньшую сумму, чем если нанять ему няню. При этом, большую часть времени дня ребенок будет проводить в школе. И общаться другими детьми. А не только лишь с няней.
2. Педагоги ручаются за безопасность ребенка в школе. Учебные заведения России охраняются Частными Охранными Предприятиями. Это значит, что ваш ребенок будет в безопасности во время обучения в продленке.
3. Ребенок социализируется.
4. Ребенка кормят здоровой пищей.
5. Ребенок проводит много времени на свежем воздухе. А не за компьютером, как было бы, если бы он пошел домой после уроков.
6. С ребенком учат домашнее задание. А это значит, что вам не придется тратить время на совместное выполнение д/з дома.
7. Ребенок привыкает жить в обществе. Он учится заводить друзей. И обретать новые знакомства.
Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Интересно то, что дети, посещавшие «продленку», сохранили о ней только добрые и хорошие воспоминания и, повзрослев, очень хорошо отзываются о группах продленного дня.
Группа продленного дня есть практически в каждой школе России. Она была создана для того, чтобы родители могли отдать в нее ребенка после учебы. И забрать его чуть позже – в 5-6 часов вечера. В то время, когда они вернутся с работы.
Давайте разберемся в том, для чего нужна группа продленного дня. И узнаем, чем педагоги занимаются в ней с детьми.
О группе продленного дня
В законодательстве России не указан термин, который бы описывал понятие “группа продленного дня”. Однако, известно, что с 2014 года “продленка” получила новое название. Теперь ее именуют “группой социально-педагогического развития”.
Несмотря на смену названия, “продленка” сохранила свои прежние функции. В ней дети остаются после основных занятий в школе. Занимаются внеурочной деятельностью, выполняют д/з, или просто весело проводят время. Это зависит от типа продленки.
Отдавать в группу продленного дня можно не только тех школьников, которые учатся в младших классах. В ней могут заниматься и дети более старшего возраста. Те, которые учатся в средней школе.
Продленка принимает к себе детей с первого по восьмой класс. Школьников с семи до четырнадцати лет.
Учитывайте, что группы продленного дня в вашей школе может и не быть
Группы продленного дня существуют далеко не во всех школах Российской Федерации. Решение о том, создавать продленку или нет, учебное заведение принимает самостоятельно. Обязать школу сделать это местное министерство образования не может.
Типы групп продленного дня
Существует два типа групп продленного дня:
- “Продленка” с дополнительным образованием. В рамках нее, дети учат домашнее задание. Развивают свой интеллект, занимаются с учителями внеурочной деятельностью. Читают книги. Пишут сочинения. Учат стихи. И так далее.
- “Продленка”, в рамках которой дети весело проводят время. Но не занимаются внеурочной учебной деятельностью. В рамках работы продленки этого типа, ребенок занимается исключительно своими делами. Преподаватели не имеют права указывать ему, что делать. Они только приглядывают за ребенком. А также контролируют соблюдение дисциплины в группе.
Стоимость группы продленного дня в России
В каждом регионе цена на обучение в группе продленного дня – разная. В Москве и Санкт-Петербурге она, конечно, будет выше, чем в регионах РФ.
Поскольку правительство России не обязывает все школы создавать группы продленного дня, оно и не выделяет финансирование на эту деятельность. Поэтому внеурочные занятия, скорее всего, будут платными. Их стоимость будет зависеть от города, в котором расположена школа. От ее статуса. А также от цен на еду в столовой.
В Москве стоимость группы продленного дня колеблется в диапазоне от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц. В регионах цена продленки может быть меньше. Она может составлять две-три тысячи рублей в месяц.
Для некоторых категорий детей продленка может предоставлять услуги бесплатно
В школах группа продленного дня может быть бесплатной. Эта льгота предоставляется всего двум категориям детей. Тем, которые живут в многодетной семье. И тем, которые живут в малоимущей семье.
Однако, не стоит рассчитывать на то, что в вашей школе есть подобные льготы. Некоторые недобросовестные образовательные учреждения не учитывают статус семьи при приеме ребенка в продленку. И могут заставить платить даже в том случае, если у вас многодетная или малоимущая семья.
В группе продленного дня платное питание
Если хотите, чтобы вашего ребенка кормили во время нахождения в продленке, придется платить деньги. За обед вам придется отдавать около ста рублей в день. А за полдник – около тридцати рублей в день.
То есть, помимо того, что вы платите от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц за саму продленку, вам нужно будет платить по 130 рублей в день за еду. То есть, к сумме прибавляется еще около 3.900 рублей в месяц.
Итоговая стоимость продленки с учетом трат на еду может составлять от 4.900 рублей до 10.400 рублей в месяц.
Права и обязанности педагогов в группе продленного дня
Права и обязанности педагогов могут варьироваться в зависимости от того, какой тип продленки вы выбрали. Тот, в рамках которого школьник занимается внеурочной деятельностью. Или тот, в рамках которого за школьником просто наблюдают преподаватели.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой ребенок просто занимается своими делами?
Если вы выбрали тот тип продленки, в которой ребенок просто проводит свое время, то у педагогов практически отсутствуют какие-либо обязательства перед детьми. Они не должны заставлять школьника выполнять домашнее задание. Они не должны проверять его уроки. Заставлять читать. Учить стихи. И так далее.
Единственное, что должен делать педагог в продленке подобного типа – следить за соблюдением дисциплины в группе. Не допускать возникновения конфликтов. И делать все для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время нахождения в группе продленного дня.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью?
На продленке, в рамках которой дети занимаются учебной деятельностью, на преподавателей возложена большая ответственность. Они должны учить со школьниками уроки. Проверять их домашнее задание. И помогать справиться с тяжелыми задачами, упражнениями в рамках д/з.
Существуют и такие виды продленки, в которых для детей организовывают дополнительные занятия. В зависимости от типа школы, они могут быть как платными, так и бесплатными.
Если школа предоставляет детям возможность посещать факультативы бесплатно, то, соответственно, платить деньги не нужно. Если же дополнительные занятия платные, то вам нужно будет заключить контракт со школой. И ежемесячно оплачивать факультативы, отправляя учебному заведению деньги на расчетный счет.
Как формируют группы детей в продленке?
В группе продленного дня могут заниматься дети из параллельных классов. Но чаще всего их стараются формировать из школьников, которые учатся в одном классе. Тех, которые уже знакомы друг с другом.
Существуют группы продленного дня, в которые входят дети разных возрастов. Например, в одной продленке находятся школьники, которые учатся в младших классах. И ученики средней школы.
От разновозрастных групп рекомендуем отказаться. Маленькие дети вряд ли смогут поладить со “старшеклассниками”. Поскольку последние будут их обижать. А это может нанести вашему ребенку психологическую травму.
Расписание, по которому работает продленка
Мы подготовили универсальное расписание, которое применяется в продленках большинства российских школ.
Важно! Расписание в конкретно вашей продленке может немного отличаться от того, которое мы приведем. Однако, по большинству пунктов оно будет совпадать.
В рамках занятий в группе продленного, дети придерживаются следующего режима дня:
- С 12.00 до 12.10 группа продленного дня принимает детей. И группирует их по партам.
- В 12.10 дети выходят на улицу. Гуляют, играют друг с другом. Прогулка длится до 13.10.
- В 13.30 дети идут в столовую. Педагоги дают им полчаса на то, чтобы покушать.
- В 14.00 дети возвращаются в учебный класс. Они читают книги (по желанию). Учат стихи. Гуляют по кабинету и играют со своими друзьями. Это продолжается до 15.00.
- В 15.00 дети садятся учить уроки (если это тот тип продленки, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью). Учителя проводят с ними различные физкультминутки. И следят за тем, чтобы детям было комфортно учиться. Это продолжается до четырех часов дня.
- В 16.00 детям дается свободное время. Они играют друг с другом. Разговаривают. Занимаются своими делами. Слушают музыку. Бегают, прыгают. Также, в это время преподаватели могут начать проводить викторины и организовывать игры (наличие или отсутствие этих развлечений зависит от типа продленки). Так продолжается до 17.00.
- В 17.00 детей снова выводят на улицу. Они гуляют и играют. Прогулка длится до 18.00.
- В 18.00 родители должны забрать ребенка из продленки.
Преимущества группы продленного дня
У продленки есть ряд важных преимуществ:
- За то, чтобы отдать ребенка на занятия в продленку, нужно заплатить гораздо меньшую сумму, чем если нанять ему няню. При этом, большую часть времени дня ребенок будет проводить в школе. И общаться другими детьми. А не только лишь с няней.
- Педагоги ручаются за безопасность ребенка в школе. Учебные заведения России охраняются Частными Охранными Предприятиями. Это значит, что ваш ребенок будет в безопасности во время обучения в продленке.
- Ребенок социализируется.
- Ребенка кормят здоровой пищей.
- Ребенок проводит много времени на свежем воздухе. А не за компьютером, как было бы, если бы он пошел домой после уроков.
- С ребенком учат домашнее задание. А это значит, что вам не придется тратить время на совместное выполнение д/з дома.
- Ребенок привыкает жить в обществе. Он учится заводить друзей. И обретать новые знакомства.
На портале Vikids вы можете:
Выбрать школу ребенку
Пообщаться с другими родителями на форуме.
Посмотреть местоположение школ.